Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А. Собор в Паталипутре: первая редакция.



Из истории буддизма хорошо известно, что буддийские монахи с целью сохранения и упорядочения проповедей Будды созывали три великих собора. Подобная же ситуация имела место и в случае с джайнизмом: три раза джайнские ачарьи созывали монашеские соборы, и три раза эти соборы упорядочивали и пересматривали тексты. Всякий раз, когда ачарьи замечали, что знание шрути начинало угасать, они созывали собор и восстанавливали традицию передачи учения.

 

Первый раз джайнская сангха собралась в Паталипутре примерно через 160 лет после нирваны Махавиры и сразу по окончании ужасного голода, продолжавшегося двенадцать лет[14]. В указанный период центральные регионы Индии были поражены сильной засухой, вынудившей джайнских монахов разойтись по самым разным областям страны. Вполне естественно, что в такой ситуация традиция устной передачи агам пришла в упадок.

 

Собравшись вместе по окончании голода, монахи спрашивали друг друга, что они могли вспомнить из содержания агам, и восстановили таким образом 11 из 12 Анг. К несчастью, они обнаружили, что Дриштиваду, т.е. двенадцатую Ангу, не помнил никто. В тот момент лишь ачарья Бхадрабаху обладал полным знанием Дриштивады, однако он, ранее приняв обет выполнять в течение 12 лет особую йогическую практику, находился в Непале. Поэтому сангха направила к нему большую группу монахов во главе с ачарьей Стхулабхадрой. Дриштивада, или двенадцатая Анга, включала в себя 14 Пурв. Из всех этих монахов один лишь Стхулабхадра оказался способным освоить всю Дриштиваду, однако он, изучив 10 Пурв, злоупотребил своими йогическими силами, и Бхадрабаху, услышав об этом, отказался далее учить его. Лишь после многочисленных просьб сангхи и самого Стхулабхадры ачарья согласился передать ему оставшиеся четыре Пурвы, но при этом запретил последнему передавать их кому-либо другому[15].

 

Таким образом, Стхулабхадра оказался последним ачарьей, обладавшим знанием всех 14 Пурв. После его смерти сангха сохранила знание 11 Анг и 10 Пурв.

 

По традиции шветамбаров, Стхулабхадра умер через 215 лет после нирваны Махавиры, по традиции дигамбаров – через 207. Фактически, Стхулабхадра не был даже шрута-кевали, поскольку, хотя он и знал наизусть четыре последние Пурвы, это было не более чем знанием текста, подлинный же их смысл Бхадрабаху отказался передать.

 

Итак, по мнению шветамбаров, со смертью Бхадрабаху, имевшей место 170 лет спустя после нирваны Махавиры[16], шрута-кевали окончательно исчезают с исторической арены. Дигамбары полагают, что это произошло через 162 года после нирваны Махавиры. Ниже приводится линия преемственности ачарий в нисходящем порядке:

 

Традиция дигамбаров[17]:

 

Ачарья: Время руководства общиной:

 

Кевала-джняни:

 

Гаутама-свами 12

 

Судхарма-свами 12

 

Джамбу-свами 38

 

Шрута-кевали:

 

Вишну 14

 

Нандимитра 16

 

Апараджита 22

 

Говардхана 19

 

Бхадрабаху 29

 

162 года

 

Традиция шветамбаров[18]:

 

Ачарья: Время руководства общиной:

 

Кевала-джняни:

 

Судхарама[19] 20

 

Джамбусвами 44

 

Шрута-кевали:

 

Прабхава 11

 

Шьямабхава 23

 

Яшобхадра 50

 

Самбхутавиджая 8

 

Бхадрабаху 14

 

170 лет.

 

Итак, из 12 Анг, составленных ганадхарами, первым собором были полностью восстановлены 11, а также большая часть двенадцатой. Поскольку Стхулабхадра не имел права передавать другим четыре последние Пурвы, с него начинается линия даша-пурви, т.е. знатоков 11 Анг и 10 Пурв.

 

Согласно шветамбарам, эта линия преемственности прервалась со смертью ачарьи Ваджры, имевшей место в 114 г. эры Викрам Самват (584 года после нирваны Махавиры). Однако дигамбары утверждают, что последним из даша-пурви был Дхармасена, умерший через 345 лет после нирваны Махавиры. Это значит, что дигамбары помещают время исчезновения шрута-кевали на 8 лет ранее даты, выдвигаемой шветамбарами, а время исчезновения даша-пурви – на 239 лет ранее версии последних.

 

Таким образом, по мнению дигамбаров, процесс угасания знания шрути шёл значительно быстрее, чем это думают шветамбары. Ниже приводятся линии преемственности даша-пурви согласно обеим традициям.

 

Традиция дигамбаров[20]:

 

Ачарья: Время руководства общиной:

 

Вишакхачарья 10

 

Простхила 19

 

Кшатрия 17

 

Джаясена 21

 

Нагасена 18

 

Сиддхартха 17

 

Дхритисена 18

 

Виджая 13

 

Буддхилинга 20

 

Дева 14

 

Дхармасана 16

 

345 лет.

 

Традиция шветамбаров[21]:

 

Стхулабхадра 45

 

Махагири 30

 

Сухасти 46

 

Гунасундара 44

 

Калака 41

 

Скандила 38

 

Реватимитра 36

 

Мангу 20

 

Дхарма 24

 

Бхадрагупта 39

 

Шригупта 15

 

Ваджра 36

 

584 года.

 

После ачарьи Ваджры процветал Арьяракшита, остававшийся югапрадханой в течение 13 лет. Прекрасно понимая, что умственные способности учеников уменьшились он, основываясь на четырёх методах изложения, подразделил агамы на четыре категории, называемых ануйогами («Ануйога»(хинди/санскрит) буквально означает «задавание вопросов», «спрашивание», «допрашивание» – прим. перев.). До него каждая сутра объяснялась с четырёх точек зрения.

 

Чарана-ануйога[22]:

 

В категорию чарана-ануйоги входят агамы, рассматривающие этические вопросы, например, 11 Анг, также известных как Калика-шрути, Махакальпа-шрути и т.д.

 

Дхармакатха-ануйога:

 

В категорию дхармакатха-ануйоги входят агамы, содержащие религиозные истории и легенды.

 

Ганита-ануйога:

 

Агамы, касающиеся космологических и математических вопросов, вошли в категорию ганита-ануйоги.

 

Дравья-ануйога:

 

Агамы, рассматривающие метафизические вопросы, вошли в категорию дравья-ануйоги.

 

До того момента, пока весь корпус канонических работ не был разделён на четыре категории, базирующихся на четырёх способах истолкования, ачарьи были вынуждены излагать каждую сутру, максимально широко используя точки зрения (найи). После того, как такая классификация была проведена, необходимость в использовании точек зрения отпала[23].

 

Из всего вышеприведённого явствует, что ко времени Арьяракшиты передача и изучение шрути уже не могли продолжаться в прежней форме, ибо устная традиция пришла в упадок. В частности, по поводу Арьяракшиты говорится, что он сам знал лишь 9 Пурв и 24 явики десятой[24], а своим ученикам не смог передать даже и этого. В жизнеописании Арьяракшиты упоминается, что из всех его учеников один Дурбалика Пушпамитра смог изучить девять Пурв, однако позднее он, вследствие отсутствия регулярного начитывания, забыл девятую. Так, одна за другой, с десятой по первую, Пурвы постепенно исчезли из памяти людей. По мнению шветамбаров, окончательное угасание знания Пурв имело место примерно через 1000 лет после нирваны Махавиры[25], а по мнению дигамбаров – в 683 г. от нирваны Махавиры.

Б. Собор в Матхуре: вторая редакция.

 

В комментарии к Нанди-сутре[26] говорится, что после другого голода, продолжавшегося двенадцать лет, сутры, вследствие отсутствия их изучения, начитывания и размышления над ними, опять впали в забвение. По окончании этого бедствия в Матхуре был созван второй собор, возглавлявшийся Скандилой, который собрал и отредактировал Калика-шрути на основании тех материалов, которые монахи смогли вспомнить. Поскольку данный собор был проведён в Матхуре, вторая редакция Канона называется Матхури вачана. Некоторые, однако, утверждают, что речь нужно вести не столько об исчезновении сутр, сколько об исчезновении основных держателей линии преемственности – ануйогадхаров.

 

К указанному моменту в живых остался лишь один ануйогадхара – ачарья Скандила, что однозначно свидетельствует о том, в сколь плачевном состоянии находилось знание сутр. Таким образом, вся заслуга по сохранению агам в этот исторический период принадлежит именно ему. Муни Шри Кальяна Виджаяджи говорит[27], что период югапрадханатвы ачарьи Скандилы пришёлся на 827-840 гг. эры Викрам Самват.

 

В. Первый собор в Валабхи.

 

Примерно в то же самое время, что и собор в Матхуре, ачарьей Нагарджуной был созван другой собор, проведённый в Валабхи, на котором, помимо прочих агам, были восстановлены и упорядочены работы класса Пракирнака[28].

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. НА ПОРОГЕ ПОМЕСТНОГО СОБОРА
  2. IV. ПОМЕСТНЫЙ СОБОР ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ 1917-1918 гг.
  3. Акафист Собору Архангела Гавриила
  4. Акафист Собору Святых Архангелов
  5. Важным событием мирового масштаба стала открывшаяся в Алматы 13 февраля 2003 года Первая международная конференция мира и согласия, созванная по предложению Президента
  6. Величина стран по размеру экономики. Первая десятка стран по абсолютной величине ВВП без учета ППС и с учетом ППС.
  7. Вопрос 22. Первая мировая война как проявление кризиса мировой цивилизации. Россия в первой мировой войне.
  8. Вопрос об устройстве церковного управления встал и перед Поместным Собором, открывшимся 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском Соборе Московского Кремля.
  9. ГЛАВА 46 Первая дума. Столыпин
  10. Глава II УСТАНОВЛЕНИЕ КАНОНИЧЕСКИХ ОСНОВ ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИМ ПОМЕСТНЫМ СОБОРОМ И ПАТРИАРХОМ ТИХОНОМ
  11. Глава III. Архиерейский Собор


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь