Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ПРЕДАННОСТИ ГУРУ



ГЕШЕ ДЖАМПА ТИНЛЕЙ

БАЙКАЛЬСКИЕ ЛЕКЦИИ

ПРОДОЛЖЕНИЕ КОММЕНТАРИЯ

К «ЛАМРИМУ»

25 июля–5 августа 2008 года,

оз. Байкал, пос. Гремячинск, Республика Бурятия

 

 

 

Улан-Удэ - 2009

 

 

ББК 86.39

УДК 294.3

Т 42

 

 

  Т 42 Геше Джампа Тинлей, Байкальские лекции: Комментарий к «Ламриму»(26 июля – 4 августа 2008 года, оз. Байкал, пос. Гремячинск) / Под ред. Э. Зомоновой и И. Урбанаевой (отв. ред.). – Улан-Удэ: Изд-во «Дже Цонкапа», 2009.  

 

Новая книга Байкальских лекций известного в России буддийского мастера досточтимого Геше Джампа Тинлея представляет читателям данное им во время летнего ретрита 2008 года учение «Ламрим»: практики начального уровня. В книге содержится комментарий, основанный на «восьми великих руководствах по Ламриму» и предназначенный для опыта учеников. Геше Тинлей мастерски сочетает в своей проповеди Дхармы знание классических текстов и тибетской устной традиции с уникальными инструкциями по медитации, полученными от Его Святейшества Далай Ламы и Пэнанга (Пано) Ринпоче и реализованными в его собственной практике. Его способ объяснения учения «Ламрим» таков, что демонстрирует ученикам связь каждой отдельной темы со всеми аспектами Учения Будды, а также опирается на знание буддийской логики и теории доствоверного восприятия. Философская глубина и теоретическая точность понимания Учения удивительным образом сочетаются в лекциях Геше Тинлея с его простой и ясной манерой изложения.

 

Книга будет полезна всем, кто интересуется буддийской философией и практикой медитации, а также более широкому кругу людей, которым небезразличны вопросы духовного развития

 

ББК 86.39

УДК 294.3

 

© Геше Джампа Тинлей, устные наставления, 2009

© А Морозов и Д. Кретова, устный перевод с англ., 2009

© Э. Зомонова, аудиорасшифровка и первичная редакция, 2009

© И. Урбанаева, редактирование и примечания, 2009

© Издательство «Дже Цонкапа», 2009

 

Лекция № 1

I. КОРЕНЬ ПУТИ – МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРЕДАННОСТИ ГУРУ [1]

Как обычно, породите в себе правильную мотивацию: укротить свой ум через учение. Поскольку этот комментарий основан на собственном опыте, то, получив его, вы должны, опираясь на него, медитировать. Медитировать не означает заниматься формальной медитацией, сидя строго в позе медитации. Нет, речь идет о том, что вы должны обдумывать положения учения и обсуждать их между собой. Вместо того чтобы заниматься обычной суетой и пустопорожними разговорами, старайтесь анализировать положения темы «Преданность Гуру», размышляйте над ними и проверяйте их на правильность. При этом не надо просто повторять положения учения или ограничиваться одним лишь цитированием слов Учителя, а старайтесь пропускать их через себя, через собственное сердце и таким путем – обретать убежденность в анализируемых положениях. Это и называется аналитической медитацией.

То, что я даю вам, необходимо тщательно проверять самому в ходе собственного анализа. Ведь в своих мирских делах, например, при покупке дома, вы не ограничиваетесь тем, что просто слушаете агента по недвижимости. Он лишь дает вам информацию, а вы сами изучаете, проверяете и делаете выводы. Вы должны сами анализировать те положения, которые я даю вам. Если путем анализа – не только головой, но и сердцем – вы убедитесь в их правильности, то благодаря этому в вашем уме наступят изменения. Если вы не согласны с какими-то положениями учения, тогда придите со своими вопросами и доводами к учителю и разберитесь в моментах, вызывающих у вас сомнение. Если учитель рассеет ваши сомнения своими аргументами, то вы гораздо глубже поймете учение.

В прошлом году мы остановились на медитации о преданности гуру. Я кратко повторю то, что объяснял в прошлый раз, и еще раз подробно остановлюсь на некоторых моментах.

 

Лекция 3

Как обычно, породите правильную мотивацию, мотивацию слушания учения с целью укрощения ума.

 

ПРИМЕРЫ ЛОГИЧЕСКИХ ДИСПУТОВ

А теперь я научу вас вести диспуты. Одним из основных правил диспута является правило эмоциональной корректности: вы не должны злиться. Диспуты помогают приоткрыть ум. Они проводятся в форме вопросов и ответов. Оппонент задаёт вопрос, вы – даёте ответ. Если в доводе вашего оппонента отсутствует, например, чогчу, то вы должны сказать: «Таг-ма-дуг», что означает «безосновательно» (тиб. rtags ma-‘dug).

Вот пример небольшого диспута на тему, что есть цвет. Я задаю вопросы, вы – отвечаете.

Вопрос: «Каково определение цвета? ».

Ответ: «В буддизме цвет определяется просто: цвет (тиб. kha-dog) – это формы (тиб. gzugs), которые подходят в качестве синей, желтой, белой, красной и прочих красок (тиб. mdog)»[30]. Различают первичные и вторичные цвета».

Вопрос: «Сколько первичных цветов существует? »

Ответ: «Есть четыре первичных цвета: синий, белый, желтый и красный».

Вопрос: «Белый цвет – это цвет? »

Ответ: «Да».

В буддизме белый цвет – это первичный цвет». Цвет определяется не по отражению цвета, а по окраске. Если вы смешаете один первичный цвет с другим первичным, то получите второстепенный цвет. В науке принято под цветом понимать отражение света, которое идет от солнца. В буддизме же форма и цвет едины, они суть одна субстанция. Форма и цвет это одна субстанция[31]. С точки зрения структуры книга – это форма, с точки зрения цвета она – жёлтая. Цвет – это форма, потому что форма едина с цветом.

Вопрос: «Белая лошадь – это цвет или нет? »

Ответ: «Белая лошадь имеет белую окраску».

Вопрос: «Если белая лошадь имеет белую окраску, то, значит, она является цветом? »

Ответ: «Если бы белая лошадь была цветом, то это означало бы, что она – не лошадь, ибо лошадь – это понятие о живом существе, а цвет – это не понятие о живом существе. Живое существо – это не цвет. Лошадь – это не цвет».

Можете также провести очень интересный диспут на тему «Были ли все живые существа вашими матерями? ».

Вопрос: «Если нечто – живое существо, то оно должно быть вашей матерью. Не так ли? ».

Ответ: «Да».

Вопрос: «Вы – живое существо, тогда являетесь ли вы себе матерью? »

Итак, вы поставлены в тупик. Принимается такой ответ: «все живые существа, за исключением меня самого, были моими матерями». Можно дальше развивать диспут:

Вопрос: «Если все живые существа были вашими матерями, то был ли вашей матерью буйвол? »

Ответ: «Да».

Вопрос: «Если буйвол был вашей матерью, значит, вы пили его молоко? » Вы опять поставлены в тупик. Правильный ответ таков: «В предыдущей жизни буйвол не был буйволом». Диспут продолжается.

Вопрос: «На основании какой концепции вы утверждаете, что все живые существа были вашими матерями? Например, муха, которая сидит здесь, была ли она вашей матерью? »

Ответ: «В прошлой жизни она была моей матерью, в настоящий момент она не является ею, поскольку причина должна предшествовать результату. Муха родилась позже, я – раньше. Как тот, кто родился позже, может стать причиной моего существования? Когда говорится, что живые существа были нашими матерями, то имеется в виду не ныне живущее множество живых существ, а поток живых существ, исключая самого себя: я не могу быть матерью для самого себя. Исключая меня самого, весь поток живых существ когда-то был моими матерями. Положение о том, что все живые существа были моими матерями, верно относительно потока живых существ, исключая меня самого».

С точки зрения размышления об объектах сострадания есть хорошая тема для диспута: «Если все живые существа станут Буддами, то, каким образом последнее живое существо сможет породить сострадание? » Следует иметь в виду, что, во-первых, последнее живое существо не может породить сострадание к самому себе, и, во-вторых, оно не может породить сострадание к другим, так как страдающих живых существ уже нет. А если последнее живое существо в сансаре не может развить сострадание, тогда как оно может стать Буддой? Получается, что не все живые существа могут стать Буддами?

Для понимания двух видов вдохновения, развиваемых в практике бодхичитты, тоже полезно провести диспут. Определение бодхичитты таково: «Бодхичитта – это спонтанная устремленность к состоянию Будды ради блага всех живых существ. В этой устремленности присутствуют две цели: стать Буддой и помочь всем живым существам. Это два вида вдохновения». Диспут начинается с вопроса: «У Будды есть бодхичитта? ». Если вы ответите: «Да», то оппонент возразит: «Если у него есть бодхичитта, то, значит, и есть цель стать Буддой. Значит, он еще не Будда». Если вы ответите на исходный вопрос, что у Будды нет бодхичитты, то оппонент ответит: «Значит, у Будды нет цели помощи всем живым существам? » Итак, проверьте, есть ли у Будды бодхичитта.

Следующий вопрос: «Имеет ли Будда Прибежище? »

Ответ: «Да имеет. Если Будда не имеет Прибежища, то он не буддист. Первая причина принятия Прибежища – боязнь попасть в низшие миры, вторая причина – вера в Будду, Дхарму, Сангху. Если у кого-то есть эти две причины, то, значит, он принял Прибежище».

Вопрос: «Есть ли у Будды страх переродиться в низших мирах? »

Ответ: «Нет».

Вопрос: «Есть ли у Будды страх перед сансарой? »

Ответ: «Нет».

Вопрос: «Тогда получается, что у Будды нет Прибежища? ».

Споря подобным образом, вы начинаете понимать логику. Это простые примеры диспутов, есть гораздо более сложные. И всё-таки я хочу услышать от вас ответ на вопрос: есть ли у Будды Прибежище?

– Есть.

– Есть ли у Будды страх перед сансарой?

– Нет.

– Если у Будды нет страха перед низшими мирами и страха перед сансарой, значит, у него нет первой причины принятия Прибежища, тогда как же он может иметь Прибежище? Ведь Прибежище принимает тот, кто из страха перед сансарой порождаете веру в Будду, Дхарму и Сангху. Какой ответ вы дадите? Есть ли у Будды страх перед низшими мирами?

– Нет.

– А почему нет? Если я говорю, что у Будды есть страх перед низшими мирами, то что здесь неправильного? Можно привести аналогию. Ведь если вы знаете, как опасен туберкулёз или рак, то вы, не страдая этими заболеваниями, тем не менее, боитесь ими заболеть, вам неприятна даже мысль об этой опасности.

Хотя в разных диспутах на эту тему приводятся разные доводы, по этому поводу я придерживаюсь той точки зрения, что у Будды есть страх перед низшими мирами и страх сансары. Но это не какой-то панический, болезненный страх, а – нежелание, неприятие. Несмотря на то, что Будда освободился от сансары, он испытывает неприятие низших миров, потому что они по природе есть страдание. Если у вас есть страх перед чем-то, то необязательно, чтобы вы страдали от этого. Даже если я освобожусь от сансары, я не буду любить сансару и низшие миры.

Есть другой ответ на этот вопрос. Если у Будды есть страх, то это не обязательно – грубый страх. Когда он был еще в сансаре, у него был страх перед низшими мирами и перед сансарой, но когда он стал Буддой, то сохранился след этого страха. Страх как причина принятия Прибежища продолжает существовать в его уме, не разрушенный.

Далее возникают другие вопросы.

Вопрос: «Имеется ли в сердце арьев, находящихся в состоянии однонаправленного сосредоточения на Пустоту, бодхичитта? »

Ответ: «Да».

Вопрос: « Есть ли у них вдохновение стать Буддой? Если они находятся в состоянии однонаправленного сосредоточения на Пустоте, как они могут думать о том, чтобы стать Буддой ради блага всех живых существ? »

В некоторых монастырях говорят, что арьи, погрузившись в однонаправленное сосредоточение, имеют бодхичитту в этот момент. Джамьян Шепа говорил, что, если что-то существует, то необязательно оно существует в явном виде. Арья в состоянии однонаправленного сосредоточения имеет бодхичитту, у него есть это вдохновение. Но оно существует в неявном виде.

Бодхисаттва взращивает вдохновение бодхичитты, и когда он становится Буддой, то вдохновение бодхичитты продолжает оставаться в уме в неявном виде, не деградируя, без изменения.

Полемизируя с Кхедрубом Ринпоче, Гьялцаб Ринпоче утверждал, что когда все живые существа станут Буддами, то они станут едиными, точно так же как реки впадают в океан и сливаются в единое целое. На это Кхедруб Ринпоче отвечал, что если все живые существа, достигая состояния Будды, становятся едиными, то нет смысла становиться Буддой, если Будда уже есть. Если вы становитесь Буддой и добавляете силу Будде, это значит, что его силам присуща ограниченность. Тогда в чём заключается цель? Зачем стремиться к состоянию Будды? Кхедруб Ринпоче считал, что индивид, достигнув состояния Будды, продолжает существовать как индивидуальный Будда. Его характер имеет свои особенности. Например, когда существо становится архатом, архат освобождается от омрачений, но он имеет свои черты характера. Я склонен соглашаться с Кхедрубом Ринпоче. Когда я изучал тексты, то заметил, что мастера по-разному описывают Манджушри – то суровым, то весёлым по нраву. Почему так происходит? Не думайте, что существует один Манджушри. Когда вы достигнете состояния Будды, ваш аспект Манджушри будет обладать вашими чертами характера. Нет причин соглашаться с утверждением, что когда все станут Буддами, то они сольются воедино. Что касается кармической связи, тот тот Манджушри, которым я стану, будет помогать тем живым существам, с кем создана кармическая связь. Когда появляется новый Будда, то у него не возникает новая сила, которой не было бы у других Будд. Но появляется больше возможностей помогать живым существам – тем существам, с которыми есть сильная связь у нового Будды.

Когда я медитировал в горах, у меня возник вопрос: «Почему я хочу стать Буддой? »

Я ответил себе: «Чтобы помогать всем живым существам». На что моё негативное состояние ума сказало: «Существует много других Будд. Если ты станешь Буддой, что ты можешь сделать такого, чего не смогут сделать другие Будды? » Этот вопрос поставил меня в тупик, и дальше я не мог медитировать. На следующий день я отправился к своему наставнику Пано Ринпоче. Когда он закончил свою медитативную сессию, я вошёл к нему. Увидев меня, он рассмеялся, ибо уже знал, какая проблема меня мучает. Не дав мне возможности изложить суть моего вопроса, он сразу же спросил меня:

– Ты сможешь дать пищу тому, кто просит её у тебя?

– Да, – сказал я.

– Когда ты станешь Буддой, твой потенциал будет не больше, чем у других Будд. Но есть те, кому можешь помочь только ты. Это – так же, как сейчас есть те, кому можешь дать хлеба только ты. Так как у других Будд нет такой кармической связи, то они не смогут помочь этому человеку. У тебя есть связи с определёнными живыми существами. Все живые существа связаны со всеми Буддами, потому что они были когда-то их матерями. Но другие кармические связи, например, связи типа «сын и мать», слабы по сравнению с кармической связью «гуру–ученик». На силу кармической связи влияет также время: если они были созданы много времени тому назад, то эти кармические связи очень слабы, им очень сложно проявиться. Если кармический отпечаток – слабый, то этим живым существам Будда не сможет помочь. Все живые существа имеют кармические связи с Буддами, однако определяющую роль играет свежесть этой кармической связи, а также связь с Дхармой. Когда эта связь проявляется, тогда живым существам можно помочь.

После объяснения Пано Ринпоче мне стало понятно, почему я должен стремиться к состоянию Будды, у меня появилась причина стать Буддой: чем скорее я стану Буддой, тем скорее я смогу помочь миллионам живых существ, с которыми у меня есть кармическая связь.

 

Лекция № 4

ПЕРЕХОД ОТ ИЗВРАЩЕННОГО СОЗНАНИЯ, ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ГУРУ КАК ОБЫЧНОЕ СУЩЕСТВО, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ БУДДОЙ, К СТАДИИ СОМНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ СВОЕГО ОБЫДЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗ ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ВИДЕТЬ ГУРУ КАК БУДДУ

Прежде всего, установите правильную мотивацию. Мы остановились на объяснении этапа перехода в аналитической медитации от извращённого сознания к стадии сомнения. В данном случае – от извращенного представления о гуру как обычном человеке – к сомнению в этом исходном представлении. Когда вы занимаетесь аналитической медитацией, нужно сделать основной упор на следующий вопрос: «Каким образом ты можешь сделать вывод, что Учитель не Будда? ». Как я уже говорил, глубоко внутри вас уже сидит сделанный прежде вывод, что учитель – не Будда. Спросите себя, какими доказательствами вы располагаете? Исследуйте свои доказательства, используемые доводы – и вы обнаружите, что все эти доказательства и аргументы неудовлетворительны с логической точки зрения. Наиболее сильными среди доводов в пользу того, что гуру – не Будда, являются только два: то, что гуру выглядит как обычный человек, и то, что он не демонстрирует сверхъестественных сил. Но, как уже говорилось выше, из того, что учитель выглядит как обычный человек, еще не следует, что он – не Будда. Кроме того, вы считаете, что если ваш учитель Будда, то он должен был бы демонстрировать перед вами сверхъестественные способности. А он не демонстрирует. Поэтому ваше негативное состояние ума уже сделало вывод, что ваш гуру – не Будда. Но, согласно логическому доводу по ненаблюдению, человек, который не видит духа перед собой, не может сделать вывод, что перед ним нет духа, потому что у него нет доказательств этого. Как может омрачённый ум делать вывод, что гуру не Будда? С высокой долей вероятности можно заключить, что этот вывод есть проявление извращённого сознания. Итак, два наиболее сильных аргумента извращенного сознания полностью не состоятельны, не говоря о других. Необходимо размышлять об этом вновь и вновь. И скажите себе: Ты, мой омраченный ум, не помнишь, что ты делал два года назад. Как же ты можешь доказать, что мой Учитель – не Будда? » Итак, вывод о том, что гуру – не Будда, на 100% является плодом извращенного сознания.

Наставления, которые я вам даю, вы не найдёте в текстах категории «Ламрим», потому что они передаются по линии наставлений «из уха в ухо». Они относятся к комментариям, которые основаны на собственном опыте. В систему данных наставлений включены все положения «Ламрима», но порядок передачи – несколько иной.

Итак, ваш ум пришёл к сомнению: «Может быть, Учитель - не Будда, а может быть, он – Будда». Теперь скажите себе: «Не только в отношении собственного Учителя, но и в отношении других живых существ я не могу сказать, что они не являются Буддами». Кто знает, может быть, эта собака является эманацией Будды. Вы не сможете доказать, что эта собака – не Будда. Будда сказал: «Только я, Будда, устранивший бесследно все омрачения, могу судить, кто есть кто. Другим не дано об этом судить, как не могут они знать, есть ли огонь в пепле». Видя пепел, вы не можете сказать, есть ли там, под пеплом, огонь. Поэтому скажите себе: «Не только мой Учитель, но и вообще любое живое существо может оказаться Буддой. Я не могу знать, что он – не Будда». Кто знает, может, нищий, который просит подаяние, является Буддой? Если мы откажем ему в милостыне, то это может обернуться для нас большой потерей. Мы ведь не обладаем хорошей кармой, позволяющей видеть Будду в теле Самбхогакая. Будда иногда приходит в облике нищих. «Не судите» – это слова самого Будды.

Когда-то Майтрейя явился Асанге в виде заживо гниющей собаки. Нельзя судить о том, кто есть кто, лишь на основании видимости. Нет ничего опасного в том, чтобы будете думать хорошо обо всех людях. Опаснее, если у вас будут возникать негативные мысли о бодхисаттве, тем самым вы накапливаете много негативной кармы. Занимайте позицию здравого смысла, срединного подхода в отношении того, кому – доверять, а кому – нет. Например, в бизнесе, при заключении торговой сделки, будьте осторожны, не думайте, что все люди – это Будды. Нужно соблюдать баланс: если во взаимоотношениях с другими нет опасности, что вы потеряете что-то очень значимое, то обращайтесь со всеми хорошо. Мои друзья мне говорят: «Ты, Тинлей, думаешь, что все люди – святые»[41].

Лучше уж думать обо всех хорошо, даже если не все заслуживают этого, чем подумать плохо о бодхисаттве. Если вы о бодхисаттве подумали, что он – плохой, то эта негативная мысль создает тяжелую отрицательную карму. Поэтому надо по ситуации знать, когда нужна предельная осторожность, когда – можно верить, а когда – нет.

Вот когда вы выбираете духовного наставника, будьте очень осмотрительны, не думайте, что все духовные наставники – это святые. А когда вы покупаете лошадь, не думайте, что все лошади – это Манджушри. Конечно, есть шанс, что лошадь окажется воплощением Манджушри, но этот шанс очень мал. Поэтому при покупке лошади проявите практичность, основанную на здравом смысле, о которой говорил Сакья Пандита, отмечая, что люди интересуются родословной, заглядывают в зубы, чтобы определить возраст лошади и, только хорошо изучив лошадь, покупают её. Но что касается выбора духовного наставника, люди не так разборчивы, как при покупке лошади, и принимают в качестве духовного наставника кого попало. Так говорил Сакья Пандита.

Выбирая духовного наставника, вы должны искать настоящего мастера. Умение красиво говорить – это внешний признак, как экстерьер лошади. Одного красноречия вовсе недостаточно. Вам необходимо изучить его «родословную»: проверить чистоту линии преемственности, не прерывалась ли она. Затем вы должны проверить, как духовный наставник практикует Дхарму сам. Только после этого делайте выбор.

Поэтому скажите себе: «Не только в отношении Учителя, но и в отношении всех живых существ я не могу заключить, что они – не Будды». А в отношении Учителя еще больше должно быть сомнений в том, что он – обычное существо. С еще большей долей вероятности, чем в отношении других живых существ, вы должны предполагать именно в отношении своего гуру, что он является необычным существом. Все живые существа в действительности могут оказаться эманациями Будды, но мы должны видеть именно в собственном духовном наставнике Будду. Почему же не всех живых существ, а именно своего учителя надо видеть как Будду?

В «Ламриме»[42] приводится следующий довод, почему мы должны видеть в гуру Будду: все живые существа могут быть Буддами, но если мы видим в своем гуру Будду, то тогда мы получаем больше преимуществ. В «Ламриме» прямо не указывается, что духовный наставник является Буддой. Если бы всякий гуру был Буддой, то в таком случае стать Буддой очень просто – достаточно завести себе одного ученика. Говорится, что есть вероятность того, что духовный наставник является Буддой, но также есть вероятность того, что он – не Будда. Поэтому нужно видеть духовного наставника как Будду, тогда противоречия не возникнет. Лично у меня тоже есть сомнения, что все мои наставники являются Буддами, но они все были добры ко мне, и я вижу в них Будд. «Ламрим» не утверждает, что духовный наставник – это Будда, а объясняет, почему мы должны видеть духовного наставника как Будду. Эта причина заключается в том, что такое восприятие своего гуру – как Будды – дает много преимуществ, коих нет в случае восприятия других существ как Будд. В том, чтобы видеть собаку как Будду, – в этом нет, собственно говоря, никаких преимуществ. Кроме того, если бы мы воспринимали всех живых существ как Будд, то нам было бы сложно взрастить к ним сострадание.

Таким образом, у вас нет логических оснований утверждать, что ваш учитель не Будда, к тому же есть много преимуществ в том, чтобы видеть его как Будду. Комментарий, основанный на собственном опыте, даёт возможность устранить сомнения по этому поводу, поэтому если они у вас есть, то нужно их сразу же убрать, задав мне вопрос прямо сейчас. Позже вам никто не устранит их. Если ваш ум согласен с этими доводами, то результат аналитической медитации не замедлит появиться. Если ваш ум с ними не согласен, то произойдет обратная реакция.

В «Ламриме» описаны восемь преимуществ, которые вы обретаете, когда видите своего духовного наставника как Будду. Поэтому, если хотите достижения временных и долговременных целей, то смотрите на своего духовного наставника как на Будду. Если вы видите учителя как Будду, а он в действительности не Будда, то от этого не будет никакого ущерба. Поэтому в «Ламриме» говорится, что благословление гуру находится не в руках гуру, а в руках ученика.

Если ваш гуру не Будда, а вы видите в нём Будду, то вы получите благословение всех Будд. Если вы видите гуру как Будду, то от этого вы ничего не потеряете. А если вы видите в гуру обычного человека, а он – Будда, то вы не получите благословения Будды, и, наоборот, если вы видите как Будду учителя, который является обычным человеком, как я, то получите благословение Будды. Если человек видит в своей подруге дакиню, то почему бы ему не видеть в своем гуру Будду?

В том, чтобы считать, что ваша жена дакиня, больше пользы, чем относиться к ней как к обычной женщине, поскольку выбора у вас нет и надо жить вместе. А когда она вас ругает, то принимайте её ругань как гневные мантры (шутка). Тем более в отношении духовного наставника есть смысл в том, чтобы воспринимать его как Будду.

Итак, согласно «Ламриму», вы получите одни преимущества, если будете думать, что ваш учитель является Буддой, даже если он не Будда. Вы накопите невероятное количество заслуг в один миг и получите благословение всех Будд, если будете думать, что ваш духовный наставник – это Будда.

В коренном тексте Чакрасамвара-тантры говорится, что если ученик с сильной верой в гуру, если даже гуру является обычным человеком, делает ему подношение, то божество Чакрасамвара входит в тело гуру и принимает это подношение. Когда вы имеете искреннюю веру в меня и видите во мне Будду, то я, обычный человек, могу, как медиум, принять в своё тело всех Будд и всех божеств – Манджушри, Авалокитешвару и так далее, которые получат через меня ваши подношения. Это очень важное положение, которое должно многое открыть вам. И вы осознаете: даже если гуру – не Будда, оттого, что я буду воспринимать его как Будду, я получаю все преимущества – точно такие же, как если бы он на самом деле был Буддой.

Если гуру скажет вам, что он не Будда, это – не доказательство того, что он – не Будда. Его Святейшество Далай Лама часто повторяет, что он обычный человек. А я всегда считаю, что он, в действительности, будучи Буддой, говорит о себе как об обычном человеке с определенной целью, так как наша карма такова, что Будда является нам как обычный человек.

 

КАК ЭТО ВОЗМОЖНО – ВИДЕТЬ ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА КАК БУДДУ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КАЖУЩИХСЯ НЕДОСТАТКОВ ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА В ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ

Как я вам уже говорил, во-первых, в процессе аналитической медитации на развитие преданности гуру вы приходите к сомнению: «Почему я уверен в том, что мой духовный наставник не Будда? » и путем логического анализа освобождаетесь от власти ложного концепта, заставляющего вас думать, что гуру является обычным человеком.

Во-вторых, вы анализируете причины, по которым вам следует видеть духовного наставника как Будду.

В-третьих, вы размышляете о том, каким образом вы можете видеть духовного наставника как Будду.

Итак, как это возможно – видеть духовного наставника как Будду? Это возможно подобно тому, как при свете солнца не видны луна и звезды: они есть, но солнечный свет затмевает их, а когда солнечный свет слабеет, свет звёзд становится более ярким. Точно так же, если вы будете видеть только благие качества духовного наставника, то они «затмят» его недостатки. Ибо так устроен наш ум: одновременно не может воспринимать то и другое. Если мы сфокусируем своё внимание на положительных качествах учителя, то даже если и замечаем его недостатки, мы сможем использовать это как фактор усиления своей веры в него. Как? Что делать, когда вы видите негативные качества своего гуру? Скажите себе: «Если бы Учитель не обнаруживал передо мной свои недостатки (но трудно сказать, что это имеющиеся у него недостатки, ибо позитивны или негативны поступки, – это зависит от мотивации, а ее невозможно увидеть), словно является обычным человеком, то я не смог бы воспринимать его – в совершенной его форме».

Но здесь следует сказать, что если гуру проявляет для вас какое-либо негативное качество, то необходимо понять, действительно ли это качество является негативным, и для чего ваш духовный наставник проявляет данное качество, каков смысл, заключенный в этом. Будет неправильным воспринимать поведение вашего духовного наставника как негативное, когда оно отличается от общепринятого поведения. Это справедливо и в отношении других людей. Не оценивайте их действия, потому что вы не знаете, для чего и с какой мотивацией они их совершают.

Так, тибетцы совершили большую ошибку в отношении VI Далай Ламы[43]. Далай Лама снял с себя монашеские обеты и женился. Несмотря на то, что он контролировал четыре элемента, и люди видели это, тем не менее, многие тибетцы перестали верить в него. Результатом смуты стало его отстранение от престола. После убийства его супруги выяснилось, что в её утробе находился ребёнок в позе медитации. В будущем его сын, эманация Ваджрапани, мог бы повлиять на ход исторических событий и сохранить политическую самостоятельность Тибета. Ваджрапани – божество силы и могущества. А сам Далай Лама – это воплощение божества любви и сострадания, действующий исключительно «мягкими» методами. Предвидя возможность будущей агрессии Китая в отношении Тибета, Шестой Далай Лама хотел родить сына, миссией которого стала бы защита Тибета с применением «силовых» методов. Но случилась ужасная ошибка, совершенная из-за веры тибетского народа в обычную видимость вещей. Эта история является ярким примером того, что нельзя доверять внешней видимости, страдания современных тибетцев связаны с этой ошибкой и с их слишком большой привязанностью к монашеским одеждам.

Поэтому не судите о своем гуру по его видимым негативным поступкам. Самое главное – это его мотивация. Но её вы не можете видеть. Поэтому не судите своего духовного наставника. Он видит дальше вас. Вы – ученики, вы не можете судить. Порой мои ученики, не видя дальше своего собственного носа, ведут себя как судьи. Ваша цель – получать советы и улучшать свою жизнь, но не вмешиваться в жизнь учителя. Учитель сможет сам о себе позаботиться, вам нет необходимости волноваться о нём. Судя по внешней видимости, вы делаете ошибочные выводы.

Если бы учитель явил себя в совершенном теле Самбхогакаи, как Будда Ваджрадара, то вы бы его не увидели. Вспомните историю с Асангой. Он в течение долгого времени не имел возможности видеть Будду Майтрейю. Только когда Будда Майтрейя явил себя в виде собаки, Асанга смог его увидеть. Проявление Майтрейи в облике собаки – это проявление его невероятной доброты по отношению к Асанге. То, что гуру является в облике обычного человека, это проявление невероятной его доброты к вам, иначе в силу своей кармы вы не имели бы возможности увидеть его. Доверяя видимости, вы делаете заключение, что духовный наставник сердится, привязывается или радуется подношениям. На самом деле нельзя сказать, сердится он или нет, привязывается или нет, нравится ему подношение или нет. Действия учителя направлены на благо учеников, живых существ. Вполне возможно, что он выбросит подношения, когда вы не будете этого видеть, как это делал в прошлом один йогин. Он проявлял очень большую радость, когда навещавшие его люди делали ему подношения. Но когда эти люди покидали то место, где он жил в затворничестве, то он выбрасывал все эти подношения. В Тибете до сих пор, как говорят люди, известно это место, где до недавних пор можно было обнаружить остатки когда-то выброшенных им подарков, полученных от паломников.

Демонстрируя свои якобы имеющиеся недостатки, гуру тем самым проявляет свою невероятную доброту к вам. Видя «недостатки» гуру, нужно трансформировать их видимость в ещё большую веру в него. Вместе с тем, вы должны понимать, что речь идёт о видимости недостатков, а не о недостатках. Здесь не говорится о преобразовании недостатков учителя, а говорится о преобразовании кажущихся недостатков в еще более сильную веру.

Лекция № 5

 

Вначале породите правильную мотивацию. Основной целью памятования о доброте духовного наставника является развитие уважения к нему. Чем больше вы его уважаете, тем выше ваши реализации. Вообще вам необходимо породить уважение ко всем живым существам, они были вашими матерями, они были невероятно добры к вам, вы просто не помните об этом. Вспомните о том, как были добры к вам все живые существа и почувствуйте уважение к ним. Но в особенности вам следует уважать своего духовного наставника. Он проявил к вам наибольшую доброту. Если вам сложно испытывать уважение ко всем живым существам, то сначала добейтесь того, чтобы появилось уважение хотя бы к духовному наставнику. Скажите себе: «Я должен уважать всех живых существ, но в данный момент мне сложно развить подобное чувство. Основной моей задачей является развитие уважения к моему Учителю».

Как я вам уже говорил, чтобы развить уважение к духовному наставнику, необходимо, прежде всего, помнить, что он добрее к вам, чем все Будды. Он даже добрее, чем Будда Шакьямуни. Будда Шакьямуни приходил в наш мир, чтобы дать Учение, но вы не являетесь его учеником и не можете получить Учение напрямую от него. Духовный наставник ведёт вас, даруя вам наставления в Дхарме, поэтому ваш духовный наставник добрее к вам, чем Будда Шакьямуни. Это не мои слова, а слова Будды Шакьямуни. Вообще-то ваш учитель – Будда Шакьямуни. Но Будда Шакьямуни, который приходит к вам сейчас в обычной человеческой форме, к вам более добр, чем тот, кто приходил две с половиной тысячи лет назад.

 

(2) Доброта Учителя состоит в том, что он дарует Дхарму

 

Я вам рассказывал, что даже за одну шлоку учения Будда Шакьямуни вонзил в своё тело тысячу игл. Представьте, насколько добр к вам учитель, который указывает вам весь путь. Вы должны сказать себе:

«Раньше я не знал, что такое негативная и позитивная карма. Я был слеп. Учитель открыл мне глаза на правильные и неправильные действия.

Раньше я был полностью поглощён этой жизнью, не ведая о существовании прошлых и будущих жизней. Теперь я знаю, что существует жизнь за жизнью. Благодаря доброте моего Гуру я знаю, как подготовить себя к благому перерождению в следующей жизни.

Раньше я считал, что мои отрицательные эмоции помогают мне, я их не расценивал как на нечто негативное. Теперь благодаря доброте моего Гуру я знаю, что они являются ядом, источником моих страданий.

С безначальных времен и по сей день хочу я достичь счастья, но до сих пор не знал, как создать причины счастья. Теперь благодаря доброте моего Гуру я знаю, как создать причины счастья, и в чём состоят причины счастья.

Я не хотел страдать, но не знал, как устранить причины страданий. Теперь благодаря своему Гуру я знаю, что такое страдание, каковы причины страдания и как избавиться от причин страдания.

Для меня он как солнце, рассеивающая тьму моего ума; как луна, успокаивающая ум; как родитель, заботящийся обо мне жизнь за жизнью; как проводник, ведущий меня к состоянию Будды; как защитник, охраняющий меня от вредоносных действий. Его доброта безмерна».

Размышляйте так, и тогда из ваших глаз прольются слезы.

 

(3) Доброта гуру – в том, что он благословляет ваш ум

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь