Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 1 Религия. Культура. ЦивилизацияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Основы духовной культуры Лекция 1 Религия. Культура. Цивилизация Этимология слова культура Ø Культура происходит от латинского cultura — обработка, воспитание, образование, развитие, почитание. Ø Культура – та составляющая среды обитания человека, которая создана усилиями самого человека в материальной, духовной, интеллектуальной области Ø Культура как данность рукотворная, искусственная противопоставляется природе как данности естественной, и вместе они образуют окружающий нас мир. Ø В культуру в таком широком понимании входят наука, технология и техника, в том числе и бытовая, организация общественной жизни, искусство, литература.
Культура (в социологии)
Ø это система духовных кодов, информационная программа, которая принуждает людей воспринимать то, что происходит определенным образом, действовать именно так, а не иначе, оценивать события и действительность предвзято. Ø комплекс систем ценностей, норм, знаний, символов. Духовная культура включает мировоззрение, систему морально-этических норм, культурно-исторические традиции и обычаи, стереотипы духовного бытия, стиль в искусстве, способ восприятия прошлого, характер фиксации знаний. Для воспроизводства культуры необходимы соответствующие усилия человека и общества и особенно это касается духовной культуры. Культура общества, и материальная, и духовная, представляет собой прежде всего качественную характеристику человеческой деятельности. Носителем, обладателем культуры, так же как и субъектом деятельности всегда является человек. Другое дело, что усвоение личностью элементов как общей, так и конкретных видов культуры зависит как от уровня развития культуры в обществе, от ее доступности, развития потребности в приобщении к ней, так и от индивидуальных способностей, желания человека. Духовная культура представляет собой результат духовного развития личности, она способствует росту и развитию духовного начала в человеке. Для того чтобы понять смысл и значение духовной культуры приведем высказывания выдающегося ученого и деятеля культуры академика Д.С.Лихачева « культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства… Культура – это то, что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации… По своей сущности культура
Ø Первый: что собой представляет окружающий мир – отображает аспект знаний Ø Ø Второй: зачем человеку дана жизнь – это аспект ценностей (терминальных) Ø терминальные ценности, которые отображают смысл жизни. Ø Третий: какими именно средствами достичь этого смысла, цели жизни
Ø – это аспект, который отображает нормы поведения, иначе его называют инструментальными ценностями Ø Ø И четвертый – кого считать ближним (кто является другом, а кто врагом) - это аспект человеческих отношений
Первичные ответы на эти вопросы дает религия, потому что только она отвечает на них с одной стороны целостно, поскольку с внешней стороны является мировоззрением, а с другой стороны, дает ответ на безусловном уровне (и к этому вопросу мы еще вернемся). А распространяет их в повседневную жизнь человеческая культура, в том числе через научную мысль, произведения художников, писателей, поэтов, композиторов, бытовые традиции, обряды, народное творчество, способы и формы общения людей. Но как мы знаем мир культуры человечества является довольно пестрым: есть культуры, которые отличаются друг от друга несущественно, а есть такие, в которых существуют почти противоположные ценности, понимание мира, красоты, добра и зла. И то, что является приемлемым и понятным для носителя определенной культуры может быть совсем непонятным и неприемлемым для носителя другой культуры. Такие примеры можно найти в разных сферах культуры: в искусстве, литературе, архитектуре, науке.
Ø Искусство у разных народов очень разное
Ø Возьмем синтез искусств – архитектуру Ø 1.сравним Ø Храм св.Софии (Константинополь) 532 -537 гг. Ø Храм св.Софии (Киев) дата закладки собора 1017 или 1037 год Ø Храм в.Софии (Новгород) 1045—1050 Храм св.Софии (современный вид) Архитектура их сходна, но построены они в разные века и на разных территориях, принадлежащих разным национальностям (этическим группам) 2. сравним - Усыпальница Тамуридов (Самарканд) 1562 -1571 - Мечеть Омара (Иерусалим) 688—692 гг. Вывод тот же, что и в первом случае 3. сравним - Святилище Вишну (Индия) Гоа-Лавах (глава великого змея) Индонезия (основание 1007 г.) Вывод тот же, что и в первом случае
4. Сравним православный храм и костел, построенные примерно в одно время и в одной стране Вывод: они сильно отличаются
В чем же причина такого сходства архитектуры храмов, построенных в разное время и разными народами в первых 3 случаях и отличия православного храма и костела, построенных в одно время и в одной стране? Возьмем литературу Сравним Сказки (русские – немецкие)
Ø Иванушка дурачок (рус.нар.сказка) Ø Добр, скромен, непритязателен, находчив, честен Ø Смотрят как на глупца, но оказывается вознагражденным за свою доброту Ø Храбрый портной (бр.Гримм) Ø Хитрость, обман, корыстолюбие, хвастовство Ø Вознаграждается самореклама, обман Ø Ø Поэзия Времена года в японской поэзии Ø Зимняя печаль Ø МИНАМОТО-НО МУЭНЮКИ Х век Времена года в русской поэзии Ø Ø Еще в полях белеет снег, Ø Они гласят во все концы: Ø Весна идет, весна идет, Ø Весенние воды Ф.Тютчев (ХІХ в.) Времена года в китайской поэзии Ø Ø Река лазурна-ясна, Ø Ду Фу (ХVIII в) Живопись Сравним произведения живописи, написанные представителями разных культур на одну тему Айвазовский «Девятый вал» Хокусай «Волна» П.Аргунов И.Репин «Портрет Софии Драгомировой» Хокусай «Любопытство» Ренуар «Женский портрет» Ø Культура разных народов может быть схожей, а может сильно различаться. Ø Какой же фактор определяет здесь схожесть и различие? Ø Сначала естественно предположить, что этим фактором являются национальные особенности, этническая принадлежность. Но при знакомстве с материалом эта гипотеза сразу отпадает. Ø Русские и жившие в Византии греки принадлежат к разным этносам, но их средневековое искусство одинаково. Аналогичным образом палестинские арабы и узбеки принадлежат к разным расам, а искусство у них одинаковое. Ø С другой стороны, и русские, и поляки - славяне, т.е. этнически близкие родственники, но, какая разница во всем облике между польским костелом и нашей церковью. Мы - одной крови, а какие разные у нас представления о красоте храма!
Цивилизации Древнего мира Ø Древнееврейская цивилизация Ø (2000 г. до Р.Х.-500 по Р.Х.) Ø Эллинская (древнегреческая) цивилизация Ø (1000 г. до Р.Х.- 100 до Р.Х.) Ø Цивилизация Древнего Рима Ø (30 г. до Р.Х.- 400 по Р.Х.) Основные цивилизации в древнем мире – основаны на языческих религиях и др. верованиях (учение элеатов; римское мессианство), среди них выделяются: Древне-Греческая (Эллинская) цивилизация (Х в до н.э – І в до н.э), Древний Рим (Римская империя – 30 г до н.э – IV в н.э, всего 425 лет), И единственная цивилизация, основанная на единобожии - на Синайском Законодательстве – Древнееврейская (Древнеизраильская) (ІІ в до н.э – 135 г н.э, всего 1631 год). В новом (по рождеству Христову) тысячелетии - это, прежде всего, Христианская цивилизация, разделившаяся на три ветки: Конфуцианство Японская цивилизация Ислам Исламская цивилизация Внутри ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, персидскую и малайскую. Западная цивилизация
Ученые обычно подразделяют ее на три основных составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская Америка.
Православие Византия Православная цивилизация Российская империя
Учения, которые отрицают, отбрасывают какую-либо из основных истин религии не могут быть отнесены к категории религиозных – это другие системы мировоззрения: религиозно-философские, философские, идеологические – материализм, атеизм. Отдельный человек, определенная часть общества может не воспринимать религиозное мировоззрение, но стремление к поиску смысла бытия и вера присущи природе человека. Тогда человек (общество) выбирают другую форму мировоззрения, которая также базируется уже не на религии, а на вере. Мировые религии
Ø Авраамические Ø (монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Ø Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета )
Ø Христианство ( 33 % населения Земли) Ø Ислам ( 23 % населения Земли) Ø Иудаизм ( 0, 2 % населения Земли)
Ø Другие Ø Индуизм ( 14 % населения Земли) Ø Буддизм(6, 7 % населения Земли) Ø традиционные китайские религии Ø ( 6, 6 % населения Земли) Ø ВЕРА
(от лат. veritas — истина, verus — истинный) уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных;
Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание Толковый словарь В.Даля (от лат. veritas — истина, verus — истинный) уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных;
Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание Толковый словарь В.Даля
Вера в психологии Ø 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения; Ø «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Ø Это не значит, что истины В. не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила В. зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями» (Вл.Соловьев).
Вера как доверие
Ø Предполагает близость к предмету доверия, принятие его в свое сердце, надежду на него Ø Религиозная вера Ø человек не просто рассудочно соглашается с существованием Бога, но принимает Господа в обители своего сердца. Такой человек чувствует присутствие Божие, и в случае скорби или жизненных трудностей непременно вспомнит про Бога и станет молиться Ему. Доверие предполагает надежду на Бога, и человек уже старается сообразовывать свою жизнь с верой в Бога. Ø Вера как верность
Ø Это не только признание Бога своим умом, и не только доверие Ему своим сердцем, но и последование за Богом своей волей. Ø Такая вера предполагает подлинную, чистую любовь, потому что истинная любовь немыслима без верности. Ø Выражается это в жертвенности, когда мы стараемся созидать свою жизнь по воле Божией, а для этого отсекаем греховные пожелания своего естества.
Особенности искусства (живопись, литература, архитектура, музыка, фольклор) Мораль - совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами Религия задает ценности, нормы, идеалы на безусловном, догматическом (не требующем доказательств) уровне, отвечает на самые важные вопросы жизни задает понятие о добре и зле.
Общественная мораль как институт регуляции общественных отношений их (ценности нормы, идеалы ) воспринимает (или не воспринимает в этом случае она – базируется на другой вере, например в материальный прогресс, деньги) и распространяет в обычную (повседневную) деятельность людей во все ее сферы, в том числе в экономическую. Мировоззрение- совокупность взглядов на основные вопросы бытия в целом и человека в частности (сущность бытия, смысл жизни, понимания добра и зла, существования Бога, души, вечности). Мировоззрение всегда представлено либо в виде религии, либо философии, только не науки (религия как и философия стремится к тому, чтобы дать целостную картину мира, целостную систему ориентации личности, целостное мировоззрение)
Действия человека и общества в целом определяются двумя факторами – разумом и верой. Но если наука опирается на рациональный способ познания истины, окружающего мира, то религия - оперирует как рациональным (например, это научное богословие) так и, прежде всего иррациональным способами. В отличие от научных знаний, которые являются рациональными, религия овладевает иррациональной составляющей сознания и поэтому веру в Бога, ценности определенной религии не может вытеснить наука, а только другая вера (религиозная или нерелигиозная), другая мировоззренческая система. По мере того, как влияние религии на все сферы общественной жизни по разным причинам становится более слабым (происходит так называемая секуляризация), религиозные ценности и нормы могут отойти на второй план в общественной жизни, и тогда большее влияние на общественную жизнь осуществляют политические, идеологические или правовые институты. Но, так или иначе, даже отвергнув религиозное мировоззрение, человек пытается объяснить смысл своей жизни, ему необходимы ценности и вера (в науку, в силу человека, в деньги - долар, в силу партии). Примером может быть марксистско-ленинская доктрина социализма, которую большая часть нашего народа, как признавали многие ученые, в частности С.Булгаков, И. Ильин, М.Бердяев, восприняла как новую веру. Следует еще раз подчеркнуть, что как наука, так и религия согласны с тем, что нравственность и мораль - производные от религии или веры. Нравственность и весь строй жизни человека в конечном счете определяется его мировоззрением, верой, его пониманием высшего идеала, которым может быть Бог – как личное, духовное, абсолютное начало или «бог» как созданный самим человеком кумир. И тот и другой идеал определяет свою мораль. Если богом для человека окажется слава, власть, желудок, то не остается сомнений и в характере его морали. Яркой иллюстрацией этого может служить выступление Рокфеллера перед учениками одной из воскресных школ в США, в котором он, в частности отметил: « Рост деловой активности - это просто выживание сильнейших…Американскую розу можно вырастить во всем великолепии ее красоты и благоухания, которое вызовет восторг у созерцающих ее, лишь беспощадно обрезая слабые ростки вокруг нее. Это … всего лишь претворение в жизнь закона природы и божьего закона». Поклонение золотому кумиру приводит человека к беспощадной жестокости. Так подтверждается истина: каков «бог»- такова и мораль В период апостасии, то есть обесценивания религиозной веры, безверия, люди теряют ощущение реальности второго бытия, его важности для жизни и руководствуются только законами материального мира, и тогда на смену религиозной вере приходят другие системы мировоззрений и верований, псевдо-религиозные, философские: атеизм, материализм, социализм, синкретические системы верований. Такое изменение в структуре цивилизации знаменует начало ее конца. Рано или поздно такая цивилизация погибнет, и мы имеем соответствующие исторические примеры: древний Рим, Вавилон, Греция. Следующей (как указывали Шпенглер и Данилевский) будет Западная цивилизация. Таким образом, различие цивилизаций и культур и характер их взаимодействия будет определяться различием фундаментальных ценностей, связанных с религией или верованием. Основы духовной культуры Лекция 1 Религия. Культура. Цивилизация Этимология слова культура Ø Культура происходит от латинского cultura — обработка, воспитание, образование, развитие, почитание. Ø Культура – та составляющая среды обитания человека, которая создана усилиями самого человека в материальной, духовной, интеллектуальной области Ø Культура как данность рукотворная, искусственная противопоставляется природе как данности естественной, и вместе они образуют окружающий нас мир. Ø В культуру в таком широком понимании входят наука, технология и техника, в том числе и бытовая, организация общественной жизни, искусство, литература.
Культура (в социологии)
Ø это система духовных кодов, информационная программа, которая принуждает людей воспринимать то, что происходит определенным образом, действовать именно так, а не иначе, оценивать события и действительность предвзято. Ø комплекс систем ценностей, норм, знаний, символов. Духовная культура включает мировоззрение, систему морально-этических норм, культурно-исторические традиции и обычаи, стереотипы духовного бытия, стиль в искусстве, способ восприятия прошлого, характер фиксации знаний. Для воспроизводства культуры необходимы соответствующие усилия человека и общества и особенно это касается духовной культуры. Культура общества, и материальная, и духовная, представляет собой прежде всего качественную характеристику человеческой деятельности. Носителем, обладателем культуры, так же как и субъектом деятельности всегда является человек. Другое дело, что усвоение личностью элементов как общей, так и конкретных видов культуры зависит как от уровня развития культуры в обществе, от ее доступности, развития потребности в приобщении к ней, так и от индивидуальных способностей, желания человека. Духовная культура представляет собой результат духовного развития личности, она способствует росту и развитию духовного начала в человеке. Для того чтобы понять смысл и значение духовной культуры приведем высказывания выдающегося ученого и деятеля культуры академика Д.С.Лихачева « культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства… Культура – это то, что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации… По своей сущности культура
Ø Первый: что собой представляет окружающий мир – отображает аспект знаний Ø Ø Второй: зачем человеку дана жизнь – это аспект ценностей (терминальных) Ø терминальные ценности, которые отображают смысл жизни. Ø Третий: какими именно средствами достичь этого смысла, цели жизни
Ø – это аспект, который отображает нормы поведения, иначе его называют инструментальными ценностями Ø Ø И четвертый – кого считать ближним (кто является другом, а кто врагом) - это аспект человеческих отношений
Первичные ответы на эти вопросы дает религия, потому что только она отвечает на них с одной стороны целостно, поскольку с внешней стороны является мировоззрением, а с другой стороны, дает ответ на безусловном уровне (и к этому вопросу мы еще вернемся). А распространяет их в повседневную жизнь человеческая культура, в том числе через научную мысль, произведения художников, писателей, поэтов, композиторов, бытовые традиции, обряды, народное творчество, способы и формы общения людей. Но как мы знаем мир культуры человечества является довольно пестрым: есть культуры, которые отличаются друг от друга несущественно, а есть такие, в которых существуют почти противоположные ценности, понимание мира, красоты, добра и зла. И то, что является приемлемым и понятным для носителя определенной культуры может быть совсем непонятным и неприемлемым для носителя другой культуры. Такие примеры можно найти в разных сферах культуры: в искусстве, литературе, архитектуре, науке.
Ø Искусство у разных народов очень разное
Ø Возьмем синтез искусств – архитектуру Ø 1.сравним Ø Храм св.Софии (Константинополь) 532 -537 гг. Ø Храм св.Софии (Киев) дата закладки собора 1017 или 1037 год Ø Храм в.Софии (Новгород) 1045—1050 Храм св.Софии (современный вид) Архитектура их сходна, но построены они в разные века и на разных территориях, принадлежащих разным национальностям (этическим группам) 2. сравним - Усыпальница Тамуридов (Самарканд) 1562 -1571 - Мечеть Омара (Иерусалим) 688—692 гг. Вывод тот же, что и в первом случае 3. сравним - Святилище Вишну (Индия) Гоа-Лавах (глава великого змея) Индонезия (основание 1007 г.) Вывод тот же, что и в первом случае
4. Сравним православный храм и костел, построенные примерно в одно время и в одной стране Вывод: они сильно отличаются
В чем же причина такого сходства архитектуры храмов, построенных в разное время и разными народами в первых 3 случаях и отличия православного храма и костела, построенных в одно время и в одной стране? Возьмем литературу Сравним Сказки (русские – немецкие)
Ø Иванушка дурачок (рус.нар.сказка) Ø Добр, скромен, непритязателен, находчив, честен Ø Смотрят как на глупца, но оказывается вознагражденным за свою доброту Ø Храбрый портной (бр.Гримм) Ø Хитрость, обман, корыстолюбие, хвастовство Ø Вознаграждается самореклама, обман Ø Ø Поэзия Времена года в японской поэзии Ø Зимняя печаль Ø МИНАМОТО-НО МУЭНЮКИ Х век Времена года в русской поэзии Ø Ø Еще в полях белеет снег, Ø Они гласят во все концы: Ø Весна идет, весна идет, Ø Весенние воды Ф.Тютчев (ХІХ в.) Времена года в китайской поэзии Ø Ø Река лазурна-ясна, Ø Ду Фу (ХVIII в) Живопись Сравним произведения живописи, написанные представителями разных культур на одну тему Айвазовский «Девятый вал» Хокусай «Волна» П.Аргунов И.Репин «Портрет Софии Драгомировой» Хокусай «Любопытство» Ренуар «Женский портрет» Ø Культура разных народов может быть схожей, а может сильно различаться. Ø Какой же фактор определяет здесь схожесть и различие? Ø Сначала естественно предположить, что этим фактором являются национальные особенности, этническая принадлежность. Но при знакомстве с материалом эта гипотеза сразу отпадает. Ø Русские и жившие в Византии греки принадлежат к разным этносам, но их средневековое искусство одинаково. Аналогичным образом палестинские арабы и узбеки принадлежат к разным расам, а искусство у них одинаковое. Ø С другой стороны, и русские, и поляки - славяне, т.е. этнически близкие родственники, но, какая разница во всем облике между польским костелом и нашей церковью. Мы - одной крови, а какие разные у нас представления о красоте храма!
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы