Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика художественно-эстетического воспитания детей



Контрольная работа разделу

«Теории и технологии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

Специфика художественно-эстетического воспитания детей

Дошкольного возраста.

При определении задач обучения по изобразительной деятельности дошкольная педагогика исходит из общих задач всестороннего воспитания, учёта развития художественных способностей детей дошкольного возраста и специфики предмета обучения — изобразительного искусства. Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребёнка закрепляется определённое отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Приёмы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным

Ребенок должен овладеть техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача. Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения. Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей

2.Задачи и содержание художественно-эстетического развития и

Воспитания дошкольников.

Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребёнок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки. Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Например, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов, гармонических цветовых сочетаний требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Тем более не может ребёнок создать обобщённый типичный образ, отобрать и объединить в одном изображении черты, свойственные целому ряду предметов. Ему недоступны многие приёмы изобразительного искусства в силу их сложности или условности. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д. Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединённых общим содержанием. Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребёнок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребёнку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д. Овладение этими изобразительными приёмами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах.

Современные концептуальные подходы к художественному

Развитию детей.

Современный период, 90-е годы ХХ века — начало XXI века, характеризуется ориентацией на погружение детей в мир культуры, искусства и творчества, вариативностью и обогащенностью (целей, содержания и технологий). На теоретическом уровне происходит переосмысление роли и места художественно-эстетического знания в развитии человека и человечества, выделяются новые направления поиска (педагогика искусства) и понятия, оформляются современные подходы к определению сущности, структуры и закономерностей художественной деятельности (М. С. Каган, Д. С. Лихачев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов). Отмечается появление большого числа парциальных программ, методик использования разнообразия изобразительных материалов и техник, развиваются идеи синтеза искусств (Е. А. Заплаткина, И. А. Лыкова, Л. Г. Савенкова, Л. А. Парамонова, Р. М. Чумичева), развития художественных способностей (Т. А. Барышева, Е. М. Торшилова), проектирования современных форм организации детской деятельности, исследуются возможности компьютерных технологий и специальной предметной среды (мини-музея, изостудии, центра творчества).

Современные исследования и образовательные программы ориентированы на идеи интегративного подхода. Понимание художественного образования как процесса, в котором гармонично сочетаются разные виды искусства (музыка, слово, изобразительное искусство, театр), тяготеет к синтезу искусств. Синтез (соединение, сочетание) искусств понимается как органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека; единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах (Ю. П. Борев, М. С. Каган, Т. Г. Пеня, Б. П. Юсов, Р. М. Чумичева). Синкретизм как сочетание и соединение разнородных элементов и средств выразительности характерен для самого искусства как такового. В раннем и дошкольном возрасте дети синкретично воспринимают мир. В этом смысле для достижения наиболее гармоничного восприятия важно, чтобы изучаемые вместе с детьми произведения разных видов искусств соответствовали друг другу по образности (характеру, настроению) и средствам выразительности. Еще одним современным аспектом проблемы является интеграция разных видов деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения, музыкально-художественной). Синкретизм детского «мировосприятия и познания» ярко проявляется в продуктивной деятельности. Часто создавая рисунок, дети в тот же момент придумывают и обыгрывают сюжеты, имитируют (пластикой, интонацией) действия с нарисованными персонажами. В таких случаях продуктивное и игровое начало тесно переплетены, взаимно активизируют и обогащают друг друга; детская деятельность начинает приобретать качественно новые черты — ее можно назвать художественно-игровой. Еще одним современным аспектом художественно-эстетического развития и воспитания детей является обоснование основ художественного/творческого экспериментирования (И. А. Лыкова). Отличие художественного экспериментирования от обычной изобразительной деятельности детей (создание рисунка, лепной работы) заключается именно в моменте «открытий»: обнаружить способы создания изображения, возможности материала. Стимулирует детское экспериментирование сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе, совместное обсуждение выбора материалов, освоение разнообразия материалов и изобразительных приемов (Т. С. Комарова, Н. Н. Гусарова, Г. Н. Давыдова, Н. В. Дубровская, М. И. Нагибина, А. А. Фатеева), «проблемно- провокационных» ситуаций использования изобразительных материалов (ТРИЗ- технологии). Понимание особой роли художественной деятельности (как восприятия искусства, созерцания красоты окружающего мира и его изображения) характерно для арт- терапевтического подхода, в рамках которого деятельность выступает не как средство развития творчества, а как средство терапии, коррекции различных особенностей и нарушений личностного развития.

4.Понятие о творческих способностях. Классификация, сензитивные периоды развития.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

Сензитивный период развития речи (0-6 лет)

Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)

Сензитивный период сенсорного развития (0-5, 5 лет)

Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1, 5-6, 5 лет)

Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)

Сензитивный период развития социальных навыков (2, 5-6 лет)

Сенситивный период — это период развития нервной системы, когда мозг развивает, оттачивает новую функцию, и внимание ребенка будет захвачено каким-либо материалом или действием. Сенситивный период заканчивается, когда новый навык приобретается. Но если сенситивный период прошел, а навык не был получен, то дальнейшее обучение идет значительно сложнее.

Классификация сенситивных периодов.

Сенситивные периоды освоения языка: Это самый длительный сенситивный период. Обычно считают, что развитие речи связано с развитием умственной деятельности, но это главным образом затрагивает физическое тело: изменения, происходящие в ротовой полости, касающиеся работы языка, зубов, щек, неба. Этот процесс должен быть скоординированным. Первый месяц жизни ребенок может произносить звуки всех языков мира, однако уже к одному месяцу он ограничивается звуками только того языка, который слышит повседневно. В самом раннем возрасте ребенок овладевает иностранными языками просто и естественно. Если в этот период давать ребенку слушать звуки других языков, он впитает их, как впитывает все, что окружает его. Ø 4-6 месяцев — сенситивный период для освоения звуков; Ø 6 месяцев — 3 года появляются слова, предложения; Ø С 2, 5 лет сенситивный период расширения словарного запаса; Ø 3, 5 — 4, 5 лет сенситивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму; Ø 4, 5 — 5 лет сенситивный период взрыва активности по отношению к письму; Ø 5 — 6 лет сенситивный период перехода от письма к чтению: Ø 6, 5 — 7 лет сенситивный период страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи). Сенситивные периоды порядка: Ø С 6 месяцев появляется любовь к порядку (ребёнок чувствует себя комфортно, если вещи стоят на одних и тех же местах и круг людей ограничен); Ø 6-8 месяцев — не любит новых людей; Сенситивный период порядка с 6 месяцев достигает пика к трём годам, затем, к пяти годам, медленно идёт на спад. Чувство порядка — не сознательная, а физиологическая потребность ребёнка. Сенситивный период движения: Ø С 2 до 5 лет — сенситивный период контроля и оттачивания движений. Ребенок имеет естественное желание ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы, обязательны все движения зоны практической жизни — пересыпание, переливание и т.п., а также уроки вежливости и этикета. Чем точнее движения, тем грациознее становятся дети. Сенситивные периоды зрительного восприятия: Ø С 1, 5 лет — сенситивный период восприятия маленьких предметов (рекомендуется урок по помещению бусинок в вазочку с маленьким горлышком). Ø 2, 5-6 лет — сенситивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, очень легко улавливает мелкие различия) Ø 2-4 года — сенситивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деление). Сенситивный период восприятия музыки и ритма: Ø 3 - 7 лет - в этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга, работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция. С 6 лет включается левая часть, и возникает причинное сознание. Сенситивный период освоения самоконтроля: Ø В первые месяцы жизни ребёнка необходимо брать на руки, когда он плачет, тогда устанавливаются нервные связи (возбуждение — торможение) и т.о. устанавливается самоконтроль ребёнка.

Анализ детского рисунка.

Детский рисунок - это кладезь информации о его авторе. Он может указывать как на проблемы малыша, так и на общее моральное состояние, выявить сильные и слабые черты личности. Родителей ждут открытия! При анализе детского рисунка нужно учитывать детали, которые иногда позволяют лучше «разглядеть» внутренний мир малыша. Всегда принимайте во внимание следующие моменты: - возраст ребенка (норма для рисунков детей разного возраста различна как по цвету, так и по сюжету и технике рисования); - условия рисования (где ребенок рисовал, сколько было времени на работу, было ли у него желание рисовать); - реплики и комментарии ребенка (как в процессе рисования, так и в конце работы, при ответе на вопросы взрослого о рисунке; все высказывания малыша лучше фиксировать); - события, предшествующие рисованию (рисунок часто отражает сиюминутное состояние малыша, его реакцию на события, и для определения устойчивых психических состояний ребенка необходимо рассматривать рисунок в контексте его других работ). Каждое творение ребенка может указывать на важные моменты в его жизни, но если вы хотите получить более полную информацию о личности или восприятии ребенком собственной семьи, лучше посетить психолога. Он попросит малыша нарисовать картинку на заданную тему: «Человек», «Дом, дерево, человек», «Семья». И даст профессиональную трактовку. Анализ Рисунок девочки 5 лет очень жизнерадостный и богатый элементами. Благоприятное впечатление производит и палитра цветов: они светлые, разнообразные, что является признаком хорошего эмоционального состояния. Рисунок нестандартный (кошка на стволе, корона среди грибов), что говорит о развитой фантазии или желании выделиться. Расположение основных фигур (девочки и дерева) по центру листа говорит о позитивном отношении автора к себе. При общем довольно хорошем развитии моторики ребенка отмечается некоторая небрежность при раскрашивании деталей рисунка. Линии часто проскакивают мимо, не выдерживается форма (например, в шляпках грибов), что является признаком импульсивности, низкого моторного контроля. Особое внимание стоит обратить на изображение человека - это проекция внутреннего мира ребенка. По умеренному размеру головы можно сказать, что девочка не склонна к излишним фантазиям, хорошо адаптирована к реальности, об этом же свидетельствуют и широко расставленные устойчивые ноги. Редуцированные черты лица, скорее всего, говорят об импульсивности автора (это подтверждается и недорисованными пальцами на правой руке). Наличие длинных волос с бантами, украшений, узоров, прорисованной области груди говорит о повышенной демонстративности девочки, желании быть замеченной. В рисунке дерева можно выделить основательный ствол. Широкий длинный ствол говорит об уверенности ребенка в себе. Но отсутствие ветвей может быть признаком проблем с общением, недостатком контактов. Изображение кроны дерева, напоминающее схематичный цветок, свидетельствует об оптимизме автора. Пожалуй, в плане сюжета работа характерна скорее для ребенка младшего школьного возраста, что говорит о высоком уровне развития девочки. Таким образом, Скорее всего, девочка хорошо развита - как физически, так и психически. Возможно, она даже выглядит старше своего возраста, выделяется «взрослой самостоятельностью», рациональностью. Наряду с хорошим общим развитием, широким кругозором, подготовленностью у ребенка отмечается некоторая импульсивность, порывистость, недостаточность моторного контроля, которая пока не является тревожным сигналом в связи с возрастом девочки. Можно сказать, что ребенок очень любит быть в центре внимания, выделяться (об этом символически говорит даже изображенная корона), что достаточно типично для девочек. Автор рисунка жизнерадостен, обладает достаточно сильной нервной системой, позитивным отношением к себе и окружающим. Девочка стремится к общению, но, возможно, в данный момент испытывает в этом некоторые трудности. Также стоит обратить внимание на то, как девочка воспринимает критику, готова ли прислушиваться к мнению других, не завышена ли ее самооценка. Большинству детей нравится рисовать. Они используют для этого, как традиционные материалы: краски, карандаши, фломастеры, так, порой, и самые неожиданные, например, мамину помаду. А в качестве мольберта может быть выбраны шкаф, мебель, обои. Многое из того, что ребенок пока не может выразить словами – отражается именно в детском рисунке. Анализ детского рисунка позволяет выявить особенности характера ребенка, «увидеть» его внутренний мир. Малыши до трех лет рисуют в основном круги, линии, точки. В таких рисунках сложно уловить смысл. После четырехлетнего возраста в детских рисунках уже появляются вполне узнаваемые взрослыми персонажи. Чаще всего первыми героями рисунка малыша становятся мама и папа, сам ребенок. Считается, что анализ детского рисунка можно проводить с пятилетнего возраста. Тогда дети уже рисуют все, что видят вокруг – людей, животных, деревья, дома. Если вы хотите проанализировать рисунок своего ребенка – дайте ему задание нарисовать что-нибудь. При этом не поправляйте ребенка во время работы, не говорите, как нужно рисовать правильно, просто наблюдайте. Дайте ребенку разнообразный цветовой набор фломастеров, а лучше карандашей. Так вы увидите, какие цвета предпочтет малыш для своего рисунка, а использование карандашей позволит увидеть силу нажима. Чем сильнее нажим – тем импульсивнее ваш ребенок. Итак, если ваш ребенок нарисовал человека в центре листа бумаги, значит, он уверен в себе. И наоборот – рисунок в низу листа означает, что у него занижена самооценка. Если нарисованный герой имеет большую голову, это говорит о хороших умственных способностях малыша, маленькую, о том, что ребенок недостаточно развит для своего возраста. Большие уши означают, что важным способом восприятия информации для него является слух. Рот с торчащими зубами свидетельствует об агрессии, выпученные глаза могут говорить о таком явлении, как страхи у детей. Большие длинные руки свидетельствует о том, что ребенок неплохо развит физически, и наоборот слабый ребенок нарисует короткие руки. Тщательно прорисованные пальцы указывают на агрессию. Чем длиннее ноги у нарисованного человечка, тем больше ваш ребенок стремиться стать независимым. Если ноги широко расставлены – значит, малыш уверен в себе. Мальчики в отличие от девочек часто рисуют угловатые квадратные туловища – признак мужественности. Ребенок, чувствующий себя униженным, который имеет очень заниженную самооценку, нарисует непропорционально маленькое по сравнению с остальными частями тела туловище. Нарисованный дом без дверей и окон говорит о замкнутости ребенка, маленькие окошки свидетельствуют о его стеснительности. Дерево с раскидистыми, тянущимися к верху ветвями, толстым стволом и прорисованными корнями говорит о том, что ребенок жизнерадостен и уверен в себе. Проводя анализ детского рисунка, обратите внимание, какие цвета использует ваше чадо. Чем больше цветов в его рисунке, тем он более эмоциональный и чувствительный. В основном рисунках ребенка присутствует 5- 6 цветов. Обилие желтого свидетельствует о любознательности, оптимизме. Синий цвет, напротив, говорит о внутренних проблемах. Зеленый – о стремлении к безопасности и упрямстве. Красный символизирует агрессию, эксцентричность. Если в рисунке преобладает черный – ваш ребенок подавлен, обратите внимание на его внутреннее психологическое состояние. Когда ваш малыш рисует свою семью – первым на рисунке появится тот, кто играет в семье главную роль для ребенка, чей авторитет для него наиболее важен. Если все члены семьи на рисунке держатся за руки – малыш уверен, что его любят. Забыл нарисовать кого-то – значит, этот человек ему неприятен. Если при изображении своей семьи ребенок не нарисует себя – это признак одиночества, нехватки внимания

Контрольная работа разделу

«Теории и технологии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

Специфика художественно-эстетического воспитания детей

Дошкольного возраста.

При определении задач обучения по изобразительной деятельности дошкольная педагогика исходит из общих задач всестороннего воспитания, учёта развития художественных способностей детей дошкольного возраста и специфики предмета обучения — изобразительного искусства. Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребёнка закрепляется определённое отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Приёмы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным

Ребенок должен овладеть техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача. Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения. Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей

2.Задачи и содержание художественно-эстетического развития и

Воспитания дошкольников.

Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребёнок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки. Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Например, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов, гармонических цветовых сочетаний требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Тем более не может ребёнок создать обобщённый типичный образ, отобрать и объединить в одном изображении черты, свойственные целому ряду предметов. Ему недоступны многие приёмы изобразительного искусства в силу их сложности или условности. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д. Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединённых общим содержанием. Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребёнок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребёнку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д. Овладение этими изобразительными приёмами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 2207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь