Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Размышление в состоянии поиска
Для того, кто находится в поиске, но не нашел еще учителя и не начал движение на Духовном Пути (тарикат), размышление начинается с вызванной Богом мысли о поисках духовного наставника. Благодаря такому размышлению у человека возникает состояние беспокойства. Оно не прекращается до тех пор, пока не найдено то, что было утеряно. Это происходит, однако, только в том случае, если человек наделен благодатью участия в пиршестве Любви. Размышление должно быть таким, Считай царем того, кто свободен от своей царственности, Размышление для посвященного Для начинающего на Духовном Пути, чья вялая мысль еще не разгорелась от жара поминания, размышление — открытие в сердце посредством озарения духовной красоты учителя. В силу этого некоторые учителя утверждали, что размышление представляет собой манифестацию духовного лика наставника. Размышление для продвинутого суфия Благодаря жару поминания вялая мысль суфия постепенно пробуждается к жизни и его дух (рух) начинает познавать Тайное. Некоторые суфийские мистики говорят, что размышление — это путешествие сердца через сферы Тайного. Согласно Зун-н-Нуну Египтянину, «когда человек размышляет сердцем, Тайное явлено его духу». Для продвинутого суфия, таким образом, размышление является результатом поминания и становится его проводником на Пути. По словам Аттара: Размышление — это проводник для путника, Поминание, вот что порождает размышление, которое Рациональное размышление сойдет для разговоров, Размышление хотя бы и в течение часа Или, как говорит Руми: Мы сказали достаточно, об остальном размышляй сам; Поминание ведет сердце к размышлению, Хотя главное — Божественное притяжение, Невыполнение этих обязанностей — всего лишь В связи с подлинным размышлением шейх Абу'л-Хасан Харакани сказал: Бог наделил меня размышлением, позволяющим созерцать все Им сотворенное. Я полностью погружен в это размышление. Оно стало моим занятием и днем и ночью, пока, наконец, не отверзло взор моего сердца и не стало суровостью, Добротолюбием, страхом и тяжестью. Размышление погрузило меня в Божественное Единство, и я достиг той точки, где размышление преобразилось в мудрость, направившую меня по прямому Пути, и в доброту по отношению ко всему сотворенному. Я не мог найти никого добрее себя среди всех Его созданий. Я хотел умереть вместо всех существ, чтобы смерть исчезла навеки. Я желал, чтобы Он осудил меня вместо всего творения, дабы никто не был судим в Судный День. И я хотел пожать все возмездие, назначенное человечеству, чтобы никто и никогда не страдал в аду. О том же виде размышления Руми писал: Твоя мысль — лишь форма, И по словам Хафиза: Помыслу и мнению нет места В кругу судьбы Примечания: [ 1 ] Имя автора, Нурбахш, означает на фарси «дарующий свет». (Примеч. переводчика.) [ 2 ] См. прим. 1 к главе о ЗЕКРЕ. [ 3 ] То есть использует уже имеющиеся концепции. (Примеч. переводчика.) МОРАКЕБЕ Закон Любви
Закон Любви и прост, и краток — Любовь соединяет Бытиё, Уйди в Любовь, как в Океан бездонный, Забудь себя, отдайся страсти трезво, Свет единенья ослепляет взгляд — Вино Любви пьянит и горячит, Перевод Б. Тираспольского ВО ИМЯ ВЫСШЕГО ХРАНИТЕЛЯ Меня привлекло к Возлюбленной, Ашик-и Исфахани Моракебе — это двое, которые заботятся друг о друге и защищают друг друга. Мудрецы Пути говорили о моракебе следующее: так же, как Бог заботится о человеке и защищает его, так и человек в своем сердце должен защищать Бога и заботиться о Нем. Мохиаддин ибн-Араби писал: Размышляй о Боге в любой ситуации, Как сказано в Коране, «Поистине, Аллах — над вами надсмотрщик! » (Коран 4: 1) и «Аллах надзирает над всякой вещью» (Коран 33: 52). ЗНАЧЕНИЕ МОРАКЕБЕ ДЛЯ СУФИЯ Моракебе — это отстранение, как внутреннее, так и внешнее, от всего, что не есть Бог, и концентрация на Боге всем своим существом. Суфийские учителя дали множество определений моракебе, как, например: Моракебе — это соблюдение внутренней чистоты по отношению к Богу — и наедине с собой, и в окружении людей. Ибрахим ал-Хаввас Моракебе — это отказ от контроля и воли «я», за которым следует ожидание Его Благодати и Воли, и уход от всего, что не есть Он. Кашшаф, Истелахат-и фонун Моракебе — это присутствие сердца в Боге и отсутствие сердца во всем, что не является Богом. Гиязо'л-логхат Моракебе — это предохранение своего бытия от всего, что не Божественно, и сосредоточение внимания на Боге. Истнлахат 'Абдарразаака Кашами Моракебе — это соблюдение тайн, касающихся Бога. Асраро'л фатехе По словам шейха Рузбихана, «Моракебе — это вовлеченность духа (рух) в дыхание Бога». Это утверждение связано с Пророческим преданием, провозглашающим: «Поистине, Господь наделяет Дыханием во все ваши дни; будьте на его (Дыхания) пути». Ихийа'ол-'олум Как пишет Руми: Пророк сказал: «Божественное Дыхание Дыхание пришло к вам, и, покидая, РАЗНОВИДНОСТИ МОРАКЕБЕ В моракебе существуют два направления: от Бога к тварному миру и от тварного мира к Богу. От Бога к тварному миру А. Божественное Моракебе по отношению к Целостному Творению Мир субстанций существует лишь до тех пор, пока он поддерживается явлениями [ 1 ]. Когда исчезает явление, посредством которого существует субстанция, эта субстанция также перестает существовать. Поскольку каждое явление рано или поздно прекращает существование, Бог должен постоянно следить за небесными и земными субстанциями. Таким образом, когда исчезает какое-то конкретное явление, Он создает сходное или противоположное явление, сохраняя тем самым существование субстанций. В этом смысл коранического стиха «каждый день Он за делом» (Коран 55: 29). Шейх Рузбихан сказал: Моракебе — это осведомленность Бога о каждой частице творения, от Божественного Трона до нижайшего проявления, и Его наблюдение за всеми Атрибутами для того, чтобы наделить их благодатью. Б. Божественное Моракебе, подталкивающее на поступки, одобряемые религией Благодаря Божественному вниманию, направленному на тех, кто предан Богу, они подвигнуты на совершение поступков, одобренных шариатом, и воздерживаются от того, что запрещено. В. Божественное Моракебе по отношению к избранным В этом случае Бог уделяет внимание Своим друзьям, чтобы знать то, что они совершают ради Него. Этот вид Моракебе описан в Коране: «Поистине, Аллах купил у верующих их души и их достояние» (Коран 9: 111). Мой покупатель — Бог, я под его защитой, Руми Моракебе избранных известно только Богу, ибо согласно Священному Преданию «Мои святые под моим покровительством, никто их не знает, кроме меня». Эти друзья Бога обретают удовлетворенность и покой в моракебе, как это описано в кораническом стихе: «О да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться» (Коран 10: 62). От тварного мира к Богу А. Моракебе шариата Моракебе шариата — это результат внимания к восклицанию Бога: «Разве не знал он, что Аллах видит? » (Коран 96: 14). В этом моракебе человек знает, что Бог ведает о его делах. Таким образом, он начеку, ибо Бог следит за ним. Ансари рассказывает в этой связи следующую историю. Однажды Ибн 'Омар повстречал раба, гнавшего стадо овец на пастбище, и сказал ему: «О раб, продай мне одну из этих овец». Раб отвечал, что овцы ему не принадлежат. Тогда Ибн 'Омар сказал: «Если владелец спросит, ответь, что овцу задрал волк». Раб спросил: «А где же тогда Бог? » Ибн 'Омару настолько понравился этот ответ, что он купил и раба, и овцу у владельца. Затем он отпустил раба на свободу, подарив ему овцу. Тому, кто практикует этот вид моракебе, необходимо следить как за своими мыслями, так и за поступками. В «Алхимии счастья» ал-Газали писал: В моракебе мысли следует пытаться придерживаться тех мыслей, которые приходят от Бога, и избавляться от тех, источник которых — твое «Я». В моракебе действия необходимо следить за всем своим поведением, будь это поведение — послушание, или совершение греха, или не то и не другое. То есть в послушании следует стремиться к тому, чтобы действовать с преданностью и присутствием сердца. Совершая греховные поступки, нужно ощущать стыд и стремиться к тому, чтобы удерживаться от них. А в действиях, которые не связаны с грехом или послушанием, надо стараться быть вежливым и видеть Дарующего в Божественных Дарах, зная, что всегда находишься в Его Присутствии. Ходжа Абдалла Ансари называл моракебе шариата — «моракебе служения» и говорил, что оно является результатом трех элементов:
По словам Руми: Каждое мгновение ты будешь видеть результаты своего Если ты ухватился за веревку бдительности, Будь на страже, если хочешь достичь сердца, Если твое стремление еще сильнее, Б. Моракебе веры Моракебе веры — результат смирения перед Богом, как это описано в Коране: «Мы покажем им Наши знамения по странам и в них самих» (Коран 41: 53). Тот, кто практикует такого рода моракебе, видит Божьи знамения как во внешнем мире, так и в мире своих «Я», и он видит Бога как Деятеля во всем. Один человек спросил как-то у ибн Мобарака совета и получил такой ответ: «Ожидай Бога». Человек попросил разъяснить этот совет. Мобарак ответил: «Всегда будь в таком состоянии, как если бы ты видел Бога». Ансари назвал этот вид моракебе — «моракебе времени» и сказал, что оно может быть достигнуто посредством трех элементов:
В. Божественное Моракебе Божественное Моракебе является уделом лишь особо отмеченных Богом. Это те, которые видят Его и внутри себя, и снаружи, и в одиночестве, и среди людей. Такие люди говорят: «Я не вижу ничего, если вначале я не увидел Бога». Ансари называл этот вид моракебе — «моракебе тайн», говоря, что оно также может быть достигнуто посредством трех элементов:
Такое моракебе также называют «моракебе искренних». Сердца подобных существ притягиваются к Богу, и их внимание не отвлекается ни на что, кроме Бога. Иногда они настолько погружены в Бога, что не слышат то, что им говорят, и не видят человека, стоящего перед ними. 'Абдоллу ибн Зейда однажды спросили, знает ли он кого-нибудь, кто истинно погружен в Бога, а не в тварный мир. В ответ он обратился к только что прибывшему Ибато'л Голаму: «Кого ты видел по дороге сюда? » Тот ответил: «Никого». После чего Ибн Зейд объяснил, что путь этого человека пролегал через переполненный людьми базар. Подводя итог, можно сказать, что для суфиев существуют два вида моракебе: внешнее и внутреннее. Внешнее моракебе связано с вниманием части (т.е. данного человека) к Целому (т.е. Богу). Суфий в этом состоянии видит Бога во всем. Все, что суфий делает, — для Него, и он знает, что все, выпадающее на его долю, приходит от Бога. Внутреннее моракебе связано с вниманием Целого по отношению к Целому. Здесь суфий закрывает глаза, видящие лишь фрагменты Реальности, и открывает взор для целостной Реальности, где Божество созерцает Божество. Это конечное моракебе суфиев — единственно подлинная медитация, условия осуществления которой будут описаны ниже. УСЛОВИЯ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ Место, где происходит моракебе, должно:
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (АДАБ) ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ Для медитации суфию следует:
ПОЗЫ ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ Суфий во время медитации может принимать одну из трех позиций:
Таким образом, ноги образуют арабское слово «ла», что означает «не» или «нет». Положение рук образует то же слово. Как указывалось ранее в главе «Зэкр», эта позиция подчеркивает ничтожество суфия и отрицание чувства «самости».
Для продолжительной медитации суфий может принять третью позицию и склонить голову в области левой брови на левое колено. Саади в «Гулистане» («Цветущий сад») рассказывает историю о суфии, сидевшем в этом положении и полностью погрузившемся в океан откровения. Когда суфий вышел из этого состояния, его спутник спросил, какой подарок тот принес из сада своим собратьям. Суфий отвечал: «Я думал о том, что, добравшись до розового куста, наполню розовыми лепестками подол своей накидки. Но когда я, наконец, приблизился к кусту, аромат роз настолько опьянил меня, чти я не смог удержать в руках свою одежду». В случае серьезных физических недостатков медитирующий может сидеть на стуле, держа ноги согнутыми параллельно друг другу, выпрямив голову и сложив руки так же, как в первой позиции. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы