Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Женские образы Нового Завета



Груз трагического опыта женщин в религии Христа расплющивает почти до невоспринимаемого состояния любые попытки позитивного анализа ее текстов, особенно в нашем постатеистическом пространстве. Поэтому для фемистки-христианки особенно важен непредвзятый подход к теме. Спектр феминистской литературы о христианстве окрашен как в радикальные (М.Уоррен, В.Соланас), так и в апологетические тона (Р.Айслер, С.Мириам). Так же редок несубъективистский подход в трудах женщин-богословок последнего времени из различных христианских деноминаций.

Не претендуя на строгую научность, я попытаюсь осветить некоторые неявные смыслы, возникающие при внимательном прочтении четырех Евангелий, которым, в отличие от других канонических новозаветных текстов, придается статус наиболее близких к первоисточнику.

В первой же главе Евангелия от Матфея (стихи 18-20) читаем:

" Рождение же Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.

Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и, не желая Ее обесславить, решил тайно отпустить Ее.

Но, когда он помыслил это, - вот ангел Господень явился Ему в сновидении и сказал: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо рожденное в Ней - от Духа Святого."

Начиная с Августина и Дамаскина, богословы разных стран и конфессий бьются над разгадкой факта непорочного зачатия Пречистой Девы. Ведь, если допустить обратное, то вышло бы, что сам Господь Бог явился прелюбодеем, так как посмел нарушить святой закон обручения. Также не утихают споры (а во времена средневековья и войны) о соотношении плотского и духовного в теле самого Христа. Традиционно не выяснена до конца и личность Святого Духа. Неясен пол и облик этого Существа. Равнозначность ипостасей Святой Троицы не подвергается сомнению, однако она идет вразрез с адроцентрической установкой церкви, которая подразумевает для Бога-Отца место первого среди равных. Кроме того, непонятно, как Бог-Мужчина мог кого-то родить. Этот момент замалчивается в проповедях, а особо рьяным " знатокам" Библии все, как всегда, объясняется " непознаваемостью" Бога.

Все эти теологические несоответствия признаны таинствами, непостижимыми уму, которые в еще большей степени призваны подчеркнуть высоту Бога и отдельность его бытия от человеческого. Хотя неясно, как быть в таком случае с пресловутым творением " по образу и подобию".

Все становится на свои места, если признать личность Духа Святого идентичной Великой Царице Небесной или Великой Богине и отделить от нее образ Марии. Тогда получится, что:

а) " оплодотворенная" равными партнерами-супругами Богом-Отцом и Богом-Матерью полностью духовная личность Сына-Бога была попросту помещена в матку Девы Марии как суррогатной матери, была выношена Ею, и произведена на свет;

б) тело Иисуса из Назарета, будучи материальным, также не утратило своей святости, просто " снизило вибрации" до уровня физического мира;

в) Иосиф остался праведен, как этого и требовал иудейский закон;

г) и, самое главное, сохранилась концепция изначального равенства Человека с Богом, которая была подтверждена искуплением грехов на кресте.

Ближе всего к такому выводу подошла знаменитая теософка Е.П.Блават­ская в своем труде " Тайная доктрина". Тем более, что Равноценность-Единст­во Великой Матери по отношению к остальным (с другими) аспектам (и) бытия никогда не оспаривалась теологией буддизма, зороастризма, тайными учениями Каббалы и многими " языческими" верованиями народов.

Можно привести ряд евангельских мест, которые показывают, как определил сам Иисус относительность гендерных ролей и брачных обязательств:

" Пока еще Он говорил народу, вот Матерь и братья Его пришли и стояли снаружи, стараясь поговорить с Ним.

И сказал ему кто-то: вот, Матерь Твоя, и братья Твои пришли и стоят снаружи, стараясь с Тобой поговорить.

Он же ответил, говорившему Ему: кто Матерь Моя и, кто братья Мои;

Ибо, кто исполнит волю Отца Моего, Который на Небесах, тот Мой брат, сестра и матерь."

(Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 46-50)

" И, подойдя, фарисеи спрашивали Его, искушая: можно ли мужу отпускать жену?

Он ответил им: что вам заповедал Моисей?

Они сказали: Моисей разрешил писать разводное свидетельство и отпускать.

Иисус же сказал им: по жестокосердию вашему написал он заповедь эту. От начала же создания Бог " мужчиною и женщиною сотворил их". " Поэтому оставит человек отца своего и мать, и будут двое плотью единою, так, что они уже не два, но единая плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает".

И в доме ученики снова спрашивали Его об этом.

И говорит им: кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодействует по отношению к жене; и, если она, покинув мужа своего, выйдет замуж за другого - прелюбодействует "

(Евангелие от Марка, гл. 10, ст. 2-12)

" Говорят Ему ученики: если так надлежит поступать человеку с женой, лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово это, но кому дано.

Ибо есть скопцы, которые от чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены были людьми; и есть скопцы, которые оскопили самих себя для Царства Небесного. Могущий вместить, да вместит. "

(Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 10-12)

" Начали роптать на него иудеи за то, что Он сказал: Я - хлеб, сошедший с неба, и говорили: не он ли Иисус, сын Иосифа, отца и мать которого мы знаем? Как же он теперь говорит: " Я сошел с неба"? "

(Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 41-42)

В вышеприведенных отрывках можно увидеть, что в системе истинно христианских ценностей род больше не властен над свободным " Я", выбирающим свой путь. Если принимать личность Иисуса за гуру, за которым следуют, отрекшись от родных и/или от своей женственности/мужественности в пользу асексуального духовного совершенствования (а мы знаем, что свято место пусто не бывает), то выпадает из контекста явный момент установки высокой планки искренней любви между супругами, который почему-то не берется в расчет. Более того, сам институт брака, семьи и гендерного дуализма определяется Христом как устаревшая форма существования человека, ограничивающая личность. Фразу " что Бог сочетал, того человек да не разлучает" все проповедники трактуют в пользу патриархата. Однако, если подразумевать под этим именно гармоничное сочетание женского и мужского начал, которого не должен нарушать человек (то есть мужчина, по аналогии с мыслями церковников), то она предстает перед нами в совершенно другом свете. Термин " прелюбодеяние" имеет этимологические корни в таких словах, как " прелюба" или " прелюбы творить", то есть лгать, притворяться, что любишь.

Мысль о несправедливости устройства традиционной семьи и необходимости перемен звучит и в другом месте:

" Думаете ли вы, что Я пришел дать мир на земле? Нет, говорю вам, но разделение.

Ибо, отныне пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух и двое против трех.

Разделятся: отец против сына, и сын против отца: мать против дочери, и дочь против матери? Свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови."

(Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 51-53)

Или:

" Любящий отца или мать более Меня недостоин Меня: и любящий сына или дочь более Меня недостоин Меня."

(Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 37)

" И, всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли, ради имени Моего, во сто раз больше получит и жизнь вечную наследует."

(Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 29)

Также Иисус не придавал значения домашнему труду и обязанностям женщины прислуживать мужчинам, установленным веками:

" И во время пути их вошел Он в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой.

И у нее была сестра, называвшаяся Марией, которая и села у ног Господа, и слушала слово Его.

Марфа же была вся поглощена служением. Она подошла и сказала: Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она мне помогла.

И ответил ей Господь: Марфа, Марфа, заботишься ты и беспокоишься о многом, а только одно нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у нее."

(Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 38-42)

За Христом следовало множество женщин. Некоторые считают, что их количество было большим, чем мужчин. Однако не все из них были маргиналками, как Мария Магдалина.

" …и Иоанна, жена Хузы, состоящего при Ироде, и Сусанна, и многие другие, служившие им имением своим."

(Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 3)

Это также косвенно подтверждает эпизод, когда римские воины делили хитон Иисуса и разыгрывали о нем жребий, так как не могли разорвать по шву, потому, что он был цельнотканый - вещь весьма ценная и редкая в те времена, которая могла быть подарена только знатной последовательницей Его учения.

Стоит сказать, что вся странствующая кампания была временами очень состоятельна. Сколько денег надо, например, чтобы купить хлеба и жареной рыбы для 5 тыс. человек, чтобы еще осталось? Даже принимая в расчет возможную дешевизну продуктов в тот период, сумма нужна немалая. Сейчас для этого требуется никак не менее 4 тыс. долларов.

" Он же ответил им: дайте им вы поесть. И говорят Ему: не пойти ли нам купить хлебов денариев на двести и дать им есть? "

(Евангелие от Марка, гл. 6, ст. 37)

В заключение рассмотрим классическую историю о помазании Марией Магдалиной ног Иисуса мирровым маслом. У иудеек того времени было принято хранить запечатанный алебастром сосуд с благовонным умащением, который разбивался в день свадьбы и содержимое покрывало невесту.

" Тогда Мария, взяв фунт мира из нарда чистого, драгоценного, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его, и дом наполнился благоуханием мира."

(Евангелие от Иоанна, гл. 12, ст. 3)

Здесь умаляется само " священство" брака как некого таинства и признается приоритет индивидуального устройства жизни. То, куда каждая(й) из нас направит ее ресурсы, - вот основной вопрос и ценность существования человека.

Внимательно прочитав четыре главных текста христианства, я не нашла в словах Его основателя ни грана сексизма. Приходится признать, что все то, что творилось церковью и обществом по отношению к женщинам после не имеет никакого отношения к Христу и исходит от системы патриархата, власти насилия, лжи и лицемерия, которая давно и ловко меняет маски, чтобы сохранить свою суть.

 

 

Куликова Е.В.

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ:
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Мы живем в трудное время, поскольку переживаем переломный момент в жизни страны. Ломка традиций и стереотипов, эклектика веры не привносит стабильность ни в общество, ни в семью, ни в душу человека.

Так сложилось, что на протяжении жизни одного поколения в России неоднократно менялся социальный строй, социальная структура общества. Изменения повлекли за собой ломку, зарождение, развитие и снова ломку традиций жизни человека в обществе. Что важно, что неважно, что ценно, хорошо, красиво, этично, эстетично, как надо жить и на что обращать больше внимание - на быт, карьеру, деньги, душу, саморазвитие, духовное становление, политическую активность, общественную деятельность - вот вопросы, ответ на которые приводит к тому или иному образу мыслей и жизни.

Столь частая ломка стереотипов, равно как и насильственное внедрение тех или иных традиций, к сожалению, характерна для России на переломном этапе. Это было раньше (вспомним хотя бы установление христианства на Руси или внедрение в сознание народа Кодекса строителя коммунизма), это есть и сейчас.

Российское общество переживает очередную ломку традиций и стереотипов. И наиболее сильным образом эта ситуация сказывается на отношениях мужчины и женщины - ведь самые сильные традиции связаны с бытом и семьей. Бытовая сфера очень мала по пространству, но необычайно велика по влиянию на человека. Именно через семью и быт ребенок начинает усваивать первые навыки поведения в обществе. И во многом дальнейшая судьба ребенка определяется принятым укладом в семье. Что такое традиционная российская семья в нынешних условиях? - я думаю, что сейчас сложно дать ответ на этот вопрос. Все больше становится женщин, которые захватывают лидерство в тех или иных сферах общественной жизни и все чаще традиционные ролевые функции мужчин и женщин переопределяются действительностью. Женщины не всегда согласны выполнять единственную роль помощниц мужчин, хотя эта роль в обществе является традиционной и единственно правильной с точки зрения христианства. А что же церковь, как сосуществуют церковные православные традиции и новые жизненные условия?

К женщине в православной церкви отношение особое. Н.Кигай (1), например, рассматривая Библию с позиций современного феминизма, считает, что " …женщине вообще нет места в церковной иерархии. За нею до сих пор не признается право на самостоятельное, независимое от мужчины существование" (1, с. 9). В подтверждение своей точки зрения она приводит следующее высказывание: " На первой же странице самой первой книги Откровения, вскоре за изречением, определяющим общее назначение человека: " сотворим человека по образу Нашему и по подобию", встречается другое изречение, указывающее на частное назначение женщины: " не добро быть человеку единому: сотворим ему помощника по нему" (там же).

С другой стороны, Протоирей Дмитрий Соколов в своей книге " Назначение женщины по учению слова Божия" (2) приводит следующую точку зрения: " …место, которое назначено женщине, определено Самим Богом. Место это не унизительное для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница " подобная ему" и при этом только в условии равенства (курсив автора) может оказать ему помощь, в которой он нуждается." Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она " кость от кости его, плоть от плоти его" (3, Быт. 2.21) и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить ее, не унижая при этом себя"... Здесь можно рассуждать о равенстве, подобии, о выводах, которые можно сделать, отталкиваясь от того или иного понятия, однако суть остается неизменной - роль женщины вторична, у нее нет права на инициативу и творчество вне бытовой сферы.

Церковь не замечает изменений обстоятельств жизни женщины, накопившихся за 2 тысячи лет. М.Котовская, кандидат исторических наук, в своей статье " Особенности религиозного сознания современных российских женщин" (4) приводит следующие факты: " …например, мужчина всегда может зайти в храм в том, в чем идет по улице или сидит на работе; современная женщина, отказавшаяся от головного убора и носящая брюки, должна соблюдать определенный маскарад, и при входе в церковь надеваются платочки и юбки поверх брюк.

Кроме того, любая благочестивая прихожанка с возмущением отвергнет мысль о посягательстве на священный дар жизни и скажет, что " репродуктивные права выдуманы сатаной". Но статистика абортов говорит о том, что процент верующих женщин, прошедших процедуру аборта немногим отличается от процента среди индифферентных к религии женщин…" (4, с. 12).

Далее она указывает, что " традиция женского высшего образования насчитывает более ста лет. Сейчас в России женщин с высшим образованием больше чем мужчин. С точки зрения православной церкви все это ничего не значит. " Враждебная сила ложного просвещения всеми способами развращает женское сердце. Ненужным знакомством с тайнами физиологии и медицины лишают ее крепчайшего ограждения человеческой добродетели - стыдливости и внутреннего целомудрия. Вызывая ее на общественную, не свойственную ее природе деятельность, возбуждают в ней ложную самоуверенность, иногда доходящую до дерзости" (5). И, не смотря на эту точку зрения, очень многие женщины, считающие себя верующими, получили высшее образование и работают в сфере высшего и среднего образования, забывая при этом что право на образование получено женщинами в результате долгой борьбы феминисток (т.е. греховно по своей сути - ведь не Богом дано это право, а женщины сами завоевали его). И более того, полагают, что такая ситуация до такой степени естественна, что нет причин вообще обсуждать этот момент.

Все это примеры ханжества и лицемерия, и список их можно приводить и приводить еще очень долго. А причины подобного лицемерия в квазидуховности, эклектике веры, смешении традиций различных культур, идеологий, которые сокрушительным образом действует на людей, заставляя большинство из них идти по линии наименьшего сопротивления.

Как мы видим, церковь сейчас также предпринимает попытки формирования своего взгляда на изменившиеся обстоятельства и особенно на роль и назначение женщины. Появление большого числа книг разных авторов, раскрывающих с различных позиций назначение женщины является прямым следствием реакции на переломный этап жизни общества.

И напоследок я хочу привести описание добродетельной жены, сделанном Соломоном: " Добрую жену кто найдет - цена ее выше жемчуга. Сердце мужа ее надеется на нее, и не останется без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей. Вздумает приобрести себе сад и приобретет его; руками своими сажает виноградник. Понимая, что работа ее прибыльна, ночью не гасит своего светильника. Встает раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному и руки свои простирает нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних ее есть теплая одежда. Она настелила богатых ковров. Мужа ее легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда ее самой; с улыбкой встречает она наступивший день. Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке ее. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своем и хлеба не ест в праздности. Встают дети ее и ласкаются к ней, встает муж ее и хвалит ее: " Много есть добрых женщин, но ты превзошла всех их". Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы. Дайте ей от плодов рук ее, и дела да прославят ее" (3, Притч. 31, 10-31).

Право выбора каждого человека всегда остается при нем. Но прежде чем сделать окончательный выбор и, тем самым, возможно сохранить себя от будущих потрясений и смены идеологий, необходимо учиться. Учиться искать себя, учиться не лгать себе, учиться защищать себя и свою душу от воинствующей безграмотности, порожденной неверием и суеверием.

 

1. Кигай Н. Женщина и религии //Диалог женщины. - 1999. - № 9 (25) - С. 9-10.

2. Протоирей Дмитрий Соколов. Назначение женщины по учению слова Божия. - М.: Феофания, 2000. - 32 с.

3. Библия.

4. Котовская М. Особенности религиозного сознания современных российских женщин //Диалог женщины. - 1999. - № 9 (25). - С. 11-14.

5. Архиепископ Амвросий. Слово о назначении женщины. - М., 1993.


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь