Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чинопоследование литургии оглашенных
Начало литургии оглашенных. Начальный возглас священника; великая ектения; антифоны. После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: " Во гробе плотски, во аде же о душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный". Затем диакон, читая 50-й псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю. После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение перед ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы. Священник, подняв руки горе, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: " Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй..." (один раз) - и прославляет Господа ангельским славословием: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (дважды). Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение службы: " Господи, уотне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". Затем священник целует Евангелие (на практике - Евангелие и престол), а диакон - престол. 1. Со дня Святой Пасхи до ее отдания " Слава в вышних Богу..." предваряется чтением не " Царю Небесный", а " Христос воскресе..." (трижды), " Царю Небесный" читается со дня Святой Троицы. 2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же (один) целует Евангелие, но все сослу-жащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно. Далее диакон, наклонив главу пред священником и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: " Время сотворити Господеви. Владыко, благослови". Священник, благословляя диакона, говорит: " Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков". Диакон, получив благословение от священника, испращивает его молитв о себе: " Помолися о мне, владыко святый". Священник: " Да исправит Господь стопы твоя". Диакон: " Помяни мя, владыко святый". Священник: " Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков". Диакон произносит: " Аминь". Поклонившись священнику, он выходит на солею северными дверьми. Став.против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется, молясь тайно: " Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". И далее диакон, воздев руку с орарем, произносит возгласно: " Благослови, владыко". Священник, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас литургии: " Благословена Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков". Хор (лик): " Аминь". Этот начальный возглас (и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии. В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется " Христос воскресе..." со стихами " Да воскреснет Бог..." От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется " Христос воскресе..." (трижды) без стихов. На время пения " Христос воскресе..." царские врата открываются. По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению. Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений " Господи, помилуй", " Подай, Господи". Ектений разделяются на несколько видов. Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания. Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении. Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами " Рцем вси..." (с первого прошения) или " Помилуй нас, Боже" (с третьего прошения). Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами "...у Господа просим". Она начинается словами " Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви". Ектения об усопших начинается с прошения: " Помилуй нас, Боже, по ведущей милости Твоей...", " Еще молимся о упокоении... " 3. Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется к горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь. Диакон начинает следующими словами великую ектению: " Миром Господу помолимся... " (смотри Служебник). 1. В словах великой ектонии " Миром Господу помолимся... верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, то есть примирившись друг с другом, простив взаимные обиды. 2. В великой ектении подробно перечисляются наши прошения к Господу, но главным содержанием всех ее прошений является молитва о мире всего мира. Священник к общей молитве ектении присоединяется в молитве первого антифона[45] и просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся и в нем исполнил их Своих щедрот и милостей: " Господи, Боже наш, Его же держава несказанна..." При служении без диакона священник читает эту молитву после прошения " Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную... " (поэтому хор поет медленно " Тебе, Господи" ), а не после возгласа, так как возглас есть заключительная часть тайной молитвы. Так же читаются молитвы 2-го и 3-го антифонов. Молитва 1-го антифона заканчивается возгласом священника " Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". Диакон после возгласа священника и поклона (во время пения 1-го антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя перстами правой руки. После великой ектении поются антифоны, которыми в воскресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы 102-й и 145-й. Эти псалмы пророчески изображают милости Божии, явленные роду человеческому, особенно через Воплощение Сына Божия. Хор поет 1-й антифон 102-го псалма: " Благослови, душе моя Господа... " По окончании пения антифона диакон снова становится против царских врат, и, совершив поклонение, произносит малую ектению. Диакон: " Паки и паки миром Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй " (и т.д.) Во время произнесения малой ектении священник в тайной молитве 2-го антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь. " Господи, Боже наш..." Священник заканчивает молитву 2-го антифона возгласом: " Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". Диакон во время пения 2-го антифона также отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя. Хор поет 2-й антифон (псалом 145-й): " Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душе моя, Господа... " Тотчас же после 2-го антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выражает православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения: " И ныне... - Единородный Сыне..." По окончании пения 2-го антифона и " Единородный Сыне..." диакон становится снова против царских врат и произносит вторую малую ектению: " Паки и паки миром Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй". По окончании ектении диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а священник в молитве 3-го антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной: " Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы..." В заключение священник возглашает: " Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". И далее - Блаженны, или 3-й антифон. В это время открываются царские врата для малого входа. Хор: " Во Царствии Твоем помяни нас, Господи..." Примечание: 1. Помещенные здесь антифоны называются изобразительными и поются в дни воскресные, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: " песнь от канона на Блаженнах"; в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников. 2. 3-й антифон составляет Блаженны. Он начинается словами исповедания благоразумного разбойника: " Во Царствии Твоем... " Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блежени из Октоиха. 3. Эти тропари служат подтверждением примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству. 4. В воскресные дни число тропарей Блажени бывает не более двенадцати и не менее восьми. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на восемь из Октоиха, если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на шесть из Октоиха, и на четыре из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то на четыре из Октоиха и на восемь из Минеи (каждому на четыре). 5. Если святому не положены Блаженны, то тропари - на шесть из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи на шесть. Если случится святой со славословием, полиелеем, бдением, то тропари на восемь из Минеи. 6. Тропари на Блаженнах чередуются в следующем порядке: На 12-м - Блажени нищии духом... Блажени плачущии... На 10-м - Блажени кротции... Блажени алчущии и жаждущие... На 6-м - Блажении миротворцы... Блажени изгнани... На 4-м -Блажени есте, егда поносят вам... Радуитеся и веселитеся... " Слава" - тропарь канона. " И ныне" - Богородичен канона. 7. В праздники Господни (двунадесятые): Рождество Христово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честнаго Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в Минеях месячных или в праздничной, или же в Триодях, 8. Праздничные антифоны состоят из стихов, псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним. Например: в первом антифоне за каждым стихом следует припев: " Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас"; во втором антифоне припев: " Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы... во Иордане крестивыйся.., " и т.д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: " Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа" (один раз). На " Слава, и ныне" поется песнь " Единородный Сыне... " На третьем антифоне за каждым стихом - тропарь празднику, 9. В седмичные дни поются антифоны вседневные, помещенные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах из канона и состоят из стихов псалмов 91-го: " Благо есть исповедатися Господеви..." и 94-го: " Приидите возрадуемся Господеви..." 10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней: к стихам 1-го антифона - " Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас"; 2-го антифона - " Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас"; 3-го антифона - " Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа". Малый вход Во время пения 3-го антифона, или Блажени (если день воскресный или праздничный), отверзаются царские врата. Священник и диакон, стоящие пред престолом, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, а диакон - престол. Затем священник берет Евангелию, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны, проходят через горнее место и выходят на солею северными дверьми, в предношении свещеносцем свечи. Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее, оба священнослужителя преклоняют главы, и диакон тихо произносит: " Господу помолимся", а священник читает про себя молитву входа., в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход ангелов, им сослужащих и сославословящих Божию благость: " Владыко Господи, Боже наш..." По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: " Благослови, владыко, святый вход". Священник, благословляя, произносит: " Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков". После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, держащую Евангелие, кланяется священнику. По окончании пения антифона диакон, стоя впереди священника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест и велегласно произносит: " Премудрость, прости". Словом " Премудрость" молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом " прости" (стойте прямо! ) внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях литургии сокровенную в них Божию Премудрость. Хор: " Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (в воскресенье), пощия Ти: аллилуиа (единожды). 1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после " Премудрость, прости" диакон произносит еще " входное", то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию. 2. После входного стиха не поется " Приидите, поклонимся…", а поются тропарь и кондак празднику. 3, Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса: Христа на проповедь. 4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: " Приидите, поклонимся..." 5. В седмичные дни вместо "...воекресый из мертвых..." поется "...во святых святых Дивен сый...", а в праздничные Богородичные (по широко распространенной практике, не подтверждаемой, однако, Уставом): " Молитвами Богородицы..."; в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова: "... рождейся от Девы...", Крещения Господня: "...во Иордане крестивыйся" и т.д. Священнослужители во время пения " Приидите, поклонимся..." входят в алтарь, диакон полагает Евангелие-на престол. Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу, благословляет свещеносца, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол. Хор поет тропари и кондаки. 1. Вход с Евангелием называется малым, в отличие от великого входа, быващего на литургии верных, когда совершается перенесением Честных Даров с жертвенника на престол. 2. Кондак и тропарь - песнопения, кратко и образно выражащие сущность праздника или жизни святого. Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы: 2, 3, 4, 5, 12, 13, 15). Например, " Аще в неделю случится святой с бдением": тропарь воскресен и Богородице (если храм Ее) и святому, далее - кондак воскресен; на " Слава" - кондак святого; на " И ныне" - кондак Богородице (храма). В воскресные и праздничные дни петь кондак " Со святыми упокой" не положено. Не полагается также во время пения тропарей и кондаков возглашать " Во блаженном успении" и петь " вечную память". Это можно сделать по заамвонной молитве или, лучше, на панихиде. Трисвятое По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял Трисвятую песнь и от наших уст, от нас смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телеса и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни. " Боже Святый, Иже во святых почиваяй…" Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется '" Елицы во Христа крестистеся..." или " Кресту Твоему... " Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на " И ныне", диакон, приклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: " Благослови, Владыко, время Трисвятаго". Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: " Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно". Диакон, испросив у священника благословение на время Трисвятого, становится в царских вратах лицом к молящимся и, показуя орарем на икону Спасителя, а затем обращаясь (от иконы Спасителя) к иконе Богоматери и далее к престолу, возгласно произносит, доканчивая возглас священника: И во веки веков.Хор: " Аминь". Далее диакон отходит от царских врат и становится рядом с священником, с правой стороны его, около престола. Хор: " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" (трижды). " Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь". " Святый Безсмертный, помилуй нас". " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" (За архиерейской службой Трисвятое поется семь раз). 1. В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни пасхальной седмицы и в ' Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: " Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся, аллилуиа". 2. Этот стих вместе с " аллилуиа" поется в воспоминание обычая Древней Церкви совершать таинство Крещения оглашенных в эти дни. 3. В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: " Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим". Во время пения хором Трисвятого священнослужители также читают Трисвятое трижды (во время пения " Елицы" или " Кресту Твоему" читать надлежит эти песнопения), благоговейно совершая при этом троекратное поклонение пред престолом, после чего диакон, обращаясь к священнику, говорит ему: " Повели, владыко"; целует престол и отходит через южную (правую) сторону престола к горнему месту, становясь там лицом к молящимся. Священник также целует престол и отходит к горнему месту, произнося: " Благословен Грядый во имя Господне". Затем диакон обращается к священнику со словами: " Благослови, владыко, горний престол". Священник, благословляя горнее место, говорит: " Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков". И становится с южной стороны престола также лицом к молящимся. Чтение Апостола и Евангелия В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на. горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола.[46] Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями. Диакон возгласно произносит: " Вонмем" (будем внимательны). Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: " Мир всем" (как необходимое условие для слушания слова Божия). Чтец: " И духови твоему" (то есть: " и тебе также мы желаем мира" ). Диакон: " Премудрость" (будем внимательны, ибо следуемое чтение - премудрость). Чтец и хор: (попеременно) (Прокимен, например, воскресный 1-го гласа). " Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя". 1. Прокимном (греч.-предлежащий) называется краткий стих, предшествующий чтению Священного Писания и взятый обычно из стихов псалма, применительно к суточному или праздничному богослужению:; он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника. 2. Прокимен полностью поется дважды, а в третий раз первая половина прокимна произносится чтецом, а вторая поется хором. 3. Если положено петь два прокимна, то первый поется дважды, а второй - один раз. 4. В воскресные дни поется прокимен воскресный родового гласа. Если случится в воскресенье двунадесятый Господний праздник, то поется только прокимен празднику. 5. Если же в воскресенье случится Богородичный праздник, или святого, или отдание двунадесятого праздника, то прокимен воскресный поется дважды, а празднику - один раз. 6. В седмичные дни поется или один прокимен - дню, или прокимны дню и святому, или же один прокимен празднику (двунадесятому). Причем когда поется прокимен дню и святому, то в субботу сначала дважды поется прокимен святому, а потом один раз дню. В остальные дни седмицы, наоборот, сначала ~ дню (дважды), а потом (один раз) - святому. (Прокимны содержатся в конце Служебника и Апостола, а также в Минее, Триоди и Октоихе). После пения прокимна диакон возглашает: " Премудрость". Чтец произносит: " К Римляном Послания святаго апостола Павла чтение", или: " Соборнаго Послания Иаковля чтение", или: " Деяний святых апостол чтение" и т.д. (смотря по тому, какое чтение положено). Диакон: " Вонмем". Чтец читает Апостол. Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам и весям (селениям), куда они были посланы Спасителем. Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предваряется словами: " Во дни оны..."; если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом: " Братие..."; если из Пастырских его посланий, то: " Чадо Тимофее..." или " Чадо Тите..."; если из Соборных посланий, то большей частью: " Возлюбленный…", (иногда) " Братие..." Во время чтения Апостола и пения аллилуария диакон, взяв кадильницу и получив благословения на каждение от священника, кадит престол, алтарь, иконостас, а также священника, затем читающего Апостол, лик (хор) и всех молящихся. Для каждения иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами. Это каждение фимиама совершается в знаменованне благодати Святого Духа, которая сходит в сердце молящихся, с благоговением слушающих слово Божие. По утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого Апостола. Но правильнее кадить на аллилуарии, который является своего рода прокимном к Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуария и петь " Аллилуиа" надлежит возгласно и торжественно. Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред чтением Евангелия на литургии поется " Аллилуиа". " Аллилуиа" есть песнь, прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю. Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный Апостолам по благодати учительства. Священник (по прочтении Апостола): " Мир ти". Чтец: " И духови твоему". Диакон: " Премудрость". Чтец и хор: " Аллилуиа" (трижды). Чтец велегласно читает аллилуарий, а хор поет " Аллилуиа" после каждого стиха. Во время пения аллилуария перед чтением Евангелия священник тайно читает молитву (испрашивая у Бога для себя и молящихся разумения евангельских слов, страха блаженных заповедей - к попранию похотей и утверждению в духовной жизни): " Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко..." По прочтении священником молитвы перед чтением Евангелия диакон подходит к нему, приклоняет главу и, показуя орарем на Евангелие (на престоле), говорит тихо священнику: " Благослови, владыко, благовестителя Святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия)». Священник, благословляя его, произносит тихо: " Бог, молитвами святаго, славного, всехвального апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествущему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа". С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту. Диакон, сказав: " Аминь", поклоняется Евангелию и, принимая Евангелие из рук священника целует его руку. Затем диакон обносит Евангелие вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает Евангелие для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. Однако, при чтении " Благослови, владыко, благовестителя..." и " Бог молитвами..." в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо через царские врата, не обходя престол. Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со свечой и ставит свечу перед аналоем (или становится с ней у аналоя), а хор заканчивает аллилуарий. На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой полагает на аналой конец ораря, кладет на него Евангелие и раскрывает его. 1. В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по обычаю сделав с ним выход на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, держа его обеими руками, на амвоне возглашает: " Благослови, владыко, благовестителя...", приклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончатся возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит: " Бог, молитвами, святаго, славного..." и рукой благословляет диакона. Диакон говорит: " Аминь", полагает Евангелие на аналое и раскрывает его для чтения. Если служба совершается соборне, то предстоятель стоит на горнем месте, второй священник подает Евангелие диакону, который несет Евангелие чрез горнее место, дав его целовать предстоятелю, и исходит на амвон. Если служит один священник без диакона, то он читает Евангелие на престоле и по окончании чтения поставляет Евангелие на горней стране престола. Возглашения " Благослови, владыко" и " Бог молитвами…" при этом опускаются. 2. Слова " силою многою..." заканчивают моление о ниспослании силы свыше к действительному и благоуспешному принятию в сердца молящихся евангельского благовестия. 3. За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу. Зажженная свеча знаменует свет евангельского учения. 4. " На литургии в Великую Субботу поется не " Аллилуиа", а поется (на 7-й глас) стих 81-го псалма (обычно перед Плащаницей): " Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех". (Во время этого пения священнослужители переоблачаются в светлые одежды). Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: " Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем". Хор: " И духови твоему". Диакон: " От Матфея Святаго Евангелия чтения" (или из Другого евангелиста, - смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение). Хор: " Слава Тебе, Господи, слава Тебе". Священник: " Вонмем". 1. Если служат два диакона, то диакон, который но читает Евангелию, произносит: " Премудрость, прости", и " Вонмем". 2. Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры (надевают их по прочтении Евангелия). Диакон читает Евангелие. Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с приклоненными главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию. Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: " Мир ти, благовествующему". Хор: " Слава Тебе, Господи, слава Тебе". По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закрывает, берет его и орарь с аналоя, подносит Евангелие к царским вратам и передает его священнику, целуя его руку. Священник, приняв Евангелие, целует его и поставляет на горней стране престола, выше антиминса. Далее он благословляет свещеносца (и закрывает царские врата). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1761; Нарушение авторского права страницы