Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАЗЛИЧНЫЕ ИМЕНА БОГА И ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИМЯ
Одни Имена Бога указывают на Божественную Сущность, тогда как другие обозначают Божественные Атрибуты. Учитель решает, какие из них передать ученику в зависимости от способностей и духовной продвинутости ученика. Необходимо понять, однако, что всякий раз, когда поминается одно из Имен, поминаются и все остальные Имена. Как сказал Шах Ни'матулла: У всех Имен Бога сущность Одна. Также следует понять, что Величайшее Имя Бога по сути подобно алхимии «Симурга» [ 3 ]. По словам Имама Джа'фара Садека, «Освободи свое сердце от всего, что не есть вспоминание Бога. И тогда зови его любым Именем, каким пожелаешь. Оно и становится Величайшим Именем». ПОВТОРЕНИЕ ЗЭКРОВ Некоторые шейхи Пути предписывали определенное число повторений для различных зэкров. Например, Имя «Аллах» могло повторяться шестьдесят шесть раз, поскольку в одной из нумерологических систем сумма букв этого слова составляет число шестьдесят шесть [ 4 ]. Другие шейхи, однако, не считали важным число повторений. И это по существу верный взгляд, поскольку отвлечение внимания на число повторений нарушает концентрацию и влияет на состояние суфия. Более того, как можно забыть себя, что является одним из условий зэкра, уделяя внимание процессу счета? По словам Байазида, «зэкр измеряется не числом, а интенсивностью присутствия». СТАДИИ ЗЭКРА Существуют различные стадии зэкра:
Суфий в таком состоянии говорит: Я потерял себя до такой степени, Сана'и в Хадикатол-хакика («Огороженный сад истины») писал: Тот устремлен на пути, кто поминает Бога, Хотя поминание Возлюбленной вначале — твой проводник, Ныряльщик, ищущий пути в глубинах океана, Голубь в отсутствие Бога воркует: «Ку, Ку» [ 5 ], Находящиеся в присутствии Бога бестрепетно встречают опасность; Стадии зэкра также были описаны следующим образом:
О стадиях зэкра было высказано много других утверждений. Согласно Шаху Ни'матоллаху, в начале поминающий думает, что это он поминает Бога. Но в конце он осознает, что в действительности это Бог поминает Бога и, таким образом, перестает ощущать зэкр, ибо Бог теперь стал и поминающим, и поминанием. Байазид описал этот опыт следующим образом: «Тридцать лет я провел в поминании Бога. Когда я остановился, то осознал, что сам зэкр и был моей завесой». Джунайд утверждал: «Тасаввуф (суфизм) вначале — поминание, затем — экстаз, а потом — ни то, ни другое. Не остается ничего, как этого поистине никогда и не было». По словам Абол-хасана Нури, «истина зэкра состоит в исчезновении поминающего (закер) в Поминаемом (Мазкур). Аттар в Тазкератол-авлийя («Жизнеописания святых») приводит следующий эпизод из жизни Джунайда: Рассказывают, что однажды ученик нарушил правила ордена, возглавляемого Джунайдом, и поэтому вынужден был оставить служение учителю. Он странствовал, пока не присоединился к другой группе суфиев. Однажды Джунайд проходил мимо и увидел ученика. От присутствия наставника учеником овладело такое состояние восторга, что он упал, разбил себе голову и стал истекать кровью. Кровь текла таким образом, что сложилось Имя < Аллах». Джунайд, увидев это, укорил ученика за то, что тот полагает, будто достиг состояния, к которому должно вести поминание. Джунайд сказал, что так далеко мог продвинуться любой ребенок, но лишь настоящий мужчина способен достичь Поминаемого. Руми, рассказывая о любви Зулейхи и Иосифа, пишет: Когда Зулейха жаждет выкрикнуть Среди этих имен она скрыла Даже если бы она назвала Когда голодна, она скажет его имя * * * Вода, окружающая рыбу, дает рыбе Так и влюбленный, подобный ребенку, ЗАКЛЮЧЕНИЕ Зэкр является результатом Божественного Добротолюбия (мохаббат). Зерно Добротолюбия, посаженное в сердце суфия Богом, приносит плод — суфийское поминание Возлюбленной. Как сказано в Коране: «Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его» (Коран 5: 54). То есть Божественное Добротолюбие всегда предшествует человеческому. Если бы не Бог, любящий и помнящий ученика, последнему было бы трудно поминать и любить Бога. Зэкр также пробуждает интуицию сердца, давая возможность воспринимать Божественные Атрибуты, и вдохновляет суфия любить Бога. Это узнавание Бога приносит длящийся покой в сердце суфия «...ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца...» (Коран 13: 28). Истина зэкра заключена в том, что это Бог в начале поминает ученика. Таким образом, некоторые суфийские мистики интерпретировали коранический стих «ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико...» (Коран 29: 45) в том смысле, что ежедневные молитвы представляют собой форму поминания, предписываемую шариатом, и предотвращают человека от дурного поведения. Но более велико поминание Богом человека. Точно так же передача зэкра наставником Пути считается большим поминанием. По словам суфийского мистика Рузбихана: Зэкр — это свет, эманирующий из проявленности Бога. Чистотою этого света сердца суфиев притягиваются к Возлюбленной. Примечания: [ 1 ] В переводе Крачковского вместо «лежа»: «на своих боках». (Примеч. переводчика.) [ 2 ] Слово «Боже» является формой когда-то существовавшего в русском языке звательного падежа. (Примеч. переводчика.) [ 3 ] См. «Беседа птиц» Аттара. (Примеч. ред. англ. изд.) [ 4 ] В семитических языках каждой букве соответствует числовой эквивалент. (Примеч. переводчика.) [ 5 ] Ку — по-персидски «Где он? » (Примеч. ред. англ. изд.) [ 6 ] Ху — одно из имен Бога в арабском языке, означающее «Он». (Примеч. ред. англ. изд.) ФЕКР Узнавший Бога
Узнавший Бога о себе не помнит, Перевод Б. Тираспольского О ТОТ, КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТИГНУТ О брат, ты есть сама твоя мысль. Руми Фекр определяется в словаре как созерцание или размышление. Коран уделяет много внимания фекру: И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, — может быть, они подумают! (Коран 16: 44). ... тех, которые поминают Аллаха стоя, сидя и лежа [ 2 ] и размышляют о сотворении небес и земли... (Коран 3: 191). Так разъясняет Аллах вам знамения — может быть, вы обдумаете! (Коран 2: 266). Так распределяем Мы знамения для людей, которые размышляют! (Коран 10: 24). Рассказывай же рассказом, — может быть, они размыслят! (Коран 7: 176). Таковы притчи, которые Мы предлагаем людям, — может быть, они одумаются! (Коран 59: 21). Скажи: «Разве сравнятся слепой и зрячий? Разве вы не одумаетесь? » (Коран 6: 50). Некоторые предания Пророка (хадисы) также упоминают практику фекра: Час размышления дороже семидесяти лет поклонения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы