Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Василия Великого.



Если сочельник случится в седмичный день, кроме субботы, и воскресенья, то в сочельник читаются великие часы, после которых идут изобразительные (Символ веры и пс. 33-й не читаются) и отпуст. Затем начинается вечерня[40] с литургией св. Василия Великого[41].

Священник с диаконам молятся перед престолом: " Царю Небесный..." " Слава в вышних Богу..." и т.д. Затем - возглас:

" Благословенно Царство", после которого читается " Приидите, поклонимся" (по Уставу - " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный..." и далее по порядку. См. Типикон, под 25 декабря) и псалом 103-й: " Благослови, душе моя...". Далее - ектения " Миром Господу помолимся...". После возгласа священники уходят в алтарь, если служит архиерей. Затем хор: " Господи, воззвах...". Иерей совершает проскомидию. При пении стихиры на " И ныне" - вход с Евангелием, " Свете тихий". Прокимен дня (если праздник совпадает с субботой, то в пяток вечера - великий прокимен: " Кто Бог велий" ). Чтение восьми паремий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1, 12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было невотворением.

Проследим содержание других паремий.

Закономерно для второй паремии избрано пророчество Валаама о звезде от Иакова (Числ. 24, 2-18), для третьей - пророчество Михея (4, 6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, для четвертой - пророчество Исаии (11, 1-10) о жезле от кореня Иесеева, на котором почил Дух Божий; для пятой - пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности его книги именем учителя Варухова Иеремии в предположении, - что Варух передал пророчество Иеремии) о явлении Бога на земле между людьми (/3, 36-38; 4, 1-4); шестая паремия - пророчество Даниила о нерукосечном камне (2, 31-45). Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7, 11-15; 8, 1-4; 8-10)[42].

После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: " Тайно родился еси в вертепе" до конца. Хор припевает конец: " С ними же помилуй нас". Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.

Также исполняется тропарь после следующих 3-х паремий. Конец этого тропаря: " Жизнодавче, слава Тебе".

После окончания тропаря читаются еще две паремии, после которых малая ектения и возглас: " Яко свят еси, Боже наш"... Далее литургия совершается своим порядком, т.е. Трисвятое, прокимен: " Господь рече ко мне...", Апостол (к Евреям, зач. 303), Евангелие (от Луки, зач. 5) и т.д. После литургии бывает прославление (пение праздничных тропаря и кондака перед свечой).

(Так же совершается вечерня и в Крещенский сочельник. После заамвонной молитвы бывает освящение воды " Глас Господень на водах..." После освящения воды бывает " Слава, и ныне", стихира и " Буди имя Господне благословенно...". Читают 33 пс., а затем " Премудрость" и отпуст праздничный. Но если вечерня совершается после литургии, то " Буди имя Господне" не поют, а сразу после стихиры - " Премудрость". См. Типикон под 6 января).

Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Иоанна Златоуста

Если сочельник случится в субботу или воскресенье, то царские часы в таком случае переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает.

В сочельник в обычное время совершаются часы и литургия св. Иоанна Златоуста. После обычного литургийного отпуста (т.е. " Христос истинный Бог наш..." ) затворяются царские врата и возгласом " Благословен Бог наш" начинается великая вечерня. В Типиконе указывается, что следует петь псалом 103: " Благослови, душе моя, Господа", затем " Блажен муж" [43]. (См. Типикон под 6 января). Но в практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, положено обычное начало: " Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный", Трисвятое и т.д. (См. Богослужебные указания на 1951, стр. 57, и на 1950, стр. 84). После входа с Евангелием - " Свете тихий", прокимен дня и паремии, после которых - малая ектения и возглас: " Яко свят еси Боже наш" (См, Никольский, стр. 545; Богослужебные указания на 1950 г., стр. 85). Трисвятое не поется, но сразу прокимен: " Господь рече ко мне". Затем следует чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53), ектении: " Рцем вси"; " Сподоби, Господи" и ектения " Исполним вечернюю молитву", после возгласа сразу " Премудрость". Хор: " Благослови". Священник:

" Сый благословен Христос Бог наш". Хор: " Аминь". " Утверди, Боже..." Священник: " Пресвятая Богородице, спаси нас"; хор:

" Честнейшую". Священник: " Слава Тебе..." и отпуст обычный. После вечерни прославление.

Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник

Если нет литургии, то Если есть литургия
после чтения паремий, малой ектении и возгласа - хор: " Аминь" (" Святый Боже" не поется), а диакон - Вонмем. Прокимен: " Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты..." Хор: " Аминь, Святый Боже" и прочее последование литургии св. Василия Великого.
Следует чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелия (Мф., зач. 53)[44]. На литургии читаются Апостол (Евр., зач.303) и Евангелие (Лк., зач.5).
Затем ектения: " Рцем вси", " Сподоби, Господи..." и ектения: " Исполним вечернюю". Возглас " Премудрость" и прочее по обычаю и отпуст обычный (но в календаре на 1976 год указан отпуст праздничный).  

Чин " Славления" Христа в навечерие Рождества Христова

После отпуста вечерни или литургии, выносится на середину храма свеча. Перед ней священнослужители и певцы (" клирицы" ) поют " велегласно" - громко и торжественно - пропарь и кондак праздника. После чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.

На этом кончается богослужение навечерия праздника.

Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й)

" Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе! " [45]

Кондак праздника (глас 3-й)

" Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог".

Всенощное бдение

Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.

1. Великое повечерие

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: " Приидите, поклонимся..." Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется " Бог Господь" с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.

Великое повечерие совершается следующим образам. Священник с диаконам, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово " Востаните" не произносится, но сразу возглашает: " Благослови, владыко" и возвращается в алтарь. Священник: " Благословен Бог наш..." и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: " Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный" и прочее обычное начало.

Представим для наглядности краткую схему великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение).

Я часть

После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й. " Слава, и ныне", " Аллилуиа" (3), " Господи, помилуй" (3), " Слава, и ныне" и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: " Слава, и ныне", " Аллилуиа" (3). " Слава, и ныне". Хор: " С нами Бог..." (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: " Отец будущаго века". Хор: припевает к каждому стиху: " Яко с нами Бог" и после конечного стиха заключает пением: " С нами Бог".

Чтец: " День прешед...", " Верую". Стихи: " Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных". " Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите..." и т.д. Затем - Трисвятое по " Отче наш".

Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются). Чтец: " Господи, помилуй (40). " Честнейшую..." и читает заключительную молитву св. Василия Великого: " Господи, Господи...".

Я часть

Чтец: " Приидите, поклонимся", псалмы 50-й, 101-й, молитва Маноссии, Трисвятое по " Отче наш". Вместо тропарей: " Помилуй нас, Господи, помилуй нас" - поется кондак праздника (Царские врата открываются).

Чтец: " Господи, помилуй" (40), " Честнейшую..." и читает заключительную молитву: " Владыко, Боже Отче Вседержителю".

Я часть

Чтец: " Приидите, поклонимся", псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие.

После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии - утреня, как на обычной праздничной всенощной.

Утреня

После возгласа " Благословение Господне на вас" - шестопсалмие. По полиелее - величание:

" Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии". Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: " От юности моея..." Прокимен гл. 4 " Из чрева прежде денницы родих Тя..." Евангелие (Мф., зач. 2).

По 50-м псалме вместо " Молитвами" поется: " Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы". " И ныне" - то же, но конец: " Христос родися в Вифлееме..." Стих: " Помилуй мя, Боже...".

И стихира: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем..." Канонов два - св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды. По 3-й песни поется ипакой: " Начаток языков", по 6-й - кондак и икос. Вместо " Честнейшую..." - припев: " Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу". И ирмос: " Таинство страннее вижду и преславное...". К каждому тропарю первого канона поются свои припевы. Ко второму канону свой припев: " Днесь Дева раждает Владыку..." Катавасия на 9-й песни - ирмос второго канона: " Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь".

(В русском переводе - М. Скабаллановича: " Удобнее нам было бы по страху (из опасения как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предостеречь молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие" ).

Этот ирмос " Любити убо нам" вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: " Посетил ны есть свыше..." (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник):

" Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш..." и прочее до конца.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 4616; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь