Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НЕДЕЛЯ 26. ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ (ГЛ. 5, 1-19).
Не я буду проповедовать вам сегодня, будет проповедовать величайший проповедник учения Христова св. апостол Павел. А я постараюсь только о том, чтобы слова его запечатлелись в сердцах ваших. " Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас, в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" . Подражать Богу, великому и страшному Богу, велит святой Павел, а вы подумаете, может быть: как же это нам, жалким, ничтожным и грешным, подражать Самому великому Богу? Возможно ли это для нас? Ну, конечно, в полной мере невозможно, но есть многое в Боге, чему можем и должны мы подражать. Можем мы подражать Его правде, Его долготерпению, Его милосердию – хоть немного, хоть слабо, но все-таки подражать. Правде Его будем подражать, когда во всех делах своих, во всех отношениях с ближними своими будем держаться святой правды, когда лжи никогда не будет ни в словах, ни в делах наших. Милосердию разве не можем подражать? Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: " Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6, 36). Как Отец наш Небесный милосердными где и как же нам быть, но все-таки в делах милосердия можем проявить великое тщание, великое старание, можем быть всегда милосердными к несчастным, голодным, раздетым, больным, к унывающим, духом упавшим – можем, можем быть милосердны. Будем помнить, что на Страшном Суде Господь, Судия вселенной, будет нас судить именно за то, творили ли мы дела милосердия или не творили. И любви Божией, великой и всеобъемлющей, которой возлюбил Он всю тварь, должны мы подражать: не быть злобными, не быть ненавидящими, относиться ко всем ближним нашим с любовью, с лаской, с приветом, с кротостью, никого не обижая ни словом, ни делом – разве этого не можем делать? " Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные", – как дети, которых любит Бог. Дети ваши, которые любят вас, которых любите вы, разве не должны подражать вам во всем – конечно, в добром, а не злом. Так и мы должны подражать Богу во всем, в чем только можем подражать. Нас так возлюбил Господь Иисус Христос, что Сам Себя предал в жертву за род человеческий, когда взошел на страшный крест Голгофский. " А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым". Святыми называет нас всех апостол Павел – всех христиан называет святыми, и вот потому-то у нас, у святых, у чистых, у очищенных и освященных великими таинствами христианскими даже не должна никогда упоминаться такая мерзкая нечистота как блуд. А знаете, все знаете, как много нечистоты бывает в людях, знаете, что люди, полные грязи, то и дело говорят друг с другом о самых низких делах: о прелюбодеянии, о воровстве, убийстве, краже. У возлюбленных Богом чад Его, у святых, и поминаться не должны эти мерзкие дела, не только твориться. Забыть, навсегда забыть, не вспоминать о них даже на словах, не только на деле. " Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив, благодарение...". Как много сквернословия, и пустословия, и празднословия, и нечистых слов у нас, у всех нас. Как осквернен язык ваш – многих из вас – этими гнилыми и мерзкими словами. А апостол Павел в том же послании Ефесянам так говорит: " Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их". А Господь наш Иисус Христос сказал нам страшные слова: " Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 36-37). О, Господи, не только за гнилые, за мерзкие, за подлые и лживые слова, даже за праздные слова, за пустые дадим тяжелый ответ пред Богом. Также и смехотворство неприлично вам. А есть много людей, которые только и делают, что зубоскалят, сами смеются и других стараются смешить. Есть даже шуты, профессия которых состоит в том, чтобы смешить других, всегда зубоскалить, всегда говорить пустые слова. А многие праведные и преподобные никогда не смеялись: они пребывали в молчании. Глубокой серьезностью запечатлена была их речь и все существо их. Итак, запомните, что надо уходить оттуда, где люди занимаются зубоскальством, пересмеиванием, где издеваются над ближними своими. Уходите, уходите, когда попадете в такую нечистую среду. Заткните уши ваши и уходите от этих несчастных зубоскалов и смехотворцев, ибо " знайте, что никакой... нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога". Не страшны ли эти слова?! Напомню вам другие такие же слова великого апостола Павла, слова, которые должны вы всегда иметь в сердце своем. " Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 9-10). О, будем, будем помнить, кто не наследует Царствия Божия, будем страшиться слов Павловых, этого напоминания его. Не будем подобны хоть мало этим несчастным. " Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления...". О как часто, как часто обольщают вас и всех людей вообще пустыми словами, которые кажутся многим из вас, когда услышите их, серьезными, правдивыми, заслуживающими глубокого внимания, и преклоняются уши ваши к этим словам, преклоняются к учению совсем не похожему на великое и единое истинное учение Христово. Как часто соблазняют вас различными кажущимися истинами, философскими и лженаучными; как часто, увлекаясь этими пустыми словами, вы оставляете единую истину, Христову великую истину. Смотрите же, смотрите, чтобы никто не обманул вас пустыми словами. " Не будьте сообщниками их, – сообщниками противников Христовых. – Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света...". Когда были вы тьмой? Тогда, когда не знали учения Христова, когда заповеди Христовы, когда великие слова Христовы не проникли глубоко в сердца ваши и не оставили там навсегда благого следа, очищающего и освящающего нас. "...а теперь вы – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине". В чьих сердцах возрастает благодатный, божественный плод Духа? Только в сердцах тех, которые полны любви ко Христу, тех, все стремления которых в том состоят, чтобы жить по воле Божией, по вечным заповедям Его. Вот в сердцах у кого возрастают такие плоды – плоды Духа, плоды праведности. " Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте". Мы должны быть осторожны, должны все испытывать, что нам предлагают, в чем хотят убедить нас. А как будем испытывать, какою меркой – меркой воли Божией, правды Божией. Все должны испытывать этой божественной меркой и только тому следовать, только то избирать, что оправдывается этой святой меркой. " Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте", – в бесплодных делах тьмы – той тьмы, которой полны сердца людей, погрязших в тяжких грехах: сердца воров, бандитов, убийц, прелюбодеев, развратников. Не участвовать, не участвовать в этих их делах должны мы, ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. " Все же обнаруживаемое делается явным от света; ибо все, делающееся явным, свет есть". Мы должны такие дела делать, которые ищут света, которые не боятся света, а темные ночные делатели: все воры и разбойники, блудники и прелюбодеи не боятся тьмы, но ищут ее. А наши христианские дела, дела чад Божиих возлюбленных, должны быть так чисты, чтобы никакая тьма никогда не покрыла их. Они должны быть светом для ищущих света, не боящихся его. " Посему сказано: " встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Кто это спящий? Это тот, кто спит духовным сном, в чьи уши не проникли слова Христовы. " Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Еф. 5, 1-16). Осторожность, осторожность нужна нам, идущим тесным, трудным, тяжким путем Христовым, на котором столько препятствий, столько огорчений, столько бедствий и скорбей – осторожность, осмотрительность, стремление все обдумать, не быть неразумными, но мудрыми, " дорожа временем, потому что дни лукавы". Время нашей жизни коротко, им надо дорожить, помня, что дни лукавы, что несделанного сегодня завтра, может быть, не сумеем, не сможем сделать, ибо " дни лукавы". Я упустил вам сказать о важном слове, о том, что любостяжание, по слову Павлову, есть идолопоклонство. Кто же те, которые воздвигают себе кумира златого, для которых золото и деньги это бог, которому они поклоняются. Только золото, только деньги бог их, этих несча-стных, называемых святым Павлом, и верно называемых, истинными идолопоклонниками, ибо дела любостяжателей так же неправедны, так же греховны, как и дела всех идолопоклонников. На наших глазах теперь творятся страшные дела идолопоклонников-любостяжателей, льются бесчисленные потоки крови человеческой и в несчастной Корее, и во многих других странах, льются идолопоклонниками, создавшими себе золотого кумира, творящими чудовищные, неописуемые зверства – и это христиане! Бойтесь любостяжания, помните ту притчу Христову, которую слышали в нынешнем Евангельском чтении, – притчу о богатом человеке, у которого был обильный урожай в поле. И что же, подумал ли он о том, как много голодающих, нуждающихся в хлебе? Нет, этот лихоимец подумал только о том, что надо ему разрушить старые житницы и взамен построить новые, которые могли бы вместить богатейший урожай, и тогда сказать душе своей: " Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись" . А Господь сказал ему: " Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? " (Лк. 12, 20). Вы видите, как страшно любостяжание, видите, что оно идолопоклонство. Сказал еще святой апостол Павел о том, что мы должны не только не участвовать в греховных делах тьмы, но и обличать. И это запомните, ибо этого многие из вас не понимают и обличать боятся, и не обличают, как бы это ни было необходимо. Много среди нас малодушных и трусливых, которые, когда в их присутствии творятся богохульства, молчат и не смеют языком шевельнуть: боятся, боятся. А были люди смелые, которые не боялись обличать даже самых страшных людей. Был великий московский святитель Филипп, который в Успенском соборе при всем народе обличал самого царя Ивана Грозного. Был в Пскове юродивый Николай, который, когда прибыл туда Иван Грозный, подал ему кусок сырого мяса. Царь сказал: " Я православный, в пост мяса не ем". А юродивый отвечал ему: " Ты делаешь хуже – ты пьешь кровь человеческую". Вот примеры того, как должно обличать за дела тьмы. Видите вы, сколько требований, великих и святых, и чистых, и праведных предъявляет нам в послании Ефесянам св. Павел, как много требует он от нас: требует, чтобы были праведны и чисты, чтобы не участвовали на в каких зловонных, мерзких делах тьмы; он требует от нас, чтобы были мы Христовым благоуханием. Запомните, запомните: отречься всех дел тьмы. Запомните, что все мы, христиане, должны быть светом, носителями света, проповедниками света и чистоты, Христовым благоуханием пред Богом. Аминь. Декабря 1951 г.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы