Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, СССР, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ), РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПРАВА ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И СВОБОДЫ СОВЕСТИ



Царствование Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Уложение 1649 г. 29 января Г л а в а I. О богохульниках и о церковных мятежниках 1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и Руской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на Святых Его угодников: и про то 331 сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма; и того богохульника обличив казнити, сжечь.

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ VII. О вере 40. Первенствующая господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания.

41. Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной.

42. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

44. Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского государства, природные (а) и в подданство принятые (б), так и иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие (в), пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.

45. Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и евреям, Магометанам и язычникам (а): да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи (б).

Свод Законов Российской империи.

Издание 1857 г. Т. I, ч. I. СПб., 1957.

УСТАВЫ ДУХОВНЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ (Свод законов Российской империи.

Т. XI, ч. I. СПб., 1896) 4. В пределах государства одна господствующая Православная Церковь имеет право убеждать последователей иных Христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере. Духовные же и светские лица прочих Христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии; в противном случае они подвергаются взысканиям, в уголовных законах определенным.

332 5. Если исповедующие иную веру пожелают присоединиться к вере Православной, никто ни под каким видом не должен препятствовать им в исполнении сего желания.

6. Лица, принадлежащие к одному из иностранных Христианских исповеданий, могут по своему желанию переходить в другое такое же, терпимое исповедание, не иначе, как с разрешения Министра Внутренних Дел по формальным просьбам, принесенным ему от них без всякого участия духовенства того исповедания, в которое перейти они желают.

8. Прием в которое либо из терпимых иностранных христианских исповеданий Магометан и язычников, изъявивших к тому желание, а также наставление их духовными лицами сих исповеданий в правилах своей Церкви, допускается не иначе, как по особым каждый раз для сего испрашиваемым через Министра Внутренних Дел Высочайшим разрешениям...

17. Все Христиане Римско-Католического исповедания, духовные и светские из подданных государства, по делам своего исповедания сносятся с Римскою Куриею не иначе, как через Министра Внутренних Дел. Никакие буллы, послания и наставления и вообще никакие исходящие от Папского Управления акты не могут быть приводимы в действие в Империи и Великом Княжестве Финляндском без Высочайшего Его Императорского Величества разрешения, испрашиваемого Министром Внутренних Дел, по предварительном удостоверении, что сии акты не заключают в себе ничего противного государственным постановлениям и священным правам и преимуществам Верховной Самодержавной Власти.

81. К обязанности приходского священника принадлежит, между прочим, чтение в церкви, после окончания божественной службы, Высочайших манифестов и указов, издаваемых со словами: «объявляется всенародно», а равно и тех постановлений и предписаний светского начальства, которые признано будет нужным сделать наиболее известными в народе, и о чтении коих в церквах духовное начальство, по отношению губернского начальства, сделает распоряжение по всем приходским церквам.

98. Все Римско-Католического исповедания епархиальные управления и духовенство кафедральное, приходское, монастырское и служащее в разных частях гражданского, военного и морского управления, получают содержание из государственного казначейства, и из процентов особого, введении Министра Внутренних Дел состоящего, капитала, по штатам и другим положениям, сообразное с потребностями мест и лиц и приличное сану и степени 333 каждого (а). Монастырям, сверх того, даются особые суммы на наем служителей (б).

256. Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим свободно исповедуемым в Империи верам, на основании общих государственных узаконений, особенно же от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма.

562. Президент и Вице-Президент Генеральной Консистории назначаются Его Императорским Величеством.

О управлении духовных дел Ламаитов и язычников ст. 1674. Высшее духовное лицо Калмыков есть Лама.

ст. 1675. Лама избирается из начальствующих в больших хурулах Бакшей и определяется в сие звание Высочайшим Указом, по представлению Министра Внутренних Дел.

О язычниках из инородцев Сибирских и Архангельских ст. 1697. Инородцы Сибирские и инородцы под именем Самоедов, обитающие в Мезенском и Печерском уездах Архангельской губернии, если не исповедуют Христианской веры, имеют свободу отправлять богослужение по их обрядам и обычаям.

ст. 1700. Православное духовенство в обращении Сибирских инородцев и Архангельских Самоедов к Христианству имеет поступать по правилам кротким, ограничиваясь одними убеждениями, без малейших принуждений.

О управлении духовных дел колонистов Шотландских в Карасе, колонистов базельских в городе Шуше, Меннонитов и Баптистов 1105. Духовные учители Меннонитов, отправляя долг звания своего по правилам их исповедания, в светские и другие священническому сану неприличные дела отнюдь не вмешиваются.

1106. Баптисты беспрепятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям.

Общественное богослужение они отправляют в устроенных или отведенных ими для сего, с разрешения губернатора, домах.

1107. Избираемые Баптистами духовные наставники (старшины, учителя, проповедники) могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе, как по утверждении их в сем звании Губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести присягу на верность службы во время пребывания их в России.

1108. Метрические записи браков, рождений и смерти Баптистов ведутся местными гражданскими властями.

УСТАВ О ЦЕНЗУРЕ И ПЕЧАТИ Гл. III. О цензуре книг иностранных Ст. 184. Из книг духовного содержания подвергаются запрещению все те, кои заключают в себе умствования и мнения противные главным началам Христианской веры, или опровергающие учение Православной церкви, или же ведущие к безбожию, материализму, неуважению Священного писания и т.п.

Свод законов Российской империи.

Т. ХIУ. СПб., 1890.

ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА (Собр. Узак. 1883 г. Мая 24, ст. 469) О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб I. В изменение и дополнение действующих относительно последователей раскола узаконений, постановить следующие правила: 1) Паспорта на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект, за исключением скопцов, на общем основании.

Действующие правила о паспортах скопцов остаются без изменения.

2) Всем вообще раскольникам дозволяется производить торговлю и промыслы, с соблюдением общедействующих по сему предмету постановлений.

3) Раскольники допускаются к вступлению в иконописные цехи, с разрешения Министра Внутренних Дел.

4) Раскольникам дозволяется занимать общественные должности с утверждения, в указанных законами случаях, подлежащих правительственных властей. В том случае, когда волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины 335 утвержден будет раскольник, помощник его должен быть из православных...

5) Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка.

7) Распечатайте молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения Министра Внутренних Дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества, причем каждом случае этого рода Министр входит предварительно в сношение с Обер-Прокурором Святейшего Синода. Распечатание раскольничьих монастырей и скитов не допускается.

10) Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовного сана или звания, причем они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят.

11) Последователям раскола воспрещается публичное оказательство оного, которым признаются; а) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях; б) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотренного в пункте а) статьи 9 настоящего узаконения (предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику — сост.); в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяний; и г) раскольничье пение на улицах и площадях.

Полн. собр. Законов Росс. имп.

Собрание 3. Т. III. СПб., 1886.

О ПРЕДНАЧЕРТАНИЯХ К УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА Февраля 26 Манифест (Собр. Узак. 1903 г. февраля 26, отд. I, от. 246)...Мы с непреклонною решимостью незамедлительно удовлетворить назревшим нуждам государственным, признали за благо: 336 Укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах Империи Российской, которые, благоговейно почитая православную церковь первенствующей и господствующей, предоставляют всем подданным нашим инославных и иноверных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной.

... повелеваем Нашим Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, к ведомству коих сие относится, представить Нам соображения о порядке исполнения предначертаний Наших.

Полн. собр. Законов Росс. имп. Собрание 3-е.

Т. XXIII, отделение I. СПб., 1905.

ФОРМА ПРИСЯГИ Постановление 7 марта 1917 г.

«Клянусь честью офицера (солдата) и гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного Собрания.

Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества.

В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписываюсь».

Примечание 1. Настоящая форма присяги спроектирована для лиц православного и римско-католического вероисповеданий.

Примечание 2. Для лиц лютеранского вероисповедания из заключительной фразы присяги должны быть выпущены слова: «Осеняю себя крестным знамением».

Примечание 3. Для лиц магометанского вероисповедания присяга заканчивается так: «Заключаю сию мою клятву целованием преславного корана и ниже подписуюсь».

Примечание 4. Для лиц иудейского вероисповедания из заключительной фразы присяги исключаются слова: «Осеняю себя крестным знамением».

Примечание 5. Для язычников и для лиц, не приемлющих присяги по их вероучению, начальную фразу присяги читать: «Честью офицера (солдата) и гражданина обещаюсь перед своею совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству».

Из заключительной фразы присяги исключаются слова: «Осеняю себя крестным знамением».

(Сборник указов и постановлений Временного Правительства. Вып. № 1. Пг., 1917. С. 269-270).

ОБ ОТМЕНЕ ВЕРОИСПОВЕДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Постановление 20 марта 1917 г.

Исходя из незыблемого убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, Временное правительство постановило: Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах Российских граждан, обусловленные принадлежностью, отменяются.

В соответствии с этим: I. Отменяются все узаконения, действующие как на всем пространстве России, так и в отдельных ее местностях, и устанавливающие, в зависимости от принадлежности Российских граждан к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, какие либо ограничения в отношении; 1) водворения, жительства и передвижения; 2) приобретения права собственности...

3) всякого рода занятия ремеслами, торговлею и промышленностью...

6) поступления на государственную службу как гражданскую, так и военную, ... участия в выборах в учреждения местного самоуправления и иные всякого рода общественные учреждения, занятия всякого рода должностей по правительственным и общественным установлениям...

7) поступления в учебные заведения всякого рода как частные и общественные, так и правительственные, прохождения в них курса и пользования стипендиями, а равно занятия преподаванием и воспитанием; 8) исполнения обязанностей опекунов, попечителей и присяжных заседателей; 338 9) употребления иных, кроме русского языков и наречий в делопроизводстве частных обществ, при преподавании в частных учебных заведениях всякого рода и при ведении торговых книг.

(Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. № 1, 27 февр. — 5 мая 1917 г.

Пг. Гос. типография, 1917).

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, СВОБОДЕ СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ (Даны в извлечениях) ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1949 г.

Ст. 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Ст. 26. (2) Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

(3) Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

ДЕКЛАРАЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ НЕТЕРПИМОСТИ И ДИСКРИМИНАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕЛИГИИ ИЛИ УБЕЖДЕНИЙ (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.) Ст. 1 (2). Свобода исповедовать религию или выражать убежде 339 22* ния подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Ст. 2 (2). В целях настоящей Декларации выражение «нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод.

Ст. 4 (1). Все государства должны принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Ст. 5 (2). Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниями его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

(3). Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей.

(5). Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию, Ст. 6... Право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает, в частности, следующие свободы: а) отправлять культ и собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей; б) создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения; в) производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями; с) писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях; д) вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели; 340 е) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольно финансовые и иные пожертвования; ж) готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений; з) соблюдать дни отдыха или отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями; и) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.

Ст. 7. Права и свободы, провозглашенные в настоящей декларации, предоставляются в национальном законодательстве таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими правами и свободами на практике.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ ВЕНСКОЙ ВСТРЕЧИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ 15 января 1989 г.

Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе.

Принципы Государства-участники подтверждают, что будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

С целью обеспечить свободу личности исповедовать религию или веру государства — участники будут среди прочего: — принимать эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений в отношении признания, осуществления и пользования правами человека и основными свободами во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и по обеспечению действительного равенства между верующими и неверующими; — способствовать климату взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими.

ПАРИЖСКАЯ ХАРТИЯ ДЛЯ НОВОЙ ЕВРОПЫ Подписана руководителями 32 государств Европы, США и Канады 21 ноября 1990 г.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь