Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который




Оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60—70-х годов

И колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление

Репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной были

Разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним — между крестьянами и

Помещиками — добавились новые, вызываемые развитием капитализма, — между рабочими и

Предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между

Самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было

Отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс.

Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение

Находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую

Инертность проявляла и буржуазия. Все это давало почву для торжества воинствующего

Консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности

Революционеров.

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном

Движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели,

Организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство,

Духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории

«официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем

Государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой

Духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом,

Что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели

Своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия,

Против проведения либеральных реформ 60—70-х годов, а в последующие десятилетия

Добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за

Неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и

Общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства — основы

Государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими

Развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В духовной

Сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального

Образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их

Критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы.

(Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков.

Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и

Реакционная печать. М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность

Правительства в реакционном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и

Формировал в этом духе общественное

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к

Любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся

Помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал,

Демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского

выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов



самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была Конституционная монархия.

Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым

Фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в

России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы

Предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных

Платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности

Личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических

Взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом

Социально-политической модернизации Poccии. Они были готовы к сотрудничеству с

Самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов»

— ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда

Использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н.

Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И Шаховской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их

Организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и

Научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной

Оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической

Слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь

Народного «бунта» и действий радикалов.

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную

Деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным

методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя

Объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В их движении

Участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению

Народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикам правительства и условиями

Российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и

Организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации.

Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей.

Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных

Движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало

Течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития

России и «общинного социализма».

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы —

Складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских

кружков; 70-е годы — оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и

Террористической деятельности организаций революционных народников; 80—90-е годы —

Активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого

Были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-х годов — ослабление

Популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения

Марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией.

«Шестидесятники». Подъем крестьянского движения в 1861— 1862 гг. был ответом народа

На несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись

На крестьянское восстание.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.) Главная | Обратная связь