Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Виды искусства в системе культуры




 

В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография). Выделим некоторые из них.

Живопись - это воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости предметов и явлений реальной действительности. Главные художественные средства - краска, цвет в единстве со светотенью, линия. Разновидности техники живописи: темпера, фреска, масляная живопись, пастель, мозаика, акварель. По назначению делится на: монументальную, станковую, декоративную, декорационную и миниатюрную. Выделяются следующие жанры: вазопись, портрет, исторический, бытовой, пейзаж, марина, анималистический, натюрморт, религиозно-мифологический, сказочный.

Графика- рисунок, выполненный на бумаге или картоне с помощью пера, угля, карандаша, кисти, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин. По технике графику разделяют рисунок и печатную графику. Виды печатной графики: станковая и книжная. Разновидности графики: ксилография (гравюра на дереве), литография (1798 г. немецкий драматург Алоиз Зенефельдер, рисунок на известняке, жирной краской с дальнейшей обработкой кислотой), офорт (16 век, «сильная вода», т.е. азотная кислота, доска покрытая лаком по которому острой иглой процарапывали рисунок), линогравюра (гравюра на линолеуме), эстамп.

Скульптура - объёмно-пространственный вид искусства, изобразительный. По назначению делится на монументальную, станковую и декоративную. Выразительные средства: композиция, пластический объём, силуэт, пропорции, моделирование поверхности, светотень. Техника исполнения: лепка, ваяние.

Материал: камень, глина, металл. Виды скульптуры; круглая скульптура, рельеф (барельеф - низкий, горельеф - высокий). Основные жанры: портрет, анималистический, жанр «ню» (обнажённой натуры), монументальные памятники.

Архитектура - искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для общественной и частной жизни людей, в которой заключено единство функциональной, конструктивной и художественной сторон. Выразительные средства: симметричность, асимметричность, масштаб, композиция, цвет, ритм (соотношение вертикальных и горизонтальных членений). Строительные конструкции - основа архитектурной выразительности. Типы архитектуры: жилой тип, общественно-гражданский, промышленный.

Литература- искусство слова, её тема - человек и общество в их взаимоотношениях. Характерна большая доступность литературы по сравнению с другими видами искусства. Роды литературного творчества: эпос (роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, басня); лирика (ода, элегия, гимн, баллада, сонет, поэма, лирическое стихотворение); драма (трагедия, комедия, драма, водевиль).

Музыка - искусство звуковое, временное, движущееся, передает эмоциональное состояние человека в звуко - интонационном выражении. Средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, гармония, тембр, динамика, артикуляция, темп, ритм, фактура. Все музыкальные жанры делятся на две категории: «первичные жанры» - порождены народным творчеством (песня, танец) и «вторичные жанры» - родились в процессе развития профессиональной музыки (опера, симфония, концерт, соната, полифония, сюита, пьеса и т.д.).

РАЗДЕЛ 2

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества. Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.



Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. В возникновении искусства огромное значение имело развитие общественной жизни и её основы - труда, который знакомил человека с законами симметрии и гармонии, порождал чувство меры и упорядоченности.

Произведения искусства в эпоху каменного века были порождены конкретными практическими потребностями, они отражали повседневную трудовую деятельность древнего человека и возникшее на её основе стихийно-материалистическое миросозерцание. Основным содержанием первобытного человека являлась жестокая и упорная борьба с противостоящими грозными и неведомыми силами природы. Она поглощала сознание коллектива, воспитывала настойчивость и становилась основной темой искусства, в котором преобладали изображения диких зверей - объекта охоты.

Искусство эпохи палеолита, мезолита, неолита

Каменный век - древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н.э.), когда орудия и оружие изготовлялись из камня, делится на палеолит, мезолит и неолит.

Эпоха палеолита (древнекаменный век, приблизительно 40 - 12 тысячелетия до н.э.) - древнейший этап развития первобытной культуры, его основные периоды: нижний палеолит, мадленский период, верхний палеолит. Их памятники (изображения различных животных) найдены в Европе, Южной Азии и Северной Африке - это росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах (пещеры Ла-Ферраси и Фон де Гом во Франции; Альтамирская пещера в Северной Испании и т.д.). С культом «прародительницы» и «владычицы стихии» связаны изображения тучных обнажённых женщин, иронически названных «Венерами» (статуэтка из Виллендорфа, Австрия). «Палеолитические Венеры» - самые древние скульптурные изображения, в которых художник воплощал представления о женщине как прародительнице рода - то, что имело тогда важное значение.

Эпоха мезолита (среднекаменный век, XII-VIII тысячелетия до н.э.) и неолита (новокаменный век, VIII-IV тысячелетия до н.э.) - новый важный этап в развитии первобытного искусства. Нарастающее разделение труда, усиление родовых общин и укрепление связей между ними, появление патриархата усложнили отношения между людьми. Возникает культовое искусство - как новая форма осмысления жизни. Впервые появляется изображение человека во взаимодействии с силами природы, его поражения или победы над стихией. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, исчезает многокрасочность, на смену большим живописным произведениям приходят малые.

 

Эпоха бронзы

 

В эпоху бронзы (начало III и II тысячелетия до н.э.) с введением новых форм хозяйства и металлических орудий происходит первое крупное общественное разделение труда и усиление имущественного неравенства, совершается дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, окончательно утверждается патриархат.

Преобладающее значение получает монументальная архитектура, связанная в своём возникновении с развитием религиозных представлений. Грандиозные, простые по формам сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины и были выражением единства рода, его мощи.

К мегалитическим сооружениям (то есть выстроенным из громадных камней) относятся: менгиры (вертикально стоящие камни высотой более двух метров); дольмены (несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой); кромлехи (сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб).

РАЗДЕЛ 3

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО

ОБЩЕСТВА

 

Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Если в доклассовом обществе искусство было частью материально-трудовой деятельности человека, то с возникновением классового государства оно становится своеобразной формой сознания и приобретает важное значение в общественной жизни. Возникают различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство, они вступают друг с другом в содружество. Синтез искусств - важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира.

Для этого периода характерны две формы исторического формирования обществ: восточная, где долго сохранялся общинный строй и рабовладение развивалось в замедленных темпах, и античная, характеризующая быстрой сменой примитивной эксплуатации её более развитыми формами, а также общественной активностью свободного населения. К первой форме мы относим такие древневосточные цивилизации, как Египет, государства Месопотамии (Шумер, Аккад, Ассирию, Вавилон и др.). Античная форма исторического развития общества характерна для государств Средиземноморского бассейна, включая крито-микенскую цивилизацию, государства Древней Греции, Рима и других стран Средиземноморья.

Искусство Древнего Египта

Египет - древнейшее государство мира, а его искусство - самый ранний вклад в историю культуры стран Древнего Востока. Шесть тысяч лет тому назад в плодородной долине Нила возникли первые рабовладельческие деспотии, объединённые в конце IV тысячелетия до н.э., к тому времени восходят величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства и архитектуры. Египетская культура развивалась медленно, что объяснялось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов и пережитками первобытнообщинного строя, сохранившимися до позднего времени.

Историю Древнего Египта принято делить на следующие большие периоды: 1) додинастический период (IV тысячелетие до н.э.); 2) древнее царство (XXX-XXIV вв. до н.э.); 3) среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.); 4) новое царство (XVI-XI вв. до н.э.); 5) позднее время (XI в. до н.э. - 332 г. до н.э.).

Архитектура гигантских гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение. Пирамиды явились средоточием достижений древних египтян в области строительной техники, математики, астрономии и религии (пирамиды Хафра, Менкара, Хеопса). Монументальные храмовые постройки (храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре) поражают своими размерами и свидетельствуют о тяге архитекторов к культу грандиозного. Многочисленные пилоны, обелиски, колонны, покрытые иероглифическими надписями, представляют каменный архив Египта. В скульптуре также прослеживается тяга к колоссальному (статуи фараонов, сфинксы), отмечается статичность и следование определённым канонам.

Древнегреческое искусство

 

Греческие племена населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья. Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока греческие города-государства были очень малы, но именно они создали великий перелом в судьбах мировой культуры. Искусство Древней Греции было связано с религиозным культом и с мифологией. Характерная черта мифологической подосновы -очеловечение её образов, что способствовало утверждению реализма в искусстве.

История Древней Греции прошла следующие периоды развития:

1) гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н.э.);

2) архаика, период образования рабовладельческих городов-государств (VII-VI вв. до н.э.);

3) классика, период расцвета греческих городов-государств (V и три четверти IV в. до н.э.);

4) эллинистический период (конец IV в. по I в. до н.э).

В результате длительной эволюции сложилась цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчёте и гармоничном соотношении частей, образующих единое целое. В эпоху архаики в VII в. до н.э. греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом «мужественном» и ионическом «женственном», позднее, в V в. до н.э., появился коринфский «девический» ордер.

Дорический ордер отличался тяжеловесностью, массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности (храмы Аполлона в Коринфе, Посейдона в Пестуме). В ионическом ордере ценились, напротив, лёгкость, изящество, капитель имела характерную форму (святилище Артемиды в городе Эфесе, храм Геры на острове Самос). Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя с его великолепным храмом Парфеноном стал символом гармонии и величия античной культуры. Коринфская колонна появилась в Y веке до н.э. в богатом городе Коринфе. По преданию скульптор Каллимах увидел на кладбище стоящую на земле корзину сквозь которую пробивались молодые побеги так в его сознании родилась изящная капитель коринфского ордера.

Общий характер скульптуры определился развитием реалистических тенденций. Образ человека просветлён и возвышен. Соотношение реального и идеального - характерная черта скульптурных произведений великих мастеров Фидия, Поликлета, Мирона. Позднее зарождается интерес к характерным особенностям психологического склада человека (Скопас, Пракситель, Леохар, Лисипп).

В эллинистический период, начавшийся с походов Александра Македонского, особое развитие получило строительство общественных зданий и сооружений: портиков, каменных театров, мавзолеев, монументальных алтарей (алтарь Зевса в Пергаме). Скульптура этого периода, продолжая традиции классики, характеризуется подчёркнутым драматизмом (Лаокоон). Самые знаменитые статуи - Ника Самофракийская, Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский - поражают совершенством пластики и высокой одухотворённостью.

Всемирную славу древнегреческому театру принесли величайшие драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан, заложившие основы мирового театрального искусства.

 

Искусство Древнего Рима

 

Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие - от его зарождения в конце VI в. до н.э. до конца V в. н.э. - времени падения мировой империи. Римское искусство слагалось на основе взаимодействия самобытного искусства местных италийских племён и народов, в первую очередь этрусков, и более совершенного греческого искусства, а также искусства галлов, германцев, кельтов и др. Особенности рационалистического восприятия действительности римлянами выражены в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства.

Ведущую роль в культуре Рима играет архитектура, в которой основное место принадлежит сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Потребности римского общества породили много новых типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. (амфитеатр Флавиев – Колизей, Пантеон в Риме). Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявляется в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм. Главное место в скульптуре занимает портрет, отличающийся подлинным реализмом.

Замечательным достижением римской культуры явилась поэзия, расцвет которой связан с именами Вергилия, Горация, Овидия. Огромное значение имело также развитие философии и истории (Сенека, Марк Аврелий, Плутарх, Тацид, Светоний и др.)

Античный мир и его культура легли в основу всей европейской цивилизации, которая на протяжении столетий обращалась к идеям и мотивам из греко-римского культурного наследия.

РАЗДЕЛ 4





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.) Главная | Обратная связь