Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы



Внеклассная работа во вспомогательных школах и школах-интернатах весьма многообразна и позволяет использовать различны формы и средства эстетического воспитания. В практике применяются три формы орга-


низации такой работы: а) массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т. п.); б) групповая (занятия кружков, студий, секций, команд и т. п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инструментах и т. п.).

Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию.

К средствам эстетического воспитания относятся: 1) устройство быта и создание благоприятных условий для труда; 2) организация творческой и исполнительской деятельности учащихся; 3) демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (использование средств искусства).

Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений — классов, кабинетов, мастерских, рекреаций и т. д. Большое значение придается внешнему содержанию дворов, пришкольных земельных участков, игровых площадок.

Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изделиям.

Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что умственно отсталые школьники не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения. Случаи несоблюдения таких норм — следствие недостаточного воспитания. Олигофренопедагогам приходится уделять много времени воспитанию культуры, эстетике поведения учащихся. Очень важно, чтобы выпускники вспомогательной школы умели обратиться с просьбой, поздороваться, попрощаться, войти и выйти из помещения. Не менее важно, чтобы воспитан-


ники могли правильно вести себя за столом, в гостях, в общественных местах.

Личный пример педагога — самое эффективное средство воспитания привычек поведения. Соблюдая необходимую требовательность, педагоги тактично и благожелательно направляют ребенка на соблюдение существующих норм и правил поведения.

Во внеурочное время рекомендуется проводить с учащимися занятия, примерно с такой тематикой: употребление в речи «волшебных» слов; внешний вид учащихся; поведение в классе; поведение за столом; поведение на улице; поведение в транспорте; поведение в кино и в театре (СНОСКА: См.: Арапова Э. А. Воспитание культуры поведения у учащихся вспомогательной школы // Эстетическое воспитание в вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. М., 1972.).

Успех проводимой работы во многом зависит от того, насколько удачно подобрано содержание занятия, как четко и ясно формулируются вопросы, на которые дети должны дать ответы, насколько интересны практические упражнения. Закрепление таких умений и навыков у умственно отсталых школьников — процесс очень длительный. Необходим постоянный контроль и напоминания со стороны учителей, воспитателей, родителей. Надо чаще упражнять учащихся в способности проявлять свои умения, создавать для этого различные педагогические ситуации.

Наиболее широкие возможности для эстетического воспитания детей во внеклассное время имеют различные кружки, а иногда и своеобразные школьные клубы, объединяющие детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Сюда относятся кружки рисования, лепки, аппликации, выпиливания, выжигания, керамики, чеканки, художественного вышивания, изготовления мягкой игрушки и другие. Такие кружки иногда имеют названия, например, «Умелые руки», «Мастерская Деда Мороза», «Рукодельница», «Чебурашка» (кружок мягкой игрушки), «Мы учимся рисовать» и т. п.

Характер занятий той или иной деятельностью во внеклассное время во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные


материалы и инструменты. В распоряжении учащихся цветная и черная тушь, гуашевые и даже масляные краски, уголь и сангина; наряду с белой используется цветная бумага больших форматов и разных видов, а также картон, фанера, материя, пенопласт, плексиглас, металл и др. Дети работают карандашами фломастерами, кистями и флейцами, ножницами и лобзиком, пилой и молотком, шилом и стекой. Они рисуют и лепят, шьют и вырезают, пилят и строгают, клеют и прибивают. Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития учащихся

Практика многих школ убеждает в возможности и целесообразности организации для умственно отсталых детей хоровых, вокальных, инструментальных, танцевальных кружков. Хоровое или сольное исполнение песен, постановка детских опер, музыкально-танцевальных спектаклей благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушениями моторики и эмоционально-волевой сферы. Есть опыт успешной работы во вспомогательных школах духовых оркестров, ансамблей народных инструментов, кружков пантомимы, театральных студий. Достоинство последних состоит не только в том, что они оказывают сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие учащихся, но и в том, что объединяют большое число детей с разными интересами и уровнем развития. Эти коллективы состоят из артистов, художников-декораторов, костюмеров, осветителей, рабочих сцены, билетеров, и при подготовке спектаклей всем находится дело по душе. Участники школьных театров (драматических кружков) выступают не только на своей сцене, но и выезжают в другие вспомогательные школы (СНОСКА: Интересный опыт создания детского театра во вспомогательной школе, подтверждающий важную коррекционно-воспитательную роль кружковой работы, описан в статье В. А. Оводова «Пионерский театр вспомогательной школы интерната № 6 Ленинграда». См.: Эстетическое воспитание в вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. М., 1972.).

Исключительно большое образовательное и воспитательное значение для умственно отсталых детей имеет школьный кукольных театр. Под руководством педагогов учащиеся, как правило, сами изготавливают и куклы, и декорации, а затем выступают в роли актеров-кукло-


водов в спектаклях на школьных праздниках. Относительная простота управления куклами (они надеваются на руки), любое число актеров, каждый из которых разучивает небольшую роль, делают кукольные представления доступными и занимательными для школьников. Одна из особенностей кукольного театра состоит в том, что текст могут читать одни ученики, а управлять куклами — другие. Такое распределение обязанностей в спектакле нередко облегчает задачу его участникам. Кукольный театр оказывает сильное воздействие как на зрителей, так и на самих «артистов». Это объясняется тем, что он включает в себя целый комплекс искусств — художественное слово, драматическое действие, музыку, песню, пляску, изобразительное искусство. Участие в кукольном театре способствует развитию драматических склонностей детей, инициативы, оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию речи.

В репертуаре кукольного театра — сказки, басни, песни, инсценировки небольших рассказов. Любимым персонажем является Петрушка, который обычно ведет представление, разговаривает со зрителями, вместе с ними переживает ход спектакля. Для Петрушки можно приготовить текст на темы школьной жизни, он может спеть частушки про лентяев, нарушителей дисциплины пр.

Кукольный театр вносит весомый вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Важное звено в системе воспитательной работы вспомогательной школы — тематические беседы об изобразительном искусстве, о художниках, сопровождаемые демонстрацией репродукций лучших произведений. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством расширяет знания учащихся. Особое значение для эстетического воспитания имеет образно-сюжетная игрушка. Это всем известные матрешки, знаменитая дымковская глиняная игрушками («Барыня», «Водоноска», «Петух» и др.), богородская Деревянная резная игрушка («Вершки и корешки», «Маша и медведь», «Клюющие курочки» и др.), малые скульптурные формы. Знакомство с такими игрушками имеет большое воспитательное значение. При отборе Материала по изобразительному искусству педагогу важно проявить художественный вкус и чувство меры.

Эффективность эстетического воспитания умственно Отсталых школьников повышается, если эта работа


организуется в системе, имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения и музыки и т. д. Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств эстетического воспитания индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. E) микроэкономика изучает отношения между людьми в процессе эффективного использования ограниченных ресурсов
  3. Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения
  4. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения
  5. Базовые механизмы воздействия в процессе общения (заражение, внушение, убеждение, подражание).
  6. В процессе операционного цикла
  7. В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
  8. В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
  9. Влияние средств массовой информации на воспитание личности
  10. Внутриутробное обучение воспитание, развитие по Шичиде
  11. Во время фазы исцеления предшествующая утрата тканей возмещается за счет их роста, в идеале – с участием специальных бактерий, задействованных в этом процессе.
  12. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ТВОРЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь