Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ



В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения - полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Почти прекращается в седмичные дни пение как выражение радостного состояния духа и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагается чтение из ветхозаветных Писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы - третий, шестой и девятый час - Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Великий пост охватывает собою дни св. Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы.

Вечерня сыропустной Недели

Св. Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни сыропустной Недели (воскресенья). Сыропустное воскресенье называется еще Прощеным воскресеньем.

Вечером в Прощеное воскресенье, а также и во все последующие воскресенья св. Четыредесятницы. Кончая 5-ым воскресеньем, совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:

1. Вечерня предваряется чтением 9-го часа (завеса закрыта). По окончании 9-го часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит пред царские врата и творит начало вечерни: «Благословен Бог наш…»

2. Вход с кадилом (ввиду пения великого прокимна).

3. после входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избавлю ю» (4 с половиной раза).

Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья. Поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого поста. В остальные недели - 1-ю, 3-ю и 5-ю - на вечерни поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (4 с половиной раза).

4. После прокимна сразу читается «Сподоби, Господи…», как обычно на вседневной вечерни (но ектении «Рцем вси…», как на великой вечерни, не бывает). Царские врата закрываются, и священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник в епитрахили произносит на амвоне ектению: «Исполним вечернюю молитву…», а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

После стихир на стиховне и чтения «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…» (священнослужитель в это время выходит на солею) поются великопостные тропари (с великими поклонами после каждого тропаря); «Богородице Дево, радуйся…», «Слава: Крестителю Христов…», «И ныне: Молите за ны, святии апостоли…», «Под Твое благоутробие прибегаем…» (без поклона). Затем чтец вместо ектении: «Помилуй мя, Боже…» читает «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую херувим…» Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…». Чтец: «Небесный Царю…», и священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

5. После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (3), благослови». И бывает «совершенный» (большой) отпуст[89].

Чин прощения.

После отпуста вечерни (в сыропустное воскресенье) совершается чин, или обряд ПРОЩЕНИЯ[90]. На аналоях перед солеей, с правой стороны, кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем, обратясь к присутствующим, он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами:

" Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: " Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися о нас грешных". Священник произносит: " Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас" [91].

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест, совершают лобзание. В некоторых местах существует и другая практика, т.е. другие священники держат иконы. Затем подходят миряне, прикладываются ко Кресту, целуют руку священника и испрашивают прощения у притча и друг у друга. В древние времена египетские пустынники, сообразно со словами Евангелия (Мф., зач. 17), читаемыми за литургией в Прощеное воскресенье и рекомендующими прощать ближним согрешения и примириться со всеми, собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир (как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой) расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий.

В современной церковной практике во время обряда прощения принято петь: " Покаяния...", " На реках Вавилонских..." и стихиры Пасхи: " Да воскреснет Бог..", кончая словами: " простим вся воскресением" (" Христос воскресе" не поется). {Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

Общий порядок великопостных церковных служб и их особенности

В дни Четыредесятницы совершаются следующие основные виды служб: 1. Великое повечерие. 2. Утреня. 3. Часы с чином изобразительных. 4. Вечерня. 5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.

Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечерам в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга[92] и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста).

Великопостные часы совершаются:

1. в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великого поста;

2. в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы. (В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные).

Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста (кроме субботы), а именно:

1) в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по 6-ю Недели включительно) Великого поста;

2) в четверг 5-й седмицы (чтение великого канона, за исключением случая, когда на этот день приходится Благовещение (тогда литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник - день чтения великого канона);

3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (кроме совпадения их с Благовещением);

4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля - Обретение главы св. Иоанна Крестителя, 9 марта - 40 мучеников и в храмовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы Великого поста (если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на Дмитриевскую субботу)[93].

Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в субботу 1-й и последующих пяти седмиц Великого поста, а также в Неделю ваий и в праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, кроме воскресных дней, Великого Четверга и Великой Субботы, так как в эти дни совершается литургия св. Василия Великого.

Литургия св. Василия Великого бывает пять раз в св. Четыредесятницу - в первые пять воскресений Великого поста и два раза в Страстную седмицу: в Великий Четверг и Великую Субботу (даже если в эти дни случится Благовещение).

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ

Я часть

Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой завесе творит начало: " Благословен Бог наш...". Чтец: " Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный..." по " Отче наш...", " Господи; помилуй" (12), " Приидите, поклонимся..." псалом 4-й, 6-й, 12-й, 24-й, -30-й и 90-й [94]. " Слава, и ныне, Аллилуиа (3). Господи, помилуй (3).

Хор: " С нами Бог, разумейте языцы..." (громко и со сладкопением) со стихами и припевом: " Яко с нами Бог". Чтец читает тропари: " День прешед, благодарю Тя, Господи...", " Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко...", " И ныне: День прешед, славословлю Тя, Святый...", " Верую..." Священник (перед царскими вратами) возглашает: " Пресвятая Владычице Богородице...", " Вся небесная сила святых Ангел и Архангел..." и прочие тропари (с поклонами). Хор повторяет. (Эти тропари помещены в великом повечерии наряду)[95].

Чтец: Трисвятое по " Отче наш" и тропари: в понедельник и среду вечера - " Просвети очи мои..." и пр., во вторник и четверг - " Невидимых враг моих" и проч.

Субботнее великое повечерие в пятницу вечером имеет особые тропари[96].

После тропарей - " Господи, помилуй" (40), " Слава, и ныне", " Честнейшую", " Именем Господним благослови, отче".

Иерей: " Молитвами святых отец наших...", и читается молитва св. Василия Великого: " Господи, избавлей нас..."

Я часть

Чтец: " Приидите, поклонимся...", псалом 50-й, 101-Й и молитву Манассии, затем Трисвятое по " Отче наш...".

Хор: " Помилуй нас, Господи, помилуй нас...", " Слава: Господи, помилуй нас...", " И ныне: Милосердия двери отверзи нам..." [97].

Чтец: " Господи, помилуй" (40), " Слава, и ныне", " Честнейшую". И молитва: " Владыко Боже, Отче Вседержителю..."

Я часть

Чтец: " Приидите, поклонимся...", псалом 69-й и 142-й, затем вседневное славословие и каноны Богородицы и святого Минеи (если нет канона св. Андрея Коптского)[98]. После канона поется " Достойно есть...", а затем, по Трисвятом и " Отче наш...", - " Господи сил, с нами буди..." со стихами[99].

Чтец: " Господи, помилуй" (40), " Иже на всякое время...", " Честнейшую...".

После возгласа: " Боже, ущедри ны..." священник произносит молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами - 4 земными и 12 малыми). Далее чтец - Трисвятое по " Отче наш", " Господи, помилуй" (12) и молитва: " Нескверная, Неблазная...", " И даждь нам, Владыко...". " Преславная Приснодево; Упование мое Отец...".

Священник: " Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: " Слава, и ныне; Господи, помилуй (3). Благослови".

Священник (стоя) читает молитву: " Владыко Многомилостиве..." [100]. В это время все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова: " Благословите, отцы святии...", после чего делает земной поклон[101] и, поворачиваясь лицом к алтарю, произносит ектению: " Помолимся о великом господине и Отце нашем..." и в конце: " Рцем и о них".

Хор: " Господи, помилуй" (3). Священник: " Молитвами святых отец наших...". Хор: " Аминь".

Примечание: На великом повечерии в пятницу Великого поста молитва св. Ефрема Сирина (с поклонами) опускается, а также конечное Трисвятое и " Господи, помилуй" (12). Окончание великого повечерия в таких случаях после канонов будет следующее: " Достойно есть...", Трисвятое по " Отче наш...", кондак, " Господи, помилуй" (40), молитва: " Иже на всякое время", " Слава, и ныне", " Честнейшую...", " Именем Господним благослови, отче". " Молитвами святых отец...", но если святой полиелейный, то будет 3 великих поклона[102]. " После поклонов - Трисвятое по " Отче наш" и 12 раз " Господи, помилуй" опускается, но сразу читается " Нескверная, Неблазная...", " И даждь нам, Владыко...", " Преславная Приснодево...", " Упование мое Отец...", " Слава Тебе, Христе Боже...", " Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови". Отпуст малый: " Христос истинный Бог наш...". " Аминь". Обычное прошение и ектения: " Помолимся о великом Господине и Отце нашем..." и т.д. В конце: " Молитвами святых отец...". " Аминь". (См.: Розанов. Цит. соч., с. 543-544; Богослужебные указания на 1951, с. 115).

Великопостная утреня.

1. Начало утрени - до шестопсалмия включительно -такое же, как и вседневной утрени. 2. Вместо " Бог Господь" поется " Аллилуиа" (3) по гласу Октоиха и Троичные тропари гласа, причем к первому тропарю бывают особые окончания в зависимости от дня недели, например: в понедельник - " Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас"; во вторник - " Молитвами Предтечи Твоего, помилуй нас" и т.д. (напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, гл. 58, Октоихе и Следованной Псалтыри, в последовании утрени).

3. Стихословятся три кафизмы. Ектении пред седальнами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 3-й кафизмы и седальна читается 50-й псалом.

4. После 50-го псалма - молитва: " Спаси, Боже, люди Твоя..." и после возгласа " Милостию и щедротами..." -каноны.

Каноны поются в соединении с библейскими песнями, начиная со стиха " Господеви поем...". Порядок стихословия изложен в Ирмологии, в разделе под заглавием: " Во святую и великую Четыредесятницу стихословятся песни сице". Канонов полагается три: святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди (творение Иосифа и Феодора Студитов), Октоих но поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель (воскресений).

Трипеснцы содержат следующие песни:

в понедельник - 1-ю, 8-ю и 9-ю,

во вторник - 2-ю, 8-ю и 9-ю,

в среду - 3-ю, 8-ю и 9-ю,

в четверг - 4-ю, 8-ю и 9-ю,

в пятницу - 5-ю, 8-ю и 9-ю,

в субботу - 6-ю, 7-ю, 8-ю и 9-ю (четверопеснец).

Канон следует петь по Уставу, чтобы молящиеся могли слышать характерные особенности исполнения канона в посту. Канон святого положено петь на 6 (ирмос, 4 тропаря и Богородичен) в тех песнях, в которых есть трипеснец, в других песнях - на 5 (ирмос в начале или в конце песни, 3 тропаря и Богородичен).

Если случится два святых, то оба канона поются на 6 путем соединения двух тропарей этих канонов в один, опускается лишь Богородичен первого канона. Первый трипеснец поется на 4. Второй трипеснец во все дни седмицы имеет 5 тропарей, но в понедельник - 6 тропарей.

Порядок пения канона следующий:

Песнь 1-я. По Следованной Псалтири или Ирмологию поются или читаются стихи от " Господеви поем..." до " Огустеша..." включительно (условная цифра 14), затем поется ирмос канона Минеи[103]. Отсюда к стихам прибавляются тропари Минеи на 6. После ирмоса Минеи хор поет стих: " Рече враг...". Чтец - тропарь канона. Стих: " Послал еси...", и тропарь. Стих: " Кто подобен Тебе...", и тропарь. Стих: " Простерл еси...", и тропарь. Стих: " Утешил еси...", и Богородичен канона. Со стиха: " Тогда потщашася..." (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди. Со стиха: " Господь, царствуяй веки и на век" (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Хор: " И наведе на ня...". Чтец: " Приспе ныне...". Хор вышним гласом: " Слава". Чтец: " Единице простая...". Хор: " И ныне". Чтец: " Божию Святую гору воспоим...". Хор: " Слава Тебе, Боже наш...". Чтец: " Колеснице огненная...". Хор: " Слава Тебе, Боже наш...". Чтец: " Брашно Адам яде...", и поется на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди: " Грядите людие...".

2-я песнь в понедельник не стихословится. Песнь 3-я начинается пением библейских стихов, которые обозначены в Ирмологии цифрой 4, предыдущие же стихи опускаются. (Это относится ко всем песням канона, где нет трипеснцев).

Хор поет стих: " Господь взыде на небеса...". Чтец - тропарь канона Минеи. Хор: " И даст крепость...". Чтец - второй тропарь. Хор: " Слава". Чтец: тропарь. Хор: " И ныне". Чтец - тропарь. Хор - ирмос третьей песни Минеи[104].

По третьей песни - малая ектения, возглас: " Яко Ты еси Бог наш..." и седален.

4-я и 5-я песни, поются так. Сначала хор поет ирмос 4-й песни Минеи и стих: " Господь Бог мой, сила моя..." (т.е. с цифры 4). Чтец - тропарь Минеи. Хор: " И на высокая возводит мя...". Чтец - тропарь. Хор: " Слава". Чтец - тропарь. Хор: " И ныне". Чтец - тропарь. Хор поет ирмос 5-й песни и стих: " Воскреснут мертвии...". Чтец - тропарь. Хор: " Роса бо, яже о Тебе...". Чтец - тропарь. Хор: " Слава". Чтец - тропарь. Хор: " И ныне". Чтец - тропарь.

Песнь 6-я стихословится так же, как и 3-я. Хор поет стих 6-й песни: " Хранящии суетная..." (т.е. от цифры 4). Чтец - тропарь 6-й песни Минеи, Хор: " Аз же со гласом хваления...". Чтец - тропарь. Хор: " Слава". Чтец - тропарь. Хор: " И ныне". Чтец - тропарь. Хор поет на катавасию ирмос 6-й песни.

По 6-й песни - малая ектения, возглас: " Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших..." и кондак.

Песнь седьмая. Хор поет ирмос 7-й песни Минеи и стих: " Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего". Чтец - тропарь. Хор: " Благословен еси на тверди небесной...". Чтец - тропарь. Хор: " Слава. Чтец - тропарь. Хор: " И ныне". Чтец - тропарь.

Хор переходит к 8-й песни. Она исполняется, как и 1-я. Сначала поются стихи 8-й песни до условной цифры 14 (включительно), обозначенной в Ирмологии: " Благословите, огнь и вар...". Хор поет ирмос 8-й песни Минеи и стих: " Благословите, росы и иней...". Чтец - тропарь Минеи. Хор - следующий стих и т.д. Со стиха: " Благословите, вся птицы небесныя..." (т.е. с цифры 8) чтец читает тропари первого трипеснца, а со стиха: " Благословите, Анания, Азария..." - тропари второго трипеснца. После: " Хвалим, благословим..." хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца Триоди: " Древле оросившаго..."

На 9-й песни священнослужитель совершает обычное каждение и пред образом Богоматери возглашает: " Богородицу и Матерь Света...". Хор поет: " Честнейшую..." постовым распевом, затем ирмос 9-й песни Минеи[105] и стих: " Благословен Господь Бог Израилев...". Чтец - тропарь. Хор: " И воздвиже рог спасения нам..." Чтец - тропарь. Хор: " Спасение от враг наших...". Чтец - тропарь. Хор: " Сотворити милость...". Чтец - тропарь. Хор: " Клятву, еюже клятся ко Аврааму..." Чтец - тропарь Триоди и т.д. В конце хор поет:

" Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец читает последний тропарь: " День един убо...". Хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца: " Преестественно плотию..." и затем - " Достойно есть...". Поклон. Малая ектения и возглас: " Яко Тя хвалят вся силы небесныя...".


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь