Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 1. 17 век в развитии европейской культуры. Ренессансный реализм и творчество Лопе де Вега
Историческое своеобразие эпохи. Основные направления в литературе этого периода. Кризис ренессансного гуманизма. Ренессансный реализм. Проблема термина. Испанская литература XVII века. Особенности испанской национальной драмы. Их воплощение в пьесах Л. де Вега. Общая характеристика и периодизация литературы XVII в. Переживание трагизма и дисгармонии бытия, противоречий действительности. Изменение способа мышления в XVII веке в процессе экспериментально-опытного познания природы. Кардинальное изменение в понимании природы от средневековья и Возрождения к XVII столетию: от толкования природы как организма к природе как механизму. Лекция 2. Барокко в литературе 17 века Критика концепции реализма XVII века. Типологически общие черты отраженной в них реакции на Ренессанс: монументальность, высокий пафос, дисгармоничность, опора на мысль. Социокультурные корни барочной литературы, ее связь с Возрождением и полемика с ним. Философские основы барочного мироощущения. Антиномичная структура мира и человека как конструктивный момент барочного мировосприятия. Непостоянство, изменчивость, иллюзорность жизни, одиночество и хрупкость человека в бесконечной Вселенной. Мир как театр. Демонстративность художественного стиля, декоративность и пышность изобразительных средств, их утрировка. Эмоциональное и рациональное, экстравагантность и рассудочность в барокко. Выражение принципов барокко в творчестве испанского писателя П. Кальдерона. Образная система, роль философской абстракции, аллегории. Концепция жизни в религиозно-философской драме «Жизнь есть сон». Лекция 3. Классицизм в литературе 17 века Проблемы периодизации литературы XVII века, основные этапы ее развития и их особенности в разных странах. Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. Традиции классицизма эпохи Возрождения в классицистической литературе XVII века, их развитие и изменение: от отношения к античности как объекту подражания и точного воссоздания к трактовке античности как примера правильного соблюдения вечных законов искусства и как объекта соревнования. Классицизм и рационалистическая философия. Правила «трех единств» как частный случай применения всеобщих законов искусства: правила как способ удержать свободу творчества в границах разума. Простота и ясность как важные эстетические категории классицизма. Иерархическая система жанров в классицистической теории, стремление к последовательному разведению «высоких» и «низких», «трагических» и «комических» явлений действительности по разным литературным жанрам. Роль классицизма в литературе последующих веков. Французский Классицизм. Задачи французской драматургии по созданию национального театра. Ранняя модель трагедии классицизма в творчестве Корнеля. «Сид»: симметрия и рационализм в конфликте, образной системе, композиции; специфика корнелевских характеров; соответствия и отступления от классицистической доктрины. «Гораций» как образцовое воплощение нормативной доктрины классицизма. Модель трагедии зрелого классицизма в творчестве Расина. «Андромаха»: янсенистские корни конфликта и решения образов, отличия расиновской поэтики от корнелевской. «Федра»: выход Расина за пределы классицизма. Французская классицистическая комедия и прозаические произведения. Создание новоевропейской комедии в творчестве Мольера. Жанровые и биографические истоки «высокой комедии». «Школа жен» и «Критика «Школы жен» как теоретический манифест Мольера. «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп» как вершины творчества Мольера: современное и вечное в комедиях, история их интерпретаций. «Эссе» Монтеня как поиск и обоснование новой концепции личности в литературе. Лекция 6.Английская литература XVII в. Экономическая и политическая обстановка в Англии ХУП в. Буржуазная революция и влияние ее идеи на творчество английских писателей. Поэмы Д. Мильтона как отражение английской современности в форме библейского эпоса. Своеобразие трактовки темы грехопадения Адама и Евы. Образ Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы. Базовый модуль №2 Литература XVIII века. Лекция 7. Век Просвещения. Общая характеристика и периодизация литературы XVIII в. Просвещение как культурная эпоха между метафизическим рационализмом семнадцатого века и романтизмом. Общечеловеческое содержание идеалов Просвещения. XVIII век как век Разума. Содержание и функция понятия «разум» в XVIII веке: его независимость от истин религиозного откровения и ограниченность опытом. Взаимодействие рационализма и сенсуализма, рационалистический сенсуализм. XVIII век как век чувства. Деизм как «естественная», «светская» религиозность, как своеобразная форма компромисса между «мирскими» и «церковными» формами жизни. XVIII век как век философов. Основные философские системы столетия. Локк, Лейбниц, Юм, Кант. Особенности поэтики художественных произведений просветителей (тенденциозность, публицистичность, дидактизм, утопизм и т. д.), включение в нее художественных приемов разных литературных направлений. БМ №2 Лекция 8. Английская литература XVIII века Особенности социально-политической ситуации в Англии XVIII века. Раннее формирование просветительских тенденций в английской литературе. Основные этапы развития английской литературы XVIII века. Английская литература 1690–1730-х гг. Роль публицистических жанров в развитии новых литературных тенденций. Творчество А. Поупа – «первого правильного поэта» Англии. Д. Дефо. Путь от журналистики к художественному творчеству. Место «Робинзона Крузо» в романном творчестве писателя и среди других английских романов первой трети века. Специфика трансформации предшествующей жанровой традиции прозы – плутовской, мемуарной, «литературы путешествий». Концепция «естественного» человека и его варианты в произведении Дефо. Традиция «робинзонад» в романе XVIII века. Д.Свифт. «Сказка бочки», «Путешествия Гулливера» - первая критика Просвещения изнутри. Поэтика раннепросветительского романа. Английская литература 1730-50х гг. Ричардсон как основоположник психологического сентименталистского романа, Филдинг как создатель нового доминантного типа романа. Творческая полемика между ними. «Памела» – «Джозеф Эндрюс»: Пародия как механизм развития жанра романа. «История Тома Джонса»: особенности поэтики и утверждение равноправия нового жанра, романа, в литературе XVIII века. «Хамфри Клинкер» Смоллетта. Литература английского сентиментализма. «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие» Стерна как пародии на предшествующие образцы просветительского романа. Лекция 9. Литература французского Просвещения. Своеобразие французского Просвещения, проблема датировки новой литературной эпохи. Монтескье – автор «Персидских писем». Специфика взаимодействия просветительской поэтики и поэтики рококо в «Персидских письмах». Французская литература 1730–1750-х гг. Расцвет просветительского движения на этом этапе. «Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения. Дидро и другие энциклопедисты (Гельвеций, Гольбах, д’Аламбер), особенности их мировоззрения. Творчество Вольтера, Дидро, Руссо. Вольтер и вольтерьянство. Пушкин о Вольтере. Руссо и руссоизм. Место Вольтера, Дидро, Руссо во французском Просвещении: сопоставительный анализ направленности художнических интересов, эволюции творчества, взглядов на религию и церковь, науку и искусство. Творчество Вольтера, его мировое значение. Роль Вольтера в разработке основных принципов просветительской идеологии. Особенности просветительского классицизма в его творчестве. Театр Вольтера, особенности драматургии. Идейное и художественное своеобразие философских повестей. Вольтер и Россия. Художественная проза Руссо: философский роман-трактат о воспитании «Эмиль» и его воздействие на педагогические концепции XVIII–XIX вв. Эпистолярный сентименталистский роман «Юлия, или Новая Элоиза». Лекция 10 Литература немецкого Просвещения Задачи немецкого Просвещения: политико-идеологические (национальное объединение), эстетические (формирование литературного языка). Основные этапы немецкой литературы XVIII столетия и их периодизация. Немецкая литература 1730–1740-х гг. Роль Лессинга в развитии немецкого Просвещения. «Литературные письма», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия». «Эмилия Галотти» как «бюргерская трагедия»: просветительская проблемность и сентименталистская патетика. «Натан Мудрый» как просветительская драма-притча о терпимости. Особенности классицизма в драме. Немецкая литература 1770–1790-х гг. Движение «Бури и натиска» как полемика с ранним немецким Просвещением, как развитие просветительских идей и тенденций в Германии. Лекция 11. Литература немецкого Просвещения. Творчество Ф.Шиллера Шиллер периода «Бури и натиска». Бунтарский характер и жанровое новаторство его ранней драматургии («Разбойники», «Коварство и любовь»). Особенности поэтики сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии и их актуализация. «Дон Карлос» как переломное произведение в развитии драматургии Шиллера: трансформация типа героя, тематики, стилистики. Гете и Шиллер в 80-е – 90-е гг. Становление концепции «веймарского классицизма» в их творчестве. Историческая драматургия Шиллера, ее соотношение с эстетической теорией писателя. («Мария Стюарт») «Вильгельм Телль» как тираноборческая драма. Баллады Шиллера, поэтическое и драматическое в них. Шиллеровские баллады в переводах Жуковского. Шиллер в России, его воздействие на русскую культуру и литературу XIX века. Лекция 12. Литература немецкого Просвещения. Творчество И.В. Гете Своеобразие лирики Гете штюрмерского периода. «Страдания юного Вертера» как сентименталистский роман. Особенности романного повествования в контексте традиции эпистолярной прозы. Психологизм и социальность «Вертера». Воздействие гетевского романа на эволюцию европейской романистики рубежа XVIII–XIX вв. Гете в 80-е – 90-е гг.«Ифигения в Тавриде» как образец веймарского классицизма. Баллады. Позднее творчество Гете как проявление «художественного универсализма» писателя. Философская лирика («Западно-восточный диван»), роман воспитания («Вильгельм Мейстер»). «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный синтез немецкого Просвещения. Творческая история произведения. Проблема жанра «Фауста»: «трагедия», «драматическая поэма», «универсальное произведение» и т. д. Философская проблематика «Фауста», роль пролога как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Соотношение первой и второй части «Фауста», сказочно-фантастическое и символико-мифологическое в них. Различные концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв. Значение творчества Гете. Гете и русская литература. Тематический план изучения дисциплины «История зарубежной литературы (XVII-XVIII веков)» 050100.68 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература»
КАРТА литературного обеспечения дисциплины (включая мультимедиа и электронные ресурсы)
«История зарубежной литературы (XVII-XVIII веков)» (наименование) для студентов основной образовательной программы 050100.68 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература» (наименование, шифр) По очной форме (укажите форму обучения)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы