Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.
С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско- Нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был Мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горького Наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально- Политических проблем России начала XX в. Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих Литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, Поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в Литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей Философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики И языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и Экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические Принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов Наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это Время «серебряным веком» русской поэзии. Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика). Театр. Во второй половине XIX—начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях Классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Я. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович- Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В Нем играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся Театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская Деятельность В. Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства. Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. {в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. Стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было Около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей. В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова возникли в 1907—1908 гг. Первоначально они также Создавали доку ментальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911—1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, Выпустивших более 600 каргин. В 1911—1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм. Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протазанова. Звездами Отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И. И. Мозжухин. Хотя в основе Многих фильмов лежали произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф. М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень Большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и Примитивные комедии. Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная Русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа Композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их Творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным Мелодиям. Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и Симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения Продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и Симфоничность. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем — С. И. Зимина). Популяризации Национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, Основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Пропагандой Произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной Музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным. Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым. А. В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой Культуры. Хореографические постановки М. И. Петипа стали классикой мирового балета. Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела Деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907—1913). Живопись и скульптура. В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., Выражал принципы демократической и гражданственной эстетики. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В Г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и др. стремились развить национальные Традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую Деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди Них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников Большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин Известен как мастер батальной живописи, К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились Новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с Французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные Традиции с новыми изобразительны ми формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.). На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы Художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые Художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от Социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской Национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия Прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европейского Искусства. В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они Были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового Искусства. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы