Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ



По разнообразию исповедуемых религий Россия — страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), ислама, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований.

ПРАВОСЛАВИЕ Православие имеет наибольшее количество последователей среди существующих в настоящее время в России религий. Оно представляет собой восточную («византийскую») ветвь христианства, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направление, имеющее ряд догматических, канонических и обрядовых особенностей.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ На территории Древнерусского государства приверженцы православия появились в IX в., а в конце X в. при великом князе киевском Владимире ( 988 г.) Русь официально приняла эту религию, чем и было положено начало Русской православной церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская церковь была митрополией — одной из составных частей — Константинопольского патриархата.

В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г. стала возглавляться патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не были поддержаны высшей державной властью, упразднил патриаршество, вместо него был учрежден Святейший правительствующий синод. Вновь восстановлено патриаршество лишь накануне Октябрьской революции 1917г.

В начале XX в. церковь имела около 78 тыс. храмов (включая домовые церкви), около 120 тыс. священнослужителей, 1025 мо 1 Подготовлено кандидатом философских наук Ю.П. Зуевым.

310 настырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных семинарий и четыре духовные академии.

В годы советской власти, в условиях жестких ограничений деятельности церковь пережила раскол (20-е годы), резкое сокращение количества действующих храмов и духовенства, были упразднены монастыри и духовные школы. Ситуация стала меняться в годы Великой Отечественной войны. Лишь со второй половины 1940-х гг. стали вновь открываться храмы, появилась возможность возобновить подготовку кадров в духовных семинариях, начал выходить «Журнал Московской патриархии». Этот процесс был, однако, приостановлен в 60-е годы в связи с установкой КПСС на «развернутое строительство коммунизма». Возрождение церкви началось в годы «перестройки», особенно в преддверии празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г.

В настоящее время РПЦ имеет на территории России более 5 тыс. приходов, свыше 100 монастырей, более 20 духовных учебных заведений (в том числе две духовные академии, семь духовных семинарий, а также духовные училища).

Первичной ячейкой церкви является приход, т. е. община верующих, управляемая приходским собранием во главе с настоятелем (священником). Совокупность приходов на территории района, несколько районов области или города) образует благочиние.

Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем при содействии епархиального собрания. Все епархии РПЦ, находящиеся как на территории России, так и в «ближнем» и в «дальнем» зарубежье, образуют Русскую православную церковь, или Московский Патриархат. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в пять лет, Архиерейский собор, созываемый ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом — постоянно действующий орган.

Рабочим органом при Синоде является Московская патриархия с входящими в нее подразделениями, в том числе Отдел внешних церковных сношений, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по религиозному образованию и катехизации и др.

В последние годы церковь развернула широкую издательскую деятельность, Помимо «Журнала Московской патриархии» выходят журнал «Православная беседа», общецерковная газета «Московский церковный вестник», во многих епархиях издаются свои периодические издания.

На базе некоторых приходов начали возрождаться православ 311 ные братства, которые занимаются восстановлением храмов, благотворительной и религиозно-просветительной деятельностью.

Действует также Всецерковное православное молодежное движение. В Москве открыты Православный богословский университет и Богословский институт, дающие богословское образование мирянам. В стране появляются православные лицеи и гимназии.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви в XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652 — 1666 гг.).Старообрядчество не смогло сохранить канонического и организационного единства, в течение XVII — XVIII вв. оно дробилось на самостоятельные течения и толки. В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских властей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовывать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин (самоизоляция, персональный учет членов, нравственный ригоризм и т. п.). Лишь в конце XIX — начале XX в. они получили более или менее благоприятную возможность для удовлетворения своих религиозных потребностей.

Старообрядцы сыграли значительную роль и развитии экономики России на основе свободного предпринимательства.

В настоящее время существуют следующие старообрядческие объединения: Русская православная старообрядческая церковь (митрополия).

Общины и епархии имеются в Москве и Московской области, в Калужской области, на Дону, в Волго-Вятском регионе, на Северном Урале, в Западной Сибири. Всего на территории России, Украины и Молдавии более 150 общин и три монастыря.

Возглавляет церковь митрополит Московский и всея Руси.

Официальный печатный орган — журнал «Церковь».

Русская Древлеправославная церковь (архиепископия). Общины церкви имеются в Забайкалье, Среднем Поволжье, Западной Сибири, Брянской области. На территории России более 30 общин.

Глава церкви — архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси.

На территории бывшего СССР в настоящее время насчитывается примерно 230 старообрядческих объединений беспоповцев.

Среди них: Поморский толк — в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, на Дону.

312 Федосеевский толк — в Москве, в Псковской, Новгородской и некоторых других областях России.

Имеются также менее распространенные толки: филипповский, бегунский, спасовский, часовенное согласие.

СТАРОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО В конце XVII — второй половине XVIII в. из православия выделились оппозиционные ему религиозные течения, называемые в целом «Духовные христиане» или «Старое русское сектантство». Они возникли в крестьянской среде, затем к ним стали примыкать и горожане (мещане, купцы).

Общим для всех ветвей духовного христианства является противопоставление церковной иерархии, авторитаризму церковной дисциплины общины единоверцев, не разделенной на клир и мир, действующей на началах равенства и взаимопомощи.

Приверженцы духовного христианства, подвергавшиеся преследованиям со стороны светских и церковных властей, бежали на периферию Российской империи — на Кавказ и в Закавказье, в Сибирь, а также в Турцию, США, Канаду. Гонения властей, внутренние противоречия, связанные с социальной дифференциацией в общинах, отток части верующих в протестантские объединения серьезно ослабили это религиозное движение. После Октябрьской революции 1917 г. В настоящее время происходит оживление духовного христианства, главным образом духоборцев и молокан.

ДУХОВНЫЕ БОРЦЫ ХРИСТА - ДУХОБОРЦЫ Духоборчество возникло в конце XVII — середине XVIII вв.

центральных российских губерниях. Его приверженцы называли себя «борцами за дух и истину». Они отвергли иерархию и обрядность православной церкви. Бог в их понимании — пребывающая в мире «премудрость», «благо», «любовь». В этих своих ипостасях он и присутствует в верующем человеке. Поэтому у духоборцев приняты взаимные поклоны при встрече. Все созданное руками человека, по их убеждению, не может обладать абсолютным авторитетом. Принимая основные идеи Библии, они вместе с тем далеки от того, чтобы относиться к ней как к «священному писанию», поскольку она — человеческое воплощение божественных истин.

На молитвенных собраниях духоборцы поют псалмы собственного 313 сочинения, в основе которых лежат библейские идеи. Долгое время существовавшие в устной традиции, они были изданы в 1905 г. и «Животной книге» (т. е. «Книге жизни»).

Один из важнейших принципов духоборцев таков: поскольку все люди по рождению раины, они и жить должны как равные.

Поэтому в своих общинах они предпринимали попытки ввести общность имущества. Духоборцы выступали даже с идеями упразднения институтов власти и насилия, за что их проповедники подвергались репрессиям. Значительная часть духоборцев (около 8 тыс. человек) в 1898 — 1899 гг. эмигрировала в Канаду, где их потомки живут по сей день.

В настоящее время группы духоборцев есть на Украине и в Средней Азии, в России (Тульская и Ростовская области, Краснодарский край и др.) их 15 — 20 тыс. человек. За последние годы сформирована организационная структура духоборцев. Создан Совет Объединения духовных борцов Христа — духоборцев России. Один раз в два года проводятся съезды Объединения. Основные направления деятельности Совета — работа с единоверцами, переселяющимися в Россию из других регионов бывшего СССР, связь с теми, кто живет в дальнем зарубежье, информация о жизни общин в России.

Издается газета «Вестник» (четыре номера в год, 1, 5 тыс. экз.).

СОЮЗ ОБЩИЙ ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН - МОЛОКАН Движение возникло в конце 60-х годов XVIII в. в Тамбовской губернии. Оно отрицает иерархию, монашество, почитание икон и мощей, культ святых. Единственным источником веры и руководством в жизни признается Библия, которая ассоциируется с «духовным млеком», питающим человеческую душу. Отсюда и название этого движения. Молокане исповедуют принцип «спасения верой» и этику «добрых дел» (труд, взаимопомощь и т. п.) в повседневной жизни. Большое место в их учении уделяется обоснованию скорого пришествия Христа и установления на Земле его тысячелетнего царства. Общины молокан управляются выборными руководителями — старцами и пресвитерами. Молитвенные собрания (чтение Библии и пение псалмов) проходят в жилых помещениях.

Молоканство причислялось царским правительством к «вреднейшим сектам», значительная часть его последователей в конце XVIII — первой половине XIX в. была переселена в крымские и ставропольские степи, частично — в Сибирь, в середине XIX в. — в Закавказье. В течение XIX в. молоканство раскололось на ряд течений.

314 К 1917 г. молокан насчитывалось около 1 млн. человек. В настоящее время группы молокан имеются в Тульской области, Ставропольском крае и других регионах России (до 40 тыс. человек), а также на Украине, в Молдове, Казахстане.

В июне 1991 г. в Москве состоялся учредительный съезд молокан, провозгласивший возрождение «Союза общин Духовных Христиан — Молокан». Избран Совет из девяти человек. Начато издание журнала «Духовный христианин».

НОВОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СЕКТАНТСТВО ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРЕОБРАЖАЮЩЕЙСЯ («БОГОРОДИЧНЫЙ ЦЕНТР») Религиозное образование сектантского характера, возникшее на почве православия в середине 80-х годов, в настоящее время имеет 20 общин, один монастырь, Богословский институт. Издательство «Богородичный центр» выпускает журнал «Рыцарь веры».

Выходит также газета «Слово».

Возглавляет церковь архиепископ Иоанн Береславский — фигура харизматическая, утверждает себя как пророка, имеющего откровения от Божией Матери. Эти «откровения» излагаются им в книгах (более 20) под общим названием «Слово Матери Божией и Свидетельство Духа Святого». По мнению последователей Иоанна Береславского, эти книги являются провозвестием конца мира и призваны стать главным источником благодати и спасения для немногих праведников.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Первыми католиками в России были иностранцы, находившиеся на дипломатической или военной службе, и торговцы. В результате присоединения прибалтийских земель, а также западных территорий Белоруссии, Украины и части Польши в XVIII в.

католики появились в составе собственного населения страны.

В начале XX в. в Российской империи насчитывалось 10, 5 млн.

последователей католицизма, было более 4, 5 тыс.костелов и часовен, 12 епархий, в Санкт-Петербурге действовала Римско-католическая академия.

В настоящее время Римско-католическая церковь в России имеет около 100 общин, управление ими осуществляют апостольские администратуры в Москве и Новосибирске, возглавляемые 315 епископами. Действуют две духовные семинарии, информационное агентство «Истина и жизнь» (издает журнал того же названия), благотворительная организация «Каритас».

С 1990 г. в Москве аккредитован дипломатический представитель Ватикана. В 1992 г. возобновило деятельность, прерванную в 1820г., Российское отделение Ордена Иезуитов. Орден в основном ведет религиозно-просветительскую работу.

ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ Последователи протестантских церквей западноевропейского происхождения появились в России в XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее — баптисты, главным образом выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине XIX в. начал распространяться адвентизм. В начале XX в. возникли общины Христиан веры евангельской — пятидесятников. Накануне Великой Отечественной войны появились Свидетели Иеговы.

В настоящее время в России насчитывают десятки различных протестантских течений, приверженцами которых являются более 1 млн. человек (в протестантских объединениях существует персональный учет членов).

СОЮЗ ЦЕРКВЕЙ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН - БАПТИСТОВ (ЕХБ) Насчитывает 1000 общин, 80 тыс. членов. Общины сгруппированы в 16 межрегиональных объединений, возглавляемых старшими пресвитерами. Высшая власть в Союзе Церквей ЕХБ России принадлежит Съезду. Исполнительным постоянно действующим органом является Совет Союза Церквей ЕХБ во главе с Председателем. При Совете функционируют отделы — миссионерский, религиозного образования, международных связей.

Союз Церквей ЕХБ имеет систему духовных школ. Среди них — Заочный библейский институт, действующий уже в течение 25 лет.

Готовит пасторов, миссионеров, руководителей воскресных школ.

Срок обучения — 3 года. С 1993 г. в Москве начала функционировать духовная семинария. Обучение очное, в течение 4 лет. В ряде городов (С.-Петербурге, Омске, Иркутске и др.) работают очные годичные библейские школы, готовящие пасторов и проповедников. Практически при каждой общине имеется воскресная школа для детей.

Союз Церквей ЕХБ России имеет издательство «Христианин и время», выпускающее одноименные газету (один раз в месяц) и 316 журнал (один раз в квартал), а также бюллетень «Пилигрим» (ежемесячно). Кроме того, Федерация Союзов Церквей ЕХБ, представляющая церкви стран СНГ, издает журнал «Братский вестник» (выходит с 1944 г.) и газету «Христианское слово» (с 1991 г.).

Имеется также независимое издательство «Протестант»(в Москве), выпускающее различную литературу по религиозной тематике, в том числе переводную, а также газету «Протестант» (ежемесячно). В С.-Петербурге и Иркутске работают радиостудии.

За последние годы общественно активная часть членов церкви обратилась к различным видам социальной деятельности. Ведется широкая благотворительная работа, создана Ассоциация христианмедиков и Ассоциация христианских предпринимателей. В Рязанской области организовано большое фермерское хозяйство «Преображение».

СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАНБАПТИСТОВ (СЦ ЕХБ) Это объединение возникло в 1961 г. в результате разрыва части членов церкви ЕХБ с существовавшим тогда руководством — Всесоюзным Советом ЕХБ. До 1988г. СЦ ЕХБ находился на нелегальном положении. Около тысячи членов этой церкви подверглись в те годы репрессиям, главным образом за издание религиозной литературы и за организованное обучение детей религии. Для большинства руководителей и рядовых верующих СЦ ЕХБ государственная регастрация религиозных объединений представляется противоречащей принципу религиозной свободы. Поэтому они и сегодня функционируют без прав юридического лица.

СЦ ЕХБ насчитывает более 200 общин, свыше 10 тыс. членов.

Объединение имеет издательство «Христианин», выпускающее журналы «Вестник истины» и «Братский листок», издает другую религиозную литературу.

СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ В РОССИИ Пятидесятничество — одно из позднепротестантских христианских течений, возникшее в начале XX в. в США. Его своеобразие состоит в учении о дарах Святого Духа: крещение Духом Святым есть особое экстатическое переживание верующего, внешним выражением которого является глоссолалия, понимаемая как разговор истинного христианина с Богом. Согласно Новому Завету на 317 учеников Христа в 50-й день после его воскресения из мертвых с неба сошел Святой Дух, в результате чего они обрели способность проповедовать евангельское учение на различных языках. Обретение «даров Святого Духа» рассматривалось пионерами этого религиозного движения как признак возрождения древней церкви и близости второго пришествия Христа. Отсюда название «пятидесятники».

Вначале пятидесятники представляли собой духовную элиту разных христианских церквей. Постепенно, выходя из них, они образовывали самостоятельные общины, которые, однако, не достигали организационного единства.

В настоящее время пятидесятничество динамично развивается.

Количество его последователей в мире (по самооценке) достигает 300 млн. человек.

В дореволюционной России существовали лишь небольшие разрозненные группы пятидесятников. Значительное распространение — главным образом на Украине — они получили в начале 20-х гг. В 1939 — 1940 гг. в результате присоединения Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы в состав СССР влилась новая волна пятидесятников — Христиан Веры Евангельской (ХВЕ). В 1945 г.

часть общин пятидесятников под давлением властей объединилась с Союзом ЕХБ, в котором они и состояли до 1990 г. Однако, большинство из них сохранило самостоятельность, оставаясь на нелегальном положении.

В марте 1991 г. пятидесятники, вышедшие из Союза ЕХБ, образовали самостоятельную церковную организацию — Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской — Пятидесятников СССР. Были образованы также республиканские Союзы Церкви, в том числе Союз Христиан Веры Евангельской России.

В настоящее время семь межрегиональных духовных управлений Российского Союза ХВЕ объединяют более 350 общин (около 25 тыс. верующих). Руководят духовной жизнью в общинах пасторы. Их помощники — диаконы и диакониссы. Все они избираются на общем собрании членов общины и ежегодно отчитываются о своей работе. Деятельностью общин в регионах (областях, краях, республиках) и на межрегиональном уровне руководят епископы, избираемые на собраниях представителей общин сроком на 4 года.

Высшим органом управления в Церкви является Съезд, который тайным голосованием избирает Совет Союза ХВЕ России.

С 1992 г. в Москве действует Теологический институт Церкви, готовящий служителей для общин России, а также русскоязычных общин в странах СНГ. Институт рассчитан на 100 человек, срок обучения — 4 года. Периодические издания Церкви: журнал «При 318 миритель» (шесть номеров в год, 20 тыс. экз.); «С Верой, Надеждой, Любовью» — христианский журнал для женщин, совместное издание Российско-Американской Ассамблеи Бога и Союза ХВЕ — Пятидесятников (четыре номера в год, 20 тыс. экз.).

Общины пятидесятников, уклоняющиеся от официальной регистрации по принципиальным соображениям (их около 300), не имеют единой организационной структуры. В необходимых случаях их юридическими представителями являются, например, такие организации, как миссия «Ковчег» (Москва), «Поволжская христианская миссия» (Волгоград), Ассоциация христианских миссий.

Последняя специализируется также на собственно миссионерской и издательской деятельности.

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ (АСД) Адвентизм (от лат. adventus — пришествие) возник в 30-е гг. XIX в. в США. Центральным догматом вероучения адвентистов является идея близкого второго пришествия Христа и установления на обновленной земле его тысячелетнего царства. Наиболее крупная организация этого вероисповедания — Церковь Адвентистов Седьмого Дня (АСД). Его основательница Эллен Уайт (1827 — 1915 гг.).

Книги Э. Уайт пользуются, наряду с Библией, огромным авторитетом. Адвентисты отрицают бессмертие души, учение о рае и аде. В отличие от других христиан, чтят день субботний — в буквальном соответствии с четвертой заповедью Декалога Моисея (Ветхий Завет), — а не воскресенье. Особое значение в Церкви придается здоровой пище, воздержанию от спиртного, табака, чая и кофе.

Адвентисты отчисляют своей Церкви «десятину» — церковный налог в размере одной десятой части личного дохода.

Сейчас в мире насчитывается более 5 млн. последователей АСД, около 30 тыс. церквей (общин) в 184 странах мира. Всемирный центр Церкви АСД — Генеральная Конференция — находится в США, в Вашингтоне.

На территории России приверженцы АСД появились в 1886 г.

в Крыму. В настоящее время Российский Союз Церкви АСД насчитывает около 50 тыс. членов, около 300 общин, объединенных в восемь межрегиональных духовно-административных управлений (конференций). В свою очередь Российский Союз, наряду с аналогичными союзами Церкви АСД в других государствах (в прошлом — республиках СССР), входит в Европейско-Азиатское отделение (дивизион) Всемирной Церкви АСД.

319 Высшим органом управления и церкви является Съезд, на котором из числа проповедников избираются президент Союза, секретарь и казначей, наделенные исполнительскими функциями.

Рабочими органами Союза являются отделы: пастырского служения, церковного служения, литературно-издательский, образования, религиозной свободы и внешних связей, ассоциация по работе с заключенными.

Кадры служителей церкви готовятся в Заокской духовной академии (Тульская область). Поскольку в церкви большое значение придается правильному питанию, в Академии введен курс практического овощеводства.

Церковь осуществляет обширную благотворительную программу при материальной поддержке Генеральной Конференции. В Москве открыта адвентистская клиника здоровья, в Рязани — клиника для детей, больных церебральным параличом.

Адвентистское издательство «Источник жизни» выпускает различную религиозную литературу, а также журналы «По стопам Христа», «Благая весть», «Образ и подобие» и газету «Слово примирения». Работает радиотелецентр «Голос надежды» в Туле.

В каждой общине организованы школы по религиозному обучению детей. Кроме того, церковь открыла около десяти собственных общеобразовательных школ — в Москве, Туле, Рязани, Пятигорске и других городах, — где учатся в основном дети из семей адвентистов.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ Свидетели Иеговы — одно из поздних течений в протестантизме. Оно было основано американским кальвинистом Чарльзом Расселом (1852 — 1916 гг.), организовавшим в 1870 г. кружок по изучению Библии, который в 1931 г. был переименован в организацию Свидетелей Иеговы. Основные положения ее вероучения изложены в семитомном труде «Исследования Священного писания» Ч. Рассела, заявившего о себе как о глашатае Божием.

Творцом и источником жизни, согласно этому учению, является Бог Иегова. Все сущее Иегова создал через Иисуса Христа, своего единородного сына, который не равен своему всемогущему Отцу, а на земле является совершенным человеком. Святой Дух — творческая сила Иеговы, которой он наделил Христа и тех, «кого он уполномочил представлять его». Свидетели Иеговы отрицают существование ада. По их убеждению, исторический процесс завершится армагеддоном — глобальной войной, в которой Христос с 320 армией ангелов уничтожит всех, не поверивших в истину учения Свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы имеют только один праздник — Вечеря Господня, — посвященный воспоминанию о смерти Христа. В этот день, исчисляемый по лунному календарю, верующие собираются после захода солнца на трапезу, состоящую из пресного хлеба и сухого красного вина, символизирующих тело и кровь Христа. Вступающие в организацию новые члены принимают водное крещение.

В настоящее время последователей Свидетелей Иеговы насчитывается более 4, 6 млн. человек в 205 странах мира. Религиозная организация Свидетелей Иеговы носит строго централизованный характер. Власть вышестоящих органов управления по отношению к нижестоящим абсолютна. Ее первичным звеном является собрание (община верующих), возглавляемое надзирателем (пресвитером). Несколько собраний объединяются в округа, которыми руководят разъездные надзиратели. Мировым духовно-административным центром Свидетелей Иеговы является Руководящая Корпорация, признаваемая верующими «видимым посредником Господа на земле», она состоит из 15 человек и находится в Бруклине (Нью-Йорк, США). Проповеднической деятельностью в различных регионах мира руководят 95 филиалов Руководящей Корпорации. Центр издает миллионными тиражами журналы «Сторожевая башня» (на 104 языках) и «Пробудитесь! » (на 54 языках).

На территории бывшего СССР Свидетели Иеговы появились в 1939 — 1940 гг. с вхождением в его состав Западной Украины, Западной Белоруссии, Буковины и Бессарабии. В настоящее время всего в границах бывшего Союза насчитывается примерно 500 общин, в том числе 44 — в России. Общее количество членов — более 40 тыс. человек.

Каноническим органом для духовного надзора за местными религиозными обществами, действующими в странах СНГ и представляющими собой Религиозную организацию, является Управленческий Центр. Центр создан Руководящей Корпорацией Свидетелей Иеговы по инициативе иеговистов России и других стран СНГ в марте 1991 г. Руководящий комитет, возглавляющий Управленческий Центр, состоит из старейшин местных религиозных обществ, назначенных Руководящей Корпорацией. Управленческий Центр учреждает местные общества с согласия верующих, дает указания о начале их религиозной деятельности и ее прекращении, назначает на должность и смещает надзирателей (старейшин), служебных помощников (диаконов), публичных ораторов (проповедников) и других служителей.

321 21-200 ЛЮТЕРАНСКИЕ ЦЕРКВИ Лютеранство — крупнейшее по численности направление протестантизма, основанное в XVI в. Мартином Лютером. В настоящее время распространено в Скандинавских странах, в Германии, США, государствах Балтии. Национальные лютеранские церкви входят во Всемирный Совет лютеранских церквей. Штаб-квартира Совета находится в Швеции.

В России первые лютеранские общины были созданы в середине XVI в. выходцами из Германии.

В настоящее время приходы Евангелическо-Лютеранской церкви на территории России объединены в две епарции — Европейской части России и Сибири. Вместе с епархиями Украины, Казахстана и Средней Азии они образуют ее как целостную организацию (более 350 общин, свыше 500 тыс. верующих), возглавляемую епископом Георгом Кречмаром. Канцелярия епископа находится в С.-Петербурге. В Москве имеется представительство ЕЛЦ России для связи с правительством и общественными организациями.

В церкви принято персональное членство. Материальную базу ее жизнедеятельности составляют денежные взносы ее членов, размеры которых не регламентированы.

Подготовка пасторов осуществляется в общецерковном Теологическом семинаре, который собирается два раза в год на двухнедельные сессии. В приходах организованы конфирмационные занятия и библейские часы. Издается общецерковная газета «Ботэ» («Вестник») на немецком и русском языках, а также возобновлено издание журнала " Наша жизнь".

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России. Ингрия — территория, отвоеванная Россией у Швеции во время Северной войны; здесь Петр I и заложил новую столицу — Санкт-Петербург. Население Ингрии исповедало лютеранство, которое было официально признано правительством Российской империи. При советской власти, в 1928 — 1946 гг., примерно 60 тыс., т. е. половина, ингерманляндских финнов погибли. Была уничтожена и Ингерманляндская лютеранская церковь. В 1970 г. началось ее возрождение. В 1990 г. было создано Ингерманляндское пробство (церковный округ) в составе ЕЛЦ Эстонии, имевшее 16 приходов, в том числе 11 — в Ингрии и пять — в Карелии. Церковь насчитывала около 10 тыс. верующих. В 1992г. Ингерманляндское пробство преобразовано в Евангелическо-Лютеранскую Церковь Ингрии на территории России.

322 Кроме того, в качестве самостоятельных функционируют: Единая Евангелическо-Лютеранская церковь России в количестве 20 общин во главе с суперинтендентом, резиденция которого находится в С.-Петербурге; Евангелическая Российская церковь — одна община в С.Петербурге, образована в 1990г. Церковь стремится адаптировать протестантские формы богослужения к культурным традициям России.

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ (МОРМОНЫ) Возникла в 1830-е годы в США. Основатель — Джозеф Смит (1805 — 1844 гг.). Источником вероучения признает Библию и Книгу Мормона, содержащую откровения пророка Мормона. В книге говорится, что Америка, ее народ включены в иудео-христианскую традицию, потому что за шесть столетий до новой эры на этом континенте поселились представители некоего семитского племени, ставшего непосредственным предком американских индейцев.

Книга Мормона говорит и о посещении Америки Иисусом Христом после его воскресения.

В организационном плане церковь демонстрирует приверженность раннехристианской традиции. Ее возглавляет Пророк — харизматический лидер. При нем находятся 12 апостолов. Чины священства включают также патриархов, первосвященников, семидесятых (по аналогии с 70 учениками Христа), старейшин, священников, учителей, дьяконов. Местными общинами руководят епископы. Оплачиваемого духовенства в церкви нет.

Исключительное значение мормоны придают семье; брак считается священным, а семья — созданной для вечности.

В настоящее время насчитывается до 8 млн. членов церкви в 130 странах мира. Всемирный центр церкви находится в США, в г. Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Члены церкви платят церковный налог — десятину, а также ежемесячно «приношение поста», т. е.

сумму, сэкономленную в результате однодневного воздержания от пищи, В России первые группы мормонов (приходы) появились в 1989 г. В настоящее время действуют миссии в Москве, С.-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Ростове, занимающиеся организацией приходов и в прилегающих регионах. В каждом приходе религиозное образование детей и юношей (14 — 18 лет) осуществляется в так называемых семинариях 323 21* (кружках), а лиц старше 18 лет — в институтах. В приходах действуют также отделения Женского общества милосердия, Организации молодых женщин, Организации первоначального общества (для детей).

РОССИЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АРМИИ СПАСЕНИЯ Армия Спасения — протестантская церковь, начало которой было положено методистским проповедником Вильямом Бутом в 1865 г. Возникнув в Англии как религиозно-филантропическая организация, сегодня Армия Спасения имеет свои отделения в почти 100 странах, насчитывает свыше 14 тыс. приходов («корпусов»), а также большое количество социальных, медицинских, образовательных и других общественных служб. Члены Армии Спасения носят звания, подобные воинским: солдаты, лейтенанты, капитаны, комиссионеры, вплоть до генерала.

В России Армия Спасения действовала с 1913 по 1923 г.

Возобновила свою деятельность в 1991 г., открыв отделение в С.Петербурге, а в 1992 г. — в Москве. В настоящее время насчитывается 21 корпусов Армии, в том числе в Омске, Ростове, Волгограде, с общим числом солдат до одной тысячи человек. Осуществлены первые выпуски офицерской школы.

Армия Спасения ведет активную социальную работу. За полтора года (с середины 1992 г.) было распространено среди нуждающихся 5 тыс. тонн продовольственных продуктов.открываются бесплатные столовые.

Члены Армии занимаются также религиозно-просветительской деятельностью.

Выходит газета «Вестник спасения» (один номер в месяц, около 10 тыс. экз.) НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Первые общины приверженцев новоапостольской веры появились в Англии в середине XIX в. Это религиозное движение вдохновлялось стремлением возродить Церковь Христа на тех идейных и организационно-практических основаниях, которые были присущи ей в I — II вв., т. е. во времена апостолов. Как и большинство протестантских течений, апостольское христианство признает в качестве единственного источника вероучения Библию, отвергает почитание святых, основной целью церкви считает подготовку верующих к скорому пришествию Христа.

324 Ведущая роль в Церкви принадлежит «первоапостолу» и «апостолам», которые, согласно ее учению, являются преемниками апостолов Христа и так же наделены особыми дарами Святого Духа.

Первоапостол, согласно каноническим принципам, является представителем Бога на земле, а его служение есть выражение воли Христа. На первоапостольское служение выдвигается кандидат из круга апостолов по рекомендации действующего первоапостола или группы апостолов, на которого указывают особые «Божьи свидетельства».

Каждый приход (община) строится по типу большой семьи (до 150 — 170 человек). Пастыри посещают каждую семью дома не реже одного раза в два месяца. Особое внимание уделяется опеке детей и подростков, помощи неимущим и инвалидам. В церкви не приняты какие-либо обязательные денежные налоги. Практикуются добровольные анонимные пожертвования.

В Новоапостольской церкви совершаются три таинства: крещение водой — в любом возрасте; причащение — хлебом в виде облатки (просвиры), окропленной тремя каплями вина; запечатление Духом Святым — возложение рук апостола как основа для полного обновления внутреннего мира человека. Приняты также благословения, в которых, по учению Церкви, Бог через священнослужителя дарует человеку свою милость и помощь. Благословения совершаются при конфирмации, помолвке, венчании, а также других важных событиях в жизни человека Особенностью культовой практики Новоапостольской церкви является совершение три раза в год (в первые воскресенья марта, июля и ноября) названных выше таинств «для усопших», которым не довелось уйти в иной мир искупленными. От имени умерших в этих таинствах выступают их родственники или священнослужители.

Церковь придерживается следующих принципов в своем отношении к обществу: невмешательство в политическую жизнь, отказ от претензий на какую-либо поддержку со стороны государства; уважительное отношение к иной вере.

В настоящее время Новоапостольская церковь имеет около 50 тыс. общин в 180 странах мира и насчитывает до 6 млн. членов.

Центр Новоапостольской церкви находится в Цюрихе(Швейцария), ее глава — первоапостол Рихард Фер. Церковь имеет крупное издательство во Франкфурте-на-Майне (Германия). Основным периодическим изданием является ежемесячный журнал «Наша семья» (на 60 языках, в том числе русском; тираж русского издания — 40 тыс. экз.).

В начале XX в. общины Новоапостольской церкви функционировали в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Харькове и других 325 городах России. В результате большевистских гонений на религию к концу 20-х годов все они прекратили свое существование.

Восстановление Новоапостольской церкви началось в 1987 г. В настоящее время количество членов церкви на территории России по оценке ее руководства, достигло 50 тыс. Зарегистрировано 37 общин, однако большая часть общин действует без регистрации. С января 1993 г. рукоположено два апостола из граждан России.


Поделиться:



Популярное:

  1. I Чемпионат России по керлингу. Сезон 1992-1993гг (Мужчины)
  2. II. Особенности организации метакогнитивного опыта
  3. II.2 Проблемы организации подросткового досуга и творческой деятельности (по результатам социологического исследования в КДЦ «Рассвет»)
  4. II.3. Развитие подвижности суставов в современной хореографии
  5. IV. ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ПАРТИЙНОЙ ПРОПАГАНДЫ, АГИТАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
  6. SWOT-анализ проекта организации производства моторных лодок для отдыха населения
  7. V1: 2. Основные этапы становления и развития финансовой системы России
  8. V2: 2.1 Становление и развитие финансовой системы России до сер. ХIХ в
  9. VI. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
  10. VIII. Охрана труда при организации работ в электроустановках, выполняемых по перечню работ в порядке текущей эксплуатации
  11. VIII. Проблема типов в современной философии.
  12. Абсолютная монархия в России


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь