Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.



П. Кальдерон «Жизнь есть сон».

А) Проанализируйте первый монолог Сехизмундо в драме, объясните идейно-художественную функцию рефрена (" А с духом более обширным / Свободы меньше нужно мне? " и т.д.).

Б) Какие нюансы в заглавный тезис пьесы вносят слова Сехизмундо: " Я был Царем, я всем владел, / И всем я мстил неумолимо; / Лишь женщину одну любил… / И думаю, то было правдой: Вот, все прошло, я все забыл, и только это не проходит" и " Но правда это или сон, / Что важно - оставаться добрым: / Коль правда, для того, чтоб быть им, / Коль сон, чтобы, когда проснемся, / Мы пробудились меж друзей".

2. Сравните концепцию страсти (основываясь на монологах и взаимоотношениях) у расиновских персонажей и у Корнеля, на примере отношений Родриго и Химены, Ореста и Ифигении.

Сопоставьте героев, особенности развития психологического конфликта в трагедиях «Стойкий принц» П.Кальдерона и «Сид» П.Корнеля.

4. Ж.Б. Мольер. Сравните высказывания персонажей из пьесы " Мизантроп":

a. Альцеста: " Все то, что вижу я, глаза мне раздражает / Впадаю в мрачность я и ощущаю гнет, / Лишь посмотрю кругом, как род людской живет! / Везде - предательство, измена, плутни, льстивость, / Повсюду гнусная царит несправедливость; / Я в бешенстве, нет сил мне справиться с собой, / И вызвать я б хотел весь род людской на бой! /

b. Филинта: " И добродетельным быть надо осторожно; / Излишней строгостью испортить дело можно: Благоразумие от крайности бежит / И даже мудрым быть умеренно - велит".

Какая позиция, по вашему мнению, ближе автору комедии? Подтвердите вашу точку зрения анализом сюжета комедии?

Сравните образ Дон Жуана в драматургии Мольера и Пушкина (поведение, мировоззрение, отношения с другими персонажами).

Скупой» как вечный литературный образ («Кубышка» Плавта, «Скупой» Мольера, «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина из «Маленьких трагедий» и т.д.). Найдите сходства и различия.

Сравните концепции Добра и Зла в «Потерянном рае» Мильтона и в «Фаусте» Гете.

Сравните образ Андромахи в трагедии Еврипида и Расина.

Вольтер «Кандид». Ответьте на вопрос: Почему, как вы думаете, Вольтер отвергает панглосовский тип оптимизма? (Обратите внимание на следующие моменты: А) на идеи Панглоса, изложенные в начале повести, и его роль в доме барона; Б) на то, как соотносится оптимизм Панглоса с реальностью и действительностью; В) на неизменность позиции Панглоса.

Сравните образ Жанны д’Арк у Вольтера («Орлеанская девственница») и у Шиллера («Орлеанская дева»).

Раскройте эволюцию образа главного героя Бомарше от «Севильского цирюльника» к «Женитьбе Фигаро».

Найдите черты сентиментализма в романе Гете «Страдания Юного Вертера».

13. Ответьте на вопросы по трагедии И.В. Гете «Фауст»:

А)Одержал ли Мефистофель победу над Фаустом в истории с Маргаритой?

Б) Оказался ли Фауст примитивным соблазнителем чистой девушки?

В) Что пробудилось во влюбленном Фаусте – божественное или мефистофелевское начало? Виноват ли Фауст в гибели Маргариты?

Г) Что, по вашему мнению, привело к столь трагическому финалу?

Д) Почему Гёте дает своему герою возможность продолжить свой жизненный путь?

 

 

Темы презентаций

Тема 1. Барокко.

Поэзия барокко и ее национальные варианты: Джамбатиста Марино и маринизм в Италии.

Джон Донн и метафизическая школа в Англии.Немецкая барочная поэзия (А.Грифиус, М.Опиц, П.Флеминг и др.)Прециозная литература Франции. Деятельность маркизы де Рамбуйе и ее салона. Прециозность и барочная культураЛуис де Гонгора и гонгоризм в Испании.

 

Тема 2. Испанская драма. Творчество Лопе де Вега.

Основные понятия: абсолютизм, категории нормативной эстетики, идея долженствования, идеал, разум, рационалистическая философия, образец, вкус.

Тема 3. Эстетика классицизма. Классицизм как нормативная эстетическая система.

Тема 4. Французская классицистическая трагедия. Пьер Корнель и Жан Расин.

Тема 5. Жан-Батист Поклен Мольер. Жизненный и творческий путь.

Тема 6.Творчество Джона Мильтона.

 

Тема 7. Эпоха Просвещения. Художественные направления в литературе ХУIII века: просветительский классицизм, просветительский реализм, рококо, сентиментализм.

 

Тема 8. Английское Просвещение. Даниэль Дефо.

 

Тема 9. Английское Просвещение. Джонатан Свифт.

 

Тема 10. Английская просветительская драма. Ричард Б. Шеридан.

 

Тема 11. Французское Просвещение. Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер.

 

Тема 12. Творчество Денни Дидро и Жан-Жака Руссо.

 

Тема 13. Немецкое Просвещение. Баллады Шиллера.

 

Тема 14. «Фауст» Вольфганга Гете.

 

Тема 15. Творчество Гольдони и Гоцци.

 

План развернутого анализа стихотворения.

1. Дата написания и публикации. Место, занимаемое в творчестве поэта. Творческая история (Поэтическая традиция).

2. Основная тема.

3. Смысл названия.

4. Лирический сюжет и его движение.

5. Композиция. Основные структурные части.

6. Основные настроения, тональность стихотворения.

7. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

8. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

9. Лирические персонажи. Их переживания.

10. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

11. Ритм и размер.

12. Лексика. Языковые выразительные средства (метафоры).

13. Поэтический синтаксис.

14. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

15. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

16. Отзыв критиков о стихотворении.

17. Звучание стихотворения в наши дни.

 

 

МетодическиЕ рекомендациИ для студентов

Методические рекомендации для студентов.

  1. Рекомендации для подготовки к практическому занятию.
  • Найти план практического занятия (взять на кафедре) и ознакомиться с ним. Рекомендуется это сделать как минимум за неделю до практического занятия.
  • Взять в библиотеке текст художественного произведения, который будет анализироваться на практическом занятии, и прочитать его.

Внимание! Тексты для практического занятия читаются не в сокращенном варианте.

  • Ознакомится с вопросами плана практического занятия.
  • Найти в библиотеке в каталоге (научный отдел, читальный зал, краевая библиотека и др.) монографии, которые предлагаются преподавателем для подготовки к практическому занятию и находятся в плане после вопросов.
  • Прочитать предложенные монографии и найти в них ответы на вопросы плана.

Внимание! Для убедительности и полноты ответа обязательно нужно приводить примеры из художественного текста.

  • Если ответ на вопрос плана носит практический характер (например: найти художественные средства, выявить стилистические особенности текста, раскрыть особенности характера героя и др.), то обращение к тексту обязательно, и желательно самостоятельное выполнение этих заданий, то есть без опоры на монографию.
  • Ответы на вопросы плана необходимо зафиксировать в специальной тетради для практических работ.

Внимание! 1.Разрешается использовать ксерокопии отрывков из монографий, но они обязательно должны быть проработаны (важные моменты могут быть подчеркнуты цветным стержнем, или вклеены в тетрадь для практических занятий).

2. Информация, найденная в учебнике, должна быть зафиксирована в тетради, так как при ответе не рекомендуется читать учебник.

  • За день до практического занятия рекомендуется проговорить предполагаемые ответы, чтобы их уточнить, и поработать над выразительностью ответа.
  1. Рекомендации для работы на практическом занятии.
  • На занятие рекомендуется приходить за несколько минут, чтобы успеть подготовить свое рабочее место.
  • На занятие приносится художественный текст, тетрадь для практических работ, ручки, карандаш.
  • Во время ответа товарища рекомендуется слушать ответ, записывать в свою тетрадь интересную информацию по заданной теме, которая отсутствует у вас, отмечать информацию, не сказанную ответчиком по вопросу.
  • После ответа, рекомендуется задать вопросы ответчику, которые могут углубить и расширить ответ. Разрешается внести дополнения к ответу, исправит ошибки.
  • На занятии приветствуется дискуссия по вопросам плана, высказывание разных точек зрений должно быть аргументировано, то есть подтверждено текстом художественного произведения или иметь ссылки на мнение известного исследователя.

Требование к ответу студента.

  1. Ответ должен раскрывать заданный вопрос (ответы не на вопрос не оцениваются).
  2. Ответ рекомендуется читать с собственной тетради для практических работ, желательно отвечать, не опираясь на текст.
  3. При ответе обязательны ссылки на художественный текст, исключение составляют теоретические вопросы.
  4. Желательно свой ответ представить в виде схемы или краткого конспекта на доске, чтобы слушатели смогли дать свои комментарии.
  5. Ответ должен длиться не больше 10 минут.
  6. При ответе необходимо обратить внимание на тембр голоса; темп речи; четкое произношение слов, особенно имен и понятий; громкость.
  7. Рекомендуется стараться отвечать на вопросы, заданные слушателями, участвовать в дискуссии и в дальнейшей работе на занятии.

3.Рекомендации по написанию реферата.

1. Реферат выполняется на стандартной бумаге формата А 4 (210/297). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 20 мм и нижнее – 25 мм; интервал полуторный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине.

2. Стандартный титульный лист студент получает на кафедре.

3. Содержание начинается со второй страницы, далее должна идти сквозная нумерация. Содержание должно быть представлено в развернутом виде, из нескольких глав, состоящих из ряда параграфов. Против названий глав и параграфов проставляются номера страниц по тексту. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Допускается не более двух уровней нумерации.

Заголовки, в соответствии с оглавлением реферата, должны быть выделены в тексте жирным шрифтом (названия глав – заглавными буквами, названия параграфов – строчными буквами), выравнивание по центру. Точки в заголовках не ставятся. Номер страницы ставится в центре нижней части страницы. Общий объем реферата должен составлять 20-25 страниц (без приложений).

4. Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость. Каждая глава должны начинаться с новой страницы, в конце главы или параграфа делается вывод.

5. В заключении излагаются краткие выводы по результатам работы, характеризующие степень решения задач, поставленных во введении. Следует уточнить, в какой степени удалось реализовать цель реферирования, обозначить проблемы, которые не удалось решить в ходе написания реферата.

6. Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно. Желательно использование материалов, публикуемых в журналах списка ВАК, монографий и других источников.

Перечень используемой литературы должен содержать минимум 12 наименований. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа. По каждому источнику, в том числе по научным статьям, указывается фамилия и инициалы автора, название, место издания, название издательства, год издания. При использовании страниц Internet их перечень дается в конце списка литературы.

Внимание! Рефераты, скаченные с интернета, не оцениваются.

 

Рекомендации по составлению презентации.

· Сценарий составления презентации. Выбрать тему; отобрать материал; найти иллюстрации, схемы, дополняющие материал; на бумажном носителе расписать материал по слайдам; внести полученный текст в презентацию.

Внимание! На слайд выносится самая важная и значимая информация. Объем сообщения должен быть небольшим и легко восприниматься зрителем.

· Для презентации использовать программу Microsoft PowerPoint.

· В презентации применять на всех слайдах единое цветовое, анимационное оформление. Не рекомендуется использовать сложные анимационные эффекты, яркие, едкие цвета.

· Объем презентации: 8-12 слайдов.

Внимание! Презентации, сданные позже указанных сроков, не проверяются.

Рекомендации по написанию индивидуальных заданий.

· Сценарий написания индивидуального задания: выбрать тему; ознакомится с рекомендациями в карте самостоятельной работы; выполнить задание.

· Объем: 2-6 листов, в зависимости от темы. Можно как рукописный, так и печатный вариант.

· Обратить внимание на сроки выполнения индивидуального задания. Рекомендуется выполнять задания вслед за лекционным материалом.

Внимание! Задания, сданные позже указанных сроков, не проверяются.

Рекомендации по конспектированию монографий.

· Сценарий конспектирования монографии: выбрать монографию; найти в библиотеке; законспектировать.

· В конспект вносятся важные и значимые положения монографии; обязательно указываются страницы, откуда выписан текст. Для удобства конспект монографии можно поместить в таблицу, где первая колонка содержит номера страниц, вторая – законспектированный текст монографии.

· Текст конспекта предваряется подробным наименованием источника. Например: Шекспировская энциклопедия: Под ред. Стенли Уэллса/ пер.с.англ. – М., ОАО «Радуга», 2002.

  • Конспект принимается в рукописном варианте.
  • Для конспектирования монографии берется отрывок от 50 страниц и больше, желательно, чтобы отрывок имел смысловую законченность.

 

Внимание! Конспекты, сданные позже указанных сроков, не проверяются.

Рекомендации по составлению библиографии.

  • Выбрать тему или раздел, по которой будет составляться библиография.
  • Найти в каталоге (персоналии, зарубежная литература) монографии, статьи (в каталоге публицистики). Каталоги находятся в читальном зале, 3-06.
  • Зайти в интернет на серверы (рамблер, яндекс и другие, можно на международные), скачать необходимые сайты.
  • Просмотреть, прочитать найденные монографии, статьи, сайты.
  • Составить библиографический список: порядковый номер, полное название монографии (с указанием фамилии автора, названия произведения, города, издательства, года, страниц); статьи (с указанием фамилии автора, названия статьи и газеты (журнала), номера, года, страниц); полное название сайта.
  • К каждому номинанту дать небольшую аннотацию.
  • Сайты, где даются рефераты не оцениваются.
  • Библиография принимается как в рукописном варианте, так и на электронных носителях.
  • На один балл – 3 номинанта, таким образом, максимальное количество 9.

Внимание! Библиография, сданная позже указанных сроков, не проверяется.

 


ГЛОССАРИЙ

Аллегорический эпос, баллада, барокко, басня, Возрождение, высокая комедия, герой, готический роман, жанр, Классицизм, комедия, конфликт, лирический герой, маньеризм, новелла, ода, памфлет, прециозная литература, Просвещение, поэма, психологическая повесть, романс, роман, сентиментализм, сонет, трагедия, элегия.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Модуль №1

1. Лопе де Вега. Овечий источник (Фуэнте Овехуна).

2. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

3. Корнель П. Сид.

4. Расин Ж. Андромаха или Федра.

5. Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. Дон Жуан. Смешные жеманницы.

6. Буало. Поэтическое искусство ХР.

7. Мильтон Д. Потерянный рай ХР.

Модуль №2

1. Дефо. Приключения Робинзона Крузо.

2. Свифт. Путешествия Гулливера.

3. Филдинг. История Тома Джонса, найденыша.

4. Стерн. Сентиментальное путешествие.

5. Бернс. Лирика.

6. Вольтер. Кандид.

7. Дидро. Монахиня. Племянник Рамо.

8. Руссо. Юлия, или Новая Элоиза.

9. Бомарше. Севильский цирюльник или Женитьба Фигаро.

10. Гете. Лирика. Страдания юного Вертера. Фауст.

11. Шиллер. Разбойники. Коварство и любовь.

 

 

 

Вопросы к зачету

1. Ренессансный реализм в испанской литературе XVII века. Теория нацио­нальной драмы и ее практическое воплощение в творчестве Лопе де Вега.

2. Идейно-художественные особенности литературы барокко. Барочное направление в испанской литературе XVII века. Художественное своеобразие драмы Кальдерона «Жизнь есть сон».

3. Классицизм, его философские и эстетические основы. Французский классицизм XVII века, его основные черты. Два периода в истории французского классицизма.

4. Драматургические принципы П. Корнеля. Утверждение категории геро­ического в трагедии «Сид».

5. Развитие категории трагического в творчестве Ж. Расина. Отличие героев Расина / «Андромаха», «Федра»/ от героев Корнеля.

6. Значение Мольера в развитии французской драматургии, его эстетичес­кие взгляды. Формирование в его творчестве жанра «высокой комедии».

7. Сатирическая направленность комедии Мольера «Тартюф».

8. Тема «мещанства во дворянстве» в творчестве Мольера. Причины ее актуальности.

9. Своеобразие трактовки образа Дон Жуана в комедии Мольера «Дон Жуан». Отражение идей либертинажа в пьесе.

10. Английская литература XVII века. Отражение социально-политичес­ких конфликтов эпохи в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай».

11. Просветительское движение, его задачи, формы борьбы. Философская основа идей Просвещения. Этапы развития Просвещения

12. Историческое своеобразие английского Просвещения. Творчество Д. Дефо. Оценка образа Робинзона Крузо /роман «Робинзон Крузо»/.

13. Д. Свифт. «Путешествия Гулливера» — обобщающая сатирическая кар­тина английской действительности.

14. Жанр семейно-бытового романа в творчестве С. Ричардсона.

15. Г.Филдинг и английский реалистический роман эпохи Просвещения. Ре­алистическая картина действительности в романе «История Тома Джон­са, найденыша».

16. Лоренс Стерн и английский сентиментализм.

17. Роберт Бернс - народный поэт Шотландии. Основные темы его стихов. Фольклорная основа его произведений.

18. Особенности Просвещения во Франции XVIII века. Основные периоды французского Просвещения. Монтескье — зачинатель французского Просвещения. Критика абсо­лютизма в «Персидских письмах».

19. Вольтер. Его творческий путь и мировоззрение. Идейная проблематика философских повестей Вольтера / «Кандид»/. Своеобразие жанра и стиля.

20. Театр Вольтера. Проблема фанатизма и фанатического поклонения деспоту в трагедии «Магомет».

21. «Энциклопедия» и энциклопедисты. Значение «Энциклопедии» в духовной жизни Франции. Художественное творчество Д.Дидро.

22. Социальные и философские взгляды Ж.-Ж. Руссо. Критика дворянской цивилизации и теория «естественного состояния» в его сентиментальном романе «Новая Элоиза».

23. Бомарше. Реалистические тенденции его драматургии. Эволюция обра­за Фигаро в трилогии.

24. Своеобразие немецкого Просвещения XVIII века. Лессинг — основопо­ложник Просвещения в Германии. Драматургия Лессинга. Анализ пьесы «Эмилия Галотти».

25. Общественно-политическая направленность движения «Бури и натис­ка», литературная программа штюрмеров. Штюрмерский период творчества Ф. Шиллера.

26. Творчество Ф. Шиллера веймарского периода.

27. И. В. Гете как крупнейший мыслитель и писатель эпохи Просвещения. Периодизация его творчества. Характеристика раннего периода. «Стра­дания юного Вертера».

28. Творчество И.-В. Гете периода веймарского классицизма.

29. Идейная и философская проблематика трагедии Гете «Фауст».

30. Образ Фауста, его развитие. Философское значение и мастерство худо­жественного воплощения. Тема Фауста в русской литературе.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь