Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции
«Колокола», издаваемого А. И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал Правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Герцена видел Необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, приговорен к каторге и ссылке в Сибирь. Поэтому сам он не мог принимать активного участия в общественной борьбе, но на основе Его идей в начале 60-х годов образовалось несколько тайных организаций. В них входили Н. А. И А. А. Серно-Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции и для этого развернули активную издательскую Деятельность. В прокламациях «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К Молодому поколению», «Молодая Россия», «Что нужно делать войску? » и др. они разъясняли Народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, демократического преобразования России, справедливого решения аграрного Вопроса. «Земля и воля» (1861—1864). Своим программным документом землевольцы считали Статью Н. П. Огарева «Что нужно народу? », опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она Предостерегала народ от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны. «Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее Входило несколько сотен членов из разных, социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества Были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других Городах. В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная Организация, созданная в Царстве Польском. Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, Поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима — все это Привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, Другие эмигрировали. Правительству удалось отбить нагиск радикалов первой половины 60-х Годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их Революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на Демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М. Н. Катков и Др.). Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили Идейное наследие Н. Г. Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной Революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои Высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 Г. член кружка Н. А. Ишутина Д. В. Каракозова совершил неудачное покушение на царя Александра II. В 1869 г. учитель С. Г. Нечаев и журналист П. Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, Призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в Борьбе с правительством. После разгрома кружка С. Г. Нечаев на время уехал зет границу, но Уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он Отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. За несогласие с методами С. Г. Нечаева студент И. И. Иванов был ложно обвинен в Предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С. Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, Он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс Против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала Серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от Неограниченного централизма. На рубеже 60—70-х годов, во многом на основе идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, Оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически Настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом служение Народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное. Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русском почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи; преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, Руководимого организацией революционеров. Их идеологами — М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым — были разработаны теоретические основы трех течений Революционного народничества—бунтарского (анархического), пропагандистского и Заговорщического. М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к Революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его Уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. Эта идея стала Основой теории анархизма. П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» — передовая часть интеллигенции. П. Н. Ткачев, так же как и П. Л. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то Же время он называл русский народ «коммунистом но инстинкту», которого не надо учить Социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), Захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство. В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров Предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты Были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической Психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы. «Земля и воля» (1876—1879). В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» Образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее Программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения Самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в Деревне и городах. Во главе организации стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др. Было осуществлено второе «хождение в народ» — с целью длительной агитации среди Крестьян. Землевольцы также занимались агитацией рабочих и солдат, помогли организовать Несколько стачек. К 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед Собравшимися выступил Г. В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и Рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие се участники были ранены. Арестованных Приговорили к каторге или ссылке. Г. В. Плеханову удалось скрыться от полиции. В 1878 г. В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества и обстоятельства дела были таковы, что суд Присяжных оправдал ее, а Ф. Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К Этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы