Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫСтр 1 из 5Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. В.П. Астафьева ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра зарубежной литературы
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (XVII-XVIII ВЕКОВ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Направление подготовки: 050100.68 педагогическое образование профиль «Русский язык и литература»
КРАСНОЯРСК 2011
УМКД составлен старшим преподавателем Шереметьевой О.А. Обсужден на заседании кафедры зарубежной литературы «____» _____________20__ г.
Заведующий кафедрой С.Г. Липнягова канд.фил.наук, доцент
Одобрено научно-методическим советом
«___»____________20 г.
Председатель НМСС_____________ (ф.и.о., подпись)
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ИСТОРИЯ Зарубежной литературы (XVII-XVIII ВЕКОВ)» с другими дисциплинами направления 050100.68 ПЕДАГОгическое образование на 2011/12 учебный год
Лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. Изменяется количество часов и тематика практических занятий. 2. На самостоятельное изучение выносится следующие темы: Творчество Р. Б. Шеридана. Комедия «Школа злословия», Лирика Ф. Шиллера, Лирика И.В. Гете.
3. Обзорно рассматриваются темы: Творчество Монтеня.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Зарубежной литературы «___»___ 20___г.
Внесенные изменения утверждаю:
Заведующий кафедрой С.Г. Липнягова
Декан
" _____" ___________ 20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (XVII-XVIII ВЕКОВ)
ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТА
Введение
Дисциплина «История зарубежной литературы (XVII-XVIII вв.)» охватывает большой временной период. За эти два века произошло много исторических событий, рождались и умирали философские учения, приобретали известность и исчерпывали себя литературные направления. За сложностью и пестротой явлений важно разглядеть логику литературного развития, которая тесно связана с логикой исторического процесса. В процессе изучения литературы этого периода следует уделять внимание историческому контексту, осмыслить философские идеи, лежащие в основе литературного направления, эстетические взгляды писателя. Курс выстроен таким образом, чтобы была выявлена логика литературного процесса, взаимосвязь зарубежной и русской литературы. Учитывая специфику педагогического вуза, особое внимание уделяется авторам, включенным в школьную программу. Их творчество дается на лекциях монографически, а программные произведения вынесены на практические занятия для детального изучения. Результаты анализа произведений зарубежных писателей будут полезны при формировании у студентов представлений о литературных направлениях, жанрах, для проведения типологического сопоставления русской и зарубежной литературы /классицизм западноевропейский — классицизм русский/. Курс построен по хронологическому принципу. В первой части освещаются литературные явления XVII века, вторая часть посвящена эпохе Просвещения, также подчеркивается диалектическая взаимосвязь двух веков: полемика и взаимное влияние. Рассматриваются философские и эстетические основы литературных направлений свойственных тому времени. Учитывался национальное своеобразие литератур и их вклад в общеевропейский процесс. Цель: сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе и культуре Европы XVII-XVIII веков. Задачи дисциплины: 1. рассмотреть литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи; выявить национальную специфику литератур и межнациональные литературные связи; 2. выделить круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов; 3. способствовать осознанию художественной ценности литературы и культуры средних веков и эпохи Возрождения; 4. обучить студентов основам анализа произведений писателей средневековья и эпохи Возрождения, дать рекомендации по проведению занятий в школе по изучению жизни и творчества этих писателей. 5. осуществляет подготовку к ведению профессионально-педагогической деятельности в области гуманитарных дисциплин, в частности, литературы. Содержание дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: знать содержание дисциплины, национальную специфику литератур этого периода и межнациональные литературные связи; круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов; базовый понятийный аппарат, необходимые понятия и термины, используемые при анализе художественного текста и литературного процесса в целом; имена выдающихся писателей и поэтов этого периода владеть навыками чтения и конспектирования необходимой литературы, литературного анализа художественного текста; умением в письменной форме ответить на контрольные вопросы, тесты, индивидуальные задания по курсу, дать грамотно построенный, развернутый устный ответ в ходе проведения практических занятий и экзамена; уметь работать с необходимой литературой (художественной, учебной, словарями), компьютером, интернетом; иметь представление о процессе формирования историко-литературного процесса эпох Классицизма и Просвещения, осознание их своеобразия, а так же художественной ценности литературы и культуры этого времени. Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в: - приобретении представлений о зарубежной истории литературы и культуры - приобретении знаний о методах анализа литературных произведений. Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к преподаванию «Истории зарубежной литературы и культуры» на уровне начального профессионального образования и профильной школы. Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «История зарубежной литературы», будет использоваться в дисциплинах «Истрия русской литературы», «Практика анализа художественного произведения», а также возможно его использование в ходе преддипломной практики. Содержание теоретического курса дисциплины Базовый модуль №1 Литература XVII века. Лекция 1. 17 век в развитии европейской культуры. Ренессансный реализм и творчество Лопе де Вега Французский Классицизм. Задачи французской драматургии по созданию национального театра. Ранняя модель трагедии классицизма в творчестве Корнеля. «Сид»: симметрия и рационализм в конфликте, образной системе, композиции; специфика корнелевских характеров; соответствия и отступления от классицистической доктрины. «Гораций» как образцовое воплощение нормативной доктрины классицизма. Модель трагедии зрелого классицизма в творчестве Расина. «Андромаха»: янсенистские корни конфликта и решения образов, отличия расиновской поэтики от корнелевской. «Федра»: выход Расина за пределы классицизма. Базовый модуль №2 Литература XVIII века. Лекция 9. Литература французского Просвещения. Своеобразие французского Просвещения, проблема датировки новой литературной эпохи. Монтескье – автор «Персидских писем». Специфика взаимодействия просветительской поэтики и поэтики рококо в «Персидских письмах». Французская литература 1730–1750-х гг. Расцвет просветительского движения на этом этапе. «Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения. Дидро и другие энциклопедисты (Гельвеций, Гольбах, д’Аламбер), особенности их мировоззрения. Творчество Вольтера, Дидро, Руссо. Вольтер и вольтерьянство. Пушкин о Вольтере. Руссо и руссоизм. Место Вольтера, Дидро, Руссо во французском Просвещении: сопоставительный анализ направленности художнических интересов, эволюции творчества, взглядов на религию и церковь, науку и искусство. Творчество Вольтера, его мировое значение. Роль Вольтера в разработке основных принципов просветительской идеологии. Особенности просветительского классицизма в его творчестве. Театр Вольтера, особенности драматургии. Идейное и художественное своеобразие философских повестей. Вольтер и Россия. Художественная проза Руссо: философский роман-трактат о воспитании «Эмиль» и его воздействие на педагогические концепции XVIII–XIX вв. Эпистолярный сентименталистский роман «Юлия, или Новая Элоиза». Лекция 10 Литература немецкого Просвещения Задачи немецкого Просвещения: политико-идеологические (национальное объединение), эстетические (формирование литературного языка). Основные этапы немецкой литературы XVIII столетия и их периодизация. Немецкая литература 1730–1740-х гг. Роль Лессинга в развитии немецкого Просвещения. «Литературные письма», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия». «Эмилия Галотти» как «бюргерская трагедия»: просветительская проблемность и сентименталистская патетика. «Натан Мудрый» как просветительская драма-притча о терпимости. Особенности классицизма в драме. Немецкая литература 1770–1790-х гг. Движение «Бури и натиска» как полемика с ранним немецким Просвещением, как развитие просветительских идей и тенденций в Германии. Лекция 11. Литература немецкого Просвещения. Творчество Ф.Шиллера Шиллер периода «Бури и натиска». Бунтарский характер и жанровое новаторство его ранней драматургии («Разбойники», «Коварство и любовь»). Особенности поэтики сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии и их актуализация. «Дон Карлос» как переломное произведение в развитии драматургии Шиллера: трансформация типа героя, тематики, стилистики. Гете и Шиллер в 80-е – 90-е гг. Становление концепции «веймарского классицизма» в их творчестве. Историческая драматургия Шиллера, ее соотношение с эстетической теорией писателя. («Мария Стюарт») «Вильгельм Телль» как тираноборческая драма. Баллады Шиллера, поэтическое и драматическое в них. Шиллеровские баллады в переводах Жуковского. Шиллер в России, его воздействие на русскую культуру и литературу XIX века. Лекция 12. Литература немецкого Просвещения. Творчество И.В. Гете Своеобразие лирики Гете штюрмерского периода. «Страдания юного Вертера» как сентименталистский роман. Особенности романного повествования в контексте традиции эпистолярной прозы. Психологизм и социальность «Вертера». Воздействие гетевского романа на эволюцию европейской романистики рубежа XVIII–XIX вв. Гете в 80-е – 90-е гг.«Ифигения в Тавриде» как образец веймарского классицизма. Баллады. Позднее творчество Гете как проявление «художественного универсализма» писателя. Философская лирика («Западно-восточный диван»), роман воспитания («Вильгельм Мейстер»). «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный синтез немецкого Просвещения. Творческая история произведения. Проблема жанра «Фауста»: «трагедия», «драматическая поэма», «универсальное произведение» и т. д. Философская проблематика «Фауста», роль пролога как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Соотношение первой и второй части «Фауста», сказочно-фантастическое и символико-мифологическое в них. Различные концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв. Значение творчества Гете. Гете и русская литература. Тематический план изучения дисциплины «История зарубежной литературы (XVII-XVIII веков)» 050100.68 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература»
КАРТА литературного обеспечения дисциплины (включая мультимедиа и электронные ресурсы)
«История зарубежной литературы (XVII-XVIII веков)» (наименование) для студентов основной образовательной программы 050100.68 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература» (наименование, шифр) По очной форме (укажите форму обучения)
Дополнительные баллы. 4.9. Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять студенту определенное количество баллов (но не более 5 % от общего количества), в каждом дисциплинарном модуле:
• за активность на занятиях; • за выступление с докладом на научной конференции; • за научную публикацию; • за иные учебные или научные достижения. Не оценивается. Ø 1. Отказ от ответа. Ø 2. Дополнение не по вопросу. Ø 3. Ответ не по вопросу. Ø 4. Рефераты и другие работы, скаченные с интернета.
Организационные вопросы работы с неуспевающими студентами Ø 5.2. Студентам, которые не смогли набрать промежуточный рейтинг или рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (документально подтвержденным соответствующим учреждением), декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи. Ø 5.3. Если после этого срока задолженность по неуважительным причинам сохраняется, то назначается комиссия по приему академических задолженностей с обязательным участием заведующего кафедрой и декана (его заместителя). По решению комиссии неуспевающие студенты по представлению декана отчисляются приказом ректора из университета за невыполнение учебного графика. Ø 5.4. В особых случаях декан имеет право установить другие сроки ликвидации студентами академических задолженностей. Ø Неявка студента на итоговый или промежуточный рейтинг-контроль отмечается в рейтинг-листе записью " не явился". Если неявка произошла по уважительной причине (подтверждена документально), деканат имеет право разрешить прохождение рейтинг-контроля в другие сроки. При неуважительной причине неявки в статистических данных деканата проставляется " 0" баллов, и студент считается задолжником по данной дисциплине.
ФИО преподавателя: старший преподаватель О.А. Шереметьева Утверждено на заседании кафедры «___»_______200__г. Протокол №______ Зав. кафедрой_________________________________________С.Г. Липнягова
Практическое занятие №1 Трагедия Л. Корнеля «Сид» 1.Французский классицизм. Эстетические принципы Философские основы 2.Особенности классицизма Корнеля. 3.Трагический конфликт и жанровое своеобразие пьесы. 4.Принципы создания характеров в трагедии классицизма. Родриго Диас и Химена. 5.Завоевания французского классицизма, место французского театра XVII века в европейской культуре. Литература 1. Обломиевский Д. Французский классицизм. - М., 1968. 2. Виппер Ю.Б., Самарин P.M. Пьер Корнель. В кн.: Курс лекций по зарубежной литературе XVII в. - М., 1954. 3. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. - М., 1978. 4. Cигал Н.А. Корнель. – М.- Л., 1957. 5. Балашов Н.И. П. Корнель. - М., 1956.
Практическое занятие №2 Практическое занятие №3 Творчество Роберта Бернса 1. Художественное своеобразие стихов Бернса. Связь с устным народным творчеством, отношение к классике. 2. Биографические мотивы в стихах Бернса (Робин. Моему незаконнорожденному ребенку. Прощание и др.). 3. Стихи Бернса о Шотландии и свободе. (Брюс – шотландцам. Шотландская слава. Лучший парень. Макферсон перед казнью. Джон Ячменное зерно и др.). 4. Образ честного труженика в стихах Бернса (Честная бедность. Был честный фермер мой отец. Мэгги с мельницы. Когда кончался сенокос и др.). 5. Сатирические мотивы в лирике Бернса (Молитва святоши Вилли. Сон. Эпиграммы). 6. Тема любви в поэзии Бернса (Любовь. Ночлег в пути. В полях под снегом и дождем. Босая девушка. Джон Андерсен и др.). 7. Поэзия Бернса в русских переводах.
Литература 1. Колесников Б.И. Роберт Бернс. – М., 1967. 2. История зарубежной литературы XVIII века/ Под ред. В.П. Неустроева и Р.М. Самарина. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – С. 116-124. 3. Елистратова А.А. Роберт Бернс. – М., 1957. 4. Райт-Ковалева Р.Я. Роберт Бернс /серия ЖЗЛ/. – М., 1965.
Практическое занятие №4 Комедии Бомарше «Севильский цирюльник» и «Безумный день или Женитьба Фигаро» 1. Бомарше и его время. 2. История создания трилогии. 3. Фигаро как представитель третьего сословия, его отличие от традиционного образа ловкого слуги /проанализировать монолог Фигаро в саду — сцена 3, акт 5 комедии «Безумный день»/. 4. Сатирические образы комедии /Бартоло, Базиль, граф Альмавива/. 5. Приемы создания комического эффекта. 6. Эволюция образа Фигаро в трилогии и ее причины. 7. Музыкальная интерпретация образа Фигаро. Литература 1. Артамонов С. Д. Бомарше. Очерк жизни и творчества. - М., 1960. 2. Грандель Ф. Бомарше /серия «Жизнь в искусстве»/. - М., 1979. 3. Зонина Л. Жизнь и похождения Пьера-Огюстена Карона де Бомарше // Бомарше. Драматические произведения /серия БВЛ/ - М., 1971. 4. Финкельштейн Е.Л. Бомарше. - М., 1957.
Дополнительная литература 1. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. – М., 1981. – С. 164-179.
Практическое занятие №5 Практическое занятие №6 Трагедия И.-В. Гете «Фауст» 1. Источники и жанровая характеристика. 2. Сущность спора между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небе». 3. Причины душевного кризиса Фауста, отраженного в начале I части произведения. 4. Смысл сопоставления Фауст — Вагнер. 5. Причины, заставляющие Фауста заключить сделку с Мефистофелем. 6. Образ Мефистофеля, его роль в судьбе Фауста. 7. Поиски смысла жизни / погребок. Ауэрбаха, кухня ведьм /. 8. Любовь в жизни Фауста. Образ Маргариты. 9. Спор о человеке, его предназначении в жизни. Позиции в этом споре Фауста и Мефистофеля / проанализировать монолог Фауста «Болото тянется вдоль гор» — II часть, 5 акт. 10. Итог жизненных исканий Фауста. Литература 1. Аникст А.А. Творческий путь Гете. - М., 1986. 2. Аникст А.А. «Фауст» Гете /литературный комментарий /.- М., 1987. 3. Вильмонт Н. Гете и его «Фауст». // И.-В.Гете. «Фауст». - М., 1970 /БВЛ. 4.Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода» - М., 1970. 5. Тураев С. В. Иоганн Вольфганг Гете. - М., 1951. Дополнительная литература 1. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2-х т. - М., 1987. 2. Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней /книга для учащихся старт»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА Дополнительные задания к практическим занятиям Практическое занятие №1 Корнель «Сид» 1. Объясните, для чего в пьесу вводится образ инфанты, зачем нам знать о ее любви к Родриго ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Объясните, почему Химена хочет увидеть мертвым Родриго, но не может его убить, когда он ей это предлагает. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практическое занятие 2 Практическое занятие №3 Поэзия Р.Бернса 1. Почему, по мнению Бернса, лучше быть бедным, честным, чем богатым? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что значит быть честным, по мнению Бернса? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Определите автора и название произведения, из которого взят отрывок. 2. Докажите свою точку зрения, опираясь на текст. 3. Укажите место этого отрывка в произведении (что было до него и какие события произойдут после). 4. Перечислите увиденные вами в тексте метафорические средства. Текст 1
Текст 2
Текст 3
Текст 4 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы