Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Онтология классической философии и её противоречия.
Классическая философия выстраивала в целом очень простую онтологию. Она была основана на противостоянии двух инстанций бытия: Абсолюта (Бога) и эмпирической реальности, в последнюю в качестве естественной и в общем-то незначительной части был включен человек. При этом вся эмпирическая реальность была охвачена закономерной необходимостью, источником которой выступал Абсолют. Конкретные науки были призваны раскрыть законы, которым подчинена эмпирическая действительность и после этого должны были передать «эстафету» философии, она путем обобщения этих законов устанавливала их исток в Абсолюте, т. е. и в самом Абсолюте выявляла некую мета-закономерность, которая и проистекала из него, и подчиняла его себе. Такое понимание Абсолюта очень выразительно охарактеризовал Л. Шестов. Возводя эту традицию к греческой философии с ее культом мировой закономерности, неотвратимой судьбы, Шестов писал: «Философ, даже когда чувствовал, что его насильно влечет чужая ему и враждебная ему сила, считал себя обязанным делать вид, что идет по своей охоте. В этом последняя тайна греческой мудрости, наивно разглашенная доверчивыми римлянами (Цицероном и Сенекой — И. Е.). Человек “знает”, что судьба непреодолима. Бороться, стало быть, бессмысленно. Остается одно: покориться судьбе, приспособиться к ней и так перевоспитать себя, переделать свою волю, чтобы необходимое принимать как должное, как желательное, как лучшее... Из этого, наконец, делается вывод: высшее благо есть душевное спокойствие, которое достигается только безусловным исполнением всех велений разума и отречением от личной, собственной воли». В этом случае не только человек оказывается полностью необходимым существом, лишенным какой-либо свободы, но и Абсолют оказывается подчиненным собственной закономерности и, по сути, не свободным в своих актах. Одновременно и идея трансцендентности Абсолюта теряла свое значение. Поскольку та закономерность, которая проистекала из него и которой он сам был подчинен, оказывалась постижимой для человеческого разума, грань между эмпирическим миром и Абсолютом оказывалась не слишком радикальной. Абсолют открывался в рациональных актах научного разума, а не в мистических актах веры или в какой-то сверхрациональной интуиции. Еще раз повторим, что самое странное в этой на первый взгляд достаточно стройной системе идей заключалось в том, что сам «научный разум», понимаемый как главное качество человека, не находит себе естественного места в онтологической структуре реальности. Как мы видели, в эмпиризме (например, у Локка), он сводился к формальной способности внешнего соотнесения отдельных независимых «атомов» чувственного опыта. В рационализме он описывался как некая модификация Абсолюта (например, как модус Субстанции у Декарта и Спинозы). В обоих случаях он полностью растворялся либо в бытии эмпирического мира, либо в Абсолюте и не мог быть признан чем-то самостоятельным и важным в структуре реальности. В соответствии с этим терялись основания для утверждения какого-то особого, значимого статуса человека в мире. 6. Основные системы классической философии *цыкинский Основные системы классической философии Дэвид Юнг критикует Бэркли и говорит что его позиция - иллюзия, основанная на вере. Он утверждает, что человеческая душа или сознание рассеивается. Человек - э относительно сиюминутное единство ощущений. Есть два типа ощущений: Внешнее (чувственные образы предметов) и внутреннее (вся система элементарных аффектов, реакций на элементарные раздражения). Сознание человека - это то, что с появлением ощущений тут же распадается. Оно не может существовать вне ощущений, оно временно, пока длится ощущение. По Юнгу человека нет. КМ существует только в сознании человека, но так как оно рассеивается и КМ не может быть целостной и стабильной. В этой традиции субъективизма, которая заканчивается субъективного идеалистическими концепциями не создано оснований для подтверждения цельной духовной сущности человека. Сознание сводится к внешним отношениям элементарных слагаемых внутреннего и внешнего опыта. . Материализм Черта, присущая всем классическим системам, которая не позволила решить парадокс. Все они относились к эмпирической действительности и эмпирическому бытию человека как к чему-то несамодостаточному и неполноценному. Это нивелирование эмпирической реальности. Эмпирическое не несет никакой ценностной нагрузки. 7. Интеллектуальная революция Р.Декарта: методическое сомнение как поиск беспредпосылочного основания истины. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: " Я мыслю, следовательно, я существую". Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: • материальные (вещи); • духовные (идеи). При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: • протяжение — для материальных; • мышление - для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой: Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и " основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс. Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию(О-Ч) как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует " врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Примером могут служить следующие: • врожденных суждений — " целое больше своей части", " из ничего не бывает ничего", " нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются: В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1401; Нарушение авторского права страницы