Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Церковная иерархия. Хиротония и хиротесия



Поскольку христианское богослужение является общественной молитвой, в нем имеют право участвовать все христиане или как молящиеся, или как совершители богослужении. Совершители богослужения разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

1. Священнослужители лица, получившие в таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Церкви.

2. Церковнослужители лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужения. Им может быть преподано благословение на несение своих обязанностей епископом через хиротесию.

Священнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три: 1) епископы; 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы.

1. Епископ это высшая степень священства в Церкви. Епископ является: а) предстоятелем общества верующих и б) главным начальником над священниками, диаконами и всем церковным причтом своей епархии, ему принадлежит право: а) совершать богослужения, б) совершать все таинства, в) освящать миро для таинства Миропомазания, г) освящать антиминсы, д) освящать храмы.

В зависимости от масштаба территориального управления Церкви и ее исторических условий епископы получают различные наименования. Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется Патриархом (однако в целом ряде стран Греция, Кипр, Польша и др. первостоятель Православной Церкви носит титул архиепископа), т.е. первым из епископов (семья, племя, род, поколение и начинающий, начальствующий).

Епископ, управляющий Церковью областного значения, в зависимости от территориальных и исторических условий, называется митрополитом, архиепископом или просто епископом. Звание митрополита или архиепископа часто дается отдельным епископам как почетное отличие, как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви. Митрополит у нас в России носит в отличие от прочих архиереев белый клобук.

Те области, которые управляются митрополитами, часто называются митрополиями, а области, управляемые архиепископами и епископами епархиями.

Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками при других, старших архиереях; такие епископы называются викарными.

2. Вторую степень священства составляют священники (пресвитеры старший). В таинстве Хиротонии священники получают благодать и право: а) учить народ, б) совершать церковные службы в) совершать таинства, кроме таинства Священства (т.е. иерей не может рукополагать, ему не дано также право освящать миро и антиминсы). Священник имеет право освящать храм, но только с благословения правящего епископа.

Пресвитеры носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры.

Протоиерей (первый иерей) звание, которое дается священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Это звание не дает никакой власти; протоиерей имеет только первенство чести.

Старший иерей Патриаршего собора в Москве называется протопресвитером.

Иереи из монахов называются иеромонахами. Старшие из иеромонахов; которым может быть поручено управление монастырем, называются игуменами и архимандритами. Игумен начальник, предводитель монахов. Архимандрит начальник монастыря. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера.

3. Третью степень священнослужителей составляют диаконы, в монашестве иеродиаконы. Диаконы не совершают таинств, а только помогают епископам и священникам при их совершении. При отправлении богослужения диаконы произносят ектении, читают евангелие на Литургии, совершают каждение и с благословения епископа или священника могут произносить проповеди. Старшие из диаконов в кафедральных соборах называются протодиаконами, а старшие из иеродиаконов в монастырях архидиаконами. Эти звания означают первенство чести, а не власти.

Посвящение в священный сан (хиротония) совершается в алтаре во время Литургии через возложение рук епископа на голову посвящаемого. Рукоположение в сан диакона совершается на Литургии после Евхаристического канона, в сан иерея после Великого входа (Херувимской песни), а в сан епископа перед чтением Апостола.

Первыми епископами были Апостолы. Когда Христова Церковь стала умножаться, расширяться, то Апостолы поставляли для новых Церквей и новых епископов. Этим епископам они сообщали через рукоположение дары Святого Духа и передавали свои священные права и власть, сделав их главными преемниками своего великого служения. Кроме того Апостолы рукополагали для разных Церквей пресвитеров и диаконов.

Избранные Апостолами епископы, в свою очередь, поставляли для новых Церквей епископов, пресвитеров, диаконов, сообщал им через рукоположение Дары Святого Духа, священные права и духовную власть. Эти епископы, в свою очередь, передавали дары Святого Духа, права и власть сваям преемникам, и так далее.Таким образам, благодать священства от одних епископов переходила к другим (а через них передавались пресвитерам и диаконам) и преемственно сохранилась в Церкви Божией от апостольских времен до наших дней.

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (т.е. помощники диакона), чтецы, певцы и свещеносцы (в народе их называют псаломщиками, дьячками и пономарями).

Церковнослужители имеют право читать за богослужениями Апостол, Псалтирь, паремии все, кроме Евангелия, и наблюдать за чистотой и порядком в храме. Все обязанности, возлагаемые на церковнослужителей, могут исполняться и мирянами, но только с благословения священника или архиерея.

Хиротония (от греч. полагаю, рукоположение) – Таинство Священства, в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий. Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты. Таинство Священства возводит в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа.

Хиротония во священника может совершаться только во время Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого и не может совершаться во время литургии Преждеосвященных Даров, так как на этой службе не бывает Евхаристического Канона, в котором должен участвовать новопоставленный иерей. Хиротония во диаконы может совершаться как на литургиях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, так и на литургии Преждеосвященных Даров.

Рукоположение в диаконы совершается из иподиаконов, в священники – из диаконов, в архиереи – из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения.

В диаконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по меньшей мере, двумя епископами). Ставленник во священники причащается вторым, после 1-го священника. Новопоставленный иерей произносит заамвонную молитву. После окончания он дает крест для целования народу.

Благодать Священства избранник Церкви получает от Святого Духа по силе ее соборной молитвы. Хиротонии совершаются поэтому в присутствии всей Церкви – народа Божия, с его согласия и одобрения. Они происходят в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу".

Хиротесия – возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира, в церковнослужители. Через хиротесию также проходят священнослужители для посвящения в правительственные степени. Хиротесия отличается от хиротонии, в которой сообщается благодать священства и осуществляется посвящение в священнослужители.

На свои должности церковнослужители назначаются, а в степени поставляются чином хиротесии – руковозложения, которое, в отличие от рукоположения, хиротонии, совершается вне алтаря, в храме. Право поставлять младших клириков на церковнослужительские степени принадлежит епископу, а в монастырях хиротесию могут совершать и их настоятели – архимандриты и игумены.

" В отличие от хиротонии посвящение в чины церковнослужителей – хиротесия – не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносятся таинственные слова призывания благодати, рукополагающей во Священство. Посвящение в разные степени церковнослужения сопровождается облачением в священные одежды, соответствующие каждому чину, Ее носят " ради Божественного служения, дабы не прикасаться к чему-либо из предметов священных, или чтобы не надевать одежды священства прямо и непосредственно на одежды мирские. Под этими одеждами должен быть " совершенно сокрыт внешний мирской человек со всеми его суетными стремлениями".

7.2 Часослов и его содержание

Службы, для которых в Часослове содержатся неизменяемые молитвословия, читаемые священником, диаконом и чтецом, - это полунощница, часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, с междочасиями их, чин изобразительных и повечерие. От изложения молитвословий часов книга эта и получила свое название.

По различию дней праздничных, постных и т. д. службы бывают неодинаковой продолжительности и неодинакового состава. Например, есть полунощница вседневная, субботняя и недельная (воскресная). Кроме утрени вседневной, есть особая, пасхальная. Помимо трипсалмных вседневных часов есть особые часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Великий пяток и в Пасху. Есть вечерня великая и малая, повечерие великое и малое.

В Часослове есть дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, присоединяемые к службам суточного круга. Это утренние молитвы, так как они должны читаться после полунощницы; последование возвышения панагии (с греч. – " всесвятая"; хлеб в честь Божией Матери); благословение трá пезы; канон Богородице монаха Феостирикта, который положено читать в храме после великого повечерия; молитвы на сон грядущим.

Так как к неизменяемым молитвословиям на всех службах общественного богослужения присоединяются такого рода краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня, то эти песнопения для удобства также прилагаются к Часослову. Это тропари, кондаки, Богородичны, прокимны, причастны, принадлежащие к богослужению седмичного круга – для дней воскресных и седмичных и к богослужению годичного круга – для дней подвижных и неподвижных.

Для певцов к Часослову приложен Месяцеслов. При нем бывают краткие жития святых и сказания о праздниках, тропари, кондаки, прокимны, причастны, величания и указания чтений из Апостола. Чтобы знать, когда и в какие дни случатся подвижные праздники и посты, присоединяются также Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник. Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник печатаются также в Типиконе и Псалтири следованной.

Часослов в таком составе называется великим, или иногда большим. Часослов малый является сокращением последнего. Часослов малый употребляется, кроме чтецов и певцов, и иереем при отправлении в храме служб: повечерия, полунощницы, часов, для которых нет молитвословий в Служебнике, а также при совершении богослужения вне храма. Потому в Часослове малом находится вкратце устав, чтó и как отправлять в дни, например, поста и т. д.

Изменяемые молитвословия для Божественных служб содержатся в разных богослужебных книгах. К изменяемым молитвословиям относятся: на вечерне – стихиры на " Господи, воззвах", стихиры на стиховне, тропари по " Нынче отпущаеши"; на повечерии – канон; на полунощнице – канон и ипакои΄; на утрене – тропари по " Бог Господь", седальны по кафизмах, канон, по 3-й песни которого бывает седален, по 6-й – кондак и икос, по 9-й – светилен или ексапостиларий, стихиры на " Хвалите", стихиры на стиховне; на часах – тропари и кондаки; на литургии – антифоны, тропари по входе, прокимны, аллилуиарии, задостойники, причастны.

В одних книгах находятся изменяемые молитвословия и песнопения дней седмичного круга богослужения, в других – для подвижных дней годичного круга, в третьих – для неподвижных дней в году и в четвертых – для тех и других дней. К первого рода книгам принадлежит Октоих, ко вторым – Триоди постная и цветная, к третьим – Минеи месячные, Минея праздничная, Минея общая, к четвертым – Ирмологий.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 2138; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь