Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Постструктуралистский подход.
Постструктуралисты рассматривали социальные явления как специфические языковые практики, по отношению к которым субъект всегда оказывается пассивным. Именно язык, причем понятый широко - как коммуникация, т.е. принятая в обществе система отношений по поводу передачи или обмена информацией, - закрепляет и воспроизводит в культуре не просто различие полов, а дискриминационное их различие - сексизм. Методологической основой этого подхода можно считать идеи Ж.Деррида. Прежде всего это его критика традиционной культуры в целом как " онто - тео - тело - лого - фоно - фаллоцентризм", т.е. предпочтение традиционной культурой реального, абсолютного, целеполагающего, рационального, наличествующего и мужского. Феминистский подход. Феминизм - сложное, неоднородное и противоречивое течение в современной культуре. Наиболее яркие представители этого направления - Хелен Сиксу, Кейт Миллет, Джулия Митчелл, Маргарет Милд и др. - описывают в своих работах исторический, психологический, сексуальный и расовый опыт женщин не только в академическом ключе, но и демонстрируют, что феминизм может быть источником силы. Если пренебречь некоторыми нюансами теоретических установок отдельных его направлений, то его можно охарактеризовать как теорию, основанную на концептуализации сексуального различия. В феминистском дискурсе используется центральное различие sex/gender. В английском языке, который был и остается основным языком феминистского дискурса, sex - это понятие, которым обозначалось половое различие до того, как настали времена gender. Оно определено языком биологии и медицины и в своем применении основывается на понятии человеческого вида, который разделен на два класса: мужской и женский. Sex как биологическое обозначение и gender как социальное всегда имели строгую иерархию между собой, и в феминистской теории sex является чем-то постоянным, а gender - тем, что накладывает на нас только культура и что, следовательно, можно очень легко изменить. Феминистки бросили вызов тому, что они называют традиционными, расовыми, классовыми, сексуальными и властными конвенциями, в рамках которых существует предпочтение мужчин женщинам, белых - черным, физически полноценных - физически неполноценным и т.д. Однако теории комплексного феминизма далеки от завершения, и борьба за устранение такого рода предпочтений продолжается. Многие радикальные феминистки причину женского угнетения видят в сексуальных отношениях. По их мнению, до тех пор, пока женская сексуальность интерпретируется в терминах мужской сексуальности, женщины не будут равны с мужчинами в политических, экономических и социальных отношениях. Мужчина, по их мнению, вынуждает женскую сексуальность к обслуживанию собственных нужд и желаний. По мысли Л.Ирригари, задача философии сексуальности состоит в том, чтобы прервать мужские рефлексивные модели и создать собственную и независимую генеалогию женщин. Конструкции автономной женской сексуальности (шире - субъективности) способны внести в культуру альтернативные ценности и сделать ее содержательнее. Таким образом, широкий спектр проанализированных в данной статье подходов - очевидное свидетельство сложности и многоаспектности феномена сексуальности. Внимание к нему исследователей разных школ и направлений можно интерпретировать как знаковое событие, поскольку тем самым закладываются весомые основания для преодоления его ханжеского умолчания, бытующего еще как в научных, так и околонаучных отечественных кругах, а также для признания его важнейшей структурой культуры, которую необходимо исследовать наряду с другими серьезными научными проблемами. При этом перспективными, на взгляд автора, исследовательскими проектами могут стать концептуализации культурно-исторических форм сексуальных систем, господствующих как в России, так и на Западе, и выявление возможностей их реорганизации в условиях глобализации и мультикультурализма.
1. Введение в гендерные исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2000. 2. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1988. 3. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - М., 1999. 4. Основы гендерных исследований. - М.: МЦГИ, 2000. 5. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989. 6. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. 7. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996. 8. Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма //Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках /Под ред. И.Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 1998. 9. Derrida J. La Dessemination. 1972.
Клецина И.С. Изучение половых различий Гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой, множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотомические схемы. И.С.Кон
Изучение психологических различий между мужчинами и женщинами - одно из направлений гендерной проблематики в психологической науке. Это направление развивалось как исследовательская практика, преимущественно опирающаяся на методы, среди которых приоритетными являются эксперимент и использование стандартизированных тестов и опросников. В истории развития проблематики половых психологических различий выделяется ряд этапов. И.С.Кон, ссылаясь на периодизацию К.Джэклин, описывает четыре этапа, значимых для исследования этой проблематики (4; 5). 1) в 1910-20-х гг. все немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин подводились под рубрику " психология пола" (psychology of sex), причем пол зачастую отождествлялся с сексуальностью; 2) в 1930-60-е гг. " психологию пола" сменила " психология половых различий" (sex differences), которые уже не сводились к сексуальности, но большей частью считались заданными природой; 3) в конце 1970-х гг. по мере того, как круг исследуемых психических явлений расширялся, а биологический детерминизм ослабевал, этот термин сменился более мягким - " различия, связанные с полом" (sex related differences); 4) в 1980-х гг. их стали называть " гендерными различиями" (gender differences), которые могут вообще не иметь биологической основы. Похожие этапы в развитии направления, связанного с изучением психологических различий между мужчинами и женщинами, можно выделить и в отечественной психологической науке. 1) до 70-х гг. в советской психологии проблемы половой дифференциации не изучались, а те крайне малочисленные работы, которые были опубликованы, относились к " психологии пола" и отождествлялись с вопросами сексуальных отношений, преимущественно супружеских; 2) в 70-80-е гг. стали появляться редкие работы, в которых ставились специальные задачи, связанные с изучением различий между полами; это направление определялось, как " психология половых различий", а основные выявленные различия считались биологически детерминированными; 3) и лишь в 90-е гг. в отечественной психологии стали проводиться исследования, ориентированные на изучение " гендерных различий", не обусловленных биологическим полом. Данные периоды характеризуют смену научных парадигм, в рамках которых эссенциалистский и сексистский подходы сменились социально-конструкционалистским, гендерным подходом. Таким образом, в истории изучения проблемы половой дифференциации можно выделить два периода: догендерный и собственно гендерный. Исследовательским итогом догендерного периода явился перечень тех половых различий, наличие которых было убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях, другими словами, представители психологического сообщества пришли к согласованному мнению по поводу наличия этих различий. Таких психологических различий между представителями двух полов оказалось совсем немного. Так, общепризнанными были выявленные различия в когнитивной сфере личностного развития и в сфере социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин - пространственные и математические (7; 10; 15). Наименьшие различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин, наибольшие - в пространственной переработке информации и в пользу мужчин. Что касается различий в математических способностях, то результаты не однозначны. Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки (12). В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости. Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми (16). Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убедительных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем женщины (1). Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, мужчины - как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин - профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль (7; 9). Итак, в многочисленных исследованиях было убедительно доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины (6; 10; 14). На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий. Особую важность приобретал вопрос о природе выявленных психологических различий между полами. В рассматриваемый период (на западе до 80-х, а в России до 90-х годов) дискуссии о детерминации половых различий осуществлялись в рамках двух альтернативных парадигм: социокультурной и социобиологической. Согласно социокультурной модели половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей. Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения традиционным женским и мужским ролям. В рамках социобиологической модели половая дифференциация - универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями. Анатомо-физиологические различия между полами настолько очевидны, что обусловленность психологических различий, главным образом, биологическими факторами, представляется весьма возможной. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в догендерный период социобиологическая модель половой детерминации была более популярна, ее принимало значительное число и зарубежных, и отечественных ученых. Следующий период в развитии психологии половых различий - гендерный - знаменовался акцентированием внимания на социокультурной парадигме. Феминистски ориентированные психологи стремились доказать, что основными детерминантами, в общем-то, немногих научно обоснованных половых различий и половой дифференциации являются социокультурные факторы. Какие использовались основания для утверждения своей точки зрения? Одна система доказательств строилась на анализе общепринятой процедуры психологического исследования. Сексистские тенденции, определяемые феноменом социальной желательности, могут проявляться на всех этапах исследования. Так, например, на этапе постановки проблемы или формулировки гипотез исследователь может использовать сексистскую теорию или концепцию для выдвижения предположения или сформулировать гипотезу на основе предыдущих исследований, которые сами содержали предубеждение (8). На этапе сбора и интерпретации данных на результаты исследования могут влиять такие факторы, как соотношение пола экспериментатора и испытуемого. Так, например, испытуемые-девушки демонстрируют более низкие результаты при изучении их интеллектуального потенциала, если экспериментатор мужчина. В случае, когда исследование проводит психолог-женщина, у этих же девушек результаты оказываются выше (10). Особую роль в процессе проведения эксперимента играют гендерные установки исследователя. Так, психологи-мужчины чаще получают результаты, подтверждающие мужскую независимость, а исследователи-женщины - подтверждающие преимущества женщин в декодировании невербальных сигналов. Разные результаты могут быть получены в зависимости от типа исследования: лабораторное или полевое. В лаборатории возможно варьирование степени значимости гендера. Это осуществляется через подбор состава испытуемых (один или группа, однополая или разнополая), соотношение пола испытуемого и пола экспериментатора, через варьирование инструкций (например, " Это типично мужское задание" или " С этим заданием лучше справляются девушки" ). При проведении исследований в полевых условиях от гендерного фактора избавиться довольно сложно (10). Другая система доказательств опиралась на результаты изучения психологических различий между представителями разного пола в динамике. Стремясь обосновать социокультурную детерминацию половых различий, психологи сравнивали результаты измерений характеристик представителей разного пола, полученных при использовании одних и тех же стандартизированных тестов и методик на протяжении ряда лет. Так, например, Г.Крайг приводит сведения о том, что анализ результатов измерения специальных способностей при помощи Предварительного теста академических способностей (PSAT) за период с 1960 по 1983 годы показал резкое уменьшение различий в психологических характеристиках мальчиков и девочек. Эти данные говорят о том, что в течение двух десятилетий различия между детьми разного пола стали менее выраженными, разрыв между мальчиками и девочками сохраняется только в максимальных достижениях по математике в старших классах (6). Наиболее показательными являются результаты сравнительных исследований половых различий по психологическим характеристикам, в которых лидирующее положение занимают лица мужского пола (пространственные и математические способности). Так, сравнительный анализ результатов выполнения тестов на понимание пространственных отношений американскими школьниками старших классов показал, что за последние 20 лет пространственные способности девушек существенно выросли (2). Специальные психологические исследования, направленные на выявление факторов, обусловливающие выделенные половые различия, показывают ведущую роль социокультурных детерминант и в формировании социально-психологических характеристик личности. Такая характеристика личности, как конформность, которая проявляется как податливость влиянию других людей и характеризуется склонностью к зависимости, по данным исследований, в большей мере выражена у женщин. Однако при сравнении исследований изучения половых различий в конформности, проведенные в разные годы, было установлено, что в более поздних исследованиях процент конформных женщин стал заметно меньше. Э.Игли (11) показала, что среди 22 работ по этой теме, опубликованных до 1970 года, 32% указывали на большую степень зависимости женщин, тогда как из 40 исследований, опубликованных после 1970 года, лишь в 8% работ были выявлены данные различия. Таким образом, гендерные и женские исследования в психологии показали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий (подробнее см.: 3). Многие из существующих различий в чертах личности людей разного пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. Феминистская критика результатов психологических исследований половых различий доказала, что различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если будут приняты социальные обстоятельства, опосредующие их возникновение и проявление. Самые последние тенденции изучения проблем половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода, в рамках которого акцент сделан не на измерении и описании гендерных различий, а на анализе процесса их конструирования. Другими словами, гендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс (13). Акцент на изучении таких процессов обусловил и методы их исследования, это преимущественно качественные, а не количественные методы, среди которых основным является анализ дискурсивных практик как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности. В нашей стране это направление в исследовании гендерных различий пока еще лишь делает первые шаги.
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. 2. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов //Вопросы психологии. - 1993. - № 2. 3. Клецина И.C. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб., 1998. 4. Кон И.С. Обсуждение темы " Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР" //Гендерные исследования. - 2000. - № 5. - С. 27-33. 5. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире //Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие /Под ред. И.Жеребкиной. - Харьков; СПб., 2001. - С. 562-605. 6. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. 7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М., 1999. 8. Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход //Женщина. Гендер. Культура. - М., 1999. - С. 119-130. 9. Bee H.L., Mitchel S.K. The Developing Person: A Life-Span Approach. 2nd ed. - New York, 1984. 10. Deaux K. Sex and Gender //Annual Review of Psychology. - 1985. - № 36. - Р. 49-81. 11. Eagly А.Н. Sex differences in social behavior: social-role interpretation. - Hilsdale, NJ: Erbaum, 1987. 12. Friedman L. Mathematics and the gender gap. Review of Educational Research, 59, 185-213. 1989 13. Hare-Mustin R.J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology //Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. - New Haven, 1990. - P. 22-64. 14. Lott B. Dual nature of learned behavior: The challenge to feminist psychology //Making a difference: Psychology a. the construction of gender. - New Haven; L.: Yale univ. Press, 1990. - P. 65-101. 15. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. - Stanford, CA: Stanford University Press, 1974. 16. Montuori A.A. Evolutionary competence: creating the future. - Amsterdam, 1989.
Гостева Ю.В. Женская психология: Данная работа ставит перед собой основной целью освещение некоторых взглядов на взаимоотношения полов известного психоаналитика К.Хорни (1885-1952). Почему нами сделан подобный выбор? Действительно, имя К.Хорни не слишком известно в России. Объяснением этому служит вполне объективная причина: годы ее деятельности совпадают с периодом " советского застоя", в то время общество " товарищей" не слишком нуждалось в изучении вопросов полов и было изолировано от мирового сообщества своими десексуализированными взглядами на природу человека. Вместе с тем К.Хорни принадлежит к плеяде выдающихся деятелей мирового психоанализа и является общепризнанным основателем науки о женской психологии. К.Хорни родилась в Гамбурге в протестантской семье. Ее отец, Берндт Даниэльсен, был капитаном норвежского флота и глубоко религиозным человеком; мать - Клотильда Ронзелен, датчанка по происхождению, наоборот, отличалась свободомыслием, которое, безусловно, унаследовала дочь. Ее решение заняться медициной - не совсем обычный выбор для женщины ХХ века - было принято под влиянием матери. Окончив Берлинский университет (1913) лучшей студенткой в группе, Хорни специализируется в области психиатрии и психоанализа. В двадцать четыре года она вышла замуж за берлинского юриста Оскара Хорни. Прожив с мужем двадцать восемь лет и воспитав трех дочерей, в 1937 году из-за различия интересов Карен разводится с мужем, и с этого времени полностью посвящает себя психоаналитическому движению. Безусловно, талантливый врач и исследователь, Хорни стала доктором медицины в двадцать восемь лет, а к 30 была уже одним из признанных преподавателей только что открывшегося Берлинского Института Психоанализа. Уже одна их первых ее статей " О происхождении комплекса кастрации у женщин" принесла ей европейскую известность. Персональный анализ К.Хорни прошла у Х.Сакса - одного из ближайших сподвижников З.Фрейда и основателя первого Психоаналитического Комитета (1913), а квалификацию обучающего аналитика она получила у К.Абрахама, которого З.Фрейд считал своим способнейшим учеником. Обучение у таких верных последователей З.Фрейда, казалось бы, должно было способствовать безусловной приверженности идеям классического психоанализа. Однако К.Хорни практически с первых ее работ начинает активно полемизировать с создателем психоаналитической теории, и нельзя не признать, что в ряде случаев эта полемика была достаточно продуктивной. Причина этой неожиданной " конфронтации" яснее всего раскрывается самой К.Хорни. В 1926 году в работе " Уход от женственности" она писала: " Психоанализ - творение мужского гения, и почти все, кто развивал его идеи, тоже были мужчинами. Естественно и закономерно, что они были ориентированы на изучение сущности мужской психологии и понимали больше в развитии мужчины, чем женщины". С этим упреком трудно не согласиться, также как и с тем, что лишь дифференцированный подход к мужской и женской психологии открывает путь к разработке философии целостной личности. Холизм, или " философия целостности", где объединяются объективное и субъективное, материальное и идеальное, составлял основу всех концептуальных подходов К.Хорни (1, с. 3-4). Перейдем к взглядам К.Хорни, изложенным в статье 1932 г. " Страх перед женщиной" (Сравнение специфики страха женщин и мужчин по отношению к противоположному полу). Исследуя вопросы взаимоотношений полов, К.Хорни замечает: " Разве не примечательно и достойно удивления, что, несмотря на такое огромное количество откровенных свидетельств, так мало внимания уделяется тайному страху мужчины перед женщиной? Еще более удивительно, что сами женщины так долго могли не замечать его? " (2, с. 103). О каком страхе говорит К.Хорни, и можно ли вообще выделить его в объективно существенную тенденцию, присущую всем мужчинам в целом? Автор приводит ряд небезынтересных фактов, подтверждает значимость выдвинутой проблемы: 1. Анализ культурного наследия (литературы, мифов, сказаний, исторических свидетельств и т.д.), дает возможность говорить о наличии страха, вызванного женщиной у мужчин всех поколений. К.Хорни пишет: " Мужчина никогда не устает на все лады изображать непреодолимую силу, влекущую его к женщине, и идущий бок о бок с этим - страх, что из-за нее он может утратить себя или умереть. Я сошлюсь, в частности, на живое выражение этого страха в поэме Гейне о легендарной Лорелее: сидя на высоком берегу Рейна, она заманивает лодочников своей красотой. Опять возникает все тот же мотив воды (представляющей первичную стихию " женщины" ), поглощающей мужчину, поддавшегося женским чарам". Подобные сюжеты мы встречали постоянно. Улисс приказал свои спутникам привязать себя к мачте, чтобы избежать обольщения сирен. Загадки сфинкса смогли разгадать немногие, а большинство поплатилось за свою попытку жизнью. Вокруг замка сказочного короля всегда стоит ограда, украшенная головами женихов, осмелившихся отгадывать загадки его прекрасной дочери. Богиня Кали танцует на трупах убитых мужчин. Самсона, которого не мог победить ни один мужчина, лишила обманом его силы Далила. Юдифь обезглавила Олоферна после того, как отдалась ему. Саломея уносит на блюде голову Иоанна Крестителя. Ведьм сжигают из-за мужского страха священников попасть под власть дьявола. Женский " Дух Земли" Ведекинда разрушает всякого мужчину, который попадает под власть ее чар, и даже не потому, что она так уж особенно зла, а просто потому, что ее природа такова. Ряд примеров бесконечен, но всегда и везде мужчина стремится избавиться от своего страха перед женщиной, пытаясь подвести под него объективную основу. " Дело не в том, - говорит он, - что я ее боюсь; дело в том, что она сама по себе зловредна, способна на любое преступление, хищница, вампир, ведьма, ненасытная в своих желаниях. Она - воплощение греха". Не здесь ли - в нескончаемом конфликте между влечением к женщине и страхом перед ней - таится один из важнейших корней мужского творческого начала? " (2, с. 101-103). (Вспомним стихотворение М.Ю.Лермонтова " Тамара", с описанием смертоносной силы любви - расплата за ночь, проведенную с царицей, - жизнь мужчины; лишь евнух (кастрированный мужчина) спокойно может существовать рядом с ней; также оказывается губительным для мужского рода образ Шамаханской царицы, созданный А.С.Пушкиным в известной сказке " Золотой петушок", и таких примеров при внимательном изучении действительно может быть представлено множество.) (Прим. Ю.Г.) 2. Обращаясь к работам Фрейда, Хорни находит необходимые доказательства в этнокультуре древних племен и народов, в их правах и обычаях: для примитивного восприятия женщина становится вдвойне грешной при кровавых проявлениях ее женского естества. Контакт с ней во время менструации в представлениях многих, особенно примитивных народов, фатален: мужчина теряет свою силу, пастбища засыхают, рыбак и охотник возвращаются без добычи. Дефлорация также оказывается крайне опасна для мужчины. Мужской страх перед женщиной глубоко укоренен в сексе, что доказывается элементарным фактом - мужчина страшится именно сексуальной привлекательности женщины и поэтому для исполнения своих страстных желаний он должен держать ее в рабском состоянии. Старой женщине, напротив, всегда оказывается почет, даже в тех культурах, где молодых женщин боятся и, следовательно, подавляют. В некоторых первобытных культурах старухи даже имеют решающий голос в делах племени и пользуются властью и уважением среди азиатских народов. Но во всех первобытных культурах женщина окружена табу в течение всего периода сексуальной зрелости. У племени Арунта, например, существует поверье, что женщины могут оказывать магическое воздействие на мужские гениталии: если женщина произнесет заклинание над некой травинкой, а затем укажет ее на мужчину или бросит ею в него, он заболеет или полностью утратит свои гениталии. Женщина, таким образом, навлекает на него гибель. В некоторых восточно-африканских племенах муж и жена не спят вместе, потому что ее дыхание может ослабить его. Существует и масса других предрассудков. Так, в одном южно-африканском племени считается, что если женщина оплетет своими ногами ноги спящего мужчины - он не сможет бегать: отсюда общее правило сексуального воздержания за два-пять дней до охоты, войны или рыбной ловли. Еще сильнее страх перед менструацией, беременностью и деторождением. Во время менструации женщина окружена сильнейшем табу - мужчина, тронувший ее, умрет (2, с. 80-81). В работе " Тотем и табу" З.Фрейда также находим аналогичные замечания, свидетельствующие о наличии осознанных (или неосознанных) страхов перед образом женщины. Так, например, он фиксирует следующие обычаи: у Akamba (или Wakamba) в бухте Делагога в Африке странным образом самые строгие предосторожности принимаются по отношению к невестке, жене брата собственной жены. Если мужчина встретится где-нибудь с этой опасной для него личностью, то тщательно избегает ее. Он не рискует есть с ней из одной миски, нерешительно заговаривает с ней, не позволяет себе зайти в ее хижину и здоровается с ней дрожащим голосом. На Соломоновых островах мужчина со времени женитьбы не должен ни смотреть на свою тещу, ни разговаривать с ней. Когда он встречается с ней, то делает вид, как будто не знает ее, и изо всех сил убегает, чтобы спрятаться от нее (3, с. 207-208). Фрейд объясняет такое поведение запретом на инцестуозные желания, присущие всем мужчинам (в сознательной или бессознательной форме). Охраняя себя таким образом от " греховного" падения, мужчина вынужден защищаться, т.е. бояться женщины. (Прим. Ю.Г.) 3. Рассматривая библейский сюжет первородного греха и обращаясь к вопросу виновности, увидим, что практически вся ответственность за случившееся возложена на женщину, мужчина оказывается лишь жертвой женской глупости и недальновидности. Вот что по этому поводу пишет К.Хорни в статье 1930 г. " Недоверие между полами" (Доклад на заседании Берлинского - Брандебурского отделения Женской Медицинской Ассоциации Германии). " Я возьму наудачу несколько примеров, начиная от Адама и Евы. Европейская культура, как она описана в Ветхом Завете, безусловно, патриархальна. Это отражено как в самой религии, где нет ни одного женского божества, так и в нравах и обычаях - муж имеет право разорвать брачные узы, попросту выгнав жену. Только на этом фоне мы можем понять мужскую пристрастность в изложении истории Адама и Евы. Прежде всего я хочу обратить внимание на то, что способность женщины давать жизнь частично отрицается и частично обесценивается: Ева сделана из ребра Адама, и на нее наложено проклятье рожать в муках. Во-вторых, путем интерпретации искушения Адама вкусить от древа познания как сексуального искушения женщина трактуется как совратительница, ввергающая мужчину в несчастье. Я уверена, что оба этих элемента, один порожденный завистливой обидой, а другой - тревогой, наносили и наносят ущерб отношениям мужчин и женщин". Анализируя причины этой завистливой обиды мужчин по отношению к женщине, пытаясь найти ее истоки, автор приходит к следующему заключению: одна из крайностей биологической разницы между полами такова: именно мужчина вынужден реально пройти через необходимость доказывать свою маскулинность женщине. Для нее аналогичной необходимости нет. Даже если она фригидна, она может участвовать в половом акте, зачать и родить ребенка. Она играет свою роль самим фактом своего бытия, без всякого действия, и это вечно наполняет мужчин восхищением и завистливой обидой. Мужчина, напротив, должен всегда что-нибудь делать для того, чтобы реализовать себя. Идеал " продуктивности" - типичный мужской идеал (2, с. 112). Возвращаясь к статье " Страх перед женщиной", найдем интересный пример из жизни современных детей, подтверждающий филогенетическую преемственность поколений, сохраняющую основные психологические установки из столетия в столетие. " Доктор Баумейер из Дрездена разрешила мне изложить результаты опыта, позволяющего наблюдать метафорические проявления страха перед влагалищем. Экспериментатор играет в мяч с детьми во дворе лечебного центра и спустя какое-то время показывает им, что мячик надрезан. Она разводит края разреза в стороны и засовывает туда палец, так, что он оказывается там защемленным. Потом тоже самое предлагают сделать детям. Из двадцати восьми мальчиков только шесть сделали это без страха, а восемь невозможно было уговорить. Из девятнадцати девочек девять не высказали ни следа страха, остальные слегка затруднились, но ни одна не была этим сколько-нибудь серьезна встревожена (2, с. 105). Далее К.Хорни рассматривает отношение мужчины к женщине в современных для ее времени обществе (заметим, что в настоящий момент оно мало в чем изменилось, даже несмотря на занятие женщинами более активной жизненной позиции): " Мужчина имеет вполне очевидный стратегический резон не выдавать своего страха. Но он пытается также всячески отрицать свой страх, даже перед самим собой. Это и составляет истинную цель усилий, направленных на поиск все новых доказательств вредоносности женской сущности в художественном и научном творчестве, на которые я уже ссылалась выше. Мы можем предположить, что даже прославление женщины мужчиной происходит не только от стремления завоевать ее любовь, сколько от желания скрыть свой страх перед ней. Аналогичные причины - поиск облегчения - лежат и в основе поведения мужчин, выставляющих на показ свое пренебрежение к женщине. Позиция " Любовь и восхищение" означает: " Мне нечего бояться такого восхитительного, такого прекрасного, более того, такого святого создания". Позиция " пренебрежение" подразумевает: " Слишком смешно бояться такого, как ни посмотри, жалкого существа". Этот путь успокоения своей тревоги дает мужчине особое преимущество, а именно, помогает поддерживать ему свою мужскую самоуверенность" (2, с.104). Вывод из предложенного размышления, по мнению К.Хорни, довольно пессимистичен, мужчины сами обрекают себя на безрадостное существование, " культивируя" тип удобных для них женщин: инфантильных, живущих эмоциями, лишенных ответственности и самостоятельности. Чем обернется такая " систематическая селекция" женщин для будущих поколений, остается только предполагать, не забывая при этом, что процесс взаимодействия не бывает односторонен, и порой под влиянием ими же и созданного " женственного" типа - инфантильного, незрелого и истеричного - мужчины достаточно рискуют не только в личном, но и в глобальном историческом аспекте.
1. Решетников М. Возвращая забытые имена //Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993. 2. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993. 3. Фрейд З. Тотем и табу //Фрейд З. Я и Оно. - Тбилиси: " МЕРАНИ", 1991.
Ломакина С.С. Тенденции восприятия женщин и мужчин Характер любой нации складывается из характеров ее мужчин и женщин, которые, хотя и обладают целым рядом общих черт, никогда не являются абсолютно идентичными (Д.М.Поттер) (1, с. 224). В рамках любого народа женщине принадлежит ключевое значение в сохранении самобытности народа, его национальных традиций, духовных ценностей. М.Вебер считал, что новая экономическая формация возникает в том случае, когда обстоятельства на данный момент интерпретируются в духе определенного мировоззрения. Скажем, протестантская этика, придающая значение мирским достижениям, подготовила почву для возникновения капитализма. Исследователи Д.Мак-Клелланд, Дж.Аткинсон и др. выяснили, что периоды экономического развития для данной культуры могут быть предсказаны на основе данных о степени насыщенности детской литературы предыдущего поколения тематикой достижения. Известно, что социализация происходит, в том числе и через сказки, с которыми прививают стереотипы поведения в обществе, передают из поколения в поколение образы " мужского" и " женского". Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы