Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные философские учения и понятия



ФИЛОСОФИЯ

Содержание

Основные учения и понятия_______________________1-5

Предмет философии______________________________5

Специфика философии____________________________5

Функции философии______________________________5

Концепции бытия--------------------------------------------------5-6

Картины мира____________________________________6

Материя, движение, пространство-время_______________6

Диалектика_______________________________________6-7

Познание и сознание_______________________________7

Научное познание_________________________________7-8

Происхождение и сущность человека________________8-9

Ценности и смысл жизни__________________________9

Общество_______________________________________9-10

История философии_____________________________10-12

 

Основные философские учения и понятия

Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).

Феноменология – разделяет позицию агностицизма.

Аксиология – учение о ценностях.

Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.

Анализ – метод познания объекта посредством разложения его на части.

Анархизм – учение, согласно которому необходимо уничтожение государства как института насилия над личностью. ( Бакунин, Кропоткин)

Антисциентизм – учение, согласно которому достижения современной науки приносят вред обществу. (Против науки)

Антитехницизм – учение, согласно которому развитие техники становится самоцелью.

Антропный принцип фиксирует связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека

Антропогене з – процесс становления и развития человека.

Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.

Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым.

Атеизм – отрицание Бога

Антропоморфизм – очеловечивание природы, заселение её человекоподобными существами: водяными, лешими, человекоподобными богами: Нептун-бог морей, Марс – бог войны и т.п.

Вера – оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований.

Время характеризуется одномерностью и необратимостью

Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях.

Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.

Герменевтика – учение о понимании (интерпретации ) Основатель Шлейермахер (XIX в.), представитель Гадамер (XX в.)

Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.

Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.

Гносеологический оптимизм – точка зрения, согласно которой мир познаваем.

Гносеология (эпистемология) – учение о познании. Изучает 1) истину, 2) формы познания, 3) уровни познания, 4) методы познания.

Движение это любое изменение.

Дедукция – восхождение от общего к частному

Деизм – учение, согласно которому Бог выполняет в мире только функцию творения, а после сотворения мира он не участвует в его существовании, мир после сотворения существует по своим естественным законам.

Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).

Детерминизм - учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности (создатель – Лапласс), для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.

Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи явлений.

Идеалистическая диалектика – учение о развитии объективного духа. Создатель – Гегель.

Материалистическая диалектика – учение о развитии материи. Создатели: Маркс, Энгельс.

Дуализм – учение, в котором признаётся два первоначала – материальное и духовное (дуа – два). Представитель – Декарт.

Заблуждение – непреднамеренное искажение знания

Законы диалектики:

Что есть философия

Предмет философии

Предмет философии – 1) всеобщее;

Человек в мире.

Специфика философии

Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости.

Родина термина «философия» - Греция.

Философия – донаучное знание. Она имеет умозрительный характер, т.к. не опирается на факты и эксперименты. Поэтому философские знания нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Философия, как и наука, оперирует понятиями и представляет собой теоретический тип знания.

Сходство философии и искусства – в том, что они имеют личностную форму.

Философия и искусство отличаются тем, что художественное знание выражается в образах, а философское – в понятиях.

Философия отличается от религии тем, что 1) философское знание является результатом познания, а религиозное - результатом веры; 2) философское знание имеет теоретическую форму.

Философия – это форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний об основных принципах человеческого бытия в мире.

Поскольку философия изучает человека в мире, она является мировоззрением.

Мировоззрение – это система знаний о мире и месте человека в нём. Существуют: обыденное, религиозное, научное, философское и др. типы мировоззрения.

Философия является особым типом мировоззрения.

Философия возникла из мифологии.

Функции философии.

Философия выполняет

- мировоззренческую функцию, поскольку изучает человека в мире;

- методологическую функцию, поскольку включает в себя теорию познания и определяет методы научного познания;

- логико-гносеологическую, поскольку обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знани; разрабатывает философские методы.

- эвристическую, как следствие методологической, поскольку способствует открытию нового знания ( эврика – открыл);

- нравственную, культурно-воспитательную функцию, поскольку включает этику – учение о добре и зле;

- эстетическую функцию, поскольку включает эстетику как учение о прекрасном;

- аксиологическую, поскольку включает аксиологию – учение о ценностях;

- прогностическую; поскольку помогает прогнозировать (предсказывать) ход развития бытия

- гуманистическую, поскольку способствует совершенствованию человека;

- социальная функция – в прогнозе будущего.

 

Философия бытия

Концепции бытия

Монистические – ( монизм – признание одного первоначала: либо материального, либо духовного): 1 ) идеалистические (Платон, Гегель), 2) материалистические (Демокрит, Бэкон, Маркс, Энгельс),.

Дуалистические – (дуализм – признание двух первоначал: материального и духовного): Аристотель, Декарт.

Онтология как учение о бытии впервые возникла в философии Парменида.

Парменид: противопоставлялбытие небытию. Бытие- неподвижно, неизменно, умопостигаемо, совершенно. Три совершенных качества бытия: Истина, Добро и Благо. В отличие от «бытия» конкретные вещи изменчивы, конечны, несовершенны.

Досократики ( древнегреческая философия) отождествляли бытие с космосом.

Гераклит (древнегреческая философия) признавал изменяющееся, становящееся бытие, бытие в движении, в противоречии. Основа бытия – огонь.

Демокрит, Левкипп: основа бытия – атомы.

Платон: противопоставлял истинное бытие вечных и неизменных идей неистинному бытию преходящих, недолговечных конкретных вещей.

Аристотель: бытие характеризуется формой и материей. Различал бытие возможное и действительное.

В религиозной философии противопосталялось божественное бытие (бытие Бога) сотворённому бытию (бытию сотворённых Богом вещей).

В философии Возрождения бытие – это природа, реальность, противостоящая человеку. Природа рассматривается вне отношения к ней человека.

Декарт: бытие связано с сознанием: «Мыслю – следовательно, существую».

Кант: бытие всего лишь способ связи понятий: «Человек есть существо нравственное».

Гегель: объективно-идеалистическое бытие, бытие объективного духа. Принцип тождества бытия и мышления.

Маркс, Энгельс: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Сформулировали основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию. Бытие – первично, сознание - вторично. Основа общественного бытия – способ производства. «Человек – это совокупность общественных отношений).

Фромм: противопоставлял бытие и обладание. Автор «Быть или иметь».

Сартр: противопоставлял материальное и человеческое бытие.

Хайдеггер: бытие конкретного индивида (здесь-бытие).

Картины мира.

Картина мира – это целостный образ мира, исторически обусловленный.

Философские картины мира:

- космоцентризм – картина мира, центром которой является космос; характерна для древней философии;

- теоцентризм – картина мира, центром которой является Бог (тео – Бог); характерна для средневековой философии;

- антропоцентризм – картина мира, центром которой является человек (антропос – человек).

Философско-мировоззренческий рационализм исходит из отрицания Бога.

Научные картины мира:

Механическая (Ньютоновская) картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.

Квантово-механическая и релятивистская (Эйнштейн) картина мира базировалась на понятиях делимой корпускулы, относительности пространства –времени, Конечной скорости движения, дискретности и др.

Научная наиболее разработанная картина мира – физическая.

Связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека фиксируется в антропном принципе.

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).

Мифологическая картина мира

Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).

Категории

Детерминизм – учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности, для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.

Индетерминизм – это учение, отрицающее причинность.

Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта.

Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта.

Сущность и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).

 

Философия познания

Сущность и природа познания

Познание – это отражение действительности в сознании человека ( диалектический материализм).

Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную, 3) волевую.

Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность.

Формы сознания: индивидуальное и общественное

Формы биологического отражения: ощущения, раздражимость.

Элементарные формы отражения – механическое, физическое.

Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)

Гносеологический оптимизм – учение, которое признаёт познаваемость мира. Существует материалистическое и идеалистическое направления гносеологического оптимизма.

В античной философии признаётся познаваемость мира (знание – копия предмета), но не учитывается активность субъекта (созерцательный материализм). (5в до н.э.)

В религиозной философии признаётся познаваемость мира, т.к. Бог наделил человека способностью познавать (идеализм).

Гегель: в основе мира лежит саморазвитие объективного духа. И объект, и субъект – формы духа. Дух в форме субъекта познаёт себя в форме объекта. Отсюда признание познаваемости мира (Идеализм). (19в)

Марксистская философия: признание познаваемости мира в процессе активной преобразовательной деятельности субъекта (диалектический материализм).(19-20вв.)

Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира

Кант, Юм признавали познаваемость только ощущений, восприятий, получаемых от объекта, но не сам объект ( субъективный идеализм, агностицизм).18в.).

С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – непознаваема (Кант)

Конвенционализм – учение, согласно которому все теории – лишь удобные соглашения ( Пуанкаре), разделяет позицию агностицизма.

Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)

Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц ). Разделяет позицию агностицизма.

Инструментализм – учение, согласно которому знание – это лишь инструмент для вычислений и предсказаний. ). Разделяет позицию агностицизма.

 

 

Проблема истины

Истина – это адекватное отражение объекта в сознании человека ( классическая концепция ), использует принцип корреспонденции.

Истина – это знание, которое ведет к успеху ( прагматизм ).

Гносеологический релятивизм отрицает возможность объективной истины

Критерий истины в диалектическом материализме – практика.

Научное познание

Наука возникла в 16 – 17 вв.

Кумулятивизм - учение, согласно которому развитие науки представляет собой последовательное накопление истин.

Сциентизм – направление, преувеличивающее роль и возможности науки.

Экстернализм – учение, которое признает движущие силы развития науки во внешних факторах.

Интернализм – направление, согласно которому движущие силы развития науки – внутренние научные идеи.

Научная революция – процесс вытеснения старой парадигмы и замены ее новой.

Т.Кун – автор термина «парадигма».

К ненаучным формам познания относятся: паранаука, лженаука.

Период зарождения технических наук – вторая половина 18 в.

Научно-техническая революция – качественные изменения в технике и технологии 20 в.

Антитехницизм – направление, согласно которому техническое развитие становится самоцелью.

Критерии научного знания – объективность, системность.

Гипотеза – научное предположение.

Высшая форма научного познания – научная теория.

 

Формы научного познания

Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Логическое познание, или рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных, фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств. Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это единица мысли, отражающая существенные признаки в форме слова.

Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.

Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.

Уровни научного познания:

Методы научного познания

Эмпирические методы – наблюдение, эксперимент

Наблюдение – это восприятие объекта в естественных условиях, которые субъект не может контролировать и воспроизводить.

Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.

Общелогические методы (пути) познания: индукция и дедукция.

Индукция – восхождение от частного к общему.

Дедукция – восхождение от общего к частному.

Теоретические методы

Анализ – разложение на части.

Синтез – объединение частей в единое целое.

Моделирование – изучение объекта посредством замещения его моделью – физической или идеальной.

 

Философия человека.

Человек и природа.

Природа- не созданная человеком часть материального мира.

В качестве живого существа человек характеризуется физиологическими потребностями, деятельностью и способностями к ней.

Природные жизненные силы человека проявляются в его способностях и задатках.

Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.

.

Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.

Отчуждение – существует тогда, когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.

Социальная философия.

6.1 Общество и его структура.

Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности.

Сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная.

Производительные силы и производственные отношения – элементы материально –производственной сферы.

Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном производстве (собственники и несобственники).

Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.

Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).

Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.

Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества.

 

Развитие общества

«Осевое время» - время, с которого началась история человечества (Ясперс)

Концепции общественного развития: формационная (Маркс) и цивилизационная (Шпенглер, Тойнби, )

Формационная концепция существует в рамках марксистской философии общества – исторического материализма.

Формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства.

Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.

Мыслитель, утверждавший, что способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы – Маркс.

В формационной концепции выделяют следующие ступени общественного развития: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Цивилизационный подход к истории предполагает признание множества равноценных по уровню зрелости культур.

Теория стадий роста существует в рамках цивилизационного подхода ( Белл, Тоффлер). В этой теории выделяют: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.

Для доиндустриальной цивилизации характерно аграрное производство, примитивные орудия труда.

Для индустриальной цивилизации характерно индустриальное производство, его механизация;

Для постиндустриального (информационного) общества характерны автоматизация и информатизация.

Главной особенностью постиндустриального производства является то, что наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.( Белл )

Главными социальными институтами постиндустриального общества стали университеты и научно-исследовательские организации.

Противопоставление культуры и цивилизации характерно для неклассической философии 19-20 вв.(Шпенглер)

Данилевский – создатель теории культурно-исторических типов. Автор книги «Россия и Европа».

Шпенглер – автор «Заката Европы», и он же считал цивилизацию завершающей ступенью культуры.

Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для Энгельса.

Тойнби – философ, считавший, что развитие цивилизации обусловлено действием « вызова-ответа ».

Гумилев – автор пассионарной теории этногенеза.

Сорокин – автор стратификационного подхода

Парсонс – представитель структурно-функционального подхода.

Философская школа, считающая, что глобализация – завершающая стадия капитализма, - транснационализм.

Главным признаком циклического развития являются волнообразные циклы.

С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей.

Культура становится специальным предметом исследования в философии Просвещения (Гердер)

Культура – часть окружения, созданная самими людьми.

Культура – система надбиологических программ жизнедеятельности человека.

Культура –деятельность людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности,

В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование общественного сознания.

Бжезинский назвал современное общество технотронным

.

Человек и общество

История философии

Этапы исторического развития философии:

Философия 17 века.

Развитие капитализма и науки.

Главная проблема – разработка научного метода.

Главный раздел философии – гносеология (эпистемология )

Философия 19 в.

ФИЛОСОФИЯ

Содержание

Основные учения и понятия_______________________1-5

Предмет философии______________________________5

Специфика философии____________________________5

Функции философии______________________________5

Концепции бытия--------------------------------------------------5-6

Картины мира____________________________________6

Материя, движение, пространство-время_______________6

Диалектика_______________________________________6-7

Познание и сознание_______________________________7

Научное познание_________________________________7-8

Происхождение и сущность человека________________8-9

Ценности и смысл жизни__________________________9

Общество_______________________________________9-10

История философии_____________________________10-12

 

Основные философские учения и понятия

Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).

Феноменология – разделяет позицию агностицизма.

Аксиология – учение о ценностях.

Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.

Анализ – метод познания объекта посредством разложения его на части.

Анархизм – учение, согласно которому необходимо уничтожение государства как института насилия над личностью. ( Бакунин, Кропоткин)

Антисциентизм – учение, согласно которому достижения современной науки приносят вред обществу. (Против науки)

Антитехницизм – учение, согласно которому развитие техники становится самоцелью.

Антропный принцип фиксирует связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека

Антропогене з – процесс становления и развития человека.

Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.

Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым.

Атеизм – отрицание Бога

Антропоморфизм – очеловечивание природы, заселение её человекоподобными существами: водяными, лешими, человекоподобными богами: Нептун-бог морей, Марс – бог войны и т.п.

Вера – оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований.

Время характеризуется одномерностью и необратимостью

Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях.

Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.

Герменевтика – учение о понимании (интерпретации ) Основатель Шлейермахер (XIX в.), представитель Гадамер (XX в.)

Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.

Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.

Гносеологический оптимизм – точка зрения, согласно которой мир познаваем.

Гносеология (эпистемология) – учение о познании. Изучает 1) истину, 2) формы познания, 3) уровни познания, 4) методы познания.

Движение это любое изменение.

Дедукция – восхождение от общего к частному

Деизм – учение, согласно которому Бог выполняет в мире только функцию творения, а после сотворения мира он не участвует в его существовании, мир после сотворения существует по своим естественным законам.

Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).

Детерминизм - учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности (создатель – Лапласс), для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.

Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи явлений.

Идеалистическая диалектика – учение о развитии объективного духа. Создатель – Гегель.

Материалистическая диалектика – учение о развитии материи. Создатели: Маркс, Энгельс.

Дуализм – учение, в котором признаётся два первоначала – материальное и духовное (дуа – два). Представитель – Декарт.

Заблуждение – непреднамеренное искажение знания

Законы диалектики:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 11858; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.129 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь