Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество



К середине XIX - началу XX в. у различных славянских народов центральной и юго-восточной Европы в той или иной мере сохранились пережитки крестьянской сельской общины, особенно на Балканах - у болгар, сербов и черногорцев, а также в отдельных районах Польши, Чехии и Словакии. В других, промышленно развитых областях у западных и южных славян община в сельских районах в структуре общественных отношений сохранила лишь административную функцию.

В Польше в XII—XVI вв. крестьянская община, пока ее земли не были захвачены шляхтой, именовалась ополе (возделываемые поля с прилегающей округой - лугами, пустошами, лесными массивами, водными источниками, дорогами и др.). К началу XIX в. она сохранялась лишь в Мазовии и Малой Польше в пережиточных формах как остатки бывшего общинного землевладения - " нався", — распространявшегося на общесельские земли с постройками (костел, корчма), водные источники, дороги, выгоны, кладбища и т.д.

Аналогичная единица - " обце", " обчина" - бытовала в конце XIX в. и в некоторых районах Чехии и Словакии, являя собой своего рода административный вариант прежней крестьянской общины (в Словакии и Прикарпатье община более длительное время сохраняла свои традиционные функции в области поземельных отношений). Особенно живучи были пережитки общинных отношений у южных славян на Балканах - болгар (" околина" в значении, близком к " ополю" ), сербов и черногорцев (" општина" ). Ранее всего на Балканах община стала распадаться у словенцев и хорватов, однако следы ее сохранялись у них еще в середине XIX в. (различные формы общинного владения угодьями, которые в последующее время активно захватывались частными лицами).

Представляя собой низшую территориально-административную единицу в организации общества, крестьянская сельская община в средние века основывалась на совместном владении определенной земельной территорией, причем коллективные начала полностью распространялись (чуть ли не до XX в.) на общинные пастбища, пустоши, леса, водные источники и другие угодья. В то же время пашенные и приусадебные участки являлись собственностью отдельных - больших и малых - семей. В большинстве случаев этими землями семьи могли свободно распоряжаться, что зависело обычно от развитости поземельных отношений, силы или слабости общины в тех или иных районах. В других случаях община контролировала и ограничивала право свободной продажи или передачи земель в чужие руки как внутри общины, так и за ее пределы. Но в тех районах, где не сохранилось право контроля со стороны общины, она продолжала функционировать как самоуправляющаяся административная единица во главе со своими выборными органами власти (в Польше, Чехии, Лужице и др.).

Помимо поземельных отношений, контролируемых общиной, все ее члены были связаны между собой рядом сложившихся традиций и норм обычного права, а также сетью различных личностно-родственных и других отношений. Это проявлялось, например, не только в традициях сельской взаимопомощи (толока, спрягачество и т.п.), различных видах бытового труда (женские посиделки и др.), но и в совместном проведении досуга, сельских праздников, семейной обрядности (свадьбы, похороны и др.). В таком виде, например, община продолжала функционировать даже в развитых районах Чехии, Польши, Лужицы, где коллективное право на землю давно уже практически не существовало. Несмотря на свои древние коллективистские начала, община накапливала черты имущественного и правового неравенства ее членов (нередко в завуалированной форме), так как руководство общиной - совет наиболее уважаемых стариков, выборный старшина и другие должностные лица - всегда контролировались местной зажиточной верхушкой.

Значительной архаичностью в конце XIX - начале XX в. отличались семейные отношения у южных славян. Там издавна сохранялись старые общинные традиции, сложные, большие, расширенного типа семьи с двумя подтипами - многолинейным (задружным) и однолинейным, и иные патриархально-родовые пережитки (Болгария, Сербия, Черногория), что было связано с особенностями исторического развития и натуральным характером хозяйства. " Задруга" у южных славян Балканского полуострова (у западных славян ей в прошлом соответствовала " недельна Родина" ) представляла большой патриархальный коллектив родственников, численностью от 30 до 50 и даже до 100 человек, состоявший из главы - " домачина", " стопана", " главатара", " управника" и т.п., его взрослых сыновей с семьями, а зачастую и женатых братьев " главатара" и других родственников. Сложные семьи сохранялись в некоторых сельскохозяйственных районах и у Западных славян (например, в Словакии - " недельни братья", " велке газдовство", фамилия" со своими " господаром", " газдой", " дедко" или " отчиком" ).

Другим не менее распространенным типом семьи у западных и южных славян издавна была простая — малая, нуклеарная, индивидуальная — семья, состоявшая из мужа, жены и их детей, сосуществовавшая параллельно с большой семьей и приходившая ей на смену в тех или иных районах Европы. Активное же выделение малой семьи из состава большой, происходившее в основном в середине – второй половине XIX в., было связано с интенсивным распадом большесемейных коллективов в период капиталистического развития многих славянских стран Европы.

Дифференциация семейно-брачных отношений объясняется разными причинами: неравномерностью социально-экономического развития отдельных стран (особенно их внутренних областей), спецификой складывавшихся веками традиций не только среди представителей отдельных славянских народов, но и в рамках этнических или региональных групп внутри них, а также рядом других причин.

Значительные различия существовали и между городской и сельской семьями. Наконец, на семейно-брачные отношения значительное влияние оказывал конфессиональный фактор. Например, ислам (население Боснии, помаки и др.) и тем более католицизм (поляки, чехи, словаки и др.). Я

Процессы переустройства жизни в балканских и центрально–европейских странах в политической, социально-экономической и культурной областях, усиление послевоенных миграций и урбанизация оказали также значительное влияние на развитие семейно-брачных отношений. В настоящее время у южных и западных славян большинство семей составляют простые (малые, нуклеарные и т.д.), хотя и в наши дни все еще встречаются и сложные (большие семьи, семьи расширенного типа и т.д.), семьи характерные преимущественно для сельских областей (особенно среди крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство).

Как известно, семья в европейских странах находится под защитой государства. Брак и правовые отношения в семье регулируются в соответствии с законами. Демократизация и гуманизация внутрисемейных отношений - характерная черта современного семейного строя населения славянских стран Европы.

Религия

По своему вероисповеданию западные и южные славяне в целом относятся к различным ветвям христианства - православным, католикам, протестантам и униатам. Православие распространено в основном на Балканах — среди болгар, сербов, черногорцев и македонцев; католицизм - преимущественно среди словенцев и хорватов, незначительной части болгар и сербов, а также среди населения Польши, Чехии и Словакии; протестантизм - в Чехии и Словакии, Лужицкой области

Германии (часть лужичан - католики), а также среди словенцев и хорватов, униатство - у части населения Польши, Чехии и Словакии (в Прикарпатских районах). В период османского владычества на Балканах отдельные группе местного южнославянского населения по тем или иным причинам приняли ислам (помаки в Болгарии; боснийцы, часть македонцев - торбешей, часть черногорцев - потуреченцев).

Однако как у западных, так и у южных славян христианство уживалось с целым комплексом древних языческих верований и представлений самих славян и других народов, вошедших в их состав (например, балканское нестинарство, русалии, кукерство и др.). Особенно сильна была у славян вера в вампиров и вурдалаков-оборотней, домовых, леших, вил и прочих духов природы, предков и т.п., вера в которых по происхождению связана как со славянским, так и дославянским населением. Довольно стойко в повседневной бытовой практике сохранялись у западных и южных славян многие старинные языческие обряды, приуроченные к всевозможным христианским праздникам, сопряженным с сельскохозяйственным земледельческим календарем, а также многочисленные народные верования и обряды семейного цикла - при устройстве свадеб, рождении детей, похоронах, поминовении усопших и др.

Праздники

Среди зимних календарных праздников у славянских народов центральное место занимает сочельник - " бадньи дан" (в Сербии и Хорватии), ''Малка коледа" (в Болгарии), " viliа" (в Польше), " Рождество" — " божич" (в Сербии), " Коледа" (в Болгарии) и т.д.

С зимними рождественскими праздниками у славян было связано множество поверий, примет и различных магических действий, призванных защитить семью и дом от злой " нечистой" силы, обеспечить здоровье домочадцам, удачу в жизни, достаток в хозяйстве целый год.

К традиционным торжествам весеннего календарного цикла у западных славян в прошлом относился праздник стада на Троицу (в Польше - " духов день" ), красочный молодежный праздник " майского дерева", когда парни " сажали" у домов своих избранниц высокий ствол березы с обрубленными сучьями и оставленными на вершине ветвями, украшенный яркими лентами, и ряд др.

Осенью в Польше, Словакии и Лужице особой любовью пользовался один из самых больших праздников этого цикла - " дожинки", или " обжинки" (у лужицких сербов - день " убиения петуха" ). По мнению исследователей, этот (приходящийся на август—сентябрь) праздник являл собой древнейший земледельческий праздник урожая в истории народов Европы. Обычно он сопровождался различными магическими действиями и обрядами, цель которых - сохранить этот и обеспечить урожай будущего года. Большое значение у славян, как и у ряда других народов Европы, придавалось последнему снопу убранного поля, символизирующему собой «дух» поля, божество урожая и т.п.; он должен был всегда быть очень большим, обильным и красиво украшенным; его хранили обычно в красном углу или за матицей на потолке до самой весны. Священные зерна этого снопа часто использовались для посева-освящения свежевспаханного поля.

Праздники сбора урожая и окончания полевых работ отмечаются в славянских странах Европы и в настоящее время, хотя они и приобрели совершенно иной смысл и значение, далекие от первобытной магии. Значительно усилена и развлекательно-игровая часть праздника, как правило, сопровождаемая выступлениями фольклорных групп.

Архаичностью и культурным наследием различных субстратных этнических пластов отличались календарные праздники у южных славян на Балканах: здесь и восходящий еще к античным временам " оброк" с его магией плодородия земли и принесением ей жертвы, и древние " волчьи дни" - первые две-три недели ноября, посвященные волкам, когда их нельзя " тревожить", и " мышиные дни" и многое-многое другое (у болгар). Популярны были в Болгарии и соседних районах Сербии, также восходящие к античному времени " день Трифона Зарезана", отмечавшийся 14 февраля (подрезание виноградных лоз и поливание их вином для доброго урожая), древние Дославянское (фракийские) действа " кукеров" или " сурвакаров", связанные с магией плодородия, отвращения зла и болезней от людей и домашних животных, которые исполнялись в ночь под Новый год и на масленичной неделе, и ряд других архаичных ритуалов (например, известное " хождение по огню" нестинаров).

Наконец, у болгар, сербов и ряда других южнославянских народов справлялся и специальный девичий праздник " лазарок", или " лазарица" (" Лазарева суббота" у сербов) в день святого Лазаря - за неделю до Пасхи. " Тодоров день", или " конская пасха", с соревнованиями в беге лошадей справлялся в марте месяце. " Георгиев День" (6 мая) - первый весенний выгон скота на луга, " Енев день" (Иван Купала у болгар) и др.

Большой популярностью у сербов и других югославянских народов Балкан пользовался семейный " праздник славы", или " Красно имя" - в прошлом каждая сербская семья имела своего святого, патрона-покровителя, в день которого и справляла свою семейную " славу". Обычно в числе других обрядовых блюд в этот день приготовляли традиционный пирог " колач", варили из зерен пшеницы кашу - " КОЛИНУ" и т.п. Между лицами, празднующими одну и ту же семейную " славу", не мог быть заключен брак, так как они считались родственниками. Общесельским коллективным вариантом " славы" являлась " заветина" — праздник, в котором ярко проступали пережитки семейно-родового культа, связанного с весенними обрядами магии плодородия, а также ряд зимних и летних календарных праздников земледельцев и скотоводов с их магико-символической защитой посевов от стихийных бедствий, скота от болезней и т.д., например, в дни св. Ивана (24 июня), св. Ильи (20 июля) и др.

Сейчас многие традиционные праздники и обычаи зарубежных славян либо забыты, либо сильно трансформировались, потеряв прежние религиозно-магические функции. Теперь это главным образом праздничные развлечения, общесельские забавы и семейные торжества.

В повседневный быт многих славянских народов европейских стран отчасти традиционных национальных праздников - День создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, праздник болгарской культуры, День гибели чешского национального героя Яна Гуса в Чехии и другие - в последние годы вошли новые праздники.

ФОЛЬКЛОР

Выразительно и поэтично устное народное творчество народов славянских стран зарубежной Европы. Заслуженной славой пользуется героический эпос сербского, македонского и болгарского народов, складывавшийся в годы тяжелой борьбы с османскими завоевателями: знаменитые " юнацкие песни", прославлявшие народных героев и часто исполняющиеся под аккомпанемент гуслей и дуды-волынки. Популярным героем южнославянского эпоса является сказочный витязь-богатырь Марко Кралевич. Мелодичны и песни, посвященные гайдуцкому движению. Большой популярностью пользуются исторические песни, повествующие о русско-турецкой войне 1877-1878 гг., принесшей освобождение болгарскому народу, рассказывающие о прославленной встрече с русскими на Шипке, и др. У южных славян известно много лирических и обрядовых песен - колядок, веснянок, свадебных и трудовых (пастушецких, жнивных) и т.п. Своеобразны и красивы танцы и песни сербов, хорватов, черногорцев и других, из которых особенно живописны хороводные танцевальные песни, так называемые коло (круг). Большое место в традиционном фольклоре этих народов занимают и сказки - о животных, волшебные, бытовые и т.п. В ряде из них (на Балканах) отчетливо проступают мотивы и сюжеты, заимствованные из мифологии.

Богато устное народное творчество польского народа. Широко известны мелодичные песни самого разнообразного жанра и содержания, а также польские народные танцы — полонез, краковяк, мазурка, пользующиеся большой популярностью далеко за пределами страны. Известно, что польскую народную музыку часто использовали в своих произведениях не только выдающиеся польские композиторы - Ф. Шопен, С. Монюшко и другие, — но и композиторы соседних стран (особенно России).

Разнообразны произведения устного народного творчества чешского и словацкого народа. Собиранием и исследованием чешского фольклора в свое время занимались крупные фольклористы и писатели - Я.Коллар, Б.Немцова и др. Много записано народных сказок и преданий. Из народной музыки черпали материалы для своего творчества выдающиеся чешские композиторы — Б.Сметана, А.Дворжак и др. Из национальных музыкальных инструментов у чехов и словаков особенно часто встречались волынка, кларнет, флейта и скрипка. Старинным музыкальным инструментом у словацких пастухов была " фузра" - красиво и ярко разукрашенный рожок, напоминающий по внешнему виду фагот. Популярно было у чехов и словаков (впрочем, как и у поляков" ) народное театральное искусство - кукольный театр. Самобытны и оригинальны разнообразные по сюжету чешские и словацкие народные сказки, главными персонажами которых были крестьяне-бедняки, солдаты, черти и др.

В славянских странах Европы имеются условия для развития народной культуры: театрального искусства, музыки, живописи, литературы и др. Ежегодно выходят в свет произведения, тесно связанные с традиционным народным творчеством или испытавшие на себе его сильное влияние.

 

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1661; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь