Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отдание праздника в воскресенье (в Недолю св. Богоотец).
На великой вечерне: на " Господи, воззвах" - стихиры воскресны - 3, праздника - 4, глас 2-й: " Приидите, возрадуемся Господеви..." и святых - 3. " Слава" - святых, " И ныне" (вместо догматика) - стихира праздника, глас 2-й: " Августу единоначальствующую...". Вход. Прокимен дня. На литии - стихиры праздника. На стиховне - стихиры воскресные, " Слава" - святых, " И ныне" - праздника. На благословении хлебов - тропари: " Богородице Дело" (дважды) и святых (единожды). На утрени: на " Бог Господь" - тропарь воскресен (дважды), " Слава" - святых, " И ныне" - праздника. После кафизм - седальны воскресные. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное, " Воскресение Христово", по 50-м псалме -стихира воскресная. Каноны: воскресный с ирмосом на 4 и святых на 4, и праздника два канона на 6. Катавасия праздника (ирмосы первого канона). По 3-й песни - кондак, икос и седальны святых, " Слава, и ныне" - праздника. По 6-й песни -кондак и икос праздника. На 9-й песни поем " Честнейшую". Светилен воскресный, " Слава" - святых, " И ныне" - праздника. На хвалитех - стихиры воскресные 4 и праздника 4, с припевами их. " Слава" вместо евангельской - стихира святых, глас 8-й: " Кровь и огнь...", " И ныне" - " Преблагословенна еси...". Славословие великое. По Трисвятом - тропарь воскресный, ектения и отпуст. " Слава, и ныне" - стихира евангельская, и 1-й час. На 1-м часе - тропарь воскресный, " Слава" - праздника, " И ныне" - Богородичен часа. По " Отче наш" - кондак праздника. На 3-м часе - тропарь воскресный, " Слава" - святых, " И ныне" - Богородичен часа. Кондаки праздника и святых попеременно. На литургии - " Блаженны" из канона воскресного, на 4, праздника, первого канона, песнь 9-я, на 4, и святых, песнь 6-я, на 4. По входе - тропарь воскресный, праздника и святых. " Слава" - кондак святых, " И ныне" - праздника. Прокимен праздника: " Вся земля да поклонится Тебе" и святых: " Дивен Бог во святых Своих...". Апостол - к Галатам, зач. 200-е. Евангелие - от Матфея, зач. 4-е[49]. Причастен: " Хвалите Господа..." и праздника. (См. Типикон, под 31 декабря, стр. 181). Святки Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) обыкновенно называются святками, т.е. святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых было в древности короче, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни в промежутке от 25 декабря по 6 января, и потому они составляют как бы один день праздника. Эти дни называются святыми вечерами, потому что христиане по древнему обычаю свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время (См. Творения св. Иоанна Златоуста, 37-я беседа на Крещение, 2). Церковь с древних времен начала освящать эти двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Упоминания об этом имеются в беседах св. Ефрема Сирина, св. Амвросия Медиоланского, св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается Уставом преп. Саввы Освященного (+ 532 г.). Согласно этому Уставу, в дни святок: " никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях", и возбранено совершать таинство Брака (См. Типикон, под 26 декабря). Таким образом, в дни святок вплоть до 4 января включительно, поста не бывает ни в сроду, ни в пятницу. Дни святок древние христиане проводили с особым благоговением, уделяя из своих средств на милостыню бедным, как бы в увеличение света духовного, именем которого называются добрые дела (Мф. 5, 16). КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6 января) История праздника. Как было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в " Постановлениях Апостольских", где говорится: " Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго" (кн. 5, гл. 42; кн.8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоконазидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления. Святые отцы: Анатолий, архиеп. Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника. Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздновался 6 января. Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и Рождество праздновались совместно 6 января и выделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6 января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа - как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: 1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды (от этого воспоминания самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название " праздника трех царей"; в Восточной Церкви, оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской и 3) чудесное насыщение Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви). Предпразднство Крещения (со 2 по 5 января) Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в " Постановлениях Апостольских" (кн. 5, гл. 12) заповедано: " Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество". Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова Церковь начинает со 2 января приготовлять нас к празднику Крещения особыми стихирами, тропарями (на вечерни), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени). Некоторые церковные песнопения в честь Богоявления мы слышали уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания поются на катавасии ирмосы канонов Богоявления: " Глубины открыл есть дно..." и " Шествует морскую волнящуюся бурю...". Следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, Церковь в предпразднованных стихирах призывает верующих: " От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает" [50]. Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются СУББОТОЙ и НЕДЕЛЕЙ ПРЕД БОГОЯВЛЕНИЕМ (или ПРОСВЕЩЕ-НИЕМ). В названную субботу полагаются по Уставу особые Апостол (Тим., зач. 284) и Евангелие (Мф., зач. 5), а в Неделю пред Богоявлением - особый прокимен, глас 6: " Спаси, Господи, люди Твоя...", Апостол (Тим., зач. 296) и Евангелие (Мр., зач. 1), посвященные наступающему празднику. Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова. Навечерие Богоявления Канун праздника, 5 января, называется навечерием Богоявления и еще сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходна со службой праздника Рождества Христова. В сочельник Богоявления, как и в сочельник Рождества Христова, предписывается Церковью строгий пост (принятие пищи разрешается один раз после освящения воды). Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды (См. Типикон, под 6 января). Если чтение великих часов с навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пяток, то поста в этот пяток не бывает. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы