Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Субъективный идеализм И. Г. Фихте ; основное противоречие системы Фихте.
В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что: Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета. Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой " Я-концепции" Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира (" вещей в себе" ). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу - объединить бытие и мышление. Фихте идет дальше своего учителя Канта: • отвергает саму идею " вещей в себе" — непознаваемой разумом внешней реальности; • единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое " Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект); • считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного " Я"; • вне мышления, вне " Я" самостоятельной окружающей действительности нет; • само " Я" — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы). " Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме " тезис — антитезис — синтез", а именно: • Абсолютное Я полагает само себя (" Я" полагает Я); Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью. В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность – воплощение. 15. Объективно-идеалистическая система Г.В.Ф.Гегеля. 16. " Абсолютное понятие" в системе Гегеля: решение основного противоречия системы Фихте. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) —был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть " конечный дух" Мирового духа. Через человека Мировой дух: Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: В качестве самого первого тезиса, - с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис " бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — " небытие" (" абсолютное ничто" ). Бытие и небытие дают синтез - " становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый " дух для себя" ). Объективный дух - следующая ступень духа, " дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: Искусство — непосредственное отображение человеком абсо-лютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, " увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, " увиденная" гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя (" мир, схваченный мыслью" — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. 17)Идеи " раннего" Л.Витгенштейна: " Логико-философский трактат" Людвиг Витгеншейн – австрийский философ и логик. Идеи раннего Витгенштейна сформулированы в его работе «Логико-философский трактат». В работе он рассматривает язык как третью реальность, где осуществляется связь человека с миром. Книга излагает философские проблемы и показывает, как Витгенштейн полагает, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики нашего языка. Весь смысл книги можно выразить приблизительно в следующих сливах: то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует молчать. Задача Витгенштейна — очертить границы логического употребления языка и тем самым показать, в духе Канта, что притязания на выражение метафизических, ненаучных высказываний, которые не описывают ни один из существующих фактов, являются несостоятельными. Они заключаются в следующем: мир представляет собой совокупность фактов, расположенных в логическом пространстве, а не предметов в физическом пространстве. Витгенштейн четко разделяет понятия предмета и факта, стремясь показать неэмпирический характер своего исследования: предмет, вещь существует в пространстве и времени, он зависит от других предметов, факты существуют в логическом пространстве, являются самостоятельными и определяют все, что происходит или существует. С одной стороны, смысл этого разделения, как окажется далее, носит этический характер: отрицание связи фактов необходимо для обоснования свободы. С другой стороны, представляя мир как логическое пространство, разбитое на факты, Витгенштейн тем самым утверждает возможность полного формализованного отображения реальности в соответствии с логическими законами. Главная задача для Витгенштейна – найти идеальный мир, а соответственно идеальный язык. Однако он сталкивается с проблемой: о многих вещах нельзя говорить. Они не имеют словесного выражения. 18) Идеи " позднего" Витгенштейна: " Философские исследования". Поздний Витгенштейн пишет «Философию исследования». В работе он отказывается от многих своих идей: от идеи идеального языка (теперь это идеальная модель повседневного языка), от того, что язык всегда обозначает факт. Теперь Витгенштейн концентрируется на обычном языке и его задачей становится распутывание языковых путаниц, возникающих при философских вопросах. Значение слова есть его употребление в языке. Слова – инструменты. Слово всегда включено в языковую систему, существуют определенные правила употребления слов. ДИСКУРС – Витгенштейн называет это языковой игрой. Слово приобретает значение только в языковой игре. Философские вопросы возникают, когда слово выдергивают из контекста и помещают в другой. Происходит смещение языковых игр. Задача лингвистического анализа – распутывание языковых игр. Форма жизни – особый способ человеческой деятельности и коммуникации. Чем выше форма жизни, тем сложнее язык, тем многозначнее слова и правила. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 4511; Нарушение авторского права страницы