Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II.2. Гравитационные взаимодействия тела



Организм человека, как всякий другой материальный объект, находится в глобальной мировой системе сил и взаимодействий. Одно из таких взаимодействий — гравитационное — формируется благодаря взаимодействию масс различных тел, расположенных по всему пространству Вселенной. Тело человека, в отличие от других живых организмов, формируется в процессе онтогенеза так, что вся его масса в продольном направлении располагается параллельно вектору гравитации. Оно растет в направлении, противоположном действию силы земного притяжения, обладая при этом двусторонне симметричным строением. Однако, эта симметрия касается только органов, связанных с двигательной функцией и гравитационно-зависимых (скелета, нервно-мышечной системы и органов чувств). Внутреннее строение организма (атомно-молекулярный, клеточный, тканевой уровень построения материи), связано с другим силовым полем, (в частности с электромагнитным), и потому имеет негеометрическую и не трехмерную, а какую-то иную, обусловленную другими силовыми взаимодействиями, симметрию.

Большинство специалистов, еще в середине и, особенно, к концу прошлого века, пришло к заключению о том, что морфологическая структура и функции организма должны отражать результаты гравитационных взаимодействий.

От развития способности их восприятия зависит качество управленческих решений человека. Этим, в конечном итоге, обусловлены координационный уровень и точность движений; правильный или неправильный, энергетически экономичный или расточительный способ решения конкретных двигательных задач. Хотя высшему, сознательному, уровню управления подвластны только гравитационные отношения, и обусловленные ими механические движения, следует помнить, что именно состояние двигательной функции, отражает способность конкретной биологической системы улавливать, накапливать и преобразовывать различные виды энергии, вещества и информации.

Значительный интерес для познания закономерностей двигательной активности человека представляет изучение его движений относительно гравитационного поля Земли. Объективно оно может быть охарактеризовано как поле силы тяжести, определяемой составляющими двух основных сил: силы земного притяжения (тяготения) и центробежной силы (суточного вращения Земли). Тяготение относится к наиболее важным неотъемлемым свойствам всякой материи. В полной мере обладает этим свойством и живая материя тела человека. Мерой этого свойства фактически является масса «тяготения» и «гравитационная» масса тела. Динамические характеристики материи тела человека во многом определяются инертностью его массы. Силовое поле каждой материальной точки всякого тела, в том числе и тела человека, в таком случае полностью определяется законом всемирного тяготения, а масса служит мерой инертности всего тела человека. Это означает, что при действии какой-либо постоянной силы ускорение движения тела будет тем большим, чем меньше его масса. С другой стороны, в этих условиях, чем больше масса тела, тем больше его инерция, тем медленнее меняется состояние его движения.

Изменяя расположение своего тела в пространстве относительно тела Земли, человек под действием сил тяготения совершает определенную работу и этим изменяет потенциальную энергию биомеханической системы своего тела. В процессе жизни человек иногда интуитивно, иногда направленно, используя специальные рекомендации, организовывает свою двигательную деятельность так, чтобы свести к минимуму затраты механической энергии при решении разнообразных, в том числе и двигательных задач. При этом, как правило, используются два пути: снижение затрат механической энергии в каждом отдельном цикле двигательных действий циклического характера и рекуперация одного вида энергии в другой, что достигается устранением непроизводительных лишних движений и излишних сокращений мышц, уменьшением сил сопротивления движениям тела, действующих из внешней среды, выбором оптимальных параметров движений, необходимых для решения тех или иных задач.

То же самое мы можем проследить и касаемо современной хореографии.

Современный танец — это не просто техника, но, прежде всего, мироощущение. Каждое движение рождается, протекает и останавливается под действием различных сил. Самая важная сила, действующая на тело постоянно, — это сила гравитации. Гравитация (притяжение, тяготение) от лат. gravitas — «тяжесть» — это универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами [18].

Любое движение, кроме свободного падения, заставляет мышцы противодействовать ей. Вместо того, чтобы подчиниться гравитации, танцовщик должен уметь использовать ее. Таким образом, движения возникают как бы инерционно, т.е. момент контроля своего тела (группировка мышц) становиться переходным, а не основным в движении.

Результатом действия гравитации является «вес» — сила воздействия тела на опору (или другой вид крепления в случае подвешенных тел). Согласно физическим законам, опора оказывает на тело давление, равное по силе его весу. Поэтому использование контакта (например, с полом) — один из самых простых способов научиться ощущать вес. Чувствовать силу выталкивания опоры и уметь направлять ее поток через тело – это основная задача техник, базирующихся на гравитации и весе.

Движение существует в пространстве и во времени. В танце пространство и время неотделимы. Тело может заполнить столько пространства и времени, сколько позволяет ему его движение в этом пространстве и времени. Однако, движение приобретает ясность и четкость, когда окружающие его пространство и время имеют прямо противоположный характер — когда они недвижимы.

В анализе, предложенном Рудольфом Лабаном, движения различаются по следующим параметрам ощущения веса:

1. Подчинение весу (гравитации) — пассивный подход;

2. Использование веса — активный подход.

Ощущение веса лежит в основе обоих подходов к его использованию. Чувство веса, его контроль и управление им зависят от умения освобождать и расслаблять мышцы тела. Исполнитель должен позволить физическим силам свободно воздействовать на него, при этом оставляя возможность контролировать и координировать ее вектор.

Перемещаясь в пространстве и времени, исполнитель не просто выполняет физическое действие, он наполняет движение определенной степенью усилия, расслабленности или интенсивности, другими словами — наделяет его качеством, которое тесно связано с принципом использования веса.

Пассивный подход (в параметре ощущения веса) заключается в подчинении гравитации и использовании ее как движущей силы. Активный подход — в ощущении и использовании веса для придания определенного качества движению, т.е. оно может быть сильным (тяжелым) или слабым (легким, воздушным). Уровень затрат мускульной энергии и его акценты определяют «ритм веса» (один из аспектов ритма движения по Р. Лабану). Движения могут быть тяжелее или легче в зависимости от заложенного в них уровня энергии и импульса, иначе называемого уровнем ритма.

Рудольф Лабан выделил 5 видов ритмов движения, в четырех из них существует акцент — момент наивысшей скорости (и, соответственно, кинетической энергии) движения:

1. Импульс — движение начинается с акцента и замедляется к окончанию.

2. Импакт (удар) — движение ускоряется и заканчивается акцентом.

3. Свинг (качание) — осуществляется за счет использования веса, акцент в середине движения.

4. Рибаунд (отдача, отражение) — осуществляется за счет использования энергии отражения, акцент также в середине движения.

5. Континиус (непрерывный, постоянный) — не имеет акцентов, движение с постоянной скоростью и энергией.

Такое разделение по уровню энергии и его акцента расширило понимание функции и значения «па». Энергия любого движения столь же внутренняя, сколь и внешняя, и, таким образом, анализ динамики касается также внутренних импульсов, которые рождают движение.

Энергию движения нельзя понимать только как уровень затрат физических усилий. Однако изучение этого понятия необходимо начинать с упражнений, которые помогают осознать силовые характеристики движения, и лишь затем переходить к эмоциональной окраске «па».

Кроме естественных или «регулярных» ритмов (дыхания, сердцебиения, шага и т.п.) телу человека свойственны также «нерегулярные» ритмы движения. В хореографии это, например, темпо-ритмическая основа танца, комбинации или отдельной связки. Но, как и в первом, так и во втором случае ритм зависит от динамики (составляющие: время, вес и энергия) самого движения, которое в свою очередь зависит от следующих параметров:

1. Положения тела.

2. Направления движения.

3. Амплитуды движения.

4. Скорости движения.

5. Силы.

6. Последовательности движений.

7. Темпа движения.

8. Ритма движения.

Подводя общий итог, хочется сказать о том, что современный танец в России формируется сегодня на пересечении двух тенденций — постмодернистской игры с отработанным материалом и минималистского отбора самых необходимых средств. Он складывается как среда интернациональная и транскультурная, способная адаптировать и ассимилировать чужую культуру и другую ментальность.

Временные характеристики раскрывают движение во времени: когда оно началось и закончилось (момент времени), как долго длилось (длительность движения), как часто выполнялось движение (темп), как они были построены во времени (ритм). Вместе с пространственно-временными характеристиками они определяют характер движений человека.

Момент времени — это временная мера положения точки тела и системы. Момент времени (t) определяют промежутком времени до него от начала отсчета: [t] = Т.

Момент времени определяют не только для начала и окончания движения, но и для других важных мгновенных положений. В первую очередь это моменты существенного изменения движения: заканчивается одна часть (фаза) движения и начинается следующая (например, отрыв стопы от опоры в прыжке — это момент окончания фазы отталкивания и начала фазы полета). По моментам времени определяют длительность движения.

Длительность движения — это его временная мера, которая измеряется разностью моментов времени окончания и начала движения.

Темп движений – это временная мера их повторности. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени (частота движений):

Темп — величина, обратная длительности движений. Чем больше длительность каждого движения, тем меньше темп, и наоборот. В повторяющихся (циклических) движениях темп может служить показателем совершенства техники.

Ритм движений (временной) — это временная мера соотношения частей движений. Он определяется по соотношению длительности частей движения.

Ритм движений характеризует, например, отношение времени опоры к времени полета или времени амортизации (сгибания колена) к времени отталкивания (выпрямления ноги) при опоре.

По пространственно-временным характеристикам определяют, как изменяются положения и движения танцовщика во времени, как быстро он изменяет свои положения (скорость) и движения (ускорение).

Свойство инертности тел раскрывается в первом законе Ньютона: «Всякое тело сохраняет свое состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока внешние приложенные силы, не изменят это состояние». Иначе говоря, всякое тело сохраняет скорость, пока ее не изменяв силы.

Если рассматривать биодинамику прыжка, так как прыжок достаточно распространенный элемент в современном танце, то в прыжках расстояние преодолевается полетом. При этом достигается либо наибольшая длина прыжка, либо наибольшая высота, либо значительная и длина и высота.

Отталкивание от опоры в прыжках совершается за счет выпрямления толчковой ноги, маховых движений рук и туловища.

В полете длительность, высота (баллон) предопределены величиной и направлением прыжка.

Безусловно, современный танец — это понятие относительное, сиюминутное. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Но сегодня подмена базовых понятий и форм современного танца делает это направление хореографии потребительским, рассматривая его как искусство невежд. Поэтому задача хореографических учебных заведений состоит в создании у будущих педагогов максимально точного представления о современном танце как об одном из направлений хореографического искусства, имеющем свои принципы, систему и законы. Однако можно утверждать, что такой подход к пониманию гравитационных сил в современном танце открывает определенные перспективы в дальнейшем развитии и совершенствовании методов обучения движениям.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1952; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь