Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургикиСтр 1 из 19Следующая ⇒
Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова ЛИТУРГИЯ, что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово ЛИТУРГИЯ употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов. Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии( греч. благодарение есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа ), а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь. Задача литургики состоит в том, чтобы: 1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви; 2) раскрыть значение содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл; 3) и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее. По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.). В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия в др.). 1.2 Служебник и его содержание В Служебнике содержатся неизменяемые молитвословия и последования священнодействий повседневного богослужения, исполняемых священником и диаконом; таковы службы вечерни, утрени и Литургии Начало Служебника восходит к первым временам христианства, т.к. Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого представляют собой сокращение Литургии св. ап. Иакова.В Православной Церкви совершаются три Литургии: св. Иоанна Златоуста, , св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров; все они содержатся в Служебнике. Кроме этого основного содержания Служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместе со службами дневного круга. Таковы: 1. Чин благословения колива в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне после “Ныне отпущаеши” или к Литургии после заамвонной молитвы. 2. Чин над кутьею в память усопших. 3. Чин литии. 4. Молитвы по причащении. Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоминаются дневные святые, то в Служебнике содержится Месяцеслов с ознамением ежедневно воспоминаемых Церковью святых. После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуарии, причастны из Триодей, Октоиха и Общей Минеи. В конце Служебника находится “Учительное известием в котором излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, и разрешаются различные недоуменные случаи, могущие встретиться при совершении Литургии. В Греческой Церкви Служебник содержит или одни только Литургии (в таком виде он называется литургиарием), или вместе с Литургиями и весь Требник (тогда он называется Евхологион, или Молитвослов).В Русской Церкви Служебник появился одним из первых среди богослужебных книг. Древние наши Служебники не всегда были согласны между собой. Этим было вызвано исправление Служебника на Соборе 1665 г. Служебник содержит ектении: великую, сугубую; просительную и малую. Происхождение храма Сио́ нская го́ рница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горницев день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа, здесь впервые совершилось таинство Евхаристии. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «и́ косом», а у римлян «э́ кусом». По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых. Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э. До Миланского Эди́ кта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики. В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была для них храмом Божиим, и они совершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы особенными явлениями и благодеяниями Божиими, Такими были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю; Вефиль, где Иаков видел чудную лестницу; Вирсавия, где Авраам заключил союз с Авимелехом, царем Герарским, и др. Храмовое богослужение в собственном смысле слова началось при Моисее, которому Бог повелел устроить скинию, или походные храм. Эта скиния была на земле первым храмом, посвященным истинному Богу. В Священном Писании скиния называется домом Господа, святым храмом Его, жилищем Господа, святилищем. Этот первоначальный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части святое святых, святилище и двор. В ней поставленные Богом священные лица совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения. По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме храм на горе Мориа. При нашествии Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен. После своего возвращения из плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия Сына Божия на землю и разрушенный римлянами около 70 г. по Р.Х. Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный. Следует также заметить, что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои синагоги, а храм Иерусалимский посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение праздник Кущей). В Новом Завете Господь, повелевший Апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу в духе и истине и Сам молился на всяком месте. Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу. В первые века христиане собирались для Богослужения в различных местах, которые назывались церквами, или собраниями верующих. Часто устраивали богослужебные собрания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкосновенными. Катакомбы состояли из сети коридоров, разветвляющихся иногда на большое расстояние и взаимно пересекающихся между собою. В стенах коридоров встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла служить Престолом. “Алтарем, или Престолом, обыкновенно служила гробница или саркофаг мученика, приставленный к стене: иногда Престол устроялся особо, пред особой нишей, где помещались седалище для епископа и места для пресвитеров. Свет и воздух в катакомбы проникали через люминарии отверстия, или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли. В IV веке гонения на христиан прекратились и христианство получило полную свободу. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого святая равноапостольная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). 2.2 Октоих и его содержание Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе доследование с изменяемыми молитвословиями для, каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5-й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6-й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется: 1. в дни предпразднеств и попразднеств; 2. в праздники, начиная с праздников со знаком +; 3. в седмичный дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильное; 4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы. Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем подцелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе. В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды. В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание “в субботу вечера”. Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени (“на утрени седальны…”), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения “во вторник вечера” прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени. Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке: Утреня Литургия Вечерня Повечерие Служба повечерия совершается по Часослову. в Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после “Верую…” Алтарь и его принадлежности Алтарь является главной частью св. храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы прежде всего, Божественная Литургия. Алтарь обычно устраивается в восточной стороне храма. Такой обычай объясняется тем, что древние пророки, предсказывая пришествие Спасителя, называли его Востоком, Сам Он называл Себя “Светом мира”. По этой причине христиане и строят свои алтари в восточном направлении, где появляется утренний свет. Алтарь (как показывает значение самого латинского слова АЛТА АРА, возвышенный жертвенник) устраивается выше других частей храма одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает, что он знаменует горний мир, означает небо, означает место, где особо присутствует Бог. Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса. В некоторых храмах имеется несколько алтарей, один из них, центральный, называется главным, по нему и храм носит название, остальные алтари называются “приделами”. В алтарь, никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не дозволяется. Алтарь святое место, доступное для лиц, освященных на служение Церкви, и недоступное для мирян, особенно для женщин. Богослужебная практика А. освящается только архиереями и полагается на престоле архиереем при освящении храма или посылается им в храм, освящение к-рого архиерей не может совершить. На одном А. может быть совершена только одна литургия в день. А. разворачивается по окончании литургии оглашенных и пребывает раскрытым до окончания литургии верных. Кроме литургии А. раскрывается при посещении храма архиереем. А. должен тщательно оберегаться от любых загрязнений (т. к. его нельзя стирать) и от изнашивания. Он представляет собой большую святыню и, будучи «вместопрестолием», требует равного со св. престолом благоговейного отношения. Материал и размеры По толкованию архиеп. Фессалоникийского Симеона, А., символизирующий гробные пелены Спасителя, должен изготовляться из льна. В совр. практике греч. Церквей А. обычно делаются льняными, в РПЦ - чаще шелковыми. Размеры А. могут изменяться в длину от 1, 5 м до 33, 8 см, наиболее распространенный размер примерно 60´ 40 см. На обратной стороне А., посередине и ближе к верхнему краю, находится карман, в к-рый вкладываются частицы (обычно 3) мощей св. мученика, помещенные в особую массу - воскомастих (смесь воска, мастики, толченого мрамора, ладана и др. ароматических веществ), внутри А. хранится губка для собирания с него частиц Святых Даров и отирания рук и губ священнослужителей после причащения Святых Даров. Минея праздничная Книга Праздничная Минея называется Анфологион (греч. слов, “цветослов”). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни Богородичны и Святых; особо чтимых Православной Церковью, главным образом; те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники великие, средние и малые. Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся парении: святителю, святителям и святым отцам. Приложение Октоиха 1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние Евангелия. Таких евангельских столпов в году одиннадцать, и все они начинаются в определенное время года. 2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Славу») воскресная утренняя стихира постоя перед 1-м Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу. 3. Воскресные утренние евангелия. Их 11. 4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста. 5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста. 6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени. 7. Троичны св. Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице. 8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени. 9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы. 10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны. 11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов. 12. Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности. 13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поеный на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове. Ризница и её назначение Ризница, иначе называемая диаконником, находилась в древности в южном приделе алтаря. Но с устройством здесь престола ризница стала располагаться или здесь же, в правом приделе у стен, или в особом месте вне алтаря, или даже в нескольких местах. Ризница есть хранилище священных сосудов, богослужебных одежд, богослужебных книг, ладана, свечей, вина, просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений и различных треб. Духовно ризница прежде всего означает ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божий, потребные для спасения и духовного украшения верных людей. Ниспосылание людям этих даров Божиих осуществляется через Его служителей-ангелов, и самый процесс хранения и раздаяния этих даров составляет область служебную, ангельскую. Образом ангелов в церковном богослужении, как известно, являются диаконы, что значит служители (от греческого слова " диакониа" - служение). Поэтому ризница и носит еще название диаконника. Это название показывает, что ризница имеет не самостоятельное священно-литургическое значение, а только как бы подсобное, служебное, и что ризница является областью диаконов, непосредственно распоряжающихся всеми священными предметами при приготовлении их к службе, хранении, уходе за ними. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению. Триодь постная.Часть 1 Триодь Постная начинается с подготовительных дней к Великому посту. Так называются следующие дни: Неделя (воскресение) о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустная, вся седмица (семь дней) сырной недели. Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной седмицы. В седмичные дни Великого поста богослужение совершается только по Триоди и Минее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди. Воскресные песнопения (т.е. Октоих) не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели Ваии двунадесятого праздника, в которые они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея: 1) все недели (воскресенья) Триоди Постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий включительно. 2) Среда и пяток 4-й седмицы, четверток 5-й седмицы Великого канона. 3) Субботы: мясопустная, сыропустная, 1-й и 5-й седмицы Великого поста, суббота Лазарева. 4) Дни Страстной седмицы. В будние же дни прочих седмиц, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи. Первая часть постная триоди За неделю до воскресенья мытаря и фарисея - воскресенье с чтением евангельского рассказа о Закхее. Воскресенье о мытаре и фарисее: вечерня - утреня - литургия. - О блудном сыне: вечерня - утреня - литургия - О страшном суде: вечерня - утреня - литургия Сырное воскресенье, вечерня. Сырный понедельник - утреня. - вечерня. Сырный вторник утреня - вечерня. Сырная среда утреня - вечерня. Сырный четверг утреня - вечерня. Сырная пятница. Сырная суббота. Сырное (прощеное) воскресенье: вечерня - утреня - литургия - чин прощения. Литургия преждеосвященных даров (перевод); 1 неделя поста: понедельник утреня - вечерня с каноном Андрея Критского (перевод канона) - вторник - вечерня с каноном Андрея Критского (перевод канона) - среда - вечерня с каноном Андрея Критского (перевод канона) - четверг - вечерня с каноном Андрея Критского (перевод канона) - - Канон Андрея Критского (целиком славянский текст). Пятница - суббота - воскресенье Торжества православия. 2 неделя поста: понедельник - вторник - среда - четверг - пятница - суббота - воскресенье Паламы. 3 неделя поста: понедельник - вторник - среда - четверг - пятница - Суббота 3 недели поста: утреня - литургия - малая вечерня - великая вечерня. - Воскресенье Креста утреня - литургия - великая вечерня. 4 неделя поста: понедельник - вторник - среда - четверг - пятница - суббота - воскресенье 5 неделя поста: понедельник - вторник - среда - четверг ( утреня, " Мариино стояние" ) (перевод канона) - пятница - суббота - воскресенье 6 неделя поста: понедельник - вторник - среда - четверг - пятница Средняя часть храма Средней называется та часть храма, которая расположена между притворами алтарем. Эта часть храма в древности состояла из трех отделений, называющихся нефами: средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный для мужчин, северный для женщин. При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда “стоящих с верными”), а перед ними верные мужчины и женщины, каждые в своих отделениях, в известном порядке. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины, разделялись перегородками или колоннами. Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы и архиерейский амвон, аналои, иконы, иконостас. а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение. составляющее продолжение алтаря. б) Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расширяется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном “восхождением”. в) Клиросы. Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос место для низших клириков церковнослужителей. г) Архиерейский амвон. Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейским амвоном. Архиерейский амвон называется в богослужебных книгах также: “место, где облачается архиерей”, “облачальное место”, “уготованное место”, “рундук”. “На облачальном месте” архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми. д) Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, который представляет собой переносный столик с наклонной верхней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся: 1.Евангелие для лобызания и поклонения 2) святые иконы в честь угодников Божиих или воспоминаемых священных событий, т.е. праздничные иконы, также для поклонения и лобызания. Аналои могут устанавливаться в различных местах храма, где имеется в этом необходимость. ж) Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона это священное изображение лика Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, св. апостолов и всех вообще св. угодников Божиих, предназначенной служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действительных средств живого и близкого духовного общения с тем, кто на нем изображен. Икона неотъемлемая принадлежность православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор Господь Вседержитель. Триодь постная часть 2 Псалтирь малая В Псалтири малой, назначенной, главным образом, для келейного употребления, печатаются, кроме собственно Псалтири, такие статьи, которых нет в Псалтири следованной: глава “От старчества о келейном правиле и о молитве, юже предадe ангел Господень великому Пахомию”, то есть правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву; “Чин, како подобает пети дванaдесять псалмов осoбь, и`хже поя`ху преподобнии отцы пустынии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в жития`х и мучениях святых многих”. Некоторые молитвословия печатаются в Псалтири малой иначе, чем в Псалтири с последованием. Именно: в Псалтири малой пред каждой кафизмой и после каждой кафизмы находятся Трисвятое и покаянные молитвы и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, “согласно уставу святых отцев, прeданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязнивым православным христианом”. В Псалтири с последованием, назначенной для богослужения в храме, эти молитвы печатаются не после каждой кафизмы, а отдельно от них. В Псалтири малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Священного Писания, которые читаются или поются на утрене с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в самом последовании утрени, которой нет в Псалтири малой. И в Псалтири малой, и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, которые поются после полиелея в праздники Господни и в дни памяти нарoчитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статии и соединена с тропарями – похвалами, какие поются в Великую субботу на утрене Погребения Христова, чего нет в Псалтири малой. Солея амвон и их назначение а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение. составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно уважения. Отцы Церкви называли это возвышение солея. В церкви для Св. Даров имеются два Престола в собственном смысле слова: один внутренний, другой внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй солея для преподавания их верным. Солея, таким образом, необходима для преподания Святых Даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов. б) Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расширяется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном “восхождением”. Отсюда диакон возглашает ектении, читает Евангелие или Апостол, а священник или вообще проповедник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ангела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиакона и чтецы при чтении Апостола или паремий не восходят на амвон, а становятся на его ступень, Амвон этот называется диаконским в отличие от архиерейского амвона. Содержание 1-й части Следованной Псалтири В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и утрени. Содержание 1-й части Следованной Псалтири В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и утрени. После 20-й кафизмы в Следованной Псалтири помещены избранные псалмы и величания к ним, которые поются в великие праздники после “Хвалите имя Господне”. Они исполняются антифонно, двумя хорами; какому хору петь какой стих, обозначено на полях против псалма буквами “а” и “в”. Величания расположены в том порядке, в каком следуют праздники по Месяцеслову. Кроме того, между величаниями недель Цветоносной и Фоминой помещены похвалы с 17-й кафизмой, поемые при погребении Спасителя в Великую Субботу. Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве. (В Малой Псалтири тропари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также диакона (над эпископом и священником читается Евангелие, и только священнослужителями). Читать Псалтирь требуется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен прежде всего прочитать “Последавание по исходе души от тела”, Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий: “Молитвами св. Отец... Аминь. Трисвятое по “Отче наш...” Тропари: “Помилуй нас, Господи, помилуй нас...”, “Слава”, “Честное пророка Твоего Господи торжество...'', “И ныне”, “Многая множества...”, “Господи, помилуй” 40 раз, молитва “Всесвятая Троица...”, “Приидите, поклонимся” (трижды) и 1-я кафизма. На каждой “Славе” читается молитва: “Помяни Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба твоего (имя рек)... или рабу твою...'' Эта молитва находится в конце исследования по исходе души. По окончании каждой кафизмы читается Трисвятое по “Отче наш” тропари и положенная на каждой кафизме молитва. Следующая кафизма начинается словами: “Приидите; поклонимся”. Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц покончивших свою жизнь самоубийством. Ирмологий (общие сведения) Ирмологий содержит те песнопения и молитвословия (изменяемые и некоторые неизменяемые), которые назначены Церковью для пения, а не для чтения при богослужении. В Ирмологии содержатся извлечения из разных богослужебных книг главным образом, ирмосы, от которых книга и получила свое наименование. Ирмосы в Ирмологии взяты из канонов Октоиха всех восьми гласов, к этим ирмосам присоединяются ирмосы из Миней и Триодей на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии по порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечернях и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с каноном, догматики. Троичны 8-ми гласов, полиелей, величания, антифоны, степенны, прокимны воскресные (утренние) на восемь гласов, припевы на девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др. Ирмологий составлен в Греческой Церкви и в Х1У в. был положен на ноты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем. Первоначальным побуждением к составлению книги послужило, как полагают, то, что ирмосы и величания девятой песни пелись на клиросах, а прочие стихи канона читались среди Церкви. Но так как чтецу и певцам было неудобно обходиться одной книгой, то для удобства поющих и был составлен Ирмологий. С той же целью в нем помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, книга Ирмологий была составлена тогда, когда перестали петь тропари канона, что произошло уже после времени св. Иоанна Дамаскина. Богослужебный Апостол Книга Апостол содержит: а) Деяния святых апостолов; б) семь Соборных посланий; в) четырнадцать Посланий св. ал. Павла и, в некоторых изданиях г) Апокалипсис. Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы и стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут непрерывным порядком от 1-й главы Деяний до 13-й главы Послания к евреям всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50-х и 51-х зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие к Посланию св. ал. Иакова. 50-е и 51-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-е и 51-е зачала первыми. Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зач. 29 августа в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а 49 зачало 21 мая в день памяти св. равноап. Константина Великого). Итак, рядовых зачал в Деяниях, без двух оказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51. В книге Деяний есть и такие зачала, которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зачала, в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня седмицы: “неделя”, “понедельник”, “вторник” и т.д. Разделения на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния, Послания и Апокалипсис. Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов 72. В начале и конце Богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч. Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся следующие “статьи”: 1) “Знамения”. В этой статье находится указание предметов новозаветной книги. Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими) некоторые детальные дополнения к предмету. 2) “Сказания”. Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания. В конце Апостола помещены: 1. Указатель апостольских чтений по седмицам, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастными праздничных дней. 2. Месяцеслов. 3. Воскресные прокимны восьми гласов. 4. Прокимны седмичных дней. 5. Указатель чтений “общих святых” и на “всякую потребу”. 6. Антифоны вседневные. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 2703; Нарушение авторского права страницы