Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Введение в экономику культуры



И.В. Чарная

Введение в экономику культуры

 

 

МОСКВА 2010

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

И. В. Чарная

Введение в экономику культуры

Допущено учебно-методическим объединением
по образованию в области производственного менеджмента
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся
по специальности 080502 – Экономика и управление
на предприятии культуры и искусства

 

 

МОСКВА 2010

 

 

Рецензенты: Галаева Е.В., д.э.н., профессор, Янкевич В.С., д.э.н., профессор

 

 

Чарная И.В. Введение в экономику культуры: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2010. – с.

 

В учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся идентификации отрасли культуры в системе общественного разделения труда и ее внутреннего экономического и организационного устройства, определяемого отношениями собственности и механизмами обмена (рыночной связи) между субъектами экономической деятельности.

Пособие предназначено для студентов вузов, изучающих экономику культуры, в частности, для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство)».

 

Ó Чарная И.В., 2010

Ó Московский государственный

университет культуры и искусств, 2010


Предисловие

Со времени первого издания учебного пособия «Введение в экономику культуры» произошли определенные изменения, касающиеся в основном правового и организационного поля отрасли культура. Так, структурные изменения в федеральном ведомстве культуры, связанные с размежеванием культуры и СМИ, позволили точнее определить область культурного производства. Они подтвердили практическую ценность признаков технологической однородности отрасли, рассмотренных в пособии.

Стали реальностью новые организационно-правовые формы учреждений культуры – свидетельства динамики хозяйственного механизма отрасли и её отношений собственности.

Пали последние «бастионы» государственной экономики в культуре: мораторий на приватизацию был снят, и в сферу рыночного обмена включили памятники.

Расчистилось, структурировалось правовое поле интеллектуальной собственности: появился долгожданный комплексный правовой механизм её регулирования – Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ.

Эти и другие новации, совершенствуя, развивая организационно-правовые отношения, уточняли и выверяли маршрут культуры в направлении рыночной экономики.

Изменения необходимо было отразить в учебном пособии, чем и было вызвано его переиздание. Помимо этого, новой главой о ценообразовании расширена характеристика рынка культуры. Значительно дополнена иллюстративная база пособия – приложения.

Переделки не изменили цель учебного пособия – идентификация наиболее сложной и синкретичной отрасли экономики, какой является культура, определение её места в системе общественного разделения труда. Пособие предваряет и делает возможным изучение проблем хозяйственного механизма отрасли – её внутреннего экономического устройства. В соответствии с этим в первой главе дается характеристика производимого в отрасли продукта, во второй – подхода к определению масштабов этого производства – экономических и административных границ. Базовые отношения собственности и обмена анализируются в третьей и последующих главах.

 

 

Глава 1. Продукты отрасли культуры

Отрасли как крупные образования экономики объединяют производителей одинаковых или сходных (идентичных) продуктов. Продукция конкретной отрасли может быть охарактеризована со стороны содержания и со стороны экономической формы.

Выводы

1. Продукты отрасли культуры, культурные блага, являются средствами удовлетворения потребности в художественной деятельности. Содержанием культурных благ являются художественные образы. Производство культурных благ технологически основывается на законах художественного творчества. Это позволяет идентифицировать отрасль культуры в системе общественного производства как область производства и потребления культурных благ.

2. С позиций содержания создаваемых продуктов в отрасли выделяют две подотрасли: искусство, где создаются культурные блага новой образной формы, и культурное просвещение, где производятся культурные блага на основе использования образной формы, ранее созданной в подотрасли искусства.

3. Многообразным видам культурных благ свойственны такие черты: отсутствие объективных критериев качества, его неизмеримость и дифференциация, комплексность воздействия, неопределенность результатов потребления, значительное влияние фактора времени, отсутствие жизненно важных (физиологических) мотивов, прямой экономической выгоды в потреблении и административного принуждения к нему, использование в производстве естественной производительной силы – творческих способностей работника.

4. С точки зрения экономической формы продукция отрасли представлена товарами (картины, скульптуры, материальные носители прав интеллектуальной собственности и т.д.), чистыми услугами (спектакли, концерты, киносеансы, книговыдачи и т.д.), материальными услугами (реставрация). Услуга – преобладающая форма продукции культуры и конечный результат большинства видов культурного производства.

5. Продукция культуры относится к общественным и социально значимым благам. Государство и муниципальные образования финансируют производство общественных благ культуры – массовых театрализованных праздников, памятников градостроительства, архитектуры и т.д. Социально значимые блага культуры (услуги библиотек, театров, концертных залов и т.п.) финансируются совместными усилиями государственного и частного сектора, при этом государство обеспечивает некий общественно необходимый уровень производства этих благ.

6. Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.

Тесты по теме «Продукты отрасли культуры»

1. Услуга – это:

1) полученный эффект живого труда;

2) труд по «обработке людей людьми»;

3) труд в отраслях сферы услуг;

4) продукт индивидуального потребления.

 

2. К материальным услугам относится продукция:

1) реставрационных мастерских;

2) аукционов;

3) киностудий;

4) народных художественных промыслов.

 

3. Информационная асимметрия – это неравномерное распределение информации:

1) о конъюнктуре рынка между продавцами;

2) о товаре (услуге) между продавцом и покупателем;

3) о товаре (услуге) между покупателями;

4) о товаре (услуге) между различными секторами рынка.

 

4. Общественные блага культуры – это:

1) блага, производимые государственными организациями культуры;

2) блага совместного потребления;

3) блага, полезность которых не уменьшается с ростом числа их потребителей;

4) блага, создаваемые общественными организациями.

 

5. Положительные внешние эффекты приводят к тому, что благо:

1) производится в недостаточном количестве и на него устанавливаются необоснованно высокие цены;

2) производится в чрезмерном количестве и на него устанавливаются необоснованно высокие цены;

3) производится в недостаточном количестве и на него устанавливаются необоснованно низкие цены;

4) производится в чрезмерном количестве и на него назначаются необоснованно низкие цены.

Глава 2. Отраслевая и организационная структура культуры

Выводы

1. Отрасль экономики представляет собой совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид экономической деятельности, который приводит к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).

2. Отрасли формируются объективно, на основе функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда.

3. Классификация отраслей как результат субъективных процессов редко бывает четкой и всегда в чем-то условна и произвольна.

4. Для классификации отраслей используют классификационные признаки, в частности: характер основной производимой продукции, вид ее использования, организация и технология производства, вид сырья, материалов.

5. Совокупность общих для процесса производства и потребления продукции свойств позволяет объединить организации искусства и культурного просвещения в одну отрасль – отрасль культуры.

6. Используемый для определения границ отраслей инструмент – общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) – введен в практику в 2005 г. и построен по аналогии и с учетом международных отраслевых классификаторов.

7. В ОКВЭД организации культуры представлены в нескольких группах и не объединены в один подраздел.

8. Технологические связи между организациями различных отраслей закрепляет ведомство – совокупность организаций, объединенных единой системой управления. Образование ведомств свойственно прежде всего отраслям социально-культурной сферы.

9. Федеральное ведомство культуры возглавляет Министерство культуры РФ.

10. За время экономических преобразований организационная система управления культурой претерпела существенные изменения в направлении децентрализации управленческих функций, создания в значительной мере самостоятельных территориальных ведомств региональной культуры.

11. Рост сети организаций культуры, происходящий, прежде всего за счет увеличения числа коммерческих организаций новых организационно-правовых форм и видов, свидетельствует об экономической эффективности ведения хозяйственной деятельности в культуре и перспективах отрасли культуры и ее организаций.

Учреждения культуры в системе отношений собственности

Социальная значимость продуктов культуры и общественная потребность в них определяют необходимость активного участия государства в их производстве. При этом государство должно выступать и в качестве представителя потребителей благ культуры, их заказчика, (как потребитель – монопсонист1), и как непосредственный производитель благ, гарантирующий определенный уровень качества производимого продукта и эффективности использования общественных ресурсов для его производства. Реализовать на практике такую модель хозяйственных связей позволяют отношения собственности и, в частности, юридическая конструкция организации – несобственника, используемая лишь в российской юридической и экономической практике. Она является носителем традиций отечественной административной экономики и позволяет государству до сих пор удерживать влияние на российском рынке продукции культуры.

В отрасли культуры конструкция организации-несобственника используется унитарными государственными и муниципальными предприятиями и государственными и муниципальными учреждениями.

Учреждение – организационно-правовая форма1, преобладающая при производстве благ культуры в РФ. В этой правовой форме осуществляют свою деятельность библиотеки, музеи, архивы, зоопарки, театры, планетарии, концертные и выставочные залы, филармонии, парки культуры и отдыха. Перечисленные виды учреждений создаются различными министерствами, общественными и коммерческими организациями, муниципальными органами власти. Наибольшее число учреждений культуры (95-96%) создано органами государственной и муниципальной власти, они являются бюджетными учреждениями2.

Учреждения, созданные коммерческими или общественными организациями, а также иными, чем Министерство культуры РФ министерствами и ведомствами, чаще всего называются ведомственными учреждениями. Форма собственности их может быть и государственной, и частной. Например, театр Российской Армии, входящий в структуру Министерства обороны РФ, и Дворец культуры ЗИЛ, находящийся на балансе акционерного общества «ЗИЛ», – ведомственные учреждения культуры, однако имущество театра – федеральная государственная собственность, а имущество Дворца культуры - собственность акционерного общества, т.е. частная.

В системе отношений собственности положение организации в статусе учреждения характеризуется следующим:

1. Учреждение не является собственником имущества, переданного ему учредителем. Имущество находится у него на праве оперативного управления. Это означает, что круг правомочий по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом определяет учредитель в уставе организации. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться этим имуществом. Имущество, которым учреждение распорядилось, истребуется собственником из чужого незаконного владения.

2. Имущество, выделенное организации учредителем, обособлено от имущества учредителей. Имущественная обособленность конкретно выражается в том, что учреждение имеет самостоятельную смету. Пределы денежных средств, выделенных учреждению по смете, определяют его собственную ответственность по обязательствам (договорам) и пределы его имущественно-финансовой самостоятельности.

3. Имущество, выделенное организации учредителем, может быть источником дополнительных доходов от разрешенной учредителем предпринимательской деятельности. Однако ни эти доходы, ни имущество на них приобретенное, не становятся собственностью учреждения1; они поступают в оперативное управление и учитываются отдельно от доходов и имущества, выделенного учреждению учредителем.

4. Имущество, выделенное учредителем, должно использоваться организацией для целей, определенных собственником и в соответствии с его заданиями, а также назначением имущества. Цели деятельности организации, определенные собственником, и его задания по реализации целей отражаются в уставе организации и ее планах. Для реализации этих целей собственник имущества принимает на работу (назначает) руководителя учреждения, которого он может снять с работы в случае ненадлежащего выполнения заданий и реализации целей организации.

5. Учредитель (собственник) организации, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

6. Учредитель несет субсидиарную (восполнительную, дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения, в связи с чем на него не распространяется закон о банкротстве.

Как видно, конструкция учреждения – единственного не собственника из некоммерческих организаций – основана на весьма ограниченном праве учреждения на переданное собственником имущество. Это позволяет последнему удерживать организацию в нужном направлении деятельности, дает возможность устанавливать обязательные задания по производству социально значимых услуг и контролировать условия их производства1. Так, контролируя уровень квалификации сотрудников библиотеки, её книгообеспеченность, режим работы, учредитель влияет на качество, объем и технологию библиотечных услуг.

Вместе с тем статус учреждения, хотя и предполагает ответственность учредителя за создание условий исполнения его заданий, тем не менее не устанавливает размеры этой ответственности. Так, в законе «О некоммерческих организациях» сказано, что собственник финансирует учреждение полностью или частично, однако границы финансирования в законе не прописаны. Это определяет саму возможность недофинансирования со стороны собственника.

Остаточность финансирования отрасли культуры, отсутствие обоснованных норм бюджетных ассигнований на ее учреждения и существование значительных проблем формирования бюджетов приводят к сокращению бюджетных средств, выделяемых учредителем на организации культуры, уменьшению объемов оказания бесплатных услуг, снижению общего уровня качества продукции учреждений культуры. Поэтому эффективность работы организационно-правовой конструкции учреждения оказывается зависимой от функционирования бюджетной системы государства.

Бюджетные проблемы и необходимость реформирования бюджетного сектора1 требуют изменения не только механизмов хозяйствования, но и имущественных отношений учреждений культуры.

Эти изменения в отношениях собственности, осуществляемые с позиции защиты интересов бюджета (и государственного и муниципального), были зафиксированы во вступившем в силу в начале 2007 г. Федеральном законе «Об автономных учреждениях».

Главная цель разработки и внедрения нового типа учреждений – автономных – изменение хозяйственного механизма учреждений в сторону расширения экономической самостоятельности, а следовательно, и ограничения ответственности перед учреждением учредителя (государства, муниципалитета). Поэтому главные новации закона лежат не в сфере имущественных отношений. Автономное учреждение (АУ), как и бюджетное, реализует право оперативного управления, т.е. является несобственником.

Однако собственник имущества АУ не несет ответственности по его обязательствам: субсидиарной (восполнительной) ответственности учредителя в АУ нет.

АУ без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным АУ за счет средств, выделенных ему учредителем. Остальным имуществом АУ вправе распоряжаться самостоятельно, т.е. обращать его в уплату по долгам. Категория «особо ценного имущества», не существовавшая ранее, устанавливается самим учредителем и требует ещё законодательного определения.

Закон об АУ значительно сокращает имущественную ответственность государства и расширяет масштабы этой ответственности у АУ. Это создает основу большей экономической самостоятельности организации и одновременно требует от неё экономической ответственности.

Помимо учреждения в отрасли культуры применяется другая форма организации – не собственника – форма государственного (муниципального) унитарного предприятия. Ее используют киностудии и цирки. В отрасли средств массовой информации ее использует, например, такая крупная организация, как Всероссийская государственная телерадиокомпания, являющаяся федеральным унитарным предприятием.

Унитарное предприятие пользуется правом хозяйственного ведения имуществом, которое ему выделил учредитель. Как было сказано в §1 этой главы, это означает, что все действия по распоряжению имуществом предприятие как и учреждение должно оговорить с собственником через устав.

Однако в отличие от учреждения, у предприятия отсутствует субсидиарная ответственность учредителя и его обязанность финансировать организацию1. В связи с этим деятельность предприятия нацелена на извлечение прибыли, как и у любой коммерческой организации. Государство – собственник имущества, выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения, – предоставляет предприятию возможность самому решать вопросы технологии осуществления затрат на производство, заинтересовывая его в снижении затрат. Однако государство оставляет за собой право административного воздействия на предприятие, выпускающее социально значимую продукцию, а именно: право замены администрации в случае неудовлетворительного исполнения его заданий.

Таким образом, государство, применяя организационно-экономические методы, использует принадлежащую ему собственность для производства в культуре социально значимых и общественных благ и тем самым реализует право государственной собственности.

Выводы

1. Исключающий характер отношений собственности лежит в основе спецификации (определения) прав собственности, ее субъекта и объекта, а также экономического использования собственности, предполагающего ее переход от менее эффективного собственника к более эффективному.

2. В Российской Федерации допускаются все формы собственности на объекты культуры. На российском рынке культуры самыми крупными собственниками являются государство и муниципалитеты.

3. Статус бюджетного учреждения как организации-несобственника позволяет государству регулировать производство социально значимых благ культуры: определять их объем, качество, условия производства и контроль за ним.

4. Необходимость гармонизации в отношениях собственности и формирования множественности ее форм обусловили процесс передела собственности, происходящий в России с начала 90-х гг.

5. Приватизация государственных и муниципальных организаций культуры до сих пор не стала заметным явлением по ряду причин организационного, экономического и социального характера.

6. Ряд объектов в культуре находится в особых режимах собственности. Помимо интеллектуальной собственности, к таким объектам относится культурное наследие народов РФ (памятники): функция охраны ОКН – прерогатива государства, имущественное управление возложено на собственника, которым по закону может быть и частное лицо.

7. Процесс юридического оформления приватизации объектов культурного наследия вступил в завершающую стадию: приватизация муниципальных ОКН разрешена законом о Приватизации государственных и муниципальных организаций, мораторий на приватизацию федеральных памятников отменен в 2008 г.

8. Социальная роль культуры, общественный характер производимых в отрасли благ означают, что при определении критериев эффективности использования собственности на объекты культуры необходимо исходить прежде всего из достижения социальных целей – гуманизации общества, самореализации личности, создания и сохранения культурных ценностей и ставить экономические цели во второй ряд.

 

С целью

III. их экономического использования в конкурентной предпринимательской деятельности в производстве, коммерции и торговле»1.

Выводы

1. Широкую группу объектов интеллектуальной собственности объединяют следующие критерии: они являются результатами интеллектуальной творческой деятельности, выражены в объективной, вещной форме, творческий характер деятельности устанавливается на основе принципа презумпции авторства.

2. Правовая классификация объектов ИС устанавливает отличия их правовой охраны и делит их на объекты авторского, смежного и патентного права и средства индивидуализации.

3. Рыночная классификация делит объекты ИС по признаку воздействия на рыночную систему спроса (средства индивидуализации) и систему предложения (объекты авторского, патентного и смежных прав).

4. Выступая на стороне предложения, авторское право является механизмом исключения лиц из несанкционированного потребления объектов авторского права, позволяет компенсировать издержки производителей ОИС, стимулирует их к занятию творческой деятельностью и страхует распространителей произведений.

5. Выступая на стороне спроса, средства индивидуализации гарантируют уровень качества услуг культуры, экономят издержки покупателей, связанные с поиском и измерением, обеспечивают выполнение контрактов на рынке, дают производителю рыночную власть над покупателем, дифференцируют качество продукта, а также являются одним из барьеров вступления в отрасль новых фирм и, следовательно, ограничивают конкурентную борьбу в отрасли.

6. Для создателя интеллектуальной собственности ее экономическая функция состоит в возможности использования в качестве актива, приносящего доход. Это связано с реализацией как личных, так и исключительных (имущественных) прав.

7. Использование объектов ИС связано с договорами, устанавливающими характер, объем передаваемых прав и размер вознаграждения за их использование.

8. Интеллектуальная собственность как объект экономического оборота характеризуется следующими чертами: товарной формой, свойствами общественного блага (неубываемостью в потреблении и ограниченной исключаемостью), принадлежностью как к частной, так и государственной собственности, способностью приносить прибыль и др.

9. В зависимости от направлений оценки используют один из трех известных методов оценки объекта ИС: затратный, рыночный (сравнительный) и доходный.

10. Свойства общественного блага позволяют использовать объекты интеллектуальной собственности свободно, без разрешения автора и выплаты вознаграждения. Границы свободного использования, установленные законом, на практике нарушаются. Огромный по масштабам рынок нелегального (теневого) использования интеллектуальной собственности является сферой ущемления моральных и материальных интересов создателей интеллектуальной собственности.

Характеристика спроса

Спрос – это количество товаров или услуг, которое потребители могут приобрести на рынке в определенный период времени по определенной цене.

Субъектами спроса на продукцию культуры, являются, во-первых, граждане – потребители культурных благ, удовлетворяющие с их помощью свои культурные потребности, во-вторых, государственные и муниципальные органы управления культурой – заказчики определенной культурной продукции, реализующие культурную политику и конкретные культурные программы.

Граждане, индивидуальные потребители, как субъекты спроса представляют собой неоднородную группу с точки зрения развитости их культурных предпочтений2. Одна их часть, наиболее многочисленная, – это потребители с недифференцированными культурными потребностями. Организуя свое свободное время, они могут быть в равной степени удовлетворены в результате посещения кинотеатра, цирка, концертного зала. Для этой группы потребителей культурные продукты, создаваемые разными организациями культуры, – продукты-заменители (субституты). Другая часть – потребители с развитыми, а потому дифференцированными культурными предпочтениями. Они предъявляют спрос на определенный вид культурного продукта (например, театральные услуги), на определенную организацию, создающую этот вид продукта (например, театр «Современник»), определенного режиссера, актера. Круг продуктов-заменителей для них сужен, а в предельном случае субституты отсутствуют вовсе. Продукт, на который они предъявляют спрос, для них уникален.

Спрос со стороны органов управления культурой предъявляется на услуги организаций культуры, реже – на культурные программы или проекты. Круг организаций, получающих бюджетные средства, как правило, ограничивается государственными и муниципальными организациями культуры традиционных видов (библиотеки, клубные учреждения, музеи, театры и т.д.).

Спрос на продукцию культуры предъявляется как в обычной, денежной форме, так и в форме, не опосредованной денежными отношениями, назовем ее натуральной. Денежный, платежеспособный спрос характеризуется тем количеством денежных средств, которое потребители, заказчики могут потратить на приобретение, заказ благ культуры. Его субъектами являются государственные и муниципальные органы управления культурой и граждане. Спрос в натуральной форме определяется количеством продуктов культуры, которое потребители могут приобрести бесплатно, т.е. через общественные фонды потребления, формируемые за счет средств государственного (муниципального) бюджета. Спрос в натуральной форме предъявляют индивидуальные потребители.

Динамика платежеспособного спроса на продукцию культуры зависит от уровня цен на нее, доходов граждан, бюджетной и культурной политики государства и муниципальных образований, а также ряда социально-культурных факторов.

Степень воздействия на спрос определяющих его факторов (цены, уровня доходов потребителя и др.) описывается термином эластичность и измеряется показателями эластичности спроса. Спрос считается эластичным, если степень изменения цены (дохода и других факторов, влияющих на спрос) меньше степени изменения количества купленных товаров (услуг). Например, цена на услугу увеличилась на 10%, а спрос упал на 15%. И наоборот, спрос эластичен (негибок), если степень изменения цены (доходов и др. факторов) выше степени изменения количества купленных товаров (услуг). Например, в случае если увеличение цены на услугу на 15% вызвало падение спроса на 10%.

Степень влияния факторов спроса в целом различна у товаров и услуг, удовлетворяющих разные группы потребностей. Так, спрос на товары и услуги, удовлетворяющие жизненно важные потребности (в еде, одежде, коммунальных услугах, особенно в товарах и услугах первой необходимости), в целом менее подвержен влиянию цен и уровня доходов.

Спрос на товары и услуги, не относящиеся к жизненно важным, особенно на те, которые потребители воспринимают как роскошь, более эластичен.

Культурные потребности не входят в число жизненно важных, базовых. Многие виды культурных потребностей можно отнести к потребностям в роскоши (например, коллекционирование произведений искусства). Для значительной части российских граждан, третья часть которых находится за чертой бедности, предметами роскоши в настоящий момент являются и услуги театров, концертных залов, кинотеатров.

Немецкий статистик и экономист Эрнст Энгель (1821 – 1896), исследовавший взаимосвязи между объемом блага, покупаемого данным потребителем, и величиной его дохода, установил следующие закономерности:

- спрос на продукты, воспринимаемые потребителем как предметы роскоши, восприимчив к изменению в доходах покупателей;

- с ростом доходов наблюдается быстрое увеличение расходов потребителей на услуги (образовательные, медицинские, туризм, культуру).

Эти закономерности подтверждаются и современными зарубежными исследованиями. Так, американский ученый Франсуа Колбер в книге «Маркетинг культуры и искусства» (2004), ссылаясь на современные исследования Фонда Форда, пишет о том, что эластичность спроса на культурные продукты была характерна для реальности Америки 19-го и начала 20-го веков, когда большинство людей знало, что такое бедность. После Второй мировой войны в Америке повсеместно выросли доходы, и с их ростом изменилась система ценностей американцев: «Люди захотели носить более модную одежду, есть лучшую пищу, защищать окружающую среду и пробовать новые способы проведения досуга». Сегодня спрос на культурные продукты на американском рынке можно назвать не гибким в связи с тем, что для большей части населения продукты культуры перестали быть роскошью и, как подтверждают расчеты показателей эластичности, мало подвержены динамике цен и доходов.

В условиях низкого уровня среднедушевых доходов спрос российских граждан на культурные услуги в целом значительно зависит и от уровня цен на эти услуги и от уровня доходов самих потребителей, особенно если вкусы их (культурные потребности) могут быть удовлетворены субститутами (заменителями). При этом наиболее эластичен спрос на услуги концертных и выставочных залов, театров, наименее эластичен – на литературу «легких жанров», газеты, журналы. В столичных городах, где выше уровень доходов, шире слой богатого населения и многочисленнее группа «приверженцев культуры» (театралов, киноманов, библиофилов и т.д.), спрос на культурные продукты, особенно «новинки сезона» или «события сезона» обычно не гибкий.

Высокая чувствительность потребителей культурной продукции к конъюнктуре рынка указывает на одну из важнейших особенностей рынка – ограниченной возможности роста цен: даже незначительное их повышение может привести к переключению потребителей на другие виды культурной продукции или вообще к уходу с рынка культуры. Высокая эластичность спроса на культурную продукцию требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен и скидок в зависимости от изменения спроса.

Органы управления культурой как субъекты рынка предъявляют спрос на культурную продукцию в форме государственного и муниципального заказа на общественные и социально значимые блага. Величина этого спроса зависит от готовности потребителей платить за культурные блага, заказываемые органами управления. Эта готовность выявляется с помощью механизма общественного выбора при голосовании избирателей – налогоплательщиков и определяет культурную политику государства и муниципальных образований. Непосредственно потребители не производят денежной оплаты этих благ, поскольку оплачивают их косвенно с помощью налогов. Это позволяет трактовать налог как цену, уплачиваемую потребителями за общественные и социально значимые блага, заказчиками которых являются органы управления культурой1.

Среди факторов спроса на культурную продукцию есть внеэкономические, социально-культурные. К ним следует отнести моду, традиции в потреблении, формируемые обществом, семьей, а также так называемый эффект снобизма – потребление, побуждаемое стремлением принадлежать к привилегированным слоям общества, к социальному престижу (например, потребление упоминавшихся выше «событий сезона»).

В значительной степени спрос на культурные блага зависит и от уровня культуры потребителя. Чем более развит художественный вкус, чем дифференцированнее культурная потребность, тем динамичнее спрос потребителя. Чтобы понимать и ценить произведения культуры, сложное искусство нужна длительная практика его потребления. Накопленный культурный капитал потребителя становится мотивом его спроса на культурные блага.

Названные социально-культурные факторы делают спрос на культурные продукты более устойчивым к влиянию уровня цен и доходов потребителей.

Потребление культурных благ, осуществляемое как в рамках домохозяйств, так и на рынке, происходит в свободное время потребителя. Объем и структура свободного времени также определяют величину спроса на культурную продукцию и его динамику. В то же время сама величина свободного времени находится под влиянием разнонаправленных тенденций. С одной стороны, индустриализация домашнего труда сокращает затраты труда и времени на ведение домашнего хозяйства и увеличивает объем свободного времени. С другой стороны, экономическая нестабильность, вынуждает членов домохозяйств диверсифицировать источники получения доходов, искать дополнительную работу, получать новую специальность и это ведет к сокращению объема свободного времени.

Вместе с тем рост производительности труда придает времени высокую рыночную ценность. Время, затрачиваемое на досуг, становится более дорогим, поэтому потребители стараются увеличить объем полезности, полученной в час1. Возникает тенденция к перераспределению свободного времени из одних сфер в другие, в которых отдача выше.

Названные тенденции увеличивают конкуренцию за покупателя между организациями, осваивающими свободное время, интенсифицируют режим их работы, труд работников, заставляют искать и использовать конкурентные преимущества в борьбе за спрос.

В связи с тем, что потребление благ культуры происходит в свободное от работы потребителей время, интенсивность спроса на продукты культуры в течение года и в течение суток неравномерна. Так, из-за того, что отпуск у значительной части населения совпадает с летним периодом, спрос на услуги организаций культуры традиционно падает в это время, потому что люди используют альтернативные способы проведения досуга, например, туризм. В зимний период интенсивность спроса на культурные услуги меняется в течение суток, многократно возрастая в вечерние часы, так как свободное время у большинства потребителей приходится на вечер.

Таким образом, на платежеспособный спрос влияет большая группа экономических и социально-культурных факторов. Спрос на бесплатные услуги зависит, главным образом, от социально-культурных факторов.

Характеристика предложения


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1799; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь