Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этап второй: анализ фотографий
Итак, вы имеете перед собой набор фотографий. На обороте каждой из них вы написали номер, соответствующий номеру записи в вашей таблице. Далее необходимо прибегнуть к помощи трех–четырех людей, а еще лучше десяти, которые будут выступать в роли экспертов, оценивающих ваши фотографии. Желательно, чтобы они не были вашими близкими друзьями (или близкими родственниками), потому что близкие люди могут знать ваши идиосинкразии, которые в данный момент мы не изучаем. В том случае, если вы делали снимки своего напарника, то вы можете показать экспертам оба набора фотографий. Если ваши эксперты не могут приступить к выполнению этого задания одновременно, то это вполне допустимо, но до тех пор, пока не потребуется сравнение оценок экспертов до завершения этого этапа. Вырежьте из книги страницу 268 с таблицей для записи оценок. Сделайте ксерокопии таблицы из расчета по одному экземпляру для каждого эксперта (по каждому оцениваемому человеку – на тот случай, если в этот эксперимент вовлечен и ваш напарник). Рассортируйте имеющиеся у вас фотографии. Отбракуйте те из них, которые, согласно вашим записям, не отражают эмоции должным образом, нужно отобрать только те фотографии, которые, как вы полагали, отражают ваши эмоции вполне успешно. Основывайте отбор на записях в вашей таблице, а не на том, что вы думаете об этих фотографиях сейчас. Перетасуйте фотографии, которые вы собираетесь показывать экспертам. Дайте каждому эксперту листок с таблицей для записи оценок и набор перетасованных фотографий. Не подсказывайте им и не пытайтесь помогать, они должны дать собственные оценки каждой фотографии. Эксперт может испытывать трудности с вашими нейтральными фотографиями (поскольку не знает, что они нейтральные), но он должен следовать инструкции, приведенной в таблице, и при неуверенности вновь и вновь пытаться оценивать фотографии (экспертам не дают нейтрального варианта оценки, потому что они могли бы использовать его всякий раз, испытывая неуверенность, а также потому, что если бы им предоставили такой вариант, вы не смогли бы оценить вероятность присутствия «замороженного чувства», о котором будет говориться ниже). После того как вы получите оценки минимум трех экспертов, можно начинать подсчитывать результаты. Возьмите формуляр своей таблицы. В правой стороне колонки, озаглавленной «Оценки», укажите количество экспертов, которые приписали каждой фотографии конкретную эмоцию. Например, при рассмотрении вашей фотографии, на которой зафиксировано выражающее радость лицо, вы записываете в таблицу, что трое из четырех экспертов назвали ее радостной; если только один эксперт назвал ее удивленной, вам не нужно записывать этот результат; при очевидном разбросе оценок без явного доминирования какого–то одного мнения отразите в формуляре все оценки по каждой фотографии и укажите число экспертов, давших каждую из оценок. Теперь вы готовы начать анализ. Возьмите нейтральные фотографии, которые вы показывали экспертам, и положите их перед собой. Определите, что написано о них в таблице оценок: 1. Фотографии были названы радостными большинством экспертов. 2. Фотографии были названы печальными большинством экспертов. 3. Фотографии были названы либо радостными, либо печальными большинством экспертов. 4. Эксперты проявили мало единодушия: почти каждое название эмоции было использовано тем или иным экспертом. 5. По крайней мере, одна фотография была названа радостной (или выражающей страх, или гнев, или отвращение) не менее чем половиной экспертов. Если ваш результат соответствует пункту 4, то, возможно, у вас нет «замороженного чувства», влияющего на ваше нейтральное выражение лица, поскольку не было получено единодушной оценки экспертов. Если ваш результат соответствует пункту 1, то, возможно, у вас нет «замороженного чувства», влияющего на ваше нейтральное выражение лица, потому что ответ «радостное» является частой оценкой выглядящего нейтральным лица, когда эксперты вынуждены выбирать один из предлагаемых терминов, описывающих эмоцию. Нейтральное лицо также часто называют «печальным», поэтому, если результат соответствует пункту 2 или 3, то вы, вероятно, не имеете «замороженного чувства», окрашивающего ваше нейтральное выражение. Вспомните, что предельная форма печали приводит к появлению у человека бесстрастного, кажущегося нейтральным лица. Однако возможно, что при результатах, соответствующих пункту 2 или 3, ваше нейтральное лицо могло выглядеть не нейтральным или бесстрастным, а показывать следы типичного выражения печали. Вы можете проверить это утверждение, сопоставляя свои фотографии с изображением нейтрального лица с показанными в главе 8 и сравнивая отдельно каждую область лица. Лучше всего это сделать с помощью трех «масок» из черной бумаги, частично закрывающих лицо на фотографии. Одну маску вырежьте таким образом, чтобы при ее наложении на любую из фотографий оставались видны только брови и лоб; другую – чтобы она оставляла открытыми только щеки, нос и рот, а третью – чтобы она позволяла видеть на фотографии только ваши глаза и веки. Закройте вашу нейтральную фотографию так, чтобы были видны только ваши брови – лоб. Сравните полученный результат с рис. 51. Видите ли вы сходство? Если оно и есть, то довольно слабое. Не ожидайте увидеть на своей фотографии ничего столь же отчетливого, как на этом рисунке. Теперь сравните тем же способом ваши глаза – веки с глазами – веками, показанными на рис. 52, и вашу нижнюю часть лица с нижней частью лица на рис. 53. На основе этих сравнений вы сможете определить, присутствует ли у вас на лице «замороженное чувство» печали. Если результат оценок соответствует пункту 5, это указывает на то, что любая эмоция, отмеченная экспертами на вашем лице зачастую будет действительно присутствовать. Как вы, наверное, помните, это может происходить из–за того, что вы постоянно сохраняете какое–то проявление этой эмоции на своем лице вместо того, чтобы полностью расслабить его, когда вообще не испытываете никакой эмоции («замороженное чувство»). Или это может быть статический сигнал, возникший из–за особого строения вашего лица. Например, если у вас глубоко посаженные глаза или низкие брови, то люди могут оценить ваше лицо как разгневанное (фотография № 52 из набора фотографий, прилагаемых к главе 9, показывает нейтральное лицо, которое выглядит разгневанным из–за его специфических особенностей). Вероятно, вам следует знать, что вы стараетесь придавать лицу такое выражение, даже когда не испытываете никаких эмоций. Если ваш результат соответствует пункту 5, то сравните каждую область на фотографиях вашего лица с соответствующими рисунками в книге, используя маски из черной бумаги, о которых мы говорили выше. Следующие предлагаемые нами действия применимы к каждой сфотографированной вами эмоции. Положите фотографии эмоций перед собой. Проверьте, что говорится в таблице оценок о каждой фотографии. 1. Подавляющее большинство экспертов, оценивавших обе фотографии, назвали эмоцию, которую вы переживали, воображали или создавали на лице. 2. Большинство экспертов правильно определили эмоцию, которую вы стремились показать, но во всех или почти всех остальных оценках была названа какая–то другая эмоция; например пятеро из десяти экспертов назвали ваше удивленное лицо удивленным, а трое из оставшихся пяти назвали его испуганным. 3. Наблюдалось почти равное распределение оценок между эмоцией, которую вы изображали, и какой–то одной другой эмоцией. 4. В большинстве оценок упоминалась эмоция, отличная от той, которую вы показывали. 5. Между экспертами не было согласия по поводу оценки эмоций; не более трети экспертов дали одинаковую оценку. Если результат оценки обеих ваших фотографий, показывающих какую–то эмоцию, соответствует пункту 1, то в этом случае нет никаких указаний на вашу приверженность какому–то стилю отображения эмоций на лице. Если результат оценки обеих ваших фотографий соответствует пункту 5, а ваши записи в таблице говорят о том, что вы испытывали какую–то эмоцию и думали, что вы отображаете ее на своем лице, то тогда вполне вероятно, что вы являетесь неэффективным экспрессором данной эмоции. Однако вы не можете быть уверенным в этом стопроцентно. Возможно, вы не показали эмоцию на лице из–за того, что ситуация, в которой производилась съемка, была слишком искусственной. Но есть высокая вероятность того, что вы действительно неэффективный экспрессор, и у вас может возникнуть желание проверить это предположение. Допустим, выяснилось, что вы неэффективный экспрессор отвращения; в следующий раз, когда вы попадете в ситуацию, при которой испытаете отвращение и вам будет казаться, что вы выражаете его на лице, спросите своих друзей, как вы выглядите, могут ли они назвать испытываемое вами чувство, и т. д. Если результат, описанный в пункте 5, подходит для всех эмоций или для всех, кроме радости, то тогда вы, вероятно, являетесь утаивателем. Возможно также, что метод использования фотографий не подходит для вас. Если вы являетесь утаивателем, то ваши близкие люди знают об этой вашей особенности, поэтому вы должны контролировать ее проявление. Результаты, описанные в пунктах 2, 3 и 4, указывают на то, что вы подменяющий экспрессор. Результат пункта 3 говорит об этом убедительнее, чем результат пункта 2, а результат пункта 4 – убедительнее, чем результат пункта 3. Если один из этих результатов будет получен для обеих ваших фотографий, а согласно вашим записям, вы думали, будто испытывали какую–то эмоцию и показывали ее, то тогда вас можно считать подменяющим экспрессором с большей вероятностью, чем в случае, когда один из этих результатов соответствовал бы только одной фотографии и при этом не было бы записей, что вы действительно испытывали данную эмоцию или хорошо выражали ее на лице. Предположим, что вы подменяющий экспрессор, показывающий на лице отвращение вместо гнева; ваши фотографии, выражающие «гнев», некоторые эксперты (пункт 2), половина экспертов (пункт 3) или большинство экспертов (пункт 4) могли бы оценить как выражающие отвращение. С помощью одной из масок из черной бумаги закройте ваши «разгневанные» фотографии таким образом, чтобы видеть на них только нижнюю часть лица. Сравните ваши нижние части лица с фотографиями в книге, на которых в нижней части лица выражается гнев или отвращение. Вам понятно, почему эксперты считали вас испытывающим отвращение, когда вы думали, что выражаете на лице гнев? Присмотритесь также к области глаз – век и области бровей – лба. Так вы сможете обнаружить, что именно на вашем лице заставило экспертов признать вас испытывающим отвращение, в то время как вы думали, что показываете на лице гнев. Это не означает, что вы не испытываете гнева; это лишь означает, что, когда вы испытываете гнев, наблюдающие за вами люди могут решить, что вы испытываете отвращение. Разумеется, результаты экспертов, соответствующие пунктам 2, 3 и 4 не обязательно указывают на то, что вы являетесь подменяющим экспрессором. Лучший способ проверить этот факт состоит в том, чтобы еще раз сфотографировать ваше лицо в момент переживания той эмоции, подменяющим экспрессором которой вы можете быть. Уделяйте особое внимание выбору переживания которое не приводит к возникновению смеси проблемной эмоции и ее эмоции–заменителя. Замените имеющиеся у вас фотографии этой эмоции новыми, дайте весь набор снимков (а не только новых) другим экспертам и посмотрите, повторится ли прежний результат. Если нет, то вы действительно не можете быть уверены в том, какой результат был правильным – первый или второй. Однако если результат в целом повторится, то, скорее всего, вы – подменяющий экспрессор. Мы описали способы, позволяющие выяснить по результатам оценки ваших фотографий, можете ли вы быть утаивателем, неэффективным экспрессором, подменяющим экспресором или зацикленным экспрессором с «замороженным чувством». На следующем этапе мы опишем разные процедуры, которые помогут определить, являетесь ли вы невольным экспрессором. Эти процедуры применимы также для оценки утаивателей, неэффективных экспрессоров и подменяющих экспрессоров.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы