Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ценности и смысл жизни человека. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Ценности в широком смысле - это социально значимые объекты. В просветительской философии ценность понимается как регулятивные идеи. Предел человеческого совершенства – благо. Духовный аспект свободы – способность самому создавать духовные ценности Эгоизм – учение, согласно которому жить нужно «для себя». Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни –в наслаждениях. Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо. Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым. В религии смыслом жизни является спасение души.
Социальная философия. 6.1 Общество и его структура. Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности. Сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная. Производительные силы и производственные отношения – элементы материально –производственной сферы. Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном производстве (собственники и несобственники). Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества. Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус). Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества. Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества.
Развитие общества «Осевое время» - время, с которого началась история человечества (Ясперс) Концепции общественного развития: формационная (Маркс) и цивилизационная (Шпенглер, Тойнби, ) Формационная концепция существует в рамках марксистской философии общества – исторического материализма. Формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства. Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Мыслитель, утверждавший, что способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы – Маркс. В формационной концепции выделяют следующие ступени общественного развития: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Цивилизационный подход к истории предполагает признание множества равноценных по уровню зрелости культур. Теория стадий роста существует в рамках цивилизационного подхода ( Белл, Тоффлер). В этой теории выделяют: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Для доиндустриальной цивилизации характерно аграрное производство, примитивные орудия труда. Для индустриальной цивилизации характерно индустриальное производство, его механизация; Для постиндустриального (информационного) общества характерны автоматизация и информатизация. Главной особенностью постиндустриального производства является то, что наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.( Белл ) Главными социальными институтами постиндустриального общества стали университеты и научно-исследовательские организации. Противопоставление культуры и цивилизации характерно для неклассической философии 19-20 вв.(Шпенглер) Данилевский – создатель теории культурно-исторических типов. Автор книги «Россия и Европа». Шпенглер – автор «Заката Европы», и он же считал цивилизацию завершающей ступенью культуры. Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для Энгельса. Тойнби – философ, считавший, что развитие цивилизации обусловлено действием « вызова-ответа ». Гумилев – автор пассионарной теории этногенеза. Сорокин – автор стратификационного подхода Парсонс – представитель структурно-функционального подхода. Философская школа, считающая, что глобализация – завершающая стадия капитализма, - транснационализм. Главным признаком циклического развития являются волнообразные циклы. С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей. Культура становится специальным предметом исследования в философии Просвещения (Гердер) Культура – часть окружения, созданная самими людьми. Культура – система надбиологических программ жизнедеятельности человека. Культура –деятельность людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности, В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование общественного сознания. Бжезинский назвал современное общество технотронным . Человек и общество Глобальные проблемы и будущее человечества . Глобальные проблемы: экологическая, третьей мировой войны, неизлечимых болезней. Главная глобальная проблема – третьей мировой войны. Глобальные проблемы обострились в связи с глобализацией. Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки. Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов. Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы. К культурно-цивилизационной стороне глобализации относится расширение информационного пространства. Философ, считавший, что либерально-демократические идеи одержали победу в глобальном масштабе – Фукуяма. Положительное значение социальных последствий перехода к постиндустриализму – это гуманизация технологий, и многоуровневое демократическое участие народа в политике. Для разрешен ия глобальных проблем необходимо изменить потребительское отношение человека к природе.
История философии Этапы исторического развития философии: Древняя философия (7 в. до н.э. – 3 в. н.э.) Картина мира – космоцентризм, человек как микрокосм. Древневосточная философия имела практическую направленность, а античная – теоретическую. Философия Древнего Китая – даосизм, конфуцианство. Основой древнекитайской философии является «Книга перемен». Конфуцианство – это этическое учение, учение о нормах существования человека в семье и государстве. Философия Древней Индии – буддизм. В буддизме человек предстаёт как существо страдающее. Философия Древней Греции: Демокрит – материалист, автор атомистической концепции. Платон – идеалист, автор учений об идеях (эйдосах), об идеальном государстве. Парменид –древнегреческий философ, в его философии впервые содержится онтология - учение о бытии. Пифагор попытался постичь количественную сторону мироздания. Ему же принадлежит высказывание: «Я не философ, а любомудр». Сократ понимал диалектику как искусство спора. Противоположность между материализмом и идеализмом – Демокрит и Платон. Зенон Элейский впервые поставил вопрос о логических противоречиях. Автор апорий «Ахилл и черепаха». «Стрела». В учениях элеатов была поставлена проблема бытия и небытия. Главная проблема – вопрос о первоначале, вопрос о том, что лежит в основе всего. Первым греческим и европейским философом был Фалес. Философия средних веков. (3-14 вв.н.э) Церковь – главный институт. Философия подчинена религии. Картина мира – теоцентризм. Два этапа – патристика (3-8 вв.) и схоластика (9-14 вв.) Представитель патристики – Августин Блаженный, схоластики – Фома Аквинский. Номинализм и реализм спорили по вопросу об универсалиях. Главная проблема средневековой философии – доказательство бытия Бога. Учение о божественном предначертании исторического процесса – провиденциализм. Главный способ познания – откровение. Для средневековой философии характерны религиозный догматизм и признание веры способом постижения истины.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы