Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура, цивилизация, формация. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.



Культура и цивилизация (по А. Маслоу и др.). Цивилизация как завершающая стадия культуры (О. Шпенглер). Понятие формации (марксизм): этапы восходящего, прогрессивного развития человечества.

Формационная концепция общественного развития в философии истории марксизма. Производство материальных благ как исходный пункт человеческой истории. Господствующий в обществе способ производства как первостепенная характеристика формации, определяющая все остальные стороны социальной жизни. Соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил как важнейший общесоциологический закон, проложивший дорогу формационной теории. Маркс выделил в истории общества четыре формации: первбытно-общинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую (буржуазную). Формационная схема дополняется Марксом предсказанием появления новой коммунистической формации. Историческое опровержение прогноза Маркса о бесклассовом коммунистическом обществе и традиционного представления марксизма о природе капитализма.

Цивилизационный подход к истории человечества. Понятие «цивилизации». Понимание цивилизации как своеобразной «второй ступени» в истории общества, следующей после ступени дикости и варварства у Л. Моргана (19 век): три этапа развития общества – дикость, варварство и цивилизация. Широко распространенное понимание термина «цивилизации» как тождественное понятию «культура» – локально-исторический подход, рассматривающий цивилизации как качественно разные локальные исторические образования. Н.Я. Данилевский: цивилизации как «культурно-исторические типы общества», существующие в рамках обособленных локальных образований. А. Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, начиная с древнейших, давно погибших египетской и шумерской и кончая дожившими до наших дней Западно- и Восточнохристианской, индуистской, исламской, китайской и японо-корейской. О. Шпенглер выделяет восемь культурно-исторических типов, считая их полностью замкнутыми, изолированными. Концепция «схватки цивилизаций» С. Хатингтона. Концепция «четырех срезов истории человечества» К. Ясперса: доистория, великие исторические культуры древности (локальные истории), осевая история (начало всемирной истории), «техницистская» цивилизация (переход к единой мировой истории). Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма». Концепция «стадий экономического роста» У. Ростоу (1960 г.). Концепция «индустриального общества» Р. Арона (1964 г.). Концепция «постиндустриального (технотронного) общества» американского экономиста З. Бжезинского (1970 г.). Концепция «третьей волны» в развитии цивилизации американского социолога А. Тоффлера (1980 г.). Концепция «информационного общества» (Дж. Несбитт, И. Масуда).

Глобальные проблемы современности. Глобалистика как наука о «глобальных проблемах» человечества. Три основных вида глобальных проблем (отечественные ученые И.Т. Фролов и В.В. Загладин).

Первый вид глобальных проблем – взаимоотношение общества и природы – проблема самоуничтожения человечества через разрушение среды собственного обитания. Вторая группа глобальных проблем связана с отношениями между группами государств, обладающих сходными политическими и экономическими интересами: «Восток-Запад», богатые и бедные страны и т.д. Эти проблемы называют интерсоциальными. Здесь же проблемы предотвращения войны, стабилизация мира, установление справедливого международного экономического порядка. Третья группа глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид-общество». Они связаны с отдельным человеком и зависят от неспособности общества предоставить реальные возможности для развития личности – это проблемы здравоохранения, образования, контроль за численностью населения. К этим проблемам в глобалистике особое внимание со второй половины 70-х годов. 1968 год – создается так называемый Римский Клуб – организация западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Необходимость формирования в людях особого глобального сознания. Прообраз глобального сознания – концепция НООСФЕРЫ, выдвинутая двумя мыслителями независимо друг от друга: француз П. Тейяр де Шарден (1881-1955) и русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945): от утилитарно-преобразующей деятельности необходимо перейти к любовно-преобразующей.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего человечества. Футурология (лат. «футурум» – будущее) – совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации. Дж. Форрестер – основоположник и «идейный отец» глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования (его труд «Мировая динамика» 1971 г.). Качественно особый кризис человечества, вступившего в третье тысячелетие: рост промышленного производства грозит социально-экономическим коллапсом к середине 21 века (доклад Римскому клубу «Пределы роста» 1972 г.). Три глобальных программы по предотвращению глобальной катастрофы (книга «За пределами»): сокращение населения Земли, остановка развития промышленности в странах «третьего мира» по типу западных держав, повсеместное значительное ограничение материального потребления. Новые перспективы выхода из кризиса в этапном докладе совета Римского клуба «Первая глобальная революция» (А. Кинг и Б. Шнайдер, 1991 г.). Концепция экологически приемлемого развития М. Месаровича и Э. Пестеля.

Необходимость взаимодействия всех цивилизаций для решения задач планетарного масштаба: императив современной эпохи – стратегия развития всего планетарного человеческого общества, которая позволит преодолеть беспрецедентный вызов, бросаемый глобальными проблемами. Непременное условие осуществление императива – утвердить триумф человека. Нынешняя цивилизация имеет ярко выраженное гуманистическое измерение.

Стратегии, способствующие преодолению глобальных кризисных ситуаций: 1) информационная (компьютерная) революция. 2) утверждение доминанты рыночной, социально ориентированной экономики. 3) становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике. 4) экуменические (объединительные) процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском варианте.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе следующих технологий: компьютерных технологий (компьютерный опрос, лекция – презентация, доклады студентов в сопровождении мультимедиа); диалоговых технологий (опрос, взаимоопрос, дискуссия между студентами, дискуссия преподавателя и студентов); метода проектов; метода опережающего обучения и др.

Учебный процесс происходит с использованием разнообразных методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические методы передачи и восприятия информации, проблемные лекции и др.); стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (интерактивные обсуждения, философские дискуссии и др.); контроля и самоконтроля (индивидуального, группового и фронтального, устного и письменного опроса, зачета, экзамена); также применяются структурно-логические, игровые, компьютерные, диалоговые технологии.

В процессе обучения широко (более 20 % аудиторных занятий) применяются активные и интерактивные формы проведения занятий: ситуационный анализ, ролевые игры, эвристические технологии, социально-психологические тренинги, тестирование. Метод мозгового штурма, ассоциаций, дискуссионные методы. Тест как стандартизированное, ограниченное во времени испытание. Типология тестов: терминологические и тесты-персоналии (выбор одного-двух вариантов правильных ответов).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов реализуется в разных видах. Она включает подготовку студентов к семинарским (практическим) занятиям. Для этого студент изучает лекции преподавателя, основную, дополнительную литературу, рекомендованную в разделе8 «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины», научные статьи, имеющие непосредственное отношение к изучаемой философской тематике, Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа предусматривает также решение во внеучебное время практических заданий, приведённых в разделе 7 «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины».К самостоятельной работе студента наравне с внеклассным изучением темы предстоящего лекционного или семинарского занятия относится подготовка к экзамену. Экзаменационные вопросы приведены в разделе 7. Обязательным является подготовка студентом в течение семестра доклада, для студентов заочной формы обучения подготовка контрольных работы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ДОКЛАДОВ ПО ФИЛОСОФИИ

Доклад по философии – одна из важнейших форм самостоятельной работы студента, способствующий формированию умения формулировать теоретические проблемы, составлять обстоятельные ответы, письменно излагать свои мысли, критически оценивать литературные источники. В идеале студенческий доклад является формой творческого усвоения философии, призванной поднять логическую и философскую культуру мышления.

Докладом признано считать публичное и развернутое сообщение, основанное на привлечении специальных источников информации, о сути исследуемого вопроса с возможным отражением его практического преломления в конкретной жизненной ситуации, рекомендациями и иного рода предложениями. Доклады и отчёты могут быть устными или письменными. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным. Доклад может содержать диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

Доклад должен воспроизводить ту последовательность изложения, которая положена автором в основу исследования избранной темы. Язык доклада должен быть предельно лаконичным и при этом иметь большую информативную насыщенность. Назначение доклада – не убеждать, а сообщить о чем-либо. Поэтому экспрессивная лексика здесь неуместна. Терминология студенческого доклада по философии должна быть наиболее употребительной и общепринятой, она не должна нуждаться в дополнительной дешифровке и пояснениях. К авторским отступлениям в докладе прибегают тогда, когда возникает необходимость привести аналогии, выдвинуть какие-либо предположения. Авторские отступления приветствуются, позволяя судить об эрудиции студента, его умении комплексно подходить к освещению философских проблем.

Работа над докладом начинается с выбора темы, которая, желательно, не должна совпадать с вопросами плана семинарских занятий, а заключает в себе элементы новизны, проблематичности. Написание доклада надо начинать с продумывания и изложения плана, что облегчает студенту понимание внутренней логики проблемы, помогает лучше ориентироваться при изучении первоисточников, обеспечивает усвоение ведущих положений, формирование четких суждений, умение соразмерно компоновать материал.

Студенческий доклад – это работа, внутренне содержащая элементы научного творчества, направленная на формирование у студентов целостного представления об исследуемом вопросе, имеющая определенную последовательность построения, например:

- Вступление: обоснование актуальности работы, выбор темы реферата, цель, задачи и т.д.

- Основная часть: делится на главы и параграфы, воспроизводя логику конспектируемого научного источника.

- Заключение: выводы и перспективы исследования.

- Список литературы.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

1. Почему человек философствует?

2. Сократ как олицетворение истинного философа.

3. Практичность философии в повседневной жизни человека.

4. Философия и религия.

5. Философия – наука? искусство? мировоззрение?

6. Философия Вед: наука или религия.

7. Образ мира и человека в древнеиндийской философии.

8. Проблема постижения Дао в современном мире: есть ли шанс?

9. Роль философской беседы в культуре Древней Эллады.

10. Проблема первоначала в Милетской школе.

11. Учение Пифагора: между Востоком и Западом.

12. Учение Пифагора и шаманизм.

13. Диалектика Гераклита и метафизика Парменида.

14. Атомизм Демокрита.

15. Софистика как искусство спора.

16. Мир идей и бытие в «пещере» в учении Платона.

17. Учение Аристотеля об обществе и государстве.

18. Эллинизм как призыв «живи по природе! » и христианство. Вызов И. Христа: «Не живи по природе! ».

19. Раздвоение реальности в религиозной философии средневековья: физическое и духовное бытие.

20. Духовная эволюция Августина.

21. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.

22. Проблема достоинства и свободы человека в эпоху Возрождения.

23. Эмпиризм Ф. Бэкона как философское обоснование научного познания.

24. Бытие субстанций и их атрибутов в философиях Декарта и Спинозы: сходство и различия.

25. Реальность как «бытие в восприятии» в учении Дж. Беркли.

26. Кант о трансцендентной реальности: «вещь в себе».

27. «Философия откровения» Ф. Шеллинга.

28. Иерархия Абсолюта Гегеля.

29. Философское учение Маркса, его место и роль в культуре.

30. Рационализм немецкой классической философии и его критика иррациональными философиями 19-20 века.

31. Реальность как единство «воли» и «представления» в пессимистической доктрине А. Шопенгауэра.

32. Вызов культуре Ф. Ницше.

33. Основные направления философской мысли 20 века.

34. Психоанализ и его место в культуре 20 века.

35. Новая картина мира в философии постмодерна: низвержение основ.

36. Уникальность «русского подхода» к осмыслению проблем мировой философии.

37. «Что такое Россия? » как основной вопрос русской философии.

38. Что такое «русская идея»?

39. Философия жизни и смерти Л. Толстого.

40. Ф.М. Достоевский: от утопического социализма к православному мистицизму.

41. Философия всеединства В. Соловьева: любовь как творец мира.

42. Философия русского космизма: передовой шаг экспансии человеческого разума

43. Проблема философского истолкования реальности – что есть бытие?

44. Современные проблемы пространства и времени.

45. Проблема бесконечности мира.

46. Современные представления об уровнях организации материи.

47. Что представляет собой мир: хаос или царство закономерностей.

48. Диалектика и синергетика.

49. Соотношение телесного и духовного, материального и идеального.

50. Феномен человеческого сознания: существует ли владелец сознания?

51. Проблема бессознательного.

52. Мышление и язык: что чему предшествует - речь или текст?

53. Философия как размышление человека о самом себе.

54. История философского осмысления проблемы человека от античности до наших дней.

55. Человек как единство духовного и материального: «личность» и «индивид».

56. «Пространство» существования личности. Личность и творчество.

57. Проблема свободы личности: антитеза детерминизма и «памяти ВОЛИ» человека.

58. Счастье как смысл бытия человека. Соотношение счастья и морали.

59. Конформизм и нонконформизм.

60. Отчуждение и свобода.

61. Проблема смерти и бессмертия.

62. Что такое любовь?

63. Брак и семья.

64. Красота и гармония.

65. Духовность: истинная и ложная.

66. Познание как обязательное условие человеческого бытия.

67. Чувственное и рациональное познание: достоинства и слабости.

68. Интуитивное познание: «интуиция разума» Декарта и Спинозы.

69. Роль интуиции и разума в познании в русской философии.

70. Проблема истины: философский способ осмысления.

71. Роль философского сомнения на пути к истине.

72. Критерии истины: истина и заблуждение; истина и ложь.

73. Какова роль научной картины мира в познании?

74. Редукционная методология: ее возможности и проблемы.

75. Становление научной теории.

76. Искусственный интеллект: достижения и проблемы.

77. Природа научной интуиции.

78. Вера и знание.

79. Человек и история: гений или толпа?

80. Нации и национальное самосознание.

81. Концепции общественного прогресса в истории.

82. Информатизация общества: социально-философский аспект.

83. Взаимодействие культур и кризис цивилизации.

84. Идеал общественного устройства.

85. Глобальные проблемы: есть ли у человечества шанс выжить?

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР.
  2. II. Облака вертикального развития.
  3. III. Цель, задачи развития территориального общественного самоуправления «Жуковский Актив»
  4. Билет № 5. Рынок в системе общественного производства: природа и функции.
  5. Валовая прибыль предприятий общественного питания: экономическая сущность, значение, порядок формирования и направления использования. Факторы, определяющие сумму и уровень валовой прибыли.
  6. Введение в микроэкономику. Основные микроэкономические концепции
  7. ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  8. Вопрос 2. Особенности морали как общественного явления.
  9. Вопрос 26. Новая экономическая политика,основные цели и перспективы. Свертывание НЭПа. Курс на новую модель общественного развития.
  10. Вопрос 8 – Лидерство в организации: понятия, виды, концепции. Классификация стилей руководства
  11. Воспроизводящая структура общественного продукта. Условия реализации общественного продукта.
  12. Восстановление количественно-суммового учета сырья на производстве предприятий общественного питания.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь