Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современные концептуальные подходы к художественному



Развитию детей.

Современный период, 90-е годы ХХ века — начало XXI века, характеризуется ориентацией на погружение детей в мир культуры, искусства и творчества, вариативностью и обогащенностью (целей, содержания и технологий). На теоретическом уровне происходит переосмысление роли и места художественно-эстетического знания в развитии человека и человечества, выделяются новые направления поиска (педагогика искусства) и понятия, оформляются современные подходы к определению сущности, структуры и закономерностей художественной деятельности (М. С. Каган, Д. С. Лихачев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов). Отмечается появление большого числа парциальных программ, методик использования разнообразия изобразительных материалов и техник, развиваются идеи синтеза искусств (Е. А. Заплаткина, И. А. Лыкова, Л. Г. Савенкова, Л. А. Парамонова, Р. М. Чумичева), развития художественных способностей (Т. А. Барышева, Е. М. Торшилова), проектирования современных форм организации детской деятельности, исследуются возможности компьютерных технологий и специальной предметной среды (мини-музея, изостудии, центра творчества).

Современные исследования и образовательные программы ориентированы на идеи интегративного подхода. Понимание художественного образования как процесса, в котором гармонично сочетаются разные виды искусства (музыка, слово, изобразительное искусство, театр), тяготеет к синтезу искусств. Синтез (соединение, сочетание) искусств понимается как органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека; единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах (Ю. П. Борев, М. С. Каган, Т. Г. Пеня, Б. П. Юсов, Р. М. Чумичева). Синкретизм как сочетание и соединение разнородных элементов и средств выразительности характерен для самого искусства как такового. В раннем и дошкольном возрасте дети синкретично воспринимают мир. В этом смысле для достижения наиболее гармоничного восприятия важно, чтобы изучаемые вместе с детьми произведения разных видов искусств соответствовали друг другу по образности (характеру, настроению) и средствам выразительности. Еще одним современным аспектом проблемы является интеграция разных видов деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения, музыкально-художественной). Синкретизм детского «мировосприятия и познания» ярко проявляется в продуктивной деятельности. Часто создавая рисунок, дети в тот же момент придумывают и обыгрывают сюжеты, имитируют (пластикой, интонацией) действия с нарисованными персонажами. В таких случаях продуктивное и игровое начало тесно переплетены, взаимно активизируют и обогащают друг друга; детская деятельность начинает приобретать качественно новые черты — ее можно назвать художественно-игровой. Еще одним современным аспектом художественно-эстетического развития и воспитания детей является обоснование основ художественного/творческого экспериментирования (И. А. Лыкова). Отличие художественного экспериментирования от обычной изобразительной деятельности детей (создание рисунка, лепной работы) заключается именно в моменте «открытий»: обнаружить способы создания изображения, возможности материала. Стимулирует детское экспериментирование сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе, совместное обсуждение выбора материалов, освоение разнообразия материалов и изобразительных приемов (Т. С. Комарова, Н. Н. Гусарова, Г. Н. Давыдова, Н. В. Дубровская, М. И. Нагибина, А. А. Фатеева), «проблемно- провокационных» ситуаций использования изобразительных материалов (ТРИЗ- технологии). Понимание особой роли художественной деятельности (как восприятия искусства, созерцания красоты окружающего мира и его изображения) характерно для арт- терапевтического подхода, в рамках которого деятельность выступает не как средство развития творчества, а как средство терапии, коррекции различных особенностей и нарушений личностного развития.

4.Понятие о творческих способностях. Классификация, сензитивные периоды развития.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

Сензитивный период развития речи (0-6 лет)

Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)

Сензитивный период сенсорного развития (0-5, 5 лет)

Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1, 5-6, 5 лет)

Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)

Сензитивный период развития социальных навыков (2, 5-6 лет)

Сенситивный период — это период развития нервной системы, когда мозг развивает, оттачивает новую функцию, и внимание ребенка будет захвачено каким-либо материалом или действием. Сенситивный период заканчивается, когда новый навык приобретается. Но если сенситивный период прошел, а навык не был получен, то дальнейшее обучение идет значительно сложнее.

Классификация сенситивных периодов.

Сенситивные периоды освоения языка: Это самый длительный сенситивный период. Обычно считают, что развитие речи связано с развитием умственной деятельности, но это главным образом затрагивает физическое тело: изменения, происходящие в ротовой полости, касающиеся работы языка, зубов, щек, неба. Этот процесс должен быть скоординированным. Первый месяц жизни ребенок может произносить звуки всех языков мира, однако уже к одному месяцу он ограничивается звуками только того языка, который слышит повседневно. В самом раннем возрасте ребенок овладевает иностранными языками просто и естественно. Если в этот период давать ребенку слушать звуки других языков, он впитает их, как впитывает все, что окружает его. Ø 4-6 месяцев — сенситивный период для освоения звуков; Ø 6 месяцев — 3 года появляются слова, предложения; Ø С 2, 5 лет сенситивный период расширения словарного запаса; Ø 3, 5 — 4, 5 лет сенситивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму; Ø 4, 5 — 5 лет сенситивный период взрыва активности по отношению к письму; Ø 5 — 6 лет сенситивный период перехода от письма к чтению: Ø 6, 5 — 7 лет сенситивный период страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи). Сенситивные периоды порядка: Ø С 6 месяцев появляется любовь к порядку (ребёнок чувствует себя комфортно, если вещи стоят на одних и тех же местах и круг людей ограничен); Ø 6-8 месяцев — не любит новых людей; Сенситивный период порядка с 6 месяцев достигает пика к трём годам, затем, к пяти годам, медленно идёт на спад. Чувство порядка — не сознательная, а физиологическая потребность ребёнка. Сенситивный период движения: Ø С 2 до 5 лет — сенситивный период контроля и оттачивания движений. Ребенок имеет естественное желание ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы, обязательны все движения зоны практической жизни — пересыпание, переливание и т.п., а также уроки вежливости и этикета. Чем точнее движения, тем грациознее становятся дети. Сенситивные периоды зрительного восприятия: Ø С 1, 5 лет — сенситивный период восприятия маленьких предметов (рекомендуется урок по помещению бусинок в вазочку с маленьким горлышком). Ø 2, 5-6 лет — сенситивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, очень легко улавливает мелкие различия) Ø 2-4 года — сенситивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деление). Сенситивный период восприятия музыки и ритма: Ø 3 - 7 лет - в этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга, работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция. С 6 лет включается левая часть, и возникает причинное сознание. Сенситивный период освоения самоконтроля: Ø В первые месяцы жизни ребёнка необходимо брать на руки, когда он плачет, тогда устанавливаются нервные связи (возбуждение — торможение) и т.о. устанавливается самоконтроль ребёнка.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1433; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь