Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иисус Христос стал отправной точкой в истории христианства
Это относительно бесспорное утверждение. Однако, его толкование достаточно сложно. Возьмем, например, вопрос о том, привнес ли Иисус Назарейский что-нибудь новое в мир. С точки зрения авторов эпохи Просвещения, Иисус Назарейский всего лишь воссоздал естественную религию, которая была, затем быстро искажена Его последователями, включая и апостола Павла. В Его словах и действиях не было ничего нового. Те взгляды Иисуса, которые были верными, могли быть получены с помощью всезнающего человеческого разума. Таким образом, представители рационализма утверждали, что Иисус не сказал ничего, что было бы одновременно верным и новым; в тех случаях, когда Он был прав, Он лишь соглашался с тем, что здравый человеческий разум и так знал; если Он говорил что-то новое (то есть ранее неизвестное разуму), то это, по их определению, было иррациональным и, следовательно, не имеющим ценности. Совершенно другой взгляд был принят немецким либеральным протестантизмом (см. раздел " Либеральный протестантизм" в главе 4), особенно в произведениях Альбрехта Беньямина Ричля. Ричль утверждает, что Иисус Назарейский внес в положение человека нечто новое, чем разум прежде пренебрегал. " Иисус знал о новых и ранее неизвестных отношениях с Богом". В то время как рационалисты верили во всеобщую рациональную религию, которой конкретные религии были в лучшем случае лишь смутными тенями, А. Б. Ричль утверждает, что это всего лишь мечта разума, абстракция без какого-либо исторического воплощения. Христианство обладает определенными богословскими и культурными характеристиками как историческая религия, причем частично она ими обязана Иисусу Назарейскому. Каким бы важным ни было это историческое соображение, христианское богословие обычно усматривает значение Иисуса Христа в трех конкретных областях богословия, которые мы рассмотрим ниже. Тем не менее следует подчеркнуть, что этот исторический аспект значения Иисуса Христа имеет непреходящую ценность. Христианство нельзя назвать набором самодостаточных, независимых друг от друга идей; оно представляет собой отклик на вопросы, поставленные жизнью, смертью и воскресением Иисуса Христа. Христианство относится к историческим религиям, оно возникло в ответ на конкретные события, в центре которых стоял Иисус Христос, и к которым богословие должно возвращаться в своих рассуждениях и размышлениях. Этот вопрос имеет большое значение для понимания важности Писания в христианстве. Христология и авторитет Священного Писания неразрывно связаны, поскольку именно Писание дает нам знания об Иисусе Христе. Новый Завет остается единственным имеющимся в нашем распоряжении документом, который признан истинно передающим понимание Личности Иисуса и воздействия, которое Он оказал на жизнь и мысли людей. Рассказы об Иисусе из внеканонических источников имеют сомнительную достоверность и ограниченную ценность. Таким образом, авторитет Священного Писания частично основывается на исторических соображениях. Однако, эти исторические соображения должны дополняться богословскими размышлениями - например, о том, что именно через Иисуса Христа мы получаем наши характерно христианские знания о Боге, а знания об Иисусе даны только в Писании. Перейдем сейчас к рассмотрению этих богословских соображений. Иисус Христос открывает нам Бога Центральным элементом христианского богословия представляется идея о том, что Бог через откровение присутствует во Христе. Считается, что Иисус Христос открывает нам Бога конкретным образом, характерным для христианства. Вероятно, наиболее яркое изложение этого взгляда содержится в работе Карла Барта " Церковная догматика": " Когда Священное Писание говорит о Боге, оно обращает наше внимание и мысли к одному единственному предмету к тому, что должно быть об этом предмете известно... И если мы присмотримся внимательнее и зададимся вопросом, кто или что в этом предмете, на котором сосредоточено наше внимание, должен или должно быть признано Богом, ... то от своего начала до конца Библия направляет нас к имени Иисуса Христа". В течение многих веков это убеждение имело центральное значение для христианства основного течения. Так, автор Второго послания Климента, которое датируется, вероятно, серединой второго века, начинает свое послание с утверждения, что " об Иисусе Христе вы должны помышлять как о Боге". Известный англиканский автор Артур Майкл Ремси утверждает тот же богословский принцип, что и Карл Барт, хотя его стиль выглядит более сдержанным: " Важность исповедания " Иисус есть Бог" заключается не только в том, что Иисус божественен, но и в том, что Бог христоподобен". Эта " христологическая сосредоточенность" стала предметом серьезных споров среди тех, кто стремится к диалогу между христианством и другими религиями, и мы вернемся к рассмотрению ее следствий позднее. Наш интерес на данной стадии работы сводится лишь к тому, чтобы отметить, что христианское богословие признало как исторический факт то, что нельзя говорить о Боге в рамках христианства, не связывая это понятие с Личностью Иисуса Христа. Иисус Христос - носитель спасения Центральная тема христианской мысли основного течения заключается в том, что спасение, в христианском понимании этого слова, проявляется в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, через них и на их основе (см. первый раздел главы 11). Следует отметить, что термин " спасение" достаточно сложен. Утверждение " Иисус Христос делает спасение возможным" не означает отрицание того, что можно достичь и других форм спасения и другими способами; оно лишь утверждает, что того, что в христианском понимании называется спасением, можно достичь лишь на основе Иисуса Христа. И вновь, это ядро христианской веры стало предметом озабоченности части ревизионистов, встревоженных его потенциальными следствиями для диалога между христианством и другими религиями; мы вернемся к рассмотрению этого вопроса в соответствующем месте данной работы. Иисус Христос определяет форму искупленной жизни Один из центральных вопросов христианской духовности и этики касается того, каковы духовные и этические характеристики природы христианского существования. Сам по себе, Новый Завет строго ориентирован на Христа в своем взгляде на искупленную жизнь - то есть, он утверждает, что Иисус Христос не только делает эту жизнь возможной; он также определяет ее форму. Это понятие хорошо выражено новозаветным образом " подчиненности Христу". Затронутые здесь вопросы имеют большое значение, особенно в связи с вопросом о том, каким образом Иисус Христос может быть нравственным и духовным примером верующим. НОВОЗАВЕТНЫЕ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Новый Завет - первоисточник для христологии. Однако, новозаветные размышления о значении Иисуса Христа должны рассматриваться в тесной связи с Ветхим Заветом. Например, сам термин " Христос" - столь легко принимаемый за фамилию — в действительности является титулом с целым спектром значений, который можно в полной мере оценить лишь в свете ветхозаветных ожиданий пришествия мессии Божьего (гр. " Christos" ). В данном разделе мы рассмотрим основные христологические рассуждения, встречающиеся в Новом Завете. Мессия Греческое слово " Christos" используется для перевода древнееврейского термина " mashiah", означающего " помазанник". Хотя в древнем Израиле помазывали также пророков и священников, этот термин используется в первую очередь в отношении царей. Ввиду глубокой теоцентричности мировоззрения древнего Израиля, царя считали человеком, назначенным Богом. Помазание - то есть растирание или обливание человека оливковым маслом - таким образом выступает в качестве публичного знака избранности Богом на царство. Этот термин был связан с целым рядом ожиданий, касающихся будущего Израиля, главным из которых было пришествие нового царя, который, как и Давид, будет править обновленным народом Божьим. Существуют свидетельства того, что такие ожидания достигли новых высот в период римской оккупации, когда установилась близкая связь между националистическими и мессианскими чувствами. Открытие свитков мертвого моря пролило некоторый свет на эти ожидания. Назвать какого-либо палестинца первого века " помазанником" означало решительно и ярко утвердить значительность этого человека. Новозаветные свидетельства использования этого титула в отношении Иисуса сложны, и их истолкование вызывает споры. Представляется, что наиболее вероятными необходимо признать следующие четыре утверждения: 1. Некоторые из тех, кого привлекала фигура Иисуса, считали его потенциальным политическим освободителем, который объединит свой народ для свержения римского господства. 2. Сам Иисус не позволял Своим последователям называть Себя" Мессией" - впоследствии это стало называться " мессианской тайной" (Вильям Рид). 3. Если Иисус и считал Себя Мессией, то не в политизированном смысле, который ассоциировался с зелотами или другими националистическими кругами. 4. Современники ожидали победоносного Мессию. Тот факт, что Иисус пострадал, серьезно противоречил этим ожиданиям. Если Иисус и был Мессией, то это не был тот Мессия, которого ожидали люди. Какова же в таком случае роль этого термина для понимания значения Иисуса? Для установления связи Иисуса с Израилем этот термин имеет огромное значение. Он подразумевает, что Иисуса следует считать исполнением классических иудейских ожиданий, и закладывает основу для осознания преемственности между Иудаизмом и христианством. Этот вопрос имел большое значение в Палестине первого века и сохраняет свое значение сегодня в связи с иудейско-христианскими отношениями. Однако, этот вопрос становился все более неприемлемым для христианских авторов, которые стремились в первую очередь точно определить место Иисуса как человека и как Бога. Термин " Мессия" подразумевает человеческого лидера и таким образом подчеркивает человеческую природу Христа. Ранняя Церковь, стремясь прояснить отношения между человеческой и божественной природой Иисуса, вскоре стала сосредотачивать свое внимание на других новозаветных христологических титулах. Одним из наиболее важных из обсуждавшихся терминов был " Сын Божий", к рассмотрению которого мы сейчас и обратимся. Сын Божий В Ветхом Завете термин " Сын Божий" используется в самом широком смысле, который, вероятно, лучше всего передать фразой " принадлежащий Богу". Он применялся по отношению к широкому спектру категорий, включающему народ Израиля в целом (Исх.4: 22), и царей давидовской династии, которые должны были править этим народом (2 Цар.7: 14). В этом минималистском смысле этот термин может в равной мере быть применен и к Иисусу, и к христианам. Сам Иисус, похоже не использовал этот термин исключительно по отношению к Себе. В этом же смысле этот термин используется в других местах Нового Завета, особенно Павлом в Послании к Евреям. Апостол Павел, например, заявляет, что Иисус Христос " открылся Сыном Божиим" через воскресение (Рим. 1: 4). Павел использует термин " Сын Божий" в отношении как Иисуса, так и верующих. Однако, проводится четкое разграничение между сыновством верующих, которое возникает через усыновление, и сыновством Иисуса, которое вытекает из того, что Иисус является собственным Сыном Бога (Рим.8: 32). В Четвертом Евангелии и в Посланиях Иоанна термин " сын" (huios) используется только в отношении Иисуса, а к верующим применяется более общий термин " дети" (tekna). Основная мысли здесь заключается в том, что верующие способны через веру вступить в те же отношения с Отцом, что и Иисус; однако, отношения между Иисусом Христом и Отцом либо предшествуют, либо служат основанием для отношений между верующими и Богом. Эти наблюдения ставят важный вопрос, который следует здесь отметить. Некоторым читателям указания на " Сына Божьего" могут показаться проблематичными, из-за оттенка исключительности языка. Простым решением выглядит замена существительного мужского рода " сын" на более широкий термин " дети". Хотя эта замена является вполне понятной, она игнорирует ряд серьезных новозаветных разграничений. С точки зрения апостола Павла, все верующие - мужчины и женщины - именуются " сынами Божиими" по усыновлению (удочерению). Здесь имеется в виду то, что все верующие пользуются правом наследования - правом, которым по культурным понятиям того периода пользовались лишь сыновья. В виду этой крупной культурной проблемы, в настоящей работе для обозначения христологических титулов будут использованы исключительные формы " Сын Божий" и " Сын Человеческий", точно так же, как традиционные термины " Отец" и " Сын" были сохранены при анализе Троицы (см. предыдущую главу). Сын Человеческий Для многих христиан термин " Сын Человеческий" представляется естественным синонимом термина " Сын Божий". Он служит утверждением человеческой природы Христа, точно так же, как последний является дополнительным указанием на его божественность. Однако, все не так просто. В Ветхом Завете термин " Сын Человеческий" (др. евр. " benadam", арам, " bar nasha" ) используется в трех основных значениях: 1. как форма обращения к пророку Иезекиилю; 2. по отношению к будущей эсхатологической фигуре (Дан.7: 13-14), пришествие которой будет знаком конца истории и скорого приближения Божьего суда; 3. для подчеркивания контраста между низменностью и хрупкостью человеческой природы и возвышенным положением или постоянством Бога и ангелов (Чис.23: 19; Пс.8: 14). Третье значение естественным образом связано с человеческой природой Иисуса и может лежать в основе, по крайней мере, некоторых случаев использования этого термина в синоптических Евангелиях. Рудольф Бультман утверждал, что в Дан.7.13-14 указывается на ожидания пришествия " Сына Человеческого" в конце истории, и что Иисус разделял эти ожидания. Указания Самого Иисуса Христа на " Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою" (Мр.13.26) следует, по мнению Бультмана, понимать как указания на фигуру, отличающуюся от Иисуса. Бультман высказывает предположение, что ранняя Церковь впоследствии соединила " Иисуса" и " Сына Человеческого", понимая их как одно и то же лицо. Ранняя Церковь, таким образом, самовольно применила этот термин к Иисусу. Этот взгляд, однако, не получил всеобщего признания. Другие ученые утверждают, что термин " Сын Человеческий" несет в себе целый ряд ассоциаций, включая страдания, отмщение, суд, делая, таким образом, его применение к Иисусу вполне естественным. Одним из исследователей Нового Завета, разрабатывавших этот подход, был Джордж Кеерд, который утверждал, что Иисус использовал этот термин " для указания на Свое единство с человечеством и, прежде всего, со слабыми и униженными, а также на Свою особую функцию как предопределенного представителя нового Израиля и носителя Божьего суда и царства. Господь Представляется, что исповедание " Иисуса Господом" (Рим. 10.9) относится к наиболее ранним христианским исповеданиям веры, имеющих целью разграничение между теми, кто верит в Иисуса и теми, кто в Него не верит. Термин " Господь" (гр. " kyrios", арам, " таr" ) имеет мощные богословские ассоциации, частично из-за его использования при переводе Тетраграмматона - четырех древнееврейских букв, представляющих священное имя Бога в древнееврейской версии Ветхого Завета, часто представленных в английском языке как YHWH, или " Yahweh" (ср. рус. " Ягве", " Иегова" ). В иудаизме запрещается произнесение имени Божьего вслух; поэтому, вместо него используется альтернативное слово (adonai). В греческом переводе Ветхого Завета - Септуагинте -для перевода имени Божьего используется греческое слово " kyrios". Греческое слово " kyrios" стало считаться закрепленным за Богом. Крупный еврейский историк Иосиф Флавий отмечает важный инцидент, когда евреи отказались участвовать в культе императора, который занимал центральное место в государственной религии Римской империи. Они отказывались называть императора " господом" (" kyrios" ), поскольку считали, что этот термин относился лишь к Богу. Использование этого термина по отношению к Иисусу в Новом Завете, таким образом, основывается на этой богатой ассоциации и подразумевает высокую степень отождествления между Иисусом и Богом. Примером этому может послужить целый ряд мест Нового Завета, в которых ветхозаветные определения, относящиеся в Богу, применяются к Христу. Вероятно, наиболее значительным из этих мест можно назвать Флп.2.10-11 -место явно допавловское. Здесь, чрезвычайно ранний христианский автор, чья личность, вероятно, навсегда останется тайной, берет великое ветхозаветное заявление (Ис.45.23) о том, что перед Господом Богом преклонится всякое колено, и переносит его на Господа Иисуса Христа. Бог Новый Завет был написан на фоне строгого монотеизма Израиля. Мысль о том, чтобы кого-то назвать " Богом" в этих условиях казалась бы кощунственной. Тем не менее, исследователь Нового Завета Реймонд Браун утверждает, что в Новом Завете имеется три случая, когда Иисус назван " Богом", а также указывает на важные следствия, которые из этого вытекают. Приводятся три отрывка: 1. Вступительный раздел Четвертого Евангелия, включающий утверждение " и Слово было Бог" (Ин.1: 1). 2. Исповедание Фомы, в котором он обращается к воскресшему Христу: " Господь мой и Бог мой" (Ин.20: 28). 3. Начало Послания к Евреям, в котором хваление обращено к Иисусу как Богу (Евр.1: 8). Учитывая сильное нежелание новозаветных авторов говорить об Иисусе как о " Боге", из-за строго монотеистического фона Израиля, эти три утверждения - к которым можно легко добавить и другие случаи -имеют большое значение. К этим стихам можно легко прибавить ряд важных мест Нового Завета, в которых говорится о значении Иисуса в функциональном смысле - то есть, в приписывании Ему функций и задач, ассоциируемых с Богом. Некоторые из них очень важны. 1. Иисус является спасителем человечества. Ветхий Завет утверждает, что у человечества всего один спаситель — Бог. Полностью осознавая, что только Бог есть Спаситель, что лишь один Бог может спасать, первые христиане тем не менее утверждали, что Иисус был Спасителем, что Иисус мог спасать. Рыба для первых христиан стала символом веры, поскольку пять греческих букв, составляющих слово " рыба" (I-CH-TH-U-S) обозначали лозунг " Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель". С точки зрения Нового Завета, Иисус спасает Своих людей от их грехов (Мф.1: 21); лишь Его именем может быть достигнуто спасение(Деян.4: 12); Он называется " вождем спасения" (Евр.2: 10); Он является" Спасителем, Который есть Христос Господь" (Лк.2: 11). В этих и бесчисленных других утверждениях, Иисус понимается функционирующим как Бог, делающим то, что может делать лишь Бог. 2. Иисусу поклоняются. В иудейской среде, в которой жили и действовали первые христиане, поклонялись Богу и только Богу. Павел предупреждал христиан в Риме против постоянной опасности поклонения твари, а не Творцу (Рим. 1: 23). И все же, ранняя христианская Церковь поклонялась Христу как Богу - практика, которая совершенно ясно отражена в Новом Завете. Так, в 1 Кор. 1: 2 говорится о христианах как о людях, которые " призывают имя Господа нашего Иисуса Христа", используя язык, отражающий ветхозаветные формулы поклонения Богу(такие как Быт.4: 26, 13: 4; Пс.105: 1; Иер.10: 25; Иоиль 2: 32). Совершенно ясно указывается, что Христос функционирует как Бог, поскольку Он служит объектом поклонения. 3. Иисус открывает Бога. " Видевший Меня видел Бога" (Ин.14: 9).Эти замечательные слова, столь характерные для Четвертого Евангелия, подчеркивают веру в то, что Отец говорит и действует в Сыне – иными словами, что Бог открывается в Иисусе. Увидеть Иисуса означает увидеть Отца - иными словами, Иисус вновь понимается функционирующим как Бог. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы