Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лазарева суббота - Вербное воскресенье.



Страстная неделя: понедельник - вторник - среда - четверг - 12 Евангелий (перевод) - пятница - суббота (перевод).

 

Иконостас. История возникновения

Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом дощатой стеной, украшенной святыми иконами. Для этой цели в древней Церкви ставились деревянные решетки или преграды между средней частью храма и алтарем, а также протягивались завесы. Этими решетками или преградами преграждался доступ к алтарю мирянам, а завесами закрывалось совершение таинства Евхаристии от неверных и оглашенных, равно как и от верных в известное время. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествования и лобызания их верными, так и для выражения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит с земною. Этот обычай поставлять на решетках святые иконы получил всеобщее распространение со временя VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание.

В настоящее время иконостас, на основании практики древней Церкви, устрояется по следующему образцу.

Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери иконостаса широкие, двухстворчатые, против Святого Престола, называются “Царскими” дверями, или вратами, потому что через них на Литургии проходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются “святыми”, так как через них выносятся Святые Дары. Они имеют такое наименование еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам), ими проходят только лица освященные, имеющие священный сан (священнослужители): диаконы, священники, архиереи.

Царские врата называются еще “великими” по величине их, в сравнении с другими дверями, по величию благодатных даров, которых через них сподобляются верующие, и по тому значению, какое они имеют при Богослужении.Открытие Царских врат изображает то, что всем людям открыто Царство Небесное.

За Царскими вратами в алтаре привешивается “завеса” которая во время Богослужения то задвигается, то отверзается, сообразно со значением молитв и священнодействий того или иного момента Богослужения. Завеса нам напоминает о непостижимости таин Божиих. Отверзание означает откровение тайны нашего спасения и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия; задергивание завесы напоминает нам о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства Небесного.

На Царских вратах помещаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х евангелистов. Пресвятая Дева Мария первая удостоилась получить от Архангела Гавриила радостную весть об открытии людям дверей Царства Небесного через рождение от Нее Спасителя мира. Поэтому на Царских вратах, напоминающих нам здесь, на земле, врата в Царство Небесное, помещается изображение этого великого события Благовещения.

Евангелисты изображаются на Царских вратах потому, что написанное ими Евангелие (радостную весть) он до скончания века проповедуют всему миру. Евангелисты первые распространители первой в мире радостной вести о пришествии на землю Сына Божия.

Над Царскими вратами помещаются изображения Тайной вечери. По правую сторону от Царских врат помещается икона Спасители, по левую Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя ставится икона храмового праздника и святых, особо чтимых в данной местности. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются местными. Двери с левой стороны Царских врат узкие, одностворчатые ведут к жертвеннику и называются “северными”. Через них выносят “честные дары” для поставления на Престол; выносится крест на утрени 14 сентября, 1 августа (ст. стили) и в Крестопоклонную неделю; совершается вход с Евангелием; на вечерне выход на литию; из них выходят священнослужители для каждения храма и произношения ектений.

С правой стороны от Царских врат расположены “южные двери” (“полуденные”), ведущие в диаконник, или ризницу (сосудохранительницу) и потому в древности называвшиеся “диаконскими”. Южными дверями священнослужители входят в алтарь по окончании каждения, после произнесения ектений и прочтения молитвословий (светильничных и утренних молитв).

Южными дверями в древности диаконы выносили народу благословенный хлеб и Богоявленскую воду. Кроме того, диаконы этими дверями выходили для выполнения своих обязанностей по наблюдению за благочинием народа и т.п. На этих боковых дверях обыкновенно изображаются святые диаконы (св. первомученик Стефан, св. Лаврентий, св. Евпл и др.) или св. ангелы, как вестники воли Божией, или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Перед иконами первого яруса обычно стоят подсвечники и висят лампады.

Над первым рядом икон в иконостасе бывает еще несколько рядов, или ярусов. В таком случае во втором ярусе находится изображения двунадесятых праздников, в третьем иконы свв. апостолов и их преемников святителей, а посредине, над Царскими вратами, изображение Иисуса Христа с предстоящими Ему Богоматерию и Иоанном Предтечей. Третий ярус обычно называется “деисусным рядом”, от греческого слова “моление”, т.к. на помещаемой здесь иконе к Спасителю обращают свои молитвенные взоры Божия Матерь и св., Иоанн Креститель. В четвертом ярусе помещаются иконы св. пророков, а посредине изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, о Котором, главным образом, и возвещали пророки. Пятый, последний, верхний ряд состоит из икон ветхозаветных праведников, и среди них изображается Господь Саваоф или вся Святая Троица. Верх иконостаса (в середине) увенчивается крестом, как знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою. Иногда по сторонам креста изображаются Божия Матерь и святой апостол Иоанн Богослов, стоявшие у креста Спасителя (Ин. 19, 25-26).

Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выражает идею Вселенской Церкви. Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, кого имеем предстоятелями за себя перед Богом ея с кем составляем единую Церковь Христову.

Иконостас это “лествица Иакова”, по которой восходят и нисходят не только св. ангелы, но и вся торжествующая Церковь. Благоговейному богомольцу представляется весь сонм святых живых, движущихся вверх и вниз.

В первые века христианства преграды между храмом (наосом) и алтарем могло не быть. Например, никак не разделены кубикулы в римских катакомбах, где в II—IV вв. собирались на литургию христиане.

Византийские алтарные преграды

Византийские храмы имели алтарные перегородка из парапета, стоящих на нем колонок и архитрава(перекладены). Перегородки могли быть каменные, деревянные и металлические. Они богато декорировались. На саму перегородку иконы начали ставиться далеко не сразу. Первые из них помещались поверх архитрава или на нем самом делались рельефные или эмалевые изображения. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. Чаще всего иконы над архитравом писались на длинных горизонтальных досках — темплонах или эпистилях. В центре эпистиля помещается трехфигурный деисус, а по бокам от него ряд праздников, то есть важнейших моментов Евангельской истории.

В поствизантийском искусстве Крита и Кипра алтарная преграда превращается в небольшой трехъярусный иконостас, имеющий местный ряд, праздничный чин и поясной деисус. Такой иконостас полностью закрывал алтарь и был в этом похож на высокие русские иконостасы.

Псалтирь малая

В Псалтири малой, назначенной, главным образом, для келейного употребления, печатаются, кроме собственно Псалтири, такие статьи, которых нет в Псалтири следованной: глава “От старчества о келейном правиле и о молитве, юже предадe ангел Господень великому Пахомию”, то есть правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву; “Чин, како подобает пети дванaдесять псалмов осoбь, и`хже поя`ху преподобнии отцы пустынии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в жития`х и мучениях святых многих”.

Некоторые молитвословия печатаются в Псалтири малой иначе, чем в Псалтири с последованием. Именно: в Псалтири малой пред каждой кафизмой и после каждой кафизмы находятся Трисвятое и покаянные молитвы и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, “согласно уставу святых отцев, прeданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязнивым православным христианом”. В Псалтири с последованием, назначенной для богослужения в храме, эти молитвы печатаются не после каждой кафизмы, а отдельно от них.

В Псалтири малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Священного Писания, которые читаются или поются на утрене с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в самом последовании утрени, которой нет в Псалтири малой.

И в Псалтири малой, и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, которые поются после полиелея в праздники Господни и в дни памяти нарoчитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статии и соединена с тропарями – похвалами, какие поются в Великую субботу на утрене Погребения Христова, чего нет в Псалтири малой.

Солея амвон и их назначение

а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение. составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно уважения. Отцы Церкви называли это возвышение солея. В церкви для Св. Даров имеются два Престола в собственном смысле слова: один внутренний, другой внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй солея для преподавания их верным.

Солея, таким образом, необходима для преподания Святых Даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

б) Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расширяется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном “восхождением”. Отсюда диакон возглашает ектении, читает Евангелие или Апостол, а священник или вообще проповедник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ангела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиакона и чтецы при чтении Апостола или паремий не восходят на амвон, а становятся на его ступень, Амвон этот называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь