Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дискос, звездица и их назначение



Дискосом (греч. - глубокое блюдо) называется священное блюдо, на котором полагаются Св. Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Св. Духа прелагается в истинное Тело Христово, и вынутые из просфор частицы. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии, тем что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св. Дары и держать его на голове.

Дискос служит для положения на нем особым образом вырезанной из просфоры средней ее части с печатью наверху. Эта четырехугольная кубовидная сердцевина просфоры, надрезанная с нижней стороны крестообразно до самой печати, называется агнцем - освященный хлеб, приуготовленный для последующего претворения его в истинное Тело Христово, что происходит на том же дискосе. Приготовление агнца и положение его на дискос совершаются во время проскомидии на жертвеннике. В это же время на дискос слева от агнца полагается частица, вынутая из второй богослужебной просфоры, в честь Матери Божией. Справа от агнца полагаются вынутые из третьей просфоры девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, целителей, праведных Иоакима и Анны и празднуемых в данный день святых; наконец, в честь литургистов - святых Иоанна Златоуста или Василия Великого. С западной стороны агнца в первом ряду полагаются частицы, вынутые из четвертой служебной просфоры, о здравии высших иерархов Церкви, всех тех, кого должен или хочет помянуть о здравии священник, и всех православных христиан, то есть всей земной Церкви. Во втором ряду, западнее, полагаются частицы из пятой просфоры, вынутые в память усопших православных христиан, от высших иерархов до всех тех, кого считает нужным помянуть персонально служащий священник, и всех от века почивших праотцев, отцов и братии наших с прошением даровать им всем Царство Небесное. В этих же двух рядах к западу от агнца полагаются частицы, вынутые о здравии и о упокоении из просфор, которые покупаются верующими и подаются вместе с записанными именами тех, за кого они поданы в алтарь. Таким образом, близ агнца, стоящего в центре дискоса, собираются частицы, представляющие собою членов всех Церкви Христовой, Небесной и земной, начиная от ветхозаветных святых и Матери Божией и кончая прихожанами данного храма. Таинственно это означает, что на дискосе каждый раз близ Христа Спасителя оказывается собранной вся Вселенская Апостольская Церковь.

Таким образом, дискос, во-первых, является образом того блюда, с которого Иисус Христос на Тайной вечери взял хлеб и претворил его в Свое Пречистое Тело, раздав ученикам; во-вторых, круглое блюдо дискоса означает круг, совокупность всей Церкви и вечность Христовой Церкви: круг, не имеющий ни начала, ни конца, - символ вечности. Частицы из служебных и иных просфор на дискосе не претворяются в Тело Христово, претворяется только агнец. Дискос по ходу богослужения приобретает некоторые частные значения. На проскомидии он является в основном знамением вифлеемских яслей, где был положен родившийся Христос. Поэтому иногда на дне дискоса резьбой изображается Богомладенец, лежащий в яслях. На проскомидии вспоминаются и страдания Христа. Они вспоминаются и на литургии, по переносе святых Даров с жертвенника на престол. Дискос в этом случае знаменует собою Гроб, в котором покоилось Тело Христово и из которого совершилось Воскресение Господа. Двойное символическое значение дискоса при богослужении обусловливает то, что на нем стараются создавать изображение, подходящее по смыслу к обоим значениям. Так, часто на дне этого сосуда резьбой изображаются два коленопреклоненных ангела, как бы служащих Агнцу, который ставится между ними. По плоскому краю дискоса обыкновенно надписывают слова Иоанна Крестителя о Христе: " Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира". На дне дискоса под словами " се, Агнец Божий" ставится небольшой крестик, чтобы обозначить ту сторону сосуда, которая должна быть обращена к востоку.

В древности дискосы не имели ножки и подставки, представляя собою просто круглые блюда. Когда впервые стали делать подставки к дискосам, неизвестно. Однако подставка не только создала определенные удобства при переносах дискоса, но и глубже раскрыла его духовно-символическое значение. Дискос с широкой подставкой представил два круга, соединенных между собою, что соответствует двум естествам в Господе Иисусе Христе, пребывающим вечно в неслитном, но и нераздельном единстве. Это соответствует и двум кругам просфоры, из которых нижний знаменует человеческую природу Господа Иисуса Христа, а верхний с печатью - Его Божественную природу. Это соответствует также и двум частям (небесной и земной) единой Церкви Христовой и двум областям творения-Небесному и земному бытию, тесно связанным, но не сливающимся друг с другом. Кроме того, подставка возвышает дискос, обозначая его духовно-таинственную высоту и выделяя его из числа мирских сосудов, имеющих бытовое употребление.

После причащения людей частицами Тела Христова частицы, знаменующие членов Небесной и земной Церкви, погружаются в чашу, в Кровь Христову, как бы срастворяясь с ней полностью. Это - наглядное свидетельство неотделимости Церкви от Христа, свидетельство того, что Церковь проходит те же этапы подвигов и страданий, какие проходил Господь Иисус Христос в Своей земной жизни, полностью соединяясь и с Воскресением Христа в бытие Царства Небесного.

Звездица - богослужебный предмет из двух металлических крутых дуг, соединенных в центре пересечения болтиком или винтиком с гайкой так, что дуги могут соединяться вместе, покрывая одна другую, и раздвигаться крестообразно. Свое название звездица получила оттого, что по окончании проскомидии ее, раздвинув крестообразно и окадив фимиамом, поставляют на дискос со словами из Евангелия: " И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча" (Мф. 2, 9). Звездица при этом ставится так, что под пересечением ее дуг оказывается агнец, находящийся в центре дискоса. Этим обозначается Рождество Христово, при котором таинственная звезда, указывавшая волхвам путь к месту Рождества Царя мира, остановилась над Вифлеемской пещерой. Введение звездицы в литургическое употребление единодушно приписывается святому Иоанну Златоусту.

В молитве на освящение звездицы говорится о том, что она должна служить святым Тайнам, и в частности воспоминанию " Боготелесного от Девы рождества" (Требник, ч. II). Ближайшим образом обозначая Вифлеемскую звезду, звездица в сложенном положении означает два естества во Едином Господе Иисусе Христе, пребывающие совокупно, в нераздельном, но и неслитном единстве. В развернутом положении она ясно обозначает Крест. Так как служба проскомидии содержит в себе одновременно воспоминания о рождении и смерти Иисуса Христа, поэтому соответственно и звездица изображает собою и соединение двух естеств во Христе (рождество) и Крест (страдание Спасителя). То и другое в своем неразрывном духовном единстве суть для мира воистину Новое Светило, Солнце правды, воссиявшее с высоты Небесного Востока, путеводящее человечество к познанию истины, к правде и спасению в Боге. Догматическая точность звездицы исключает мысль о том, что она была создана только для практических целей: для предохранения агнца и частиц, лежащих в определенном порядке на дискосе, от передвижений и смешения при покрытии дискоса покровами.. Если бы забота была только о том, чтобы предохранить частицы на дискосе от смещений и смешения, можно было употреблять твердую крышку или звездицу из нескольких полос, что больше бы и походило на лучистую звезду, или, наконец, звездицу из двух полос сделать наглухо соединенной. Во время евхаристического канона четырьмя концами развернутой звездицы крестообразно осеняется дискос с возгласами священника " поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", что, по Апокалипсису, означает служение Богу высших Небесных сил, в частности четырех таинственных животных, которые были посреди престола и вокруг престола (трона) Бога Вседержителя: орла, тельца, льва, существа в облике человека.

17.2 Псалтирь следованная 2-я часть и её содержание

Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного круга богослужения, преимущественно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами.

Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-то часа, 6-го часа и 9-го часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению Божественной Литургии.

В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан. Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: 9-й час, вечерня и повечерие.

В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Уловное богослужение составляют: 3-й, 6-й час и Литургия (или изобразительны).

В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать ее в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в ежом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно.

Субботняя в субботу. Главное отличие субботней полунощницы от вседневной заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17-я кафизма, а на субботней 9 кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная, т.е. воскресная полунощница имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.

За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, т.е. шесть избранных псалмов. Далее “Бог Господь” со стихами. Великим постом и в тех случаях, когда нет Литургии, вместо “Бог Господь” поется “Аллилуия “ с особыми стихами. Далее помещены Троичны тропари. Они поются Великим постом, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на “Бог Господь”. Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии 8 гласов. Светильны читаются после 9-й песни Великим жестом, а эксапостиларии во все седмичные дни.

На 9-й песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: “Величит душа моя Господа...'' с припевом: “Честнейшую Херувим... “ В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью.

За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы 149, 150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: “Всякое дыхание да хвалит Господа на вседневной чтением со слов: “Хвалите Господа с небес”.

В конце последнего псалма сеть указание киноварью “на 6”, “на 4”. Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: “Преблагословенна еси Богородице Дево...” и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: “Тебе слава подобает. Господи Боже наш...”

Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: “Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу...” до конца (“Всякое дыхание да хвалит Господа”) и сразу переходить на “Тебе слава подобает...” и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: “Исполнихомся заутра милости Твоея Господи...”, “И буди светлость...” Далее “Благо есть исповедатися Господеви...” Стиховные стихиры и “Благо есть...” читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.

После утрени в Часослове положена служба Часов (1-го, 3-го и 6-го) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне.

За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных, в который входят песнопения из начала Литургии: псалом 102 “Благослови душе моя Господа” и псалом 145 “Хвали душе моя Господа”, далее “Полнородный Сыне...”, “Во царствии Твоем...”, затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и 33-й псалом: “Благословлю Господа, ..''

За Изобразительными помещается “Чин о панагии”, совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует 9-й час с его междочасием. Затем вечерня, в которую входит 103 псалом; так называемый предначинательный; 140, 141, 129, 116 псалмы под общим названием “Господи воззвах...”

Конец имеет киноварные пометки “на 10”, “на 8”; “на 6”, “на 4” это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир. Далее идет: “Свете Тихий... “, “Аллилуия “ со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: “Сподоби Господи...”; которая читается на каждой вечерне. После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: “К тебе возведох очи мои...”, “Помилуй нас, Господи”, .. Затем следует: “Ныне отпущаеши...”, “Богородице Дево, радуйся” и чин великопостного окончания вечерни. За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы. Далее помещено чинопоследование великого повечерия, Оно отправляется накануне праздников Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с понедельника по пятницу включительно. За ним следует малое повечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия.

В конце Часослова помещается уставная статья “О знамениях Владычних и Богородичных праздников, и святых”, Окончание “Учебного Часослова” гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников великих святых и др.; в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1462; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь