Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чин литургии Преждеосвященных Даров
Литургия Преждеосвященных Даров всегда предваряется чтением часов, изобразительных и вечерней, с которой непосредственно соединяется, и состоит из священнодействий и молитв: 1) вечерних, так как в древности причащались вечером, а в св. Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи, 2) молитв, возносимых на литургии, кроме молитв освящения Даров, так как Дары уже освящены; 3) некоторых особенных молитв, ектений и песнопений (как, например, песнь " Ныне силы небесныя" [130], молитвы и ектении об оглашенных, о просвещаемых или готовящихся ко св. Крещению, о верных пред причащением Св. Даров и молитва заамвонная). На 9-м часе, во время молитвы: " Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...", иерей с диаконом совершают перед царскими вратами входные молитвы - так же, как перед обычной литургией - и прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери при чтении молитв: " Пречистому Твоему образу..." и " Милосердия сущи...". Молитва: " Господи, ниспосли руку Твою..." - не читается. При входе в алтарь - молитва: " Вниду в дом Твой...". Молитвы на облачение священнических одежд не читаются; иерей лишь благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней крест и произносит тихо: " Господу помолимся". При пении " Блаженных" отверзается завеса от царских врат. После молитвы " Всесвятая Троице..." иерей выходит на солею и возглашает (при закрытых царских врата): " Премудрость". Хор: " Достойно есть...". Иерей: " Пресвятая Богородице...". Хор: " Честнейшую...". Иерей: Слава Тебе, Христе Боже.. ". Хор: " Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды), благослови". Иерей творит отпуст: " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, силою честнаго и Животворящаго Креста (святых храма, дня), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" [131]. Певцы медленно поют (трижды) " Господи, помилуй", чтобы пауза перед началом литургии была меньше. Служащий иерей с диаконом совершают три поклона перед св. Престолом и молятся: 1) " Боже, милостив буди мне грешному", 2) " Боже, очисти грехи моя и помилуй мя", 3) " Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя". Затем прикладываются к Престолу. Диакон испрашивает благословение у иерея, исходит северными дверями на солею[132] и, помолившись, возглашает: " Благослови, владыко". Иерей, стоя перед Престолом и изображая Крест Евангелием, возглашает: " Благословенно Царство...". Певцы: " Аминь". Чтец: " Приидите, поклонимся..." (трижды) и 103-й псалом. В это время священник читает (с откровенною главою" ) перед царскими вратами светильничные молитвы, начиная с-4-й: " Немолчными песньми...", так как первые три прочитываются после, на ектениях. По прочтении 103-го псалма диакон произносит великую ектению. Хор поет: " Господи, помилуй" постовым распевам. Сразу после возгласа священника - 18-я кафизма. Особенность ее на вечерни перед литургией Преждеосвященных Даров состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы положена малая ектения. Во время чтения первого антифона иерей переставляет на южную сторону Престола Евангелие, лежащее на св. Антиминсе, раскрывает Антиминс и поставляет на него Дискос, открывает Дарохранительницу и, совершив с диаконом поклонение (два земных поклона), полагает с благоговением Преждеосвященный Св. Агнец на Дискос и делает еще один земной поклон. Диакон произносит малую ектению. Иерей тайно читает молитву (1-ю светильничную) 1-го антифона. После малой ектении, по первом антифоне - возглас иерея: " Яко Твоя держава..." Чтец - второй антифон. Иерей с кадилом, диакон со свечой совершают каждение три раза вокруг Престола. Далее диакон - малую ектению. Иерей читает тайно молитву (2-ю светильничную) 2-го антифона. Возглас: " Яко благ и Человеколюбец...". Чтец - третий антифон. Иерей, сотворив три земных поклона перед Св. Дарами, полагает Дискос на главу и, в предшествии диакона со свечой в левой руке и кадилом в правой, переносит Дискос о лежащим на нем Св. Агнцем на жертвенник, идя по правую сторону Престола, через Горнее место. В это время молящиеся падают ниц. Поставив Дискос на жертвенник, иерей вливает в Чашу вино с водой, кадит звездицу, ставит ее на Дискос, кадит затем малые покровцы, покрывает ими, как обычно, и Дискос, и Чашу; потом, окадив " воздух", покрывает им Дискос и Чашу вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв. Если есть диакон, то при совершении каждого из указанных действий он произносит тихо: " Господу помолимся. Господи, помилуй". Иерей, окадив (трижды) покрытые им Св. Дары, произносит: " Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас". Затем он ставит возженную свечу перед Святыми Дарами и, сотворив поклон, идет к Престолу, складывает Антиминс и снова полагает на него Евангелие. Диакон произносит по 3-м антифоне малую ектению. Иерей читает тайно молитву (3-ю светильничную) 3-го антифона. Возглас: " Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем...". Хор: " Господи, воззвах...." и стихиры на 10: Триоди - 6 и Минеи - 4. Во время пения стихир совершается обычное каждение. На " Слава, и ныне" - Богородичен из Минеи. Вход с кадилом[133]. Диакон: " Премудрость, прости". Хор: " Свете тихий...". Диакон: " Вонмем". Иерей (на Горнем месте): " Мир всем". Чтец: " И духови твоему". Диакон: " Премудрость. Вонмем". Чтец: " Прокимен, глас..." Диакон: " Премудрость". Чтец: " Бытия чтение". Диакон: " Вонмем". Чтец читает паремию. Царские врата закрываются. По окончании паремии царские врата отверзаются. Диакон: " Вонмем". Чтец: " Прокимен, глас...". После пения прокимна диакон возглашает: " Повелите". Иерей, взяв двумя руками кадило и свещник со свечой (если служит архиерей, то он берет трикирий), стоя лицом к Престолу, начертывает ими знак Креста и произносит: " Премудрость, прости". После этого, обратясь на запад к народу, произносит: " Свет Христов просвещает всех". Молящиеся падают ниц. Царские врата закрываются. Иерей отходит на горнее место. Чтец: " Притчей чтение". Диакон: " Вонмем". По окончании паремии отверзаются царские врата. Иерей - тихо чтецу: " Мир ти". Чтец тихо отвечает: " И духови твоему". Диакон: " Премудрость". И поются стихи 140-го псалма[134]: " Да исправится молитва моя...", " Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...", " Положи, Господи, хранение...", " Не уклони сердце мое...". После каждого стиха хор поет: " Да исправится молитва моя..." Молящиеся опускаются на колени. Иерей стоит перед Престолом в головном уборе и кадит. Во время пения: " Не уклони сердце мое..." иерей переходит к жертвеннику и кадит Св. Дары. Перед пением в последний раз стиха: " Да исправится молитва моя..." иерей отдает кадило диакону, который продолжает каждение перед жертвенником, и, сняв головной убор, преклоняет колони перед св. Престолом. Когда чтец (или певцы) пропоют последний раз слова: " Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою", все встают, а хор допевает остальные слова этого стиха: " Воздеяние руку моею жертва вечерняя". Иерей, стоя перед Престолом, произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вслед за этой молитвой поется прокимен и читаются Апостол и Евангелие, если положено по Уставу (например, 24 февраля, 9 марта и в день храмового праздника)[135]. Если же нет Апостола и Евангелия, то диакон выходит на солею и произносит сугубую ектению: " Рцем вси...". В это время убирается на горнее место Престола Евангелие и развертывается Антиминс, как и на обычной литургии. В это время царские врата закрываются (см.: Служебник и Неаполитанский. Цит. соч., с. 63). Но на практике сугубая ектения произносится при открытых царских вратах. Затем следует ектения об оглашенных и возглас: " По Дару Христа...". На пение: " Ныне силы небесные..." открываются царские врата. Молящиеся становятся на колени. Диакон кадит только святой алтарь. Затем иерей, стоя с диаконом перед Престолом, воздевает руки горе и трижды молится: " Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится". Диакон доканчивает: " Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа" (трижды). После этого все сразу прикладываются к Престолу, идут к жертвеннику и совершают три малых поклона со словами: " Боже, милостив буди ми грешному", затем священник кадит (три раза) Св. Дары, и отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух. Сам же берет правой рукой Дискос и поставляет его себе на главу, а в левой руке берет св. Чашу и переносит Св. Дары с жертвенника на св. Престол, через северные двери и царские врата. Диакон предшествует ему, держа в левой руке подсвечник со свечой, а в правой - кадило, и кадит им часто[136]. При прохождении иерея по солее все люди падают ниц. При входе в царские врата иерей произносит вполголоса: " Верою и любовию приступим...". Молящиеся поднимаются, хор поет: " Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)". По поставлении Св. Даров на Престоле иерей снимает покровцы с Дискоса и с Чаши, покрывая воздухом, перед этим окадив его[137], и читает молитву: " Господи и Владыко живота моего..." с тремя поклонами. Закрываются царские врата, и задергивается завеса наполовину. (Это действие указывает, что литургия Преждеосвященных Даров неполная). Диакон выходит на солею и произносит ектению, " Исполним вечернюю молитву нашу...". В это время священник читает тайную молитву, в которой просит Бога очистить его от скверны и сподобить достойно принять св. Дары. Эта молитва приписывается св. Афанасию Великому. По окончании ектении - возглас: " И сподоби нас, Владыко...". Хор: " Отче наш..." Иерей: " Яко Твое есть Царство..." Хор: " Аминь". Иерей: " Мир всем". Хор: " И духови твоему". Диакон: " Главы наша Господеви приклоним". Хор: " Тебе, Господи". Иерей: " Благодатию, и щедротами, и человеколюбием...". Хор: " Аминь" - протяжно, потому что в это время иерей в алтаре, а диакон на солее трижды покланяются с молитвой: " Боже, очисти мя, грешнаго". Закрывается до конца завеса царских врат. Диакон: " Вонмем". Иерей, вложив правую руку под " воздух" и благоговейно прикасаясь к Св. Агнцу, возглашает: " Преждеосвященная Святая святым". Хор: " Един свят..." и запричастный стих: " Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (трижды)". (Если читались Апостол и Евангелие праздника святого, то поется и причастен праздника). Иерей снимает " воздух" и звездицу, раздробляет Св. Агнец, как на полной литургии, и влагает частицу " ИС" в Потир, не произнося никаких слов. Теплота вливается в Потир тоже в молчании. Затем иерей и диакон причащаются по чину, указанному в службе литургии Преждеосвященных Даров. (Особенность причащения: если литургия совершается священником с диаконом, то диакон, приняв частицу Св. Тайн, не пьет от Чаши и не вкушает антидора до потребления Св. Даров; так же поступает и священник, если служит без диакона). По открытии царских врат диакон с благоговением приемлет из рук иерея св. Чашу и, обращаясь к народу, возглашает: " Со страхом Божиим и верою приступите". Все делают поклон, хор поет: " Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих". После причащения верующих иерей возглашает: " Спаси, Боже, люди Твоя..." Хор: " Хлеб Небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь, Аллилуиа (трижды)". После слов: " Благословен Бог наш...", которые иерей произносит тайно, начертывая Чашей крест над Антиминсом, он поворачивается с Чашей лицом к народу и возглашает: " Всегда, ныне и присно...". Хор: " Да исполнятся уста наша..." Диакон произносит ектению: " Прости приимше..."; священник складывает антиминс, и бывает заамвонная молитва: " Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый..." [138]. Хор поет: " Буди имя Господне..." (трижды), и читается 33-й псалом: " Благословлю Господа на всякое время...". После чтения псалма иерей произносит: " Благословение Господне на вас...". Хор: " Аминь". Священник: " Слава Тебе, Христе Боже..." Хор: " Слава, и ныне" - " Господи, помилуй" (трижды) - " благослови". И в конце - отпуст: " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере (затем поминается святой дня седмицы) например, в среду после литургии - святые четверга: " святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца", и это потому, что совершалась вечерня последующего дня. Далее поминаются: храмовой святой и дневные святые по календарю, потому святой следующего дня - по календарю), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ И Человеколюбец" [139]. Певцы поют обычное многолетие. Великое повечерие - по чину понедельника. Примечание. Учащимся необходимо обратить внимание и сравнить окончание в Великом посту вечерни в воскресенье вечером, вседневной великопостной вечерни и изобразительных, когда нет литургии Преждеосвященных Даров и когда литургия совершается. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы