Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Демифологизация: Рудольф Бультман



Вызвавший споры призыв Бультмана " к демифологизации" оказал сильное влияние на верования о конце истории. Р. Бультман утверждал, что такие верования являются " мифами", которые следует толковать экзистенциально. Новый Завет приводит " рассказы" об отдаленных и недоступных временах и местах (таких как " в начале" или " на небесах" ), в которых присутствуют сверхъестественные силы и события. Бультман утверждает, что такие рассказы обладают скрытым экзистенциальным смыслом, который можно вскрыть и осознать путем толкования.

Вероятно наиболее важным из них является эсхатологический миф о надвигающемся конце мира через прямое божественное вмешательство, которое приведет к суду и последующим награде и взыскании. Этот взгляд имеет центральное значение для нашей работы, поскольку он позволяет Бультману подвергнуть всеобъемлющей демофилогизации " глубокую эсхатологическую обусловленность" Нового Завета, о которой говорит А. Швейцер. С точки зрения Бультмана этот " миф" как и другие, похожие на него, можно истолковать экзистенциально.

Признание того, что история в действительности не пришла к концу, не опровергает эсхатологический миф. Будучи истолкован экзистенциально, он относится к современному человеческому бытию: неизбежно сталкиваясь с реальностью своей смерти, люди вынуждены принимать экзистенциальные решения. Фигурирующий здесь " суд" не будущий божественный суд, который должен состояться в конце мира, а современное событие нашего суда над самими собой, основанного на нашем знании о том, что сделал Бог во Христе. Бультман утверждает, что именно такого рода демифологизацию можно найти в Четвертом Евангелии, написанном в конце первого века, когда ранние эсхатологические ожидания христианского сообщества стали угасать. " Суд", с точки зрения Бультмана, относится к моменту экзистенциального кризиса, когда люди сталкиваются с направленной к ним божественной керигмой. " Осуществленная эсхатология" Четвертого Евангелия возникает из того факта, что редактор евангелия осознал, что парусия - не будущее, а уже состоявшееся событие, вызванное столкновением верующего с керигмой:

" Время " сейчас" пришествия Того, Кто свершает Откровение, точно соответствует " Сейчас" провозглашения слова как исторический факт, " Сейчас" настоящего, нынешнего момента... Это " Сейчас" обращения в определенный момент - эсхатологическим " Сейчас", ибо в нем принимается решение между жизни и смертью. Этот час грядет и, при обращении к нему, наступает сейчас... Таким образом, неверно считать, что парусия, которую другие ожидали как событие во времени, теперь отвергается или преобразовывается Иоанном во внутренний процесс души, переживание. Напротив, Иоанн открывает глаза читатели на тот факт, что парусия уже произошла".

Таким образом, Бультман считает, что Четвертое Евангелие частично переистолковывает эсхатологический миф в свете его значения для человеческого существования. Христос не прошлое явление, а вечно настоящее Словом Божье, выражающее не общую истину, а конкретное провозглашение, адресованное к нам и требующее от нас принятия экзистенциального решения. С точки зрения Бультмана эсхатологический процесс стал событием в истории мира и вновь становится событием в современном провозвестии христианства.

Однако, подобные взгляды не удовлетворяли многих критиков, которые чувствовали, что Рудольф Бультман отказался от слишком многих важнейших черт христианской доктрины надежды. Например, понятие Бультмана об эсхатологии - чисто индивидуальное; библейское же понятие - явно корпоративно. В конце 1960-х годов стал возникать другой подход, который, с точки зрения многих, предлагал значительно больше, чем бультмановская усеченная версия надежды.

Богословие надежды: Юрген Мольтман

Работа Юргена Мольтмана " Богословие надежды" вызвало сразу же после своего опубликования значительный отклик. Ю. Мольтман опирается на взгляды, изложенные в замечательной работе Эрнста Блока " Философия надежды". Неомарксистский анализ человеческого бытия, проведенный Э. Блоком, основывается на вере в то, что вся человеческая культура движима страстной надеждой на то, что в будущем будет преодолена вся отчужденность настоящего. Блок считал, что его мнение полностью соответствует библейской идее о революционной апокалиптической надежде. В то время как Бультман стремился посредством демифологизации сделать эсхатологию приемлемой, Э. Блок отстаивал ее, указывая на страстную социальную критику и пророческие видения социального преобразования, которыми сопровождались эти идеи в их первоначальном библейском контексте.

Основываясь на таких взглядах, Ю. Мольтман высказывался за необходимость возрождения всеохватывающей концепции надежды как центрального движущего фактора христианской жизни и мысли. Эсхатологию нужно вызволить из ее положения " безвредной маленькой главки в конце христианских догматик" (Карл Барт) и поставить на почетное место. Если Ансельм Кентерберийский объявлял: " Я верю, чтобы понимать", Мольтман утверждал: " Я надеюсь, чтобы понимать". Эта надежда является не личной, индивидуальной или экзистенциальной, а всеохватывающим видением обновления потерянного и падшего человечества через благодатные действия любящего и искупляющего Бога.

Диспенсационализм

Диспенсационализм - это направление в современном евангельском христианстве, которое делает особый акцент на эсхатологических аспектах христианской веры. Оно достигло значительного влияния в популярной американской христианской субкультуре. Термин " Диспенсационализм" (англ, dispensation - закон, завет) отражает веру в то, что история спасения разделена на ряд периодов. У истоков этого движения стоял Джон Нельсон Дарби (1800-1882 гг.), участвовавший в движении Плимутских Братьев, хотя позднейшее его развитие было связано с С. И. Скоуфилдом (1843-1921 гг.), чья " Толковая Библия Скоуфилда" (1909 г.) получила широкое признание в Северной Америке.

Двумя центральными и характерными понятиями в диспенсационализме являются " взятие на небо" и " страдания". Первое касается ожиданий верующими того, когда они будут " восхищены... на облаках в сретение Господу" (1 Фес.4.15-17) при Его возвращении. Второе основывается на пророческом видении из книги Даниила (Дан.9.24-27) и понимается как семилетний период суда над миром. Среди диспенсационалистских авторов сохраняется разделение относительно того, произойдет ли взятие на небо до страданий (предтрибуляционисты), или верующие должны будут пережить боль страданий, уверенные в том, что впоследствии они соединяться с Христом (посттрибуляционисты).

ПОСЛЕДНИЕ ЯВЛЕНИЯ

В оставшейся части настоящей главы мы рассмотрим аспекты христианского учения о " последних явлениях", сосредоточив внимание на идеях о небе, чистилище и аде. Следует отметить, что во многих богословских кругах наблюдается некоторое нежелание рассматривать эти вопросы. Одна из причин этого была изложена в начале шестнадцатого века Эразмом Роттердамским. Комментируя энтузиазм, с которым некоторые парижские богословы писали об аде, Эразм заметил, что они несомненно бывали там сами!

Ад

Интерес к аду достиг своего апогея в период средневековья, когда художники с некоторым, как может показаться, удовольствием изображали праведников, смотрящих, как грешников мучают огнем и другими орудиями пыток. Наиболее наглядно отобразил средневековые взгляды на ад Данте Алигьери в первых трех книгах своей " Божественной комедии". Данте рисует ад в виде девяти кругов, находящихся в центре земли, в которых обитает сатана. На вратах ада Данте замечает надпись: " Оставь надежду всяк сюда входящий! "

Первый круг наполнен теми, кто умер без крещения, и добродетельными язычниками. (Этот круг соответствует рассмотренной выше идее о " лимбо" ). Данте заявляет, что в этот круг спускался Христос во время Своего " сошествия в ад" в период между распятием и воскресением. В этом круге нет никаких мучений. По мере своего углубления в ад, Данте обнаруживает тех, кто виновен во все более серьезных грехах. Второй круг наполнен сластолюбцами, третий - чревоугодниками, четвертый - скупыми, пятый - гневливыми. Эти круги, взятые вместе, составляют " верхний ад". В этой части ада Данте не упоминает ни о каком огне. Затем Данте обращается к греко-римской мифологии, предполагая, что река Стикс отделяет " верхний ад" от " нижнего ада". Здесь мы впервые встречаемся с огнем. Шестой круг наполнен еретиками, седьмой круг - совершившими насилие, восьмой — лжецами (включая нескольких пап), девятый круг - изменниками.

Этот статический средневековый взгляд на ад несомненно пользовался в то время огромным влиянием, сохранив свою важность и в современности. Четкое его изложение можно найти в знаменитой проповеди Джонатана Эдвардса " Грешники в руках разгневанного Бога", произнесенной 8 июля 1741 г.:

" Было бы ужасно даже на одно мгновение испытать этот гнев Всемогущего Бога; однако, вам придется испытывать его целую вечность. Не будет конца этим изощренным ужасным страданиям... Знайте, что вам придется долгие века, миллионы миллионов веков терпеть это всемогущее безжалостное возмездие".

Однако, сама идея об аде стала подвергаться все большей критике, среди которой можно отметить следующие позиции.

1. Его существование считается противоречием христианскому утверждению об окончательной победе Бога над злом. Этот взгляд ассоциируется в первую очередь с Оригеном, чья доктрина о всеобщем восстановлении, основывается на утверждении о полной и окончательной победе Бога над злом. В современности философ Лейбниц выделял это соображение как основную трудность, связанную с доктриной об аде:

" Кажется странным, что даже в великой будущей вечности зло должно торжествовать над добром под верховной властью Того, Кто Сам является верховным добром. В конце концов, будет множество призванных, однако, мало избранных и спасенных".

2. Понятие о карающем правосудии многим авторам представляется нехристианским, особенно в свете новозаветных мест, говорящих о сострадании Божьем. Целый ряд авторов, особенно в девятнадцатом веке, не могли примирить идею о любящем Боге с мыслью о непрерывном мстительном воздаянии грешникам. Основная трудность заключалась в том, что страдания осужденных казались бесцельными.

Хотя на эти возражения можно дать ответы, как в широких, так и в более академических христианских кругах наблюдается заметное снижение интереса к идее об аде. Евангельская проповедь теперь сосредотачивается на положительном утверждении любви Божьей, а не на отрицательных следствиях отказа в этой любви. Одной из реакций на эту тенденцию в христианских кругах стало возникновение доктрины об условном бессмертии, к которой мы сейчас обращаемся.

С начала 1980-х годов в христианстве началось все более широкое обсуждение целого ряда эсхатологических вопросов, в центре которых находился вопрос о бессмертии. В ответ на критику, раздававшуюся в адрес доктрины об аде в настоящее время, целый ряд христианских авторов разработали доктрину об " условном бессмертии". Пример этой доктрины можно найти в работе Филиппа Э. Хьюза " Истинный образ" (1989 г.) Хьюз утверждает, что человечество было сотворено с потенциалом к бессмертию:

" Бессмертие не относится к неотъемлемой части природы человека как телесно-духовного существа. Однако, поскольку человек сотворен по образу и подобию Божьему, он имеет потенциал к бессмертию. Этот потенциал, потерянный в результате греха, был восстановлен и реализован Иисусом Христом".

Ф. Э. Хьюз утверждает, что сущность спасения - реализация этого потенциала к бессмертию, зависящая от отклика на евангелие. Те, кто не откликается, не могут войти в бессмертие.

Таким образом, из этого следует, что после смерти не нужно никакого разделения между добрыми и злыми, верующими и неверующими. Августин утверждал, что " после воскресения, когда будет совершен последний суд, не будет двух царств, каждое из которых имеет свои конкретные границы, одно - царство Христа, другие - царство диавола". Хьюз утверждает, что будет всего одно царство. " Если Христос заполнит все... как можно себе представить, чтобы какая-то часть или область творения не принадлежала к этой полноте и самим своим присутствием противоречила ей? "

Эта тенденция к " кондиционализму" или " условному бессмертию" встретила в христианстве серьезное сопротивление. Такие видные авторы как Джеймс И. Пакер подвергли его критике на основании его логической непоследовательности и отсутствия адекватных библейских оснований. Этому спору суждено продолжаться и, возможно, глубже укорениться в христианском сообществе.

Чистилище

Одним из важных различий между протестантским и римско-католическим пониманием " последних явлений" является вопрос о чистилище. Чистилище лучше всего представить как промежуточную ступень, на которой тем, кто умер в состоянии благодати, дается возможность очиститься от вины своих грехов прежде чем войти на небеса. Эта идея не имеет явных библейских оснований, хотя в 2 Макк. 12: 39-45 (которое протестантские авторы считают апокрифическим и, следовательно, не имеющим авторитета) говорится о том, что Иуда Маккавей " принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха".

Эта идея была разработана в святоотеческий период. Климент Александрийский и Ориген учили, что те, кто умерли, не имея времени совершить труды покаяния " будут очищены без огня" в следующей жизни. Практика молитвы за умерших, которая получила широкое распространение в Восточной церкви в первые четыре века, оказала большое воздействие на это богословское положение и является отличным примером того, как литургия влияет на богословие. В чем смысл молитвы за мертвых, если эти молитвы не могут изменить состояние, в котором они находились? Аналогичные взгляды можно найти у Августина, который учил о необходимости очищения от грехов в нынешней жизни, прежде чем войти в радость следующей. Фома Аквинский проводил разграничение между виной и наказанием за грех. Вина греха может быть снята сразу же после смерти; однако, наказание за эти грехи должно быть понесено в чистилище.

Деятели Реформации шестнадцатого века отвергли идею о чистилище. Направленная против нее критика имела два аспекта. Во-первых, считалось, что у нее отсутствуют какие-либо существенные библейские основания. Во-вторых, она противоречила доктрине об оправдании одной верой, которая гласит, что человек может " оправдаться перед Богом" верой, а это создает такие отношения, которые делают существование чистилища излишним. Избавившись от идеи о чистилище, реформаторы не увидели какой-либо насущной необходимости в молитвах за умерших, которые с тех пор были исключены из протестантских литургий. Однако, как концепция чистилища, так и практика молитвы за умерших продолжают находить признание в римском католицизме.

Небеса

Христианская концепция неба - по сути своей концепция эсхатологической реализации присутствия и силы Божьей, окончательной ликвидацией греха. Наиболее полезным представляется рассматривать ее как исполнение христианской доктрины о спасении, в котором присутствие силы греха и наказание за него окончательно ликвидируются, и достигается полное присутствие Бога в отдельных людях и в сообществе веры.

Следует отметить, что новозаветные образы неба является чрезвычайно обобщенными по своей природе; например, небо изображается как пир, как свадебное празднество, или как город - новый Иерусалим. Конкретные интерпретации неба или вечной жизни также исключаются из-за христианского понимания Бога как Троицы. Вечная жизнь, таким образом, это не проекция индивидуального человеческого бытия, но ее должно рассматривать как участие христианской общины в целом в единении с любящим Богом.

Один аспект христианского ожидания неба заслуживает особого внимания - блаженное видение. Христианину наконец дается полное видение Бога, Который до сих пор был известен лишь частично. Это видение Бога во всем великолепии божественного величия было постоянной темой значительной части христианского богословия, особенно в период средневековья В заключении " Божественной комедии" поэту удается бросить мимолетный взгляд на Бога - " Любовь, которая движет солнцем и другими звездами".

Предвкушение чуда и славы этого видения было мощным стимулом в поддержании христианской жизни.

Христианское богословие не может узреть Бога. Однако, оно может побудить нас глубже задуматься о Боге и пробудить наш интерес по отношению к тому, чему еще предстоит произойти, на наш взгляд, это подходящая нота для завершения данного введения в основные темы христианского богословия.

Вопросы к шестнадцатой главе

1. Исследуйте то, как одна из следующих идей излагаются в Новом Завете: небо, воскресение, вечная жизнь. В этом вам поможет использование Симфонии.

2. Сделайте краткий обзор того, как либо Рудольф Бультман, либо Вольфхарт Панненберг понимали воскресение. (Вам придется обратиться к главе 10, чтобы найти некоторые материалы, необходимые вам для ответа.)

3. Изучите следующий список терминов, встречающихся в настоящей главе: век духа; демифологизация; вознесение на небеса; страдания; два града. С какими из следующих авторов или движений ассоциируются у вас каждое из них: Августин Гиппонийский; Рудольф Бультман; диспенсационализм; Иоахим Флорский? (Обратите внимание на то, что два термина связаны с одним из авторов или движений.)

4. Почему во многих (но не всех) христианских кругах сегодня все более неприемлемым становится говорить об аде?

5. Все ли отправятся на небеса? (Для ответа на этот вопрос, вам нужно будет обратиться к материалу, изложенному в главе 11).

СЛОВАРЬ БОГОСЛОВСКИХ ТЕРМИНОВ

Ниже приводится краткое пояснение богословских терминов, с которыми читатель может столкнуться в ходе чтения данной книги.

августинианство - термин, используемый в двух основных значениях. Во-первых, он употребляется для обозначения системы взглядов Августина Гиппонийского, касающихся доктрины спасения, в которой подчеркивается необходимость божественной благодати. В этом смысле он служит антитезой пелагианства. Во-вторых, он употребляется для обозначения системы взглядов, существовавшей в ордене Св. Августина в период средневековья, независимо от того, восходят эти взгляды к Августину или нет.

адиафора - дословно, " несущественное". Верования и обряды, которые деятели Реформации XVI в. считали терпимыми, поскольку они явно не предусматривались, но и не отвергались Священным Писанием. Например, одеяния, которые служители должны носить в Церкви часто считались " несущественным". Это - важное понятие, поскольку оно позволило им принять прагматический подход ко многим верованиям и обрядам, избегая таким образом ненужной конфронтации.

александрийская школа - богословская школа патристического периода, связанная главным образом с городом Александрией в Египте, известная своей христологией (делающей акцент на божественности Христа) и своим методом толкования Библии (использующим аллегорические методы экзегезы). Соперничающий подход в обеих областях связан с городом Антиохией.

анабаптизм - термин, производный от греческого слова означающего " перекрещенец", используемый для обозначения радикального крыла Реформации шестнадцатого века, в центре которого стояли такие мыслители как Менно Симоне и Бальтазар Губмайер.

аналогия бытия (analogia entis) - теория, связанная с именем Фомы Аквинского, гласящая, что в результате божественности творения между сотворенным порядком и Богом существует соответствие или аналогия. Эта идея дает теоретическое обоснование практике умозаключений о Боге на основании известных предметом или отношений сотворенного порядка.

аналогия веры (analogia fidei) - теория, связанная с именем Карла Барта, утверждающая, что любое соответствие между сотворенным порядком и Богом может быть установлено лишь на основании Самооткровения Божьего.

англиканство - ветвь богословия, связанная с Церквами, берущими историческое начало от Церкви Англии. В прошлом его характерные черты включали признание связи между литургией и богословием, и акцент на важности доктрины о воплощении.

антиохийская школа - богословская школа патристического периода, связанная главным образом с городом Антиохией в современной Турции, известная своей христологией (делающей акцент на человечности Христа) и своим методом толкования Библии (использующим буквальные методы экзегезы). Соперничающий подход в обеих областях связан с городом Александрей.

антипелагианские творения - работы Августина, относящиеся к пелагианскому спору, в которых он отстаивает свои взгляды на благодать и оправдание.

антропоморфизм - стремление приписывать Богу человеческие черты (например руки или ладони) или другие человеческие признаки.

апостольская эра - период в истории христианской Церкви, который многие считают определяющим, между воскресением Иисуса Христа (ок.35 г. от Р.Х.) и смертью последнего Апостола (ок.90 г. от Р.Х.? ). Идеи и практика этого периода считаются нормативными, по крайней мере в определенном смысле или в определенной степени, во многих церковных кругах.

апофатический - термин, используемый в отношении конкретного богословского направления, делающего акцент на том, что Бога нельзя познать в человеческих категориях. Апофатический (происходящий от греческого слова " apophasis" - " отрицание", " отказ" ) подход в богословии ассоциируется главным образом с монашеской традицией православной церкви.

апроприация - термин, относящийся к учению о Троице, которое утверждает, что, хотя все три Личности Троицы активны во всех Ее внешних действиях, правильнее считать, что каждое из этих действий является конкретным делом одной из трех Личностей. Правильно считать, что творение - это дело Отца, а искупление - дело Сына, несмотря на то, что все три Лица участвуют в каждом из этих дел.

арианство - крупная ранняя христологическая ересь, считающая Христа верховным из творений Божиих и отказывающая Ему в божественном статусе. Арианский спор имел большое значение для развития христологии в четвертом веке.

бартианский - определение, используемое для обозначения богословских взглядов швейцарского богослова Карла Барта (1886-1968 гг.), известного главным образом своим акцентом на приоритете откровения и сосредоточенностью на Иисусе Христе. В этой связи используются также термины " неоортодоксия" и " диалектическое богословие".

богословие освобождения - хотя этим термином можно обозначить любое богословское движение, делающее акцент на освобождающем влиянии Евангелия, он стал употребляться в отношении движения, возникшего в Латинской Америке в конце 1960-х годов, которое подчеркивало роль политических действий и нацеленности на политическое освобождение от нищеты и угнетения.

воплощение - термин, используемый в отношении приобретения Богом человеческой природы в лице Иисуса Христа. Термин " инкарнационализм" (англ, incarnation - воплощение) часто используется для обозначения богословских подходов (например, в англиканстве конца девятнадцатого века), делающих особый акцент на том, что Бог стал человеком.

Вульгата- латинский перевод Библии, принадлежащий, в основном, Иерониму, на котором главным образом основывалось средневековое богословие. В строгом смысле слова, термин " Вульгата" обозначает иеронимовский перевод Ветхого Завета (кроме Псалтири, взятой из Гэльской Псалтири); апокрифы (кроме Книги Премудрости Соломона, Екклесиаста, 1 и 2 Книг Маккавейских, Книги Варуха, взятых из старого латинского перевода); и всего Нового Завета. Признание множества ее неточностей имело основополагающее значение для Реформации.

герменевтика- принципы, лежащие в основе толкования или экзегезы текста, в частности Писания.

гностицизм- движение, делающее особый акцент на различиях между материальным и духовным мирами, приобретшее особое значение во втором веке. Наиболее характерные его доктрины включают искупление из материального мира, дуалистическое мировоззрение, считающее, что в творении и искуплении участвуют два разных бога, и акцент на важности " знания" (gnosis) о спасении.

гомоусия(homoousion) - греческий термин, дословно означающий " единосущный", который стал использоваться в четвертом веке для обозначения христологического верования основного течения о том, что Иисус Христос был " единосущен Богу". Этот термин полемичный, направленный против арианского взгляда на то, что Христос был " подобосущен" (homoiousion) Богу.

гуманизм- сложное движение, связанное с европейским Ренессансом. В центре движения находились не светские или секуляризирующие идеи (на что указывало бы современное значение этого слова), а новый интерес к культурным достижениям древности. Они рассматривались как важный источник для обновления европейской культуры и христианства в период Возрождения.

две природы, доктрина- термин, обычно используемый для обозначения доктрины о двух природах Иисуса Христа - божественной и человеческой. Родственными терминами являются " Халкидонское определение" и " ипостасный союз".

деизм - термин, используемый в отношении взглядов группы английских авторов, главным образом семнадцатого века, рационализм которых предвосхитил многие идеи Просвещения. Часто используется для обозначения взгляда на Бога, признающего божественность творения, однако отвергающего понятие о продолжающемся божественном участии в мире.

демифологизация - подход к богословию, связанный в первую очередь с именами немецкого богослова Рудольфа Бультмана (1884-1976 гг.) и его последователей. Основан на вере в то, что новозаветное мировоззрение является " мифологическим". Для того, чтобы оно стало понятным в современной ситуации и могло быть применено к ней, необходимо исключить мифологические элементы.

диалектическое богословие - термин, используемый для обозначения ранних взглядов швейцарского богослова Карла Барта (1886-1968 гг.), делающих акцент на диалектических отношениях между Богом и человечеством.

диспенсационализм - протестантское движение, связанное главным образом с Северной Америкой, которое делало акцент на различных божественных " заветов" с человечеством и подчеркивающее важность эсхатологии.

докетизм - ранняя христологическая ересь, считающая Христа чисто божественным существом, которое лишь имело вид человека.

донатизм - движение, развернувшееся в римской Северной Африке в IV веке, имевшее ригористский взгляд на Церковь и таинства.

евангелический - термин, первоначально использовавшийся для обозначения зарождающихся реформационных движений, особенно в Германии и Швейцарии, в 1510-е и 1520-е годы. После заседания рейхстага в Шпейере этот термин был заменен термином " протестантский". В наше время термин стал пользоваться для обозначения крупного движения, главным образом в англоязычном богословии, делающего особый акцент на верховном авторитете Священного Писания и искупительной смерти Иисуса Христа.

евхаристия - термин, используемый в настоящей работе для обозначения таинства, известного также как " месса", " вечеря Господня" и " святое причастие".

ипостасный союз - доктрина о союзе божественной и человеческой природ Христа, без смешения их соответствующих сущностей.

искупление - термин, используемый для перевода латинского термина " reconciliatio" и имеющий значение " труды Христа" или " блага Христа, добытые Им для верующих Своей смертью и воскресением".

исповедание (конфессия) - хотя этот термин обозначает в первую очередь признание греха, в шестнадцатом веке оно приобрело совершенно другой смысл, а именно, " документа, содержащего принципы веры Протестантской Церкви". Так, " Аугсбургское исповедание" (1530 г.) содержит идеи раннего лютеранства, а Первое Гельветское исповедание (1536 г.) - идеи ранней Реформатской Церкви. Термин " конфессионализм" часто используется для обозначения затвердения религиозных настроений в конце шестнадцатого века, когда Лютеранская и Реформатская Церкви включились в борьбу за власть, особенно в Германии. Термин " конфессиональная" часто используется в отношении Церквей, определяющих себя с помощью подобного документа. Исповедания (определяющие вероисповедания) необходимо отличать от символов веры (выходящих за деноминационные рамки).

исторический Иисус - термин, используемый, особенно в девятнадцатом веке, в отношении реального исторического лица Иисуса Назарейского, в отличие от христианской интерпретации этого лица, особенно в Новом Завете и Символах Веры.

кальвинизм - нечеткий термин, используемый в двух различных значениях. Во-первых, он обозначает идеи религиозных групп (таких как реформатская церковь) и отдельных лиц (таких как Теодор Беза), которые находились под глубоким влиянием Жана Кальвина или работ, написанных им. Во-вторых, он обозначает религиозные идеи самого Жана Кальвина. Хотя первое значение является гораздо более распространенным, в настоящее время оно все более считается ошибочным.

Каппадокийские отцы - термин, используемый коллективно по отношению к трем крупным грекоязычным авторам святоотеческого периода - Василию Кесарийскому, Григорию Назианину и Григорию Нисе, которые все работали в конце четвертого века. " Каппадокия" -название области в Малой Азии (современной Турции), в которой про- живали эти авторы.

катехизис - популярный учебник по христианской доктрине, обычно написанный в форме вопросов и ответов, рассчитанный на религиозное назидание.

кенотицизм - форма христологии, делающая особый акцент на том, что Христос при воплощении отказался от определенных божественных свойств, или " опустошил Себя" от, по крайней мере, некоторых божественных свойств, особенно всеведения и всемогущества.

керигма - термин, использованный, главным образом, Рудольфом Бультманом (1884-1976 гг.) и его последователями в отношении послания или провозглашения Нового Завета, касающегося значения Христа.

либеральный протестантизм - движение, главным образом в Германии девятнадцатого века, подчеркивавшее связь между религией и культурой.

литургия - письменный текст общественных богослужений, особенно евхаристии.

лютеранство - религиозные идеи, связанные с именем Мартина Лютера, в частности, изложенные в Малом Катехизисе (1529 г.) и Аугсбургском исповедании (1530 г.). Целый ряд внутренних разногласий, возникших в Лютеранстве после смерти Лютера (1546 г.) между сторонниками жесткой линии (так называемыми " гнесиолютеранами" или " флацианистами" ) и умеренными (" филиппистами" ) закончился их разрешением в Формуле Согласия (1577 г.), которая обычно считается авторитетным изложением лютеранского богословия.

магистерская Реформация - термин, используемый в отношении лютеранского и реформатского направлений Реформации, в отличие от радикального направления (анабаптизма).

модализм - тринитарная ересь, рассматривавшая Три Личности Троицы как различные " модусы Бога". Типично модалистским подходом является считать что в творении Бог действовал как Отец, в искуплении как Сын, и в освящении как Дух Святой.

Нагорная проповедь - стандартный способ обозначения нравственного и пастырского учения Христа в той конкретной форме, которую оно принимает в гл. 5-7 Евангелия от Матфея.

неоортодоксия - термин, используемый для обозначения общей позиции Карла Барта (1886-1968 гг.), особенно того, какой опирался на богословские взгляды периода ортодоксальной Реформации.

номинализм - в строгом смысле слова, теория познания, противопоставляемая реализму. Этот термин, однако, иногда используется в отношении движения via moderna.

ограниченное искупление - подход к доктрине об искуплении, связанный главным образом с кальвинистскими авторами, который утверждает, что смерть Христа имеет значение лишь для тех, кто был избран для спасения.

онтологическое доказательство - одно из доказательств бытия Божьего, связанное с именем схоластического богослова Ансельма Кентерберийского.

оправдание верой, доктрина - раздел христианского богословия, рассматривающий то, как отдельный грешник может войти в общение с Богом. Доктрине суждено было приобрести особое значение в период Реформации.

ортодоксальность - термин, используемый в целом ряде значений, из которых наиболее важны следующие: ортодоксальность как " правильная вера" в отличие от ереси; ортодоксальность как движение в протестантизме, особенно в конце XVI и начале XVII вв., делавшее особый акцент на необходимости доктринальных определений.

отцы Церкви - альтернативный термин для синонимичного понятия " патриотические авторы".

парусин - греческий термин, дословно означающий " пришествие" или " прибытие", используемый для обозначения второго пришествия Христа. Понятие о парусин - важный аспект христианского понимания " последних явлений".

патристический - определение, используемое для обозначения первых веков истории Церкви после написания Нового Завета (" патристический период" ) или ученых, работавших в этот период (" патристические авторы" ). С точки зрения многих авторов этот период датируется ок 100-451 гг. (иными словами период между завершением последней книги Нового Завета и Халкидонским собором).

пелагианство - понимание того, как люди могут заслужить свое спасение, диаметрально противоположное взглядам Августина Гиппонийского, делавшее значительный акцент на роли человеческих трудов и принижающее значение божественной благодати.

перихорез - термин, связанный с доктриной о Троице, синонимичный латинскому термину " циркуминцессия". Основной смысл заключается в том, что все три Личности Троицы, взаимодействуют в жизни друг друга, так что ни один из них не изолируется от других.

пиетизм - подход к христианству, связанный главным образом с немецкими авторами семнадцатого века, делающий акцент на личном усвоении веры и необходимости святости в христианской жизни. Это движение, вероятно, лучше всего известно в англоязычном мире в форме методизма.

постлиберализм - богословское движение, связанное в первую очередь с университетом Дюка и Йельской школой богословия в 1980-е годы, критиковавшее либеральный акцент на человеческом опыте и возрождавшее понятие об общинной традиции как определяющем моменте богословия.

постмодернизм - общая культурная тенденция, особенно в Северной Америке, возникшая в результате общего падения уверенности во всеобщих рациональных принципах Просвещения.

пресуществление - средневековая доктрина, согласно которой хлеб и вино во время евхаристии, сохраняя свой внешний вид, преобразуются в Тело и Кровь Христовы.

принцип Писания - теория, связанная в первую очередь с богословами Реформации, согласно которой практика и верования Церкви должны основываться на Священном Писании. Ничто, что не содержится или не основывается на Писании не может считаться обязательным для верующего. Этот принцип можно свести к одной фразе " sola scriptura" - " одним Писанием".


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь