Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Омовение посвящения в Духовную Нищету (факр)



Чтобы войти в мир Духовной Нищеты, человек должен быть чист как внешне, так и внутренне. Поэтому совершается омовение и очищение внешних покровов, чтобы и внутреннее существо было также склонно к чистоте.

Очисть себя и тогда ступай в «Таверну руин»,
чтобы она не была тобой загрязнена.

Хафиз

Омовение паломничества (зийарат)

Существует обычай, посещая уважаемых людей в миру, очистить тело и надеть чистую одежду. Сходным образом, совершая паломничество к Совершенному человеку, или «Наставнику Пути» (пир-э тарикат), следует очистить себя.

Сначала стань чистым, и лишь затем
смотри на Чистого Человека.

Хафиз

Поэтому искатель совершает омовение, очищая себя внешне, прежде чем приблизиться к учителю и получить наставления, касающиеся Пути.

Омовение осуществления (каза-е хаджат)

«Мольба» (иияз) искателя, странствующего по Пути, — о том, чтобы достичь ранг Совершенства. Перед тем как прийти к наставнику, искатель совершает омовение, символизирующее его решимость осуществить эту задачу.

ПЯТЬ СИМВОЛОВ ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ

После того как искатель совершил пять омовений, он (или она) подготавливает пять предметов, которые будут отданы искателем учителю. Учитель примет их и поведет ученика по пути странствующих к Единству. Вот эти пять предметов: несколько квадратных метров белой ткани, целый мускатный орех, кольцо, монета и немного леденцовой карамели (кристаллизованного сахара).

Каждый из этих объектов символизирует определенное обязательство, взятое на себя теми, кто устремлен к Богу. Эти обязательства выражены при помощи объектов, чтобы они закрепились в памяти путника и никогда не забывались.

Белая материя (шелвар)

Белая материя, отдаваемая наставнику, символизирует саван и указывает на то, что путник, подобно мертвому телу в руках обмывальщика (гасал), полностью смиряется перед Богом. Он (или она) считает приказания наставника приказаниями Бога и подчиняется им, не спрашивая «как? » или «почему? »

Целый мускатный орех (джоз)

Джоз символизирует голову путника. Вручая джоз наставнику, путник соглашается не раскрывать Божественные Тайны, открытые ему или ей. Даже если ему грозит быть обезглавленным, он не должен раскрывать эти тайны. Иными словами, голова путника символически вручается наставнику в качестве залога за Божественные Тайны.

Кольцо (ангоштар)

Кольцо, отдаваемое наставнику при вхождении в мир Духовной Нищеты, символизирует цепи, которые в старое время носили рабы, и олицетворяет преданность путника Богу. Отдавая кольцо наставнику, путник дает обет полностью посвятить себя Богу и отказаться от каких-либо других желаний.

Монета (секке)

Монета символизирует мирское богатство и изобилие. Путник, вручая монету наставнику, дает клятву освободить свое сердце от любых вожделений к богатству мира. Здесь следует заметить, что цель состоит в том, чтобы не иметь привязанности к богатству. Если суфий в один день богат, а в другой — беден, ни то, ни другое состояние не оказывает на него никакого воздействия. В богатстве суфий щедр, в бедности он радостен и терпелив.

Карамель (набат)

Набат олицетворяет дар при втором рождении искателя. Если первое рождение — от матери, то второе рождение происходит при входе в область Духовной Нищеты. В этом возрождении искатель вступает в царство Духовности, Истины и Единения. Он перерождается из материнского мира природы и множественности в мир Любви (эшк), Добротолюбия (мохаббат) и Единства (таухид).

Вручая карамель, путник также осознает, что по Пути надо следовать с радостью и внутренним покоем, а не с подавленностью и недовольством.

ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Прежде чем войти в круг Духовной Нищеты, искатель берет на себя пять обязательств по отношению к наставнику. Только тогда, когда искатель понимает и принимает важность этих обязательств, наставник берется вести его или ее по праведному Пути Единства в ордене Ниматуллахи.

Подчинение святому шариату Мохаммада, Печати Пророков

Искатель, вступая в мир суфиев, дает обязательство подчиняться правилам и обычаям шариата. Если он уже является мусульманином, ему следует провозгласить два символа веры (шахадатаин) ислама: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Бога» (Ашхадо ан ла илаха илла'лах) и «Я свидетельствую, что Мохаммад — Его Пророк» (Ашхадо анна Мохаммадан ра-суло'ллах). Затем искатель добавляет: «Я свидетельствую, что 'Али — святой Бога» (Ашадо анна 'алийан валийо'ллах). Провозглашая это, искатель приемлет и сердцем и духом (рух) истину и духовность ислама, в основе которых лежит абсолютная святость 'Али — царя всех святых. В этот момент искатель берет на себя обязательство не пренебрегать шариатом.

Доброта к Божьим созданиям

В этом обязательстве суфий дает обет не обижать Божьи создания и быть добрым и дружелюбным по отношению к ним, когда он странствует по Пути. Суфию следует постоянно руководствоваться строчками из стихотворения Саади:

Я радостен и умиротворен, будучи в мире,
несколько мир радостен и умиротворен в Нем.
Я влюблен во всю Вселенную,

ибо вся Вселенная принадлежит Ему.

Сохранение тайн Пути

В начале странствия по Пути (солук) суфий дает обязательство не раскрывать никому передаваемых ему тайн, будь то посторонний, друг или собрат-дервиш. Среди этих тайн — «поминание», объекты размышления, а также открытия и откровения в мире Единства. О тайнах не следует говорить ни с кем, кроме наставника. Тогда тайны не попадут в руки тех, кто не способен их хранить.

Друг, который почтил своим присутствием виселицу,
обвинялся в разглашении тайн.

Хафиз

Служение на Пути

В течение всего странствия по Пути суфий приемлет и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняется им, не спрашивая «как? » и «почему? » Суфий должен знать, что нерадивость в служении приведет его лишь к отклонению от дороги преданности и от истинного пути. Служение настолько важно, что можно сказать следующее: «Все, что суфий обретает, он обретает благодаря служению».

Саади дает прекрасную иллюстрацию этому положению в той части Бустана («Плодовый сад»), которая рассказывает о султане Махмуде и его слуге Айязе. Этот отрывок начинается с того, что кто-то критикует Махмуда, говоря: «Как странно это! Айяз, его любимчик, некрасив, он — цветок без цвета и без благоухания. Как странны предпочтения соловья! » Услышав эти слова, Махмуд отвечает: «Поистине, моя любовь — к его добродетели, а не к форме его лица».

Саади далее рассказывает историю о том, как однажды в королевской процессии верблюд, нагруженный драгоценными камнями и жемчугом, споткнулся и упал, разбросав драгоценности. Султан Махмуд, будучи человеком щедрым, дал разрешение сопровождавшим его придворным забрать добычу себе, а сам быстро ускакал. Все придворные бросились врассыпную собирать драгоценности, забыв о султане при виде этого богатства. Только Айяз, не обращая внимания на драгоценные камни, последовал за султаном. Когда Махмуд увидел, что слуга скачет за ним, он прокричал: «О Айяз, где же твоя добыча? » В ответ Айяз промолвил: «Я не искал драгоценностей, но следовал за моим Владыкой; как могу я уделять внимание твоим дарам, когда мое единственное стремление в том, чтобы служить».

И в заключение Саади говорит:

О друг, если ты — приближенный Трона,
не забывай о Царе ради Его драгоценностей;
Ибо на этом пути святой ничего не просит
у Бога, кроме Него самого.
Так что знай: если ты ищешь что-либо, кроме благодати Друга,
ты — узник собственной темницы, а не Его.

Диг-джуш

Вступая в мир Духовной Нищеты, суфий внутренне провозглашает: «Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга».

Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию принесшему в жертву овцу вместо Исмаила! [ 3 ], приготавливает из овцы специальную еду. Эта еда готовится в соответствии с адабом и традициями Духовной Нищеты и распределяется среди дервишей. Еда, приготовленная таким образом, называется диг-джуш.

Аллах, Всемогущий, провозглашает... помните благодать и благословения Аллаха (нн'матуллах), уделенные вам: вы были жестокосердными врагами, а он соединил ваши сердца в любви, и посему Его благодатью и благословением вы стали братьями и сестрами.

Примечания:

[ 1 ] Таверна руин (перс. харабат) символизирует суфийскую обитель, ханаку, а также состояние фана (исчезновение «Я» в Боге). (Примеч. переводчика.)

[ 2 ] Нийат — обет, или провозглашение намерения, совершить определенный благочестивый поступок (наиболее часто это намаз). — Примеч. ред. англ. изд.

[ 3 ] Согласно традиции, принятой среди ряда мусульманских комментаторов, Авраам должен был принести в жертву не Исаака, как об этом говорится в Библии, а Исмаила. (Примеч. переводчика.)

ГЛОССАРИЙ
Составление Л. Тираспольского

Абдал – " Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).

Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.

А'йан-и тхабета – основные сущности.

'Айно'л-йакин – очевидное знание, не подлежащее сомнению.

Ал-'Адл – " Справедливый", одно из имен Бога.

'Акл – интеллект; рассудок.

'акл-и аввал – Первичный Интеллект
'акл-и джозви
– " частный интеллект", знание частностей, а не всеобщего.
'акл-и истидлали
– рассудок.

Ал-Акхар – " Последний", одно из имен Бога.

Аманат – " залог", то, что вверяется Богом, Его поручение, которое люди согласились выполнять. Часто отождествляется с любовью. Ср.: " Мы предложили залог (амана) небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек..." (К. 33: 72)

Ариф – обладатель мистического знания, " познавший", " гностик".

'Арши-и а'зам – Высший Престол.

Ахадийат (ахадийя) – " исключающее единство", " единственность": Бог един во всех отношениях и любая множественность с Ним не совместима.

ахадийат-и джам' – Единство Всеобъемлемости.

Ахл-е дел – " человек сердца".

Ахфа – сокровенное сознание; " самое тайное", см. сирр-и сир.

Бака – " странствие в Боге", пребывание в Боге (после растворения в нем – фана); " вечная" жизнь.

Вали (мн.ч. авлийа ) – близко стоящий к Богу, святой; " друг Бога".

Варид (варидат) – откровение; мистическое наитие, озарение и опыт в самом широком смысле.

Вахдат-и вуджуд – учение о единстве сущего, экзистенциальный монизм. Этим термином принято обозначать учение ибн Араби, хотя сам он его не употреблял.

Вахидийат (вахидийя) – " всевключающее единство", источник всякой множественности.

Вирд (букв. " доступ", " подход" ) – молитва; тайная молитва ордена; предписанное наставником произнесение священных текстов.

Воджуд – бытие.

Возу (вуду) – ритуальное омовение.

Гайб-и гайб – " Высшее Незримое"; отсутствие; то, что сокрыто, тайна; божественная тайна.

Гайб – " незримый", атрибут Бога и ангелов.

Дел (перс.) – сердце.

Дервиш (дарвиш) – " нищий"; термин, обозначающий членство в мистическом братстве, или ордене (тарика). Персидский эквивалент арабского термина факир, синоним слова суфий.

Джабарутбукв." мир могущества", сфера божественной власти.

Ал-Джаббар – одно из имен Бога, означающее " Принудитель".

Джазбе (джазб) – транс, мистический экстаз; влечение к этому состоянию.

Джами' – целокупность, всеобъемлемость; пятничная (соборная) мечеть.

Джихад (" усилие" ) – борьба за веру.

ал-джихадо'л-асгхар – " меньшая битва", воинское сражение.
ал-джихадо'л-акбар –" великая битва", противостояние нафсу, духовное самосовершенствование.

Закат – налог в пользу нуждающихся мусульман.

Захир (аз-захир) – внешний, явный; экзотерический.

Зийарат (ед.ч. зийара) – посещение святыни, паломничество.

Зикр – (перс. зэкр ) – букв. " поминание". Духовное упражнение, цель которого – ощутить внутри себя Божественное Присутствие; отказ от себя и сосредоточение на Боге; ритмичное, связанное с дыханием, повторное поминание имен Бога (теомнемия) или фразы, содержащей имя Бога; " вспоминание", концентрация внимания, " пробужденность".

Зэкр джали – поминание вслух, " зэкр голоса".

Зэкр хафи (или калби) – мысленное поминание про себя, " зэкр сердца".

'Ийан – непосредственное наблюдение, созерцание.

Илахийат – сфера Божественного.

'Илм – знание.

'илмо'л-йакин – знание с уверенностью, основанной на мистической интуиции.
'илм-и ладунни – божественное предсущностное знание.

Ишк (перс. эшк ) – любовь, божественная любовь; не утолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.

Кааба (ка'ба) – храм в Мекке, в стену которого помещен " черный камень", одна из главных мусульманских святынь.

Кабилийат (кабилийя) – пассивность; способность.

Калб – сердце.

Кана'ат – достаточность.

Кашф – раскрытие, снятие завес; откровение.

Керамат (карамат) – чудотворный дар; чудо, совершаемое святым с Божьего соизволения.

Кибла – направление к Мекке, куда поворачиваются лицом мусульмане во время молитвы.

Кутб – " ось", " полюс", " точка опоры". Высший ранг суфийской духовной иерархии. Глава ордена, " мастер".

Лава'их, ед.ч. лаиха – лучи озарения.

Лубб – " ядро", " сердцевина"; сущностное видение реальности; божественный разум.

Маджзуб – " безумец", тот, кто находится в состоянии исступления, экстатического озарения.

Макр – божественная хитрость, " наваждение". Согласно Корану: " Аллах – лучший из хитрецов" (К.3: 47).

Малакут – природа ангелов; ангельский мир.

Ма'на – мистическая эзотерическая сущность; духовная реальность; дух объекта, то, что придает объекту его подлинный смысл.

Ма'рифат (Ма'рифа) – мистическое внеопытное знание; мистический гнозис.

Махам (макам) – ступень или стадия мистического Пути, через которую проходит " путник".

Махджато'л-калб – сокровенная сердцевина сердца.

Моджахада – битва; приложение усилий на мистическом пути; духовное сражение.

Мокашафа – теофания (богооткровение) в форме видений.

Морад – учитель, наставник на мистическом Пути. (На английский обычно переводится как master – владыка, господин; учитель; мастер. Словом " master" часто переводится также суфийский термин кутб.)

Моракебе (Моракаба) – самонаблюдение, созерцание; сознание, бдение; концентрация помыслов; медитация.

Морид (мурид) – ученик, " послушник".

Мотасаввефе – " суфиологи", те, кто изучают суфизм как научную дисциплину.

Мохаббат – " добротолюбие", любовь-доброта, проявление любви и доброты по отношению к Божьему творению; взаимная любовь между Богом и творением.

Мохасебе – самоанализ.

Мошахеде (мошахада) – созерцание, внутреннее видение; " свидетельствование".

Мулк – владение; область божественного владычества.

Намаз – обязательная молитва мусульман, совершаемая пять раз в день.

Нафс – " Я", самость, эго; низменное, плотское " Я", инстинктивно-животная душа; душа.

нафс-и аммара – упорствующий, приказывающий нафс;
нафс-и ал-лаввама – обвиняющий нафс;
нафс-и ал-мулхама – вдохновленный нафс;
нафс-и мутма'инна – успокоенный нафс.
нафс-и коллийа
– Вселенская Душа.
нафс-и натика
– рациональная душа.

Нийат – обет, обещание совершить благочестивый поступок.

Нияз – " духовная мольба".

Нукаба – " Предводитель", ранг суфийской иерарахии (авлийа).

Пир (букв. " старец" ) – наставник; старейшина. Название руководителя суфиев в Иране и Индии.

Риадат (риада) – " умерщвление (плоти)", аскетическая дисциплина.

Ро'йат – видения; сны.

Pyx – дух; духовное дыхание, идущее из мозга.

рух-и натика – рациональный дух.

Ру' – постижение, знание сути; знание посредством сердца, характерное для святых (вали).

Салик – путник, искатель на мистическом Пути.

Самадийат – непроницаемость.

Сахиб-дел – обладающий сердцем.

Силсила – цепь духовной преемственности, духовная родословная; непрерывающаяся цепь инициации, идущая от учителя к ученику.

Сирр – глубинное сознание.

Сирр-и сир – сокровенное сознание.

Совайда – сердцевина сердца.

Солук, сулук – процесс прохождения мистического Пути; собственно Путь.

Сунна (" обычай, " пример" ) – пример жизни Мохаммада как образец и руководство для мусульманина.

Таб – материальная природа.

Таваккол – упование на Бога.

Таджрид – непривязанность к миру; " неотождествление".

Та'аййон – предопределенность; определенность.

Таухид – единобожие, единение с Богом; принцип единства бытия, теомонизм. Одна из основополагающих концепций суфизма. Ср. суру 112 Корана Ат-Таухид (одно из двух ее названий), " Единство", которую нередко называют сущностью Корана.

Талаб – влечение к Богу, духовный поиск.

Тарик, тарика – мистический Путь; мистическая школа, совокупность методов обучения; суфийский орден, или " братство".

Тарикат – второй этап мистического Пути (тарик).

Тасаввуф – суфизм, исламский мистицизм.

Тасбих – взывание к Богу посредством произнесения определенного слова или фразы. Часто это формула Субхан Аллах – слава Аллаху.

Ташбих – уподобление, сравнение Бога с чем-либо; антропоморфизм; фантазия.

Тафрид – непривязанность к себе.

Файд – переполнение; эманация; проявление божественного милосердия; божественная милость.

Факир (араб.) – бедный (нуждающийся в Божьей милости); синоним слова дервиш или суфий.

Факр – добровольная бедность; духовная нищета (т. е. нужда в Боге).

Фана (букв. " уход", " смерть" ) – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге.

Фарданийат – целостность, целокупность; " сингулярность".

Фекр – размышление; созерцание; контемпляция.

Фирасат – (сверхъестественная) проницательность.

Форкан (фуркан) – " мерило", то, что отделяет истину от заблуждения; критерий. В Коране этим именем названа Тора (К.21: 48) и Коран (К.25: 1).

Хава – страсти; прихоти, капризы.

Хаваджис – побуждения, прихоти нафса.

Хаджж – ритуальное паломничество в Мекку, один из пяти " столпов" ислама.

Хадис (" новость", " известие", " рассказ" ) – предание о словах и поступках Мохаммада.

Хакикат – последний этап мистического Пути (тарик); постижение Истины.

Хакк, ал-Хакк – " Истинный", одно из суфийских наименований Бога.

Хакко'л-йакин – истинность, находящаяся превыше всякого сомнения.

Хал – временное состояние просветления, связанное с прохождением этапа (махам) мистического Пути.

Ханака – суфийская обитель; место собрания суфиев.

Харабат (перс. – " таверна руин", суфийская обитель ( ханака ); также символизирует состояние фана (см.).

Фана – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге, а также суфийскую обитель, ханаку.

Хафи – глубинное сознание; см. сирр.

Шариат – религиозные правила, составляющие законы ислама; начальный этап мистического пути (тарик). ( Шари'а – экзотерическое откровение).

Шахадатаин, шахада (букв. " свидетельство" ) – произнесение формулы исповедания веры.

Шейх – духовный наставник, руководитель суфиев; глава суфийской обители, ханаки.

Шохуд – свидетельство (Бога).

Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.

Сокращения

 

АА 'Абхар ал-ашекин
АФ Аурад ал-ахбаб ва фосус ал-адаб
AT Асрар ат-таухид. Биография знаменитого суфийского наставника Абу Са'ида Або'л Хэйра, написанная его пра-пра-внуком Мохаммадом ибн Монавваром.
ИК Инсан ал камил (" Совершенный человек" )
ИС Истилахат-и ас-суфийя
ФД Фаваех ал-джалал ва фаватех ал джалал
ГР Голшан-и раз (" Розовый сад тайн" ). Поэма Махмуда Шабистари (ум. 1339).
КАМ Кашф ал-асрар (Авт. – Рашид ал-Дин-Майбоди)
КМ Кашф ал-махджуб (" Раскрытие скрытого" ). Самый ранний суфийский прозаический текст на фарси, написанный Али ибн 'Отманом ал-Худжвири.
Лм Лама'ат-и Ираки
ЛТ Лома'фи'т-тасаввоф (Кетаб ал-). Старейший трактат о суфизме. Авт. — Абу Наср Саррадж (ум. 988).
М Маснави-е Сана'и
МА Машраб ал-арвах (" Питейный дом духов" ) (Рузбихан)
МИ Мерсад ал-'ибад. Эта работа Наджмо'д-Дина Рази вышла в свет в 1226 г.
MX Месбах ал-хедайя ва мефтах ал-кифайя (" Светоч наставничества" ). Авт. – Иззо'д-Дин Махмуд Кашани (ум.1334 или 1335).
MM Маснави-е ма'нави. Знаменитая поэма Джалало'д-Дина Руми, которую Джами назвал " персидским Кораном".
МН Мосибат-намэ (" Книга страждущих" ). Поэма Фаридо'д-Дина Аттара, описывающая усилия следующих по суфийскому Пути.
НК Носус ал косус
НН Накд ан-носус
РБ Тафсир-и Рух ал-Байян. Комментарий на Коран, написанный Исмаилом Хакки Брусави.
РН Рисала-е Нурбахш
РК Тарджома-е рисала-е Кушайри — основной источник книги Аттара " Жизнеописания святых". Авт. – Або'л-Ка-сим Кушайри.
РКР Рисалат ал-кодс (Рузбихан)
РСх Рисалаха-е Шах Ни'матолла Вали. Шах Ни'Матулла (Ни'матолла) Вали (1331-1432) — основатель суфийского ордена Ниматуллахи.
СГР Мафатих ал-и'джаз фи шарх-и Голшани раз
СМ Сад Майдан Авт. – Хваджа (Абу Исма-ил) Абдо'лла Ансари. Ум. 1089.
СС Шарх-и шатхийат (" Комментарий на парадоксы (суфиев)" ) — книга Рузбихана Бакли.
ТА Са'игх, Або'л Хасан (ум. 915)
ТД Та'рифат-и Джорджани
ТКК Тарджома-йе каламат-и кезар-и Баба Тахир. Авт. – каландар Баба Тахир Ум. в 1010.
ТСА Табакат ас-суфийа. Авт. – Абдо'лла Ансари.
ТСС Табакат ас-суфийа. Авт. – Абу 'Абдо'р-Рахман Солами.
ТТ Тасаввоф ва адабийат-и тасаввоф (включая Мир'ат-и ошшак)
ХАу Хафт аюранг (" Семь Престолов" ). Поэтическое произведение 'Абд ар-Рахма-на Джами (ум.1492)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь