Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЕНДЕР КАК ФОРМА ИДЕНТИЧНОСТИСтр 1 из 5Следующая ⇒
Гендерная идентичность - самоконцепция индивидуума о том, какого он пола - мужского или женского. Для большинства людей гендерная идентичность и биологические особенности - одно и то же. Однако существуют обстоятельства, в которых связь между гендером и полом проблематична, например, в транссексуализме, где сексуальные биологические характеристики свидетельствуют недвусмысленно о принадлежности к одному полу, а человек считает, что он или она есть или должен быть противоположного пола. Все это говорит о том, что гендерная идентичность не устанавливается при рождении. Субъект еn-gendered [ген[д]ерируется], то есть производится или конструируется, и конструируется-как-гендерный в процессе принятия, отождествления, идентификации с диспозициями и эффектами значений, определенными гендерной системой данного общества. То есть гендерно неопределенного субъекта не может быть, хотя это не означает, что гендер определен однозначно. Э.Гидденс выделяет три основные теории формирования половой идентичности: фрейдистскую, теорию Ходоров, моралистскую теорию Гиллиган (1, с. 160-164). Теория сексуальности Фрейда говорит о том, что главным конституирующим моментом личности является жизненное влечение, имеющее сексуальную природу: разные этапы переживания этого влечения (комплексы) постепенно формируют структуру психического, которая наряду с бессознательным этого влечения имеет сознательную часть и цензурирующую совесть, некий идеал, или Сверх-Я. Но именно анатомия дает основание ребенку выделить пол мальчика как полный, а пол девочки как ущербный. Это дало основание для феминизма в целом оценивать фрейдизм как авторитарную, женоненавистническую теорию. Гораздо большим авторитетом в феминистской среде пользовалась концепция " воспроизводства материнства" Н.Ходоров о том, что решающим для формирования психического является отделение от матери, и тогда ущербными оказываются мужчины, которые, в противоположность женщинам, из поколения в поколение наследуют страх установки и неизбежной потери эмоционального контакта и соответствующие поведенческие стереотипы (4, с. 40-41, 51, 62). На основе теории полового развития Ходоров К.Гиллиган создала специальную феминистскую этическую теорию развития сексуальности, которая должна пройти три ступени: от связанной непосредственно с " естественными" задачами пола, для женщин это альтруизм и жертвенность, через разумный эгоизм к осознанному партнерству третьей ступени, на которой поведенческие идеалы мужчины и женщины окажутся тождественными (2, с. 181-186). Эти три, можно сказать, классических варианта понимания гендерных стереотипов послужили основой новейших представлений о проблемах гендерной идентификации. Современные интерпретации гендерной идентичности весьма многоплановы, и раскрытие их сути - сложнейшая исследовательская проблема, выходящая за рамки данного исследовательского проекта. Предметом настоящего исследования стала концепция социализации и идентичности, разработанная М.Мид (3). Анализируя феномен детства, Мид раскрывает особенности протекания первичной идентичности. Как психологические, так и социальные факторы, по ее мнению, вносят свой вклад в раннее установление первичной идентичности, которая видоизменяется и расширяется социальными факторами по мере того, как ребенок развивается до полного созревания. Основа гендерной идентичности - это концепция " Я мальчик" или " Я девочка", обычно формируется ко времени, когда ребенок достигает 3-летнего возраста, и дальше ее очень трудно видоизменить. В случаях, когда биологический пол был неясен при рождении или были совершены ошибки при его определении, становится практически невозможно переустановить надлежащую идентичность позднее в детстве и юности. Вторичная гендерная идентичность может быть развита из первичной идентичности, так как сексуальное поведение может быть выбрано позднее в жизни, гетеросексуальные и гомосексуальные ориентации тоже развиваются позднее. Точно так же, как концепция сексуальной роли индивидуума, гендерная идентичность развивается на примере родителей, социальных факторов и языка. Родители учат детей поведению, соответствующему полу, с ранних лет, и это поведение укрепляется по мере того, как ребенок становится старше и вступает в более обширный общественный мир. Так как ребенку необходим язык, он очень рано узнает разницу между " он" и " она" и понимает, что подходит " ему" или " ей". Один из самых эмоциональных аспектов развития ребенка - это формирование его самоконцепции или идентичности, его чувства " кто он" и " какое у него отношение к другим людям". Самая заметная тенденция в росте самосознания ребенка - это сдвиг конкретных физических атрибутов к более абстрактным характеристикам. Это изменение очевидно в характерных чертах, которым дети придают особое значение, когда их просят описать себя. Маленькие дети от 4 до 6 лет оперируют такими характеристиками, как цвет волос, рост или их любимые занятия. Но через несколько лет их описания смещаются к более абстрактным, внутренним или физиологическим качествам, включая их способности и умения по сравнению с другими детьми. Когда ребенок достигает юности, он склонен определять себя индивидуальной особенностью его чувств, мыслей, убеждений - более чем просто внешними характеристиками. Одна из наиболее ранних и главных категорий самоконцепции, которая возникает в детстве, основана на гендере и называется сексуально-ролевая идентичность. Дети развивают рудиментальную гендерную идентичность к 3-летнему возрасту, научившись классифицировать себя и других как особей мужского и женского пола. Они также начинают предпочитать занятия и роли, традиционно предписанные их полу. В 2 года большинство детей выбирают игрушки и занятия, которые подходят к сексуально-ролевым стереотипам, а в дошкольном возрасте они начинают выбирать партнеров одного пола сними для игр. Другой компонент самоконцепции касается расовой, этнической или религиозной групп, к которым принадлежит ребенок. Один из важных процессов, служащих связующим звеном в самоконцепции ребенка - это идентификация. Она подразумевает объединение ребенком характеристик родителей и других людей путем освоения их внешности, отношений и поведения. Дети склонны идентифицироваться с теми людьми, к которым они эмоционально привязаны и которых они считают похожими на себя тем или иным образом. Кажется, что они отождествляются более сильно с родителями. Они являются любящими или доминирующими и властными. Их присутствие может повлиять на развитие ребенка. Родители склонны проявлять большее внимание к первенцу (при отсутствии других детей), и поэтому в последствии предъявляют к нему более высокие требования (как к старшему ребенку). Из-за этого первенцы имеют тенденцию более тесно идентифицироваться с их родителями, соответствовать их ожиданиям, соглашаться с их ценностями, с авторитетом, чем их младшие братья и сестры. В современном обществе, под которым мы подразумеваем не любые формы общества, существующие сегодня, а общество, где высоко развит современный характер - самоидентичность становится неизбежным результатом. Даже те, кто говорят, что никогда не задумывались над вопросами их собственной идентичности, будут, несомненно, поставлены перед выбором собственного образа, исходя из особенностей их жизни, повседневных вопросов, касающихся одежды, внешности, досуга, занятий, отношений между людьми. Общество на более ранних стадиях развития было твердо основано на традициях, которые обеспечивали людям более или менее определенные роли. В посттрадиционном обществе нам приходится делать это самим. Интерес к вопросам идентичности в современном обществе - это следствие и причина изменений на индивидуальном уровне. Можно увидеть связь между микроаспектами общества - внутренним чувством (само)идентичности человека и макроаспектами, например, глобализацией. Эти различные уровни, которые рассматривались социологией отдельно, повлияли друг на друга, и не могут быть до конца поняты по отдельности. Взять, например, изменения в интимных отношениях, которые мы наблюдаем последние 60 лет. Для них характерен более высокий уровень разводов, возросшая откровенность в сексуальных отношениях и все более очевидное разнообразие в сексуальных практиках. Эти перемены не могут быть поняты, если предположить, что общественные институты и государство были теми причинами, которые привели к переменам, по крайней мере, к некоторым из них. Действительно, традиционное мышление и основы морали требовали, чтобы у людей были стабильные моногамные семьи. Они исключили какую-либо свободу в сексуальных отношениях. И поэтому вряд ли социальные институты инициировали столь радикальные перемены в сфере половой морали. Но изменения в сексуальных практиках так же не могут быть объяснены рассмотрением только на индивидуальном уровне. Мы не в праве сказать, что люди спонтанно начали менять мнение, как жить. Необходимо серьезное изучение фактов переплетения микро- и макроаспектов. Изменения в отношении к браку, к взаимосвязи между полами, явная сексуальность - все это ассоциируется с падением религиозных убеждений и подъемом рациональности. Эти события являются продуктом изменения в законах, касающихся брака и сексуальности (макро), но потребность в этих изменениях пришла из уровня повседневной жизни (микро). На это в свою очередь повлияли общественные движения за свободу женщин и равноправие (макро). Сами движения возникли от неудовлетворенности повседневной жизнью (микро). Итак, проблемы идентичности превратились в одну из важнейших проблем современного общества. По существу в ней нашли свое концентрированное выражение те противоречия, с которыми столкнулась в своем развитии современная индустриальная цивилизация. Поэтому совсем не случаен интерес современных исследователей к гендеру, полу, идентичности, осмысление которых позволяет высветить узловые моменты современного развития общества, культуры, человека. Представленный автором данного исследования взгляд на проблему - лишь незначительный шаг в этом направлении.
1. Гидденс Э. Социология. - М., 1999. - С. 160-164. 2. Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины //Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. - СПб., 2000. - С. 181-186. 3. Мид М. Культура и мир дества. - М., 1988. 4. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола //Антология гендерной теории. - Минск, 2000. - С. 40-41, 51, 62.
Владимирова Н.А. К вопросу о некоторых Сексуальность является неотъемлемой частью культуры человечества. Многие ученые и мыслители обращались к изучению этого феномена, пытаясь раскрыть те культурные смыслы и формы, носителем которых он выступал, те функции, которые он выполнял в культуре. К настоящему времени сложились многообразные дискурсы сексуальности, среди которых наиболее известны психоаналитический, структуралистский, постструктуралистский и, наконец, феминистский. Предметом настоящего исследования является специфика решения проблемы сексуальности разными культурологическими школами и направлениями, что позволяет, на взгляд автора, выявить на этой основе новые возможности для осмысления мужского и женского в культуре. Психоаналитический подход. В классическом психоанализе культура стала предметом объективного научного изучения. Основоположник психоанализа - Зигмунд Фрейд - считал, что социальные нормы по преимуществу обусловлены исторически складывающимися типами семейно-брачных отношений, характером сексуальных связей и запретов. Среди вытесненных влечений могут оказаться влечения, имеющие сексуальную направленность. Но это вовсе не означает, что они монопольно царят над всеми потребностями, движущими поведением человека. Именно этот подход Фрейд отстаивал в " Трех очерках по теории сексуальности", где весь анализ психоневрозов вращается вокруг подавления сексуального влечения как главной причины страхов, неврастении и других болезненных состояний. Здесь же предлагалась схема психосексуального развития личности - от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное половое влечение к лицу противоположного пола. З.Фрейд дал объяснение воспроизведения асимметрии в культуре на основе своего открытия структуры психического. Фрейд видел в культуре систему запретов, ограничивающих и вытесняющих естественные влечения, а сексуальность он рассматривал как энергетический источник развития культуры. Одним из ключевых понятий психоанализа является Либидо. Исходно этот термин обозначал психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида. В более поздних работах Фрейд использует понятие Либидо как синоним влечения к жизни. В своих работах Фрейд также вводит понятие сублимации. Он понимает сублимацию как один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия перемещается на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. Фрейд предложил трехкомпонентную модель личности, которая имеет своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами " Оно" (ид), " Я" (эго) и " Сверх-Я" (супер-эго). Теория Фрейда пользовалась и до сих пор пользуется большой популярностью. Это объясняется тем, что люди всегда искали истину о сексе. Благодаря Фрейду произошло небольшое послабление официальных стратегий запрещения и умолчания. Вместе с тем, для теории З.Фрейда характерен традиционный бинаризм философского мышления, в котором женская сексуальность мыслится в негативных терминах. Подход другого представителя психоанализа - Карла Юнга - отличался большим вниманием к общезначимым символам, повторяющимся в различных культурах и бессознательно воспроизводимым на уровне индивида как универсальных схем значения. Такие символы он назвал " архетипами". Особенно значительны, по мнению Юнга, архетипы, выражающиеся в парциальных личностях, составляющих в своем сложном сцеплении целостные человека. Это - Тень, Самость, Маска, Анима, Анимус, Пуэр, Сенекс и др. Структурализация психического связана с процессом индивидуализации, т.е. личностного освоения универсальных схем. Среди них важнейшее место занимает взаимодействие " мужской" и " женской" частей. В своих работах Юнг (как и Фрейд) тоже опирался на понятие Либидо, но понимал его нейтрально. По его мнению, Либидо - это психическая энергия, которая движется то от Бессознательного к Сознанию, то в обратном направлении. В отличие от Фрейда, который считал, что основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (Либидо), обусловливающие большинство психических действий, Юнг настаивает на том, что в основании культуры лежат не сексуальные инстинкты. Когда же Либидо выступает в форме сексуальных инстинктов, то это является отклонением от нормы. Среди наиболее ярких явлений ХХ века можно выделить социальный психоанализ. Ведущие представители этого направления: Э.Фромм, Франкфуртская школа в лице Г.Маркузе. Концепция Маркузе посвящена проблеме манипулирования сексуальностью человека. Эту проблему он рассматривает в своей известной работе " Эрос и цивилизация". Дальнейшее развитие психоанализа находит свое отражение прежде всего в символическом психоанализе Ж.Лакана, который в своем творчестве опирается на философию языка. Структуралистский подход. Структурализм является наиболее эффективным научным методом исследования предмета гуманитарных наук: языка, истории, сексуальности и других феноменов культуры. Историография культуры конца ХIХ начала ХХ века в целом, интересовавшаяся проблемой форм и символов, а также новые этнографические исследования начала века обратили внимание на символы примитивных культур. В них и в их непосредственном ритуальном выражении, как казалось, четко зафиксированы основные значения культуры, в том числе оппозиция мужского как чистого, положительного, высшего и женского как нечистого, отрицательного, низшего. То, что в " развитых" цивилизациях обосновывается с помощью мировых религий, экономической целесообразности, биологической науки и теории нравственности. Именно эти исследования, самыми значительными среди которых являются работы французского философа Леви-Стросса, подтолкнули развитие социологии культуры, структурной антропологии, сексистских по сути: многообразие и сложность различных культур может и должна быть исследована как реализация основных структурных взаимосвязей элементов культуры. Другой наиболее яркий представитель структурализма - М.Фуко - в своих работах " Воля к знанию" (в первом из шести задуманных томов по теории сексуальности), " История безумия, власти и сексуальности" и др. представляет свой взгляд на проблему феномена сексуальности. Первый том его " Истории сексуальности" начинается с критики тезиса о подавлении сексуальности. Для Фуко секс - это орудие угнетения. По его мнению, общество не замалчивает секс, а, наоборот, эксплуатирует его. Конечно, это опасно, однако создается эффективная система защиты, нейтрализующая чрезмерность. Парадокс " сексуального освобождения" Фуко, сам переживший " сексуальную революцию", видит в том, что чем больше людей думают или говорят о нем, тем в большую зависимость от него попадают. В своих работах Фуко обращается к сексуальным практикам и теориям античности. Это вызвано отрицательным отношением к технологиям современного общества, которые, по его мнению, основаны на критерии истины и стремлении к знанию. Современным попыткам создать науку о сексе он противопоставляет искусство эротики, культивирующей наслаждение. Главная цель исследований М.Фуко - построение особой дисциплины " Археологии знаний", изучающей исторически изменяющиеся системы мыслительных предпосылок познания и культуры преимущественно на материале основных областей гуманитарных знаний - филологии, психологии и др. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы