Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поучение в Великий Пяток перед Плащаницей
Эта проповедь не была издана при жизни о. Иоанна «Совершилось! » - последний вопль Божественного страдальца огласил Голгофу, извещая о победе Божественной Любви, о явлении Нового Завета с Богом. «И сделалась тьма по всей земле: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась посредине; и земля потряслась». Небо, земля и Храм Божий отозвались на величайшее в мире событие. В человечестве же у подножия Креста Христова обозначились и живут в нем и поныне, определяя образ жизни человека, три противоположных чувства – вера, сомнение и неверие. Вера свидетельствуется подвигом жизни, и ее не могут поколебать ни торжество зла, ни страх перед страданием, и никакие превратности жизни. Матерь Божия и возлюбленный ученик и жены-мироносицы пример тому. И за прошедшее время, а это почти двадцать столетий, бесчисленные сонмы мучеников принесли Богу свою веру, как жертву любви. Порождает такую веру дар Божией благодати, входя в избыточествующее любовью сердце. Дух веры неизменно парит к Богу. Но тростью, ветром колеблемую, становится человек, когда помыслы сомнения терзают его сердце и ум, и не может он жить жизнью духа, умствования и бесовские мудрования не дают Истине достигнуть сердца, чтобы поклонившись Ей, обрел человек путь ко спасению. Сомнения - тяжелое болезненное состояние души, не знающей ни покоя, ни мира. А, что говорить об упорных неверах? Их предубеждений не касаются ни слова Истины, ни дела Божии, ни очевидность жизненных примеров. Бездумная ложь неверия - смерть при жизни тела. Ежегодно воскресают пред человечеством события жизни Спасителя. А с ними неизменно в думах и сердцах людей оживают вера, неверие и сомнение. И Сегодня мир предстоит гробу Господню, так же как некогда стояли очевидцы тех трагических, и великих событий. Но в то время за тупиком смертного конца мало кто прозревал зарю воскресения и понимал, что Божия Любовь Крестом, даровав прощение, открыла человечеству Рай и Вечную радость. Тогда же на Голгофе, только вера в полученные от Самого Спасителя обетования смягчала скорбь. Сегодня наша вера, торжествует знанием в ожидании ликующей вести о Его воскресении. Наша вера покоится на опыте Церкви, на опыте ее святых, обретших подвигом жизни очевидность спасительных плодов Христова Воскресения. А тогда у страдальческого Креста Сына Божия вера в Него только зарождалась, свидетельствуя об Истине силою внешних знамений и извещением о себе чистым сострадающим всякому горю сердцам. Так состраданием к распятому праведнику вера властно покорила сердце разбойника и он вслух всех присутствующих исповедал Его Сыном Божиим, обретя верой рай. Легкомысленную дерзость неверия римского сотника - вчерашнего палача и истязателя очевидность действия сил природы претворила в несомненную веру. Изумленный покаянный стон его сохранило Св. Евангелие и нам: «Воистину человек сей Сын бе Божий». (Мк. 15. 39). Верой жизнь римского воина обрела спасительный смысл. Свидетельства эти звучат над миром не из уст любивших страдальца, но от жестоких неверов, побежденных верой. А многие возвращались с Голгофы «биюще перси своя» (Лк.23.48), в смятении, боримые верой, неверием и сомнением. И только упорное злостное неверие первосвященников, книжников и старцев людских, почивающих на законе и пророках, злорадством и насмешками осыпало свою жертву до последнего Её вздоха. « Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со Креста и уверуем в Него» (Мф.27.42-43). Дойдя в ожесточении до последнего предела адской злобы, нечувствием омрачились седца их и умные обезумели. Но торжество победы сразу же сменилось болезненным сомнением. Они идут к Пилату с требованием приставить к гробовой пещере стражу, чтобы предотвратить и слухи о воскресении их жертвы. Не тоже ли самое повторяется и в настоящее время. Не видим ли и мы, как вера и неверие из поколения в поколение борются за души человеческие. Неверие активно, жестоко и лукаво. Из гонителей Христа оно превратилось в гонителей христианства. Вера тиха, мирна но тверда в своем стоянии в Истине и порождает подвижников, следующих за Христом своим Подвигоположником. В чем же причина веры одних и неверия других? Дорогие мои, причина эта кроется в сердце человеческом. Чтобы познать Бога, почувствовать Его творческое присутствие в мире, близость к себе и в себе не нужно ни учености, ни особой мудрости, для этого потребно только чистое сердце. «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» Мф.5, 8) - слова Самого Спасителя. И зрят Его Божии люди, свободным от страстей чистым сердцем, уже и в земной юдоли, а не только в жизни небесной. Многие оставили о том свидетельства, пройдя сквозь нечеловеческие страдания силой веры. Незадолго перед Своим подвигом в прощальной беседе с учениками Христос оставил миру завещание, путеводящее по жизни верой. «Сие заповедую вам, да любите друг друга». Любовь - свидетельство о вере, любовь - свидетельство о жизни в Боге. Апостол любви возлюбленный ученик Христов в своем Евангелии и в посланиях не устает повторять эту животворящую Божественную Истину: «всяк любяй от Бога рожден есть и знает Бога, а не любяй – не позна Бога, яко Бог любы есть». «Дети, любите друг друга»! Любовь – вот истинный источник жизни. Она и источник живой веры. Живая вера породит и живое покаяние, так потребное нам при нашей немощи греховной. И сегодня, собравшись к животворящему гробу, не будем стоять в бесчувствии, только по привычке, исполняя обряд. Бесчувствие – это хладное вражье дыхание на веру нашу, семя из которого произрастают болезни сомнения. Исповедуем же веру и любовь свою с болью в сердце и невидимыми слезами, омывающими так далеко отстоящую от Бога, но все же христианскую жизнь нашу. Ведь и наши неправды есть шипы в терновом венце Спасителя, которые ранят Его доселе. Наши смертные падения и сегодня вбивают ржавые гвозди в Его пречистые руки и ноги. Дорогие, восчувствуем ныне живо и свой грех нелюбви, все более и более подступающий к душам нашим и свою теплохладность, чтобы Господь не покинул и нас, как Своих гонителей, на произвол адским силам. Припадем ко гробу Спасителя с сердечным прошением в слух Господа о самом важном – даровать нам живую веру, веру - любовь, преобразующую души и саму жизнь. И скоро, очень скоро мы почувствуем, что Господь услышал нас. Ибо вера известится благодатью Святого Духа, вселившейся в сердца наши, и любовь к ближним и дальним засвидетельствует о Божием даре. А смирение, явившееся в нас с верой, дарует такое понимание Евангельских Истин - слов Господних, которое ничем и никто поколебать не сможет. И Промысл Божий тогда станет для нас желанным через какие бы стремнины жизни Он нас ни повел. Спаситель сегодня зовет нас ко спасению. Аминь.
Слово на 4-й пассии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы совершили, возлюбленные други мои, четвертую и последнюю в этом году пассию - особый чин службы воспоминаний гефсиманских и голгофских страданий нашего Господа и Спасителя. Несомненно, и сегодняшняя, и три предшествующие службы наполнили наши души особыми (для каждого лично своими) глубокими переживаниями. Все мы, конечно, в меру наших ограниченных возможностей пережили ужас происшедшего на Голгофе. Почти две тысячи лет тому назад злоба человеческая пригвоздила ко Кресту Божественную Любовь. Распяла потому, что принесенное на землю Господом новое возвышенное учение о любви и мире не совмещалось с привычной жизнью людей, основанной на себялюбии и эгоизме. Люди испугались этого учения, отвергли его и распяли Христа как возмутителя народа. Людские страсти и пороки не терпят обличения. Архиереи и книжники восстали на Проповедника истины. И Он, обвиненный ими как льстец и противник Моисея и пророков, поруган, умучен и вознесен на Крест. От всего происшедшего растерялись апостолы, в страхе и смятении разбежались. Отрекся Петр, который только что на вечери уверял Господа, что даже если все ученики соблазнятся о Нем, то он, Петр, даже если ему будут угрожать смертью, не отречется от своего Господа. В Своей прощальной беседе Господь старался подготовить Своих учеников к предстоящему страшному событию. Вся эта беседа свидетельствовала и о глубокой скорби Самого Христа Спасителя. Но в ней есть и светлые мысли о том, что Крест - это слава, что страдания ведут к вечной радости, к миру во Христе и твердой надежде на окончательную победу добра над злом. " В мире скорбни будете, - говорил Господь своим друзьям, - но дерзайте, яко Аз победих мир" (Ин. 16, 33). Духовно укрепленный Своим Небесным Отцом после уединенной гефсиманской молитвы, Христос являет Себя совершенно готовым претерпеть все ради спасения мира и всех призвать в Свое Небесное Царство. И все слова и действия, произнесенные и совершенные Им после Гефсимании, клонились к тому, чтобы призвать всех в открываемое Его страданиями Царство. Забыли в тот страшный момент ученики и апостолы слова своего Божественного Учителя: " Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12, 32). А этими словами Господь предсказывал, каким будет конец Его земной жизни и какие возможности откроются людям в результате искупительных Его страданий. Он любит мир и людей, как никто еще не любил их, и умирает за них, чтобы они имели жизнь вечную. Голгофский Страдалец для того и воцарился над всем миром, чтобы миллионы и миллионы людей со всей земли привлечь к Себе, чтобы люди во всех уголках необъятной нашей земли имели крепкую веру в Бога. Веру, дающую силу и возможность без страха исповедовать Христа своим Спасителем и Богом. К этому не были еще готовы ученики Христовы, не имели этой возможности и люди, толпами ходившие за Христом, видевшие чудеса, творимые Им, и те, кто получил от Него исцеление. При земной жизни Божественного Учителя они не были еще наставлены и утверждены Святым Духом. Но уже на Голгофе зародилась искра твердой веры. Умирающий на Кресте Спаситель мира уже тогда привлек к Себе людей, которые прежде не знали Его. Это, как мы знаем, благоразумный разбойник, сердцем почувствовавший, что рядом с ним Бог, и просивший Его всего лишь помянуть его, грешника, в Царстве Божием. И второй, как мы тоже знаем из Евангелия, сотник - один из военной стражи, исполнявший свою службу во время казни. Наблюдая за всем происходящим и видя кончину Невинного Страдальца, он произнес: " Истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк. 15, 39). И еще. На суде у Пилата Господь, провидя отречение Своего ученика Петра, находившегося в это время во дворе дома Пилатова, всего лишь взглянул на Петра. Притом во взоре Его не было ни гнева, ни угрозы, не было даже упрека. Взор Учителя выражал бесконечную любовь и жалость к человеку, проявившему такую душевную слабость. И этот кроткий взор проник глубоко в сердце Петра, вызвал слезы раскаяния. Всю свою дальнейшую жизнь Петр провел в неустанной проповеди о Боге, о великих делах, совершенных Спасителем. Петр не только привлекал сердца язычников к истинному Богу, но и чудеса творил. И жизнь свою закончил мученически на кресте. Затем, вскоре по Воскресении Христа, и особенно после Пятидесятницы, пошли по всему миру с проповедью ученики Христовы, привлекая множество людей к вере в истинного Бога. Прошло несколько десятков лет, и по всей обширной Римской империи появились массы исповедников веры Христовой. Эти люди, различного положения в обществе, богатые и бедные, знатные и простые, часто старики и дети, - смело заявляли о своей твердой вере в Христа Спасителя. Шли в тюрьмы, на казни, но нигде не отрекались от Господа и смело исповедовали Христа распятого и воскресшего своим Спасителем и Богом. И не одни только мученики. Весь мир наполнился свидетелями о едином истинном Боге, даровавшем людям вечную жизнь в Небесном Божием Царстве. Начали апостолы и понесли свидетельство о Боге " даже до края земли" (Деян. 1, 8). А затем преемники апостолов и пастыри Церкви, святые подвижники и праведники, - все свидетельствовали о Христе Боге, о Его великой любви к людям, о крестном подвиге Христа Спасителя. Други мои! Ведь и мы с вами как члены Церкви Христовой тоже привлечены к Богу! Мы призваны своей жизнью по вере свидетельствовать пред окружающими нас людьми о Боге, о нашей вере. Этому обязывает нас звание христианина. " Тако да просветится свет ваш пред человеки...". Все окружающие нас придирчиво следят за нами. Живем ли мы по вере своей? Исполняем ли те возвышенные заповеди, которые оставил нам Христос Спаситель? Он заповедал любовь и чистоту, терпение, смирение и милосердие... Есть ли это в нас? И если этого в нас нет, то страшно должно быть нам. Такие люди относятся к лжесвидетелям. О таких Сам Господь сказал: " Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю Отца Моего Небесного". Придет время, и скажет Господь таким, считающим себя христианами: " Я никогда не знал вас..." Пусть каждый из здесь стоящих знает, что Господь Иисус Христос и поныне, как некогда взглянул на Петра, смотрит в душу каждого человека. И глубоко проникает Его взор. И если сохранилась в нас искра веры в Бога, хоть немного любви к Нему, то - мы можем почерпнуть в этом взоре то, что почерпнул тогда Петр, - раскаяние и решимость стать истинными последователями Христа... Возлюбленные! Слушая евангельское повествование о гефсиманских страданиях Христа Спасителя, мы удивляемся тому, что ученики Его спали, несмотря на то, что Господь просил их бодрствовать с Ним. Но они ведь в то время не знали, что их Учитель вскоре будет предан на смерть. Не знали и того, что Он по человеческому естеству Своему тяжко страдает и нуждается в сочувствии и поддержке со стороны друзей. Если бы они знали об этом, то, конечно же, бодрствовали бы и были бы готовы защитить своего Господа. А вот мы с вами, дорогие, знаем и смысл, и цель добровольных страданий Христа. Однако мы не бодрствуем во имя Его. Не спешим защитить, если при нас хулится всечестное имя Его. А ведь хорошо каждый из нас знает, что Христос Спаситель пострадал за весь род человеческий. И за меня, окаянного, тоже пострадал, чтобы моя душа никогда не умирала, а после временной земной жизни моей переселилась в вечное Небесное Царство, которое открыл для нас безвинный Страдалец, Спаситель наш Христос Господь. Стоя ныне у Креста Господня, подумаем в эти священные минуты, какой великой ценой мы спасены от вечной погибели. Перед нами на Кресте образ величайшего Праведника и Подвижника в добродетели. Господь принес на землю возвышенное учение о любви и милосердии. И не только передал его словесно людям, но Своей жизнью на земле подтвердил возможность жить по этому учению. Нам всем следует просить помощи Божией идти путем этого учения. Никогда не скрывать истины. Возвещать ее смело везде и всегда. Не искажать ее никакими еретическими истолкованиями. Вот сейчас, в конце службы, мы будем подходить поклоняться и лобызать распятие. Подойдем к Кресту Христову с благоговением. Со слезами припадём к Нему. И пусть каждый из нас в душе своей и своем сердце со всей честностью и искренностью сравнит, что сделал для нас наш Спаситель и что я делаю для Него. Является ли моя личная жизнь свидетельством истины, в которую я верю? И, если кто обнаружит в себе, что нет в нем любви и милосердия, что не хранит правды и чистоты, если те грехи, кои Христос пригвоздил ко Кресту, он вновь снимает со Креста и полагает в свою душу и сердце, то знайте, сколько бы вы ни поклонялись пред Крестом, сколько бы ни лобызали язвы Христовы, для подобных людей нет больше Искупителя. Их ожидает справедливое осуждение. Так пусть же, дорогие мои, Крест Христов научит нас приобрести те добродетели, без которых никто не увидит света вечной жизни.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы