Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сугубая ектения раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных
Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую ектению. (Если служит священник один, то он сам говорит ектению). Диакон: " Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем". Хор: " Господи, помилуй". Диакон: " Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй". Хор: " Господи, помилуй". Диакон: " Помилуй нас, Боже, по велицей, милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй". Хор: " Господи, пожалуй" (трижды). Диакон: " Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем Клименте (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей". Хор: " Господи, помилуй". Во время прошения о властях церковных священник читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям щедроты Свои: " Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб…" Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса. Диакон: " Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте". Хор: " Господи, помилуй" (трижды). Диакон: " Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем". Хор: " Господи, помилуй" (трижды). Диакон: " Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (в монастыре: и создателех святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных". Хор: " Господи, помилуй" (трижды), Диакон: " Еще молимся о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, оседающих от Тебе великия и богатыя милости". Хор: " Господи, помилуй" (трижды). Священник: " Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". По церковной практике к сугубой ектении добавляется (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам прихожан): " О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их" и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносит: " Господу помолимся", хор: " Господи, помилуй", и читается священником молитва, например, о болящем. Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении читается ектения об усопших, при открытых царских вратах.[47] Диакон: " Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй". Хор: " Господи, помилуй" (трижды). Диакон: " Еще молимся о упокоении души (душ) усопшаго (-шия, -ших) раба (-ы, -ов) Божия (-ей, -их) (имена рек) и о еже проститися ему (-ей, -им) всякому прегрешению, вольному же и невольному". Хор: " Господи, помилуй" (трижды). Диакон: " Яко да Господь Бог учинит душу (души) его (-ея, -их), идеже праведнии упокояются", Хор: " Господи, помилуй" (трижды). Диакон: " Милости Божия, Царствия Небесного и оставления грехов его (-ея, -их) у Христа, Бессмертнаго Царя и Бога нашего, просим". Хор: " Подай, Господи". Диакон: " Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй". Священник читает (тайно или возгласно) молитву: " Боже духов и всякия плоти..." Возглас: " Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (-шия, -ших) раба (-ы, ов) Твоего (-ея, -их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению об оглашенных: " Помолитеся, оглашеннии, Господеви" (см. Служебник). Молитвой об оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы Он огласил словом истины тех, которые еще не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей Церкви, помиловал и сохранил Своею благодатию. Во время чтения этой ектении оглашенные приклоняют главы, чтобы принять благословение Божие, которое священник испрашивает им в молитве об оглашенных. (Начиная: с этой молитвы, тексты тайных молитв на литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого отличаются). На литургии св. Иоанна Златоуста: " Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренный призираяй..." На литургии св. Василия Великого: " Господи Боже наш, Иже на небесех живый.., " По окончании тайной молитвы священник возглашает: " Да и тип с нами славят прочестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". Молитвы об оглашенных имеют отношение и к верным: они внушают и им проверить свою совесть, достойны ли они присутствовать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии верных. В Служебнике после возгласа " Да и тии с нами..." есть указание: " Священник простирает антиминс", т.е. открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой, часть антиминса. По принятой в настоящее время практике, илитон и три стороны антиминса раскрываются во время сугубой ектении - при прошении о властях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении об оглашенных - при прошении " Открыет им Евангелие правды", а во время возгласа " Да и тии с нами..." священник делает губкой (находящейся в антиминсе) крест над антиминсом и, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс. Диакон: " Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите! Елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй". Возглашением диакона " Оглашеннии, изыдите..." заканчивается вторая часть литургии - литургия оглашенных. ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ Понятие о литуигии верных Литургией верных называется третья, самая важная часть литургии, на которой Честные Дары; приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христову и возносятся в спасительную для людей жертву Богу, а затем преподаются верным для причащения. Эта часть литургии получила название литургии верных оттого, что присутствовать при ее совершении и приступать к причащению Святых Тайн могут только верные, то есть лица, принявшие православную веру чрез таинство Крещения и оставшиеся верными обетам, данным при Крещении. На Литургии верных воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа, Его смерть, погребение, Воскресение, Вознесение на небо, седение одесную Бога Отца и второе славное пришествие на. землю. В состав этой части литургии входят важнейшие священнодействия: 1. Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верующих к молитвенному участию при совершении Бескровной Жертвы. 2. Самое совершение Таинства, с молитвенным воспоминанием членов Церкви Небесной и земной. 3. Приготовление к причащению и причащение священнослужителей и мирян. 4. Благодарение за причащение и благословение на исход из храма (отпуст). Чинопоследованне литургии верных Ектения и молитвы о верных. Херувимская песнь. По раскрытии антиминса и по окончании ектении об оглашенных начинается основная часть службы - литургия верных. В это время диакон в ектении (малой) вновь обращается к верным, напоминая выполнить необходимое для дальнейшего участия в богослужении условие - примирение друг с другом. " Елицы вернии, паки и паки миром (в мире) Господу помолимся…" Священник читает тайно первую молитву верных, вознося Богу благодарение за то, что Господь удостоил его предстать Святому Жертвеннику, и просит Его благодатной помощи достойно совершить святую службу сию с чистой совестью. На литургии св. «Иоанна Златоуста: " Благодарим Тя, Господи Боже сил…" На литургии св. Василия Великого: " Ты, Господи, показал еси нам великое сие спасение таинство…» Диакон от лица верных произносит: " Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". Хор: " Господи, помилуй". Диакон: " Премудрость". Священник, заканчивая первую молитву верных, возглашает: " Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". Диакон вновь произносит: " Паки и паки миром Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй". Диакон: " О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся" . Хор: " Господи, помилуй". Диакон: " О мире всего мира, благосостояния Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй". Диакон: " О святом храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй". Диакон: " О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй". Священник во время второй ектении читает тайно вторую молитву верных, повторяя в ней прошения первой молитвы, и просит Господа даровать верным преуспеяние в доброй жизни, духовное вразумление и сподобить всех неосужденно причаститься Святых Тайн для стяжания вечной жизни. На литургии св. Иоанна Златоуста: " Паки и многажды Тебе припадаем и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче... " На литургии св. Василия Великого: " Боже, посетивый в милости и щедротах смирение наше..." (Если священник служит без диакона, то он произносит только первое прошение: " Паки и паки..." и последнее: " Заступи, спаси, помилуй...", тайно читая вторую молитву верных). Диакон: " Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". Хор: " Господи, помилуй". Диакон произносит: " Премудрость", благоговейно поклоняется и входит в алтарь северной дверью. Священник по окончании второй молитвы верных возглашает: " Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь", и поет Херувимскую песнь: " Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение". Во время возглашения священника " Яко да под державою Твоею..." отверзаются царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на каждение благословение от предстоятеля, кадит, читая про себя 50-й псалом, престол с четырех сторон, жертвенник, алтарь, затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит лики (хоры) и молящихся. Окончив каждение, по обычаю, становится рядом со священником, молящимся пред престолом. Это каждение, совершаемое диаконом во время пения Херувимской песни, выражает молитвенное стремление верующих к Богу и желание их принять благодать Святаго Духа. Священник во время каждения читает тайно молитву Херувимской песни (она - одна и та же для обоих литургий), в которой, сознавая все свое недостоинство, просит Господа соделать его достойным священнодействия, причем исповедует, что он, священник, есть лишь видимое орудие, чрез которое невидимо тайно действует Сам Господь Иисус Христос: " Никто же достоин от связавшихся плотскими похотьми..." , По окончании чтения священником этой молитвы, а диаконом каждения оба они со умилением трижды вполголоса читают Херувимскую песнь, молясь об отрешении от житейских попечений. (В Великий четверг читают " Вечери Твоея Тайныя... ", а в Великую субботу " Да молчит всякая плоть человеча..." ). Священник, молясь, произносит: " Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение". Диакон: " Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллллуиа". И, делая крестное знамение, они трижды благоговейно поклоняются пред престолом. Во время чтения Херувимской песни священник руки возвышает горе (кверху), а диакон держит орарь в поднятой руке так же, как и при чтении ектений. Затем священник целует антиминс, а диакон - престол, и отходят к жертвеннику: священник - непосредственно налево, а диакон чрез горнее место. Великий вход В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Дарами называется великим. Так он называется по величию воспоминаемого в это время события и по важности цели, для которой совершается: Честные Дары переносятся на престол для совершения Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого.Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страданий и смерти Спасителя. Молитвенное поминовение членов Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Честные Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых. Подойдя к жертвеннику, священник и-диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, и священник заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор. Затем, взяв кадило, священник кадит Честные Дары, молясь тайно: " Боже, очисти мя, грешнаго" (трижды). Покадив Честные Дары, он отдает кадило диакону. Диакон, приняв кадило, произносит: " Возми, владыко". Священник, взяв воздух, которым покрыты дискос и потир, возлагает на левое плечо диакона, говоря при этом: " Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа". Диакон, держа кадило за кольцо одним перстом правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено. Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает на уровень чела и отходит на солею северными дверьми. Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом (если священник служит без диакона, то на великом входе он несет потир в правой руке, а дискос в левой, возложив себе на левое плечо воздух). Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Честным Дарам, в это время наклоняют главы. Диакон: " Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшего Климента (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков". После этого диакон входит чрез царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны престола, спускается на одно колено, держа дискос при челе. Священник: " Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". И поет вторую часть Херувимской песни: " Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми.[48] Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". 1. " Иже Херувимы..." по русски: Мы (молящиеся), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь (то есть: Аллилуиа - трижды), оставим ныне все житейские заботы, чтобы принять (в Причащении) Царя всех (Господа Иисуса Христа, шествующего " под образом Честных Даров" ), невидимо сопровождаемого с торжеством ангельскими чинами. 2. В Великий четверг на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: " Вечери Твоея Тайныя днесь..." 3. В Великую субботу на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: " Да молчит всякая плоть человеча... " После перенесения Даров с жертвенника на престол Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя. По возгласе на солее священник входит в алтарь, и диакон говорит ему: " Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем". Священник отвечает: " Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков". (Эти поминовения должны произноситься тихо, " елико точию друг другу слышати", а не громогласно и не всеми присутствующими в алтаре и на клиросе, как теперь часто принято. Такое громогласно особенно неуместно в Великую субботу). Произнося эти слова, священник поставляет потир на престоле, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, поставляет его на антиминсе, в левой его стороне, и читает тропари: " Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоуханьми), во гробе нове, покрыв, положи". " Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный". " Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения". После передачи дискоса священнику диакон подходит к царским вратам, кадит свещеносца, закрывает царские врата и завесу их и становится с правой стороны престола. По прочтении тропарей священник снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по обеим сторонам престола. (Если священник служит без диакона, то, поставив потир и дискос на престоле, он обращается к западу, подходит к царским вратам, благословляет свещеносца, закрывает царские врата и завесу, снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по сторонам престола, читая: " Благообразный Иосиф...", " Во гробе плотски...", " Яко Живоносец..." ). Далее священник берет с плеча диакона (или со своего плеча) воздух, обвивает им кадильницу, которую держит диакон (или прислужник), покрывает воздухом дискос и потир и произносит: " Благообразный Иосиф... " Затем священник трижды кадит Честные Дары, говоря: " Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь Твой тельцы" Честные Дары, по внесении их в алтарь, поставляют на престоле на раскрытом антиминсе, как бы на гробе Христа Спасителя. В тропарях " Благообразный Иосиф...", " Во гробе плотски...", " Яко Живоносец...." воспоминаются снятие Господа со Креста, Его погребение, а также сошествие во ад. Каждение, которое в это время совершает священник, бывает в воспоминание тех благоухании, с которыми было положено Тело Спасителя во гроб. Закрытие царских врат знаменует сошествие Иисуса Христа во ад, а закрытие завесы - стражу, поставленную у двери Гроба Господня. Воздух, которым покрываются Святые Дары, изображает камень, приваленный к двери Гроба Господня. Отдавая кадильницу диакону (или прислужнику) и преклонив главу, священник испрашивает у диакона молитв о себе: «Помяни мя, брате и сослужителю». Диакон, взяв кадильницу, отвечает: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем». Затем диакон отдает кадильницу прислуживающему в алтаре, наклонив главу и держа, как обычно, орарь тремя перстами, он, в свою очередь испрашивает молитв священника: «Помолися о мне владыко святий». Молясь друг одруге они призывают себе в помощь силу и действие Духа Святого. Священник: «Дух Святый найдет на тя и сила Вышнего осенит тя». Диакон: «Тойже Дух содействует нам во вси дни живота нашего. Помяни мя владыко святый». Священник, благословляя, говорит ему: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон: «Аминь», целует благословляющую руку священника(если священник служит без диакона это поминовение опускается). Так заканчивается Великий вход. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 2181; Нарушение авторского права страницы