Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия возникла из мифологии.
Функции философии. Философия выполняет - мировоззренческую функцию, поскольку изучает человека в мире; - методологическую функцию, поскольку включает в себя теорию познания и определяет методы научного познания; - логико-гносеологическую, поскольку обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знани; разрабатывает философские методы. - эвристическую, как следствие методологической, поскольку способствует открытию нового знания ( эврика – открыл); - нравственную, культурно-воспитательную функцию, поскольку включает этику – учение о добре и зле; - эстетическую функцию, поскольку включает эстетику как учение о прекрасном; - аксиологическую, поскольку включает аксиологию – учение о ценностях; - прогностическую; поскольку помогает прогнозировать (предсказывать) ход развития бытия - гуманистическую, поскольку способствует совершенствованию человека; - социальная функция – в прогнозе будущего.
Философия бытия Концепции бытия Монистические – ( монизм – признание одного первоначала: либо материального, либо духовного): 1 ) идеалистические (Платон, Гегель), 2) материалистические (Демокрит, Бэкон, Маркс, Энгельс),. Дуалистические – (дуализм – признание двух первоначал: материального и духовного): Аристотель, Декарт. Онтология как учение о бытии впервые возникла в философии Парменида. Парменид: противопоставлялбытие небытию. Бытие- неподвижно, неизменно, умопостигаемо, совершенно. Три совершенных качества бытия: Истина, Добро и Благо. В отличие от «бытия» конкретные вещи изменчивы, конечны, несовершенны. Досократики ( древнегреческая философия) отождествляли бытие с космосом. Гераклит (древнегреческая философия) признавал изменяющееся, становящееся бытие, бытие в движении, в противоречии. Основа бытия – огонь. Демокрит, Левкипп: основа бытия – атомы. Платон: противопоставлял истинное бытие вечных и неизменных идей неистинному бытию преходящих, недолговечных конкретных вещей. Аристотель: бытие характеризуется формой и материей. Различал бытие возможное и действительное. В религиозной философии противопосталялось божественное бытие (бытие Бога) сотворённому бытию (бытию сотворённых Богом вещей). В философии Возрождения бытие – это природа, реальность, противостоящая человеку. Природа рассматривается вне отношения к ней человека. Декарт: бытие связано с сознанием: «Мыслю – следовательно, существую». Кант: бытие всего лишь способ связи понятий: «Человек есть существо нравственное». Гегель: объективно-идеалистическое бытие, бытие объективного духа. Принцип тождества бытия и мышления. Маркс, Энгельс: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Сформулировали основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию. Бытие – первично, сознание - вторично. Основа общественного бытия – способ производства. «Человек – это совокупность общественных отношений). Фромм: противопоставлял бытие и обладание. Автор «Быть или иметь». Сартр: противопоставлял материальное и человеческое бытие. Хайдеггер: бытие конкретного индивида (здесь-бытие). Картины мира. Картина мира – это целостный образ мира, исторически обусловленный. Философские картины мира: - космоцентризм – картина мира, центром которой является космос; характерна для древней философии; - теоцентризм – картина мира, центром которой является Бог (тео – Бог); характерна для средневековой философии; - антропоцентризм – картина мира, центром которой является человек (антропос – человек). Философско-мировоззренческий рационализм исходит из отрицания Бога. Научные картины мира: Механическая (Ньютоновская) картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др. Квантово-механическая и релятивистская (Эйнштейн) картина мира базировалась на понятиях делимой корпускулы, относительности пространства –времени, Конечной скорости движения, дискретности и др. Научная наиболее разработанная картина мира – физическая. Связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека фиксируется в антропном принципе. Религиозная картина мира Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний). Мифологическая картина мира Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств). Движение, пространство, время Субстанция – первоначало, первопричина и носитель всего сущего. Древнегреческие натурфилософы отождествляли материю ( субстанцию ) с природными стихиями. Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях ( Ленин). Движение это любое изменение. Движение – это универсальное свойство материи. Покой – это момент движения. Античные философы понимали пространство как пустоту. Пространство и время выражают порядок существования материи. Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения. Пространство – многомерно, однородно, изотропно. Время характеризуется одномерностью и необратимостью. Для метафизического материализма характерно признание пространства и времени в качестве самостоятельных субстанций, существующих независимо от материальных объектов ( субстанциональна я концепция – Ньютон). Согласно диалектическому материализму, пространство и время не существуют отдельно друг от друга и от движущихся материальных объектов, а образуют единое пространство-время, свойства которого зависят от материальных объектов ( релятивистская концепция – Эйнштейн). 3.4. Диалектика бытия. Диалектика – это учение о наиболее общих закономерностях в развитии бытия. Сократ понимал под диалектикой искусство спора. Развитие – направленное качественное изменение объектов. Прогресс – развитие в сторону повышения уровня организации системы. Регресс – развитие в сторону понижения уровня организации системы и даже её распада. Система – дифференцированное и целостное единство элементов. Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру. Синергетика – наука о самоорганизации систем.( Хакен) Законы диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону причиной и движущей силой развития является разрешение внутренних противоречий. Закон отрицания отрицания. Этот закон выражает повторяемость и цикличность в развитии объектов.
Категории Детерминизм – учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности, для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности. Индетерминизм – это учение, отрицающее причинность. Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта. Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта. Сущность и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).
Философия познания Сущность и природа познания Познание – это отражение действительности в сознании человека ( диалектический материализм). Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную, 3) волевую. Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность. Формы сознания: индивидуальное и общественное Формы биологического отражения: ощущения, раздражимость. Элементарные формы отражения – механическое, физическое. Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.) Гносеологический оптимизм – учение, которое признаёт познаваемость мира. Существует материалистическое и идеалистическое направления гносеологического оптимизма. В античной философии признаётся познаваемость мира (знание – копия предмета), но не учитывается активность субъекта (созерцательный материализм). (5в до н.э.) В религиозной философии признаётся познаваемость мира, т.к. Бог наделил человека способностью познавать (идеализм). Гегель: в основе мира лежит саморазвитие объективного духа. И объект, и субъект – формы духа. Дух в форме субъекта познаёт себя в форме объекта. Отсюда признание познаваемости мира (Идеализм). (19в) Марксистская философия: признание познаваемости мира в процессе активной преобразовательной деятельности субъекта (диалектический материализм).(19-20вв.) Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира Кант, Юм признавали познаваемость только ощущений, восприятий, получаемых от объекта, но не сам объект ( субъективный идеализм, агностицизм).18в.). С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – непознаваема (Кант) Конвенционализм – учение, согласно которому все теории – лишь удобные соглашения ( Пуанкаре), разделяет позицию агностицизма. Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.) Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц ). Разделяет позицию агностицизма. Инструментализм – учение, согласно которому знание – это лишь инструмент для вычислений и предсказаний. ). Разделяет позицию агностицизма.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы