Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Симфоническое творчество А.К. Глазунова. Симфония № 5, B-dur. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Пятая симфония принадлежит к числу лучших творений Глазунова. Она была написана в 1895 году, в пору наивысшего расцвета дарования композитора. Симфония посвящена Танееву. Премьера ее состоялась 17 февраля 1896 года в Петербурге под управлением автора и была встречена очень положительно. Критика отмечала благородство, изящество, экспрессию музыки. Пятая симфония — совершенный образец лирико-эпического симфонизма Глазунова. Во всем цикле господствует идея конечной справедливости жизни, верховенства любви над всеми волнениями и страданиями. Образное содержание симфонии определяется уже 1частью. Она открывается медленным вступлением: эпически величаво звучит широкий распев, вскоре истаивающий в мягких, точно узорчатая роспись старинного орнамента, разветвлениях. Из них вырастает главная тема —мелодия, проникнутая уверенной мощью, развертывающаяся плавно и непрерывно. Ее развитие приводит к яркому героическому звучанию темы у медных и деревянных духовых, преобразуясь в энергичные фанфары, она напоминает призывные кличи охотничьих рогов. ПП мягкая, песенная, вначале изложена флейтой и кларнетом на фоне прозрачных фигурации арфы. В ней слышится интонационно-ритмическое родство с ГП, которую она образно дополняет. Ладовая переменность подчеркивает ее народно-песенный склад и создает легкую игру света и тени, придающую особую красочность и очарование. На протяжении всей части эти темы еще больше сближаются по характеру. В разработке участвуют обе темы, обогащаясь, переосмысляясь. Побочная тема выдвигается на господствующее место, тем самым эпическое начало вытесняется лирическим, дальнейшие преобразования приводят к главенству патетики; мужественная, монументальная реприза возвращает музыке величавый эпический характер. 2 часть — изящное скерцо, в холодновато-сумеречном колорите которого воплощен мир причудливой фантастики, органично сочетающейся с народно-жанровой характерностью. Основная тема скерцо построена на «острых, колючих, словно маленькие льдинки, мотивах», в звучании стаккато деревянных в высоком регистре, пиццикато струнных, арфы и колокольчиков. Вторая тема, исполняемая полным составом оркестра, напоминает грузную, резко акцентированную народную пляску. Трио скерцо основано на простой шутливой мелодии русского склада, напоминающей пастуший наигрыш. 3 часть поэтична и напевна. Небольшое, хорального склада вступление подготавливает основную тему, которая струится свободно и плавно, развиваясь органично, подобно лучшим мелодиям Чайковского. Мрачный хор медных инструментов, внезапно вторгаясь, прерывает лирическое повествование. Драматические аккорды как бы сковывают распев, не дают ему разлиться еще шире. Это начался средний эпизод трехчастной формы. Двукратное повторение аккордов подчеркивается резкими тональными сдвигами, усиливающими мрачный, суровый характер музыки. Но это лишь краткое мгновение, словно набежала и растаяла случайная тучка. Возвращение первоначальной темы восстанавливает атмосферу умиротворенности. Своим радостным, ликующим настроением финал симфонии создает впечатление массового празднества. Он построен в форме рондо-сонаты, что как нельзя лучше отвечает содержанию музыки. Разнохарактерные эпизоды сменяют друг друга — торжественное шествие, полная удали сцена народного гулянья, изящный, женственно-грациозный танец, молодецкая песня, веселый хоровод, бойкое скоморошье действо — все разворачивается стремительно и темпераментно, смешивается в общем потоке неукротимого веселья.Пятая симфония (1885), принадлежащая к наиболее внутренне цельным произведениям Глазунова, отличается ясностью и простотой композиционного плана, что не исключает свежих интересных находок и порой неожиданных поворотов мысли. Общий светлый утверждающий тон музыки лишь на короткие мгновения омрачается прорывами сурового драматизма. Тематический материал Пятой симфонии, за исключением эпизодов в скерцо и финале, лишен определенно выраженных жанровых признаков. Фортепианное творчество А.Н. Скрябина. Образно-композиционные особенности цикла прелюдий соч. 11 А.Н. Скрябина. Фо-ное тв-во занимает большое место в тв-ком наследии композитора, оно вкл произв крупной формы – концерт, 10 сонат, поэмы «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени», и фо-ные миниатюры – прелюдии, этюды. Фо-ные произв дают представление об эволюции стиля композитора. Произв раннего периода отличаются певучестью, красотой мелодического языка, хотя он больше инструментальный, чем песенный. Драматическим эпизодам свойственны скачки, метрич сдвиги, синкопы, пунктирный ритм, что создаёт впечатление взволнованности, патетики. Выразительна также гармония. С. не обращался к формам фуги и фугато, хотя и мыслил полифонически. Большой известность пользуется цикл 24 прелюдии соч.11 (во всех тональностях). Они отразили жизненные впечатления композитора. Прелюдии разнообразны по характеру, цикл построен по принципу смены контрастных образов. Прелюдия №5 D-dur по характеру умиротворённая, спокойная. Скрябин нередко обращался к дуэтной полифонической фактуре, которая образуется противопоставлением голосов – плавная мелодия верхнего голоса и оживлённая басового. Прелюдия №10 cis-moll – драматическая. Начинается лирически спокойно, постепенно драматизируется, приобретает патетический характер и в конце вновь успокаивается. Прелюдия №14 es-moll – взволнованная, передаёт мятежные переживания. Основана на чередовании энергичных волнообразных фигураций. Размер 15/8. Прелюдия №15 Des-dur – вносит контраст. Прозрачная фактура, песенная мелодия, строгая гармония, 3-х-голосное изложение. В 90х г. С. создаёт жанр поэмы, в стиле появляются новые черты. Билет 14. Творческий облик Танеева. Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире-на-Клязьме. Детство прошло в высококультурной среде: богатая домашняя библиотека, обычай изъясняться с родными на трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера. Очень рано проявилась у него музыкальная одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. Н. Г. Рубинштейн, став учителем Танеева, Чайковский. Творческая дружба учителя и ученика продолжалась и после окончания Танеевым консерватории. Петр Ильич высоко ценил суждения своего талантливого ученика. Современников привлекали к Танееву не только муз талант, пытливый ум, но и душевная чистота, неподдельной доброты, сердечности. Деятельность Танеева в основном связана с Россией. По возвращении из-за границы Танеев в короткое время создал такие глубокие, интересные произведения, как кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония ре минор, симфоническая увертюра «Орестея» (на этот сюжет он впоследствии написал оперу), несколько камерных ансамблей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 2197; Нарушение авторского права страницы