Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВВЕДЕНИЕ В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВОСтр 1 из 6Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВО 1.1. Понятие культуры Современной наукой культура понимается как совокупность достижений человеческого общества в результате его материального и духовного развития на определённом историческом этапе. Понятие культуры включает три важных аспекта: систему материальных и духовных ценностей человечества; деятельность человека по созданию этих ценностей; потребление этих ценностей, означающее развитие самого человечества, усвоение им культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Культура выступает в двух формах: материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и её результаты. Духовная культура выступает как результат духовной деятельности людей, включая науку, нравственность, воспитание, философию, религию, искусство, т.е. сферу сознания. Она существует в форме духовного мира каждого отдельного человека и его деятельности по созданию духовных ценностей, а также в форме самих этих духовных ценностей: научных работ, художественных произведений, законов и т.д. Важнейшей областью духовной культуры является культура художественная, выступающая как совокупный способ и продукт художественной, творческой деятельности людей. Мировая художественная культура - категория историческая; она меняет своё содержание и объём вместе с изменением субъектов, социального пространства и времени. В соответствии с принятой в исторической науке периодизацией выделяются этапы развития самой художественной культуры. Учение об общественно-экономических формациях - основа исторической типологии культур. Основные типы культур: 1. Художественная культура первобытного общества (XXX -V тыс. до н.э.). 2. Художественная культура рабовладельческого общества (две формы: древневосточная, античная) (IV тыс. до н.э. - V в.н.э.). 3. Художественная культура феодального общества (эпоха средневековья) (V - XIV вв.). 4. Художественная культура в период перехода от феодализма к: капитализму (эпоха Возрождения, барокко, Просвещение) (XV-XVIII вв.). 5. Художественная культура капиталистического общества (XIX в.). 6. Современная художественная культура (XX в.). Виды искусства в системе культуры
В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография). Выделим некоторые из них. Живопись - это воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости предметов и явлений реальной действительности. Главные художественные средства - краска, цвет в единстве со светотенью, линия. Разновидности техники живописи: темпера, фреска, масляная живопись, пастель, мозаика, акварель. По назначению делится на: монументальную, станковую, декоративную, декорационную и миниатюрную. Выделяются следующие жанры: вазопись, портрет, исторический, бытовой, пейзаж, марина, анималистический, натюрморт, религиозно-мифологический, сказочный. Графика - рисунок, выполненный на бумаге или картоне с помощью пера, угля, карандаша, кисти, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин. По технике графику разделяют рисунок и печатную графику. Виды печатной графики: станковая и книжная. Разновидности графики: ксилография (гравюра на дереве), литография (1798 г. немецкий драматург Алоиз Зенефельдер, рисунок на известняке, жирной краской с дальнейшей обработкой кислотой), офорт (16 век, «сильная вода», т.е. азотная кислота, доска покрытая лаком по которому острой иглой процарапывали рисунок), линогравюра (гравюра на линолеуме), эстамп. Скульптура - объёмно-пространственный вид искусства, изобразительный. По назначению делится на монументальную, станковую и декоративную. Выразительные средства: композиция, пластический объём, силуэт, пропорции, моделирование поверхности, светотень. Техника исполнения: лепка, ваяние. Материал: камень, глина, металл. Виды скульптуры; круглая скульптура, рельеф (барельеф - низкий, горельеф - высокий). Основные жанры: портрет, анималистический, жанр «ню» (обнажённой натуры), монументальные памятники. Архитектура - искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для общественной и частной жизни людей, в которой заключено единство функциональной, конструктивной и художественной сторон. Выразительные средства: симметричность, асимметричность, масштаб, композиция, цвет, ритм (соотношение вертикальных и горизонтальных членений). Строительные конструкции - основа архитектурной выразительности. Типы архитектуры: жилой тип, общественно-гражданский, промышленный. Литература - искусство слова, её тема - человек и общество в их взаимоотношениях. Характерна большая доступность литературы по сравнению с другими видами искусства. Роды литературного творчества: эпос (роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, басня); лирика (ода, элегия, гимн, баллада, сонет, поэма, лирическое стихотворение); драма (трагедия, комедия, драма, водевиль). Музыка - искусство звуковое, временное, движущееся, передает эмоциональное состояние человека в звуко - интонационном выражении. Средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, гармония, тембр, динамика, артикуляция, темп, ритм, фактура. Все музыкальные жанры делятся на две категории: «первичные жанры» - порождены народным творчеством (песня, танец) и «вторичные жанры» - родились в процессе развития профессиональной музыки (опера, симфония, концерт, соната, полифония, сюита, пьеса и т.д.). РАЗДЕЛ 2 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества. Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. В возникновении искусства огромное значение имело развитие общественной жизни и её основы - труда, который знакомил человека с законами симметрии и гармонии, порождал чувство меры и упорядоченности. Произведения искусства в эпоху каменного века были порождены конкретными практическими потребностями, они отражали повседневную трудовую деятельность древнего человека и возникшее на её основе стихийно-материалистическое миросозерцание. Основным содержанием первобытного человека являлась жестокая и упорная борьба с противостоящими грозными и неведомыми силами природы. Она поглощала сознание коллектива, воспитывала настойчивость и становилась основной темой искусства, в котором преобладали изображения диких зверей - объекта охоты. Эпоха бронзы
В эпоху бронзы (начало III и II тысячелетия до н.э.) с введением новых форм хозяйства и металлических орудий происходит первое крупное общественное разделение труда и усиление имущественного неравенства, совершается дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, окончательно утверждается патриархат. Преобладающее значение получает монументальная архитектура, связанная в своём возникновении с развитием религиозных представлений. Грандиозные, простые по формам сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины и были выражением единства рода, его мощи. К мегалитическим сооружениям (то есть выстроенным из громадных камней) относятся: менгиры (вертикально стоящие камни высотой более двух метров); дольмены (несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой); кромлехи (сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб). РАЗДЕЛ 3 ОБЩЕСТВА
Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Если в доклассовом обществе искусство было частью материально-трудовой деятельности человека, то с возникновением классового государства оно становится своеобразной формой сознания и приобретает важное значение в общественной жизни. Возникают различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство, они вступают друг с другом в содружество. Синтез искусств - важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира. Для этого периода характерны две формы исторического формирования обществ: восточная, где долго сохранялся общинный строй и рабовладение развивалось в замедленных темпах, и античная, характеризующая быстрой сменой примитивной эксплуатации её более развитыми формами, а также общественной активностью свободного населения. К первой форме мы относим такие древневосточные цивилизации, как Египет, государства Месопотамии (Шумер, Аккад, Ассирию, Вавилон и др.). Античная форма исторического развития общества характерна для государств Средиземноморского бассейна, включая крито-микенскую цивилизацию, государства Древней Греции, Рима и других стран Средиземноморья. Искусство Древнего Египта Египет - древнейшее государство мира, а его искусство - самый ранний вклад в историю культуры стран Древнего Востока. Шесть тысяч лет тому назад в плодородной долине Нила возникли первые рабовладельческие деспотии, объединённые в конце IV тысячелетия до н.э., к тому времени восходят величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства и архитектуры. Египетская культура развивалась медленно, что объяснялось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов и пережитками первобытнообщинного строя, сохранившимися до позднего времени. Историю Древнего Египта принято делить на следующие большие периоды: 1) додинастический период (IV тысячелетие до н.э.); 2) древнее царство (XXX-XXIV вв. до н.э.); 3) среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.); 4) новое царство (XVI-XI вв. до н.э.); 5) позднее время (XI в. до н.э. - 332 г. до н.э.). Архитектура гигантских гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение. Пирамиды явились средоточием достижений древних египтян в области строительной техники, математики, астрономии и религии (пирамиды Хафра, Менкара, Хеопса). Монументальные храмовые постройки (храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре) поражают своими размерами и свидетельствуют о тяге архитекторов к культу грандиозного. Многочисленные пилоны, обелиски, колонны, покрытые иероглифическими надписями, представляют каменный архив Египта. В скульптуре также прослеживается тяга к колоссальному (статуи фараонов, сфинксы), отмечается статичность и следование определённым канонам. Древнегреческое искусство
Греческие племена населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья. Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока греческие города-государства были очень малы, но именно они создали великий перелом в судьбах мировой культуры. Искусство Древней Греции было связано с религиозным культом и с мифологией. Характерная черта мифологической подосновы -очеловечение её образов, что способствовало утверждению реализма в искусстве. История Древней Греции прошла следующие периоды развития: 1) гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н.э.); 2) архаика, период образования рабовладельческих городов-государств (VII-VI вв. до н.э.); 3) классика, период расцвета греческих городов-государств (V и три четверти IV в. до н.э.); 4) эллинистический период (конец IV в. по I в. до н.э). В результате длительной эволюции сложилась цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчёте и гармоничном соотношении частей, образующих единое целое. В эпоху архаики в VII в. до н.э. греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом «мужественном» и ионическом «женственном», позднее, в V в. до н.э., появился коринфский «девический» ордер. Дорический ордер отличался тяжеловесностью, массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности (храмы Аполлона в Коринфе, Посейдона в Пестуме). В ионическом ордере ценились, напротив, лёгкость, изящество, капитель имела характерную форму (святилище Артемиды в городе Эфесе, храм Геры на острове Самос). Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя с его великолепным храмом Парфеноном стал символом гармонии и величия античной культуры. Коринфская колонна появилась в Y веке до н.э. в богатом городе Коринфе. По преданию скульптор Каллимах увидел на кладбище стоящую на земле корзину сквозь которую пробивались молодые побеги так в его сознании родилась изящная капитель коринфского ордера. Общий характер скульптуры определился развитием реалистических тенденций. Образ человека просветлён и возвышен. Соотношение реального и идеального - характерная черта скульптурных произведений великих мастеров Фидия, Поликлета, Мирона. Позднее зарождается интерес к характерным особенностям психологического склада человека (Скопас, Пракситель, Леохар, Лисипп). В эллинистический период, начавшийся с походов Александра Македонского, особое развитие получило строительство общественных зданий и сооружений: портиков, каменных театров, мавзолеев, монументальных алтарей (алтарь Зевса в Пергаме). Скульптура этого периода, продолжая традиции классики, характеризуется подчёркнутым драматизмом (Лаокоон). Самые знаменитые статуи - Ника Самофракийская, Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский - поражают совершенством пластики и высокой одухотворённостью. Всемирную славу древнегреческому театру принесли величайшие драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан, заложившие основы мирового театрального искусства.
Искусство Древнего Рима
Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие - от его зарождения в конце VI в. до н.э. до конца V в. н.э. - времени падения мировой империи. Римское искусство слагалось на основе взаимодействия самобытного искусства местных италийских племён и народов, в первую очередь этрусков, и более совершенного греческого искусства, а также искусства галлов, германцев, кельтов и др. Особенности рационалистического восприятия действительности римлянами выражены в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства. Ведущую роль в культуре Рима играет архитектура, в которой основное место принадлежит сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Потребности римского общества породили много новых типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. (амфитеатр Флавиев – Колизей, Пантеон в Риме). Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявляется в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм. Главное место в скульптуре занимает портрет, отличающийся подлинным реализмом. Замечательным достижением римской культуры явилась поэзия, расцвет которой связан с именами Вергилия, Горация, Овидия. Огромное значение имело также развитие философии и истории (Сенека, Марк Аврелий, Плутарх, Тацид, Светоний и др.) Античный мир и его культура легли в основу всей европейской цивилизации, которая на протяжении столетий обращалась к идеям и мотивам из греко-римского культурного наследия. РАЗДЕЛ 4 Искусство Древней Руси
Русское искусство эпохи Средневековья, начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Эпоху древнерусского искусства открывает Киевская Русь. Важнейшим событием было введение на Руси единой государственной религии - христианства. Для этой поры характерна борьба уходящего патриархально-общинного и побеждающего феодального укладов, борьба язычества и христианства, что налагало печать противоречивости на культурные процессы. В эпоху Древней Руси существовало 4 основных очага культуры: Киевская Русь; Владимиро-Суздальское княжество; Древний Новгород и Псков; Московский Кремль. Архитектурные сооружения свидетельствуют о самобытности русской художественной культуры, её высоком развитии. Особенность соборов Пскова, Новгорода, Киева - их многокупольность и строительный белый камень. Деревянная архитектура (Кижи) это бессмертная древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем. Характерными особенностями структуры древнерусских городов явились взаимодействие форм деревянного и каменного зодчества, многообразие типов сооружений (крепости, храмы, княжеские палаты, жилища горожан и крестьян). Освоение византийского художественного канона в монументальной живописи и иконе послужило толчком фресковой живописи, мозаики и иконы. Появляются местные художественные школы иконописи (Киев, Новгород, Ярославль, Чернигов, Ростов). Золотым фондом русской культуры являются древние иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Даниила Чёрного. Для русской культуры характерен феномен двоеверия: язычество и христианство, что нашло отражение в искусстве и народном творчестве. В XIII в. нашествие кочевых орд, вслед за которым идёт двухвековое владычество монголо-татарского ига, безжалостно задерживает блистательное развитие русской национальной культуры. Но и при утрате государственной самостоятельности сохраняются традиции народного и христианского искусства. После свержения монгольского ига наступает расцвет общерусской художественной культуры, в особенности зодчества и иконописи. РАЗДЕЛ 5
Высокий Ренессанс Искусство Высокого Возрождения приходится на первые три десятилетия XVI в. «Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия. Высочайший подъём культуры происходил в сложнейший исторический период жизни Италии, в условиях резкого экономического и политического ослабления итальянских государств: вторжение французских войск в 1494г., опустошительные войны первых десятилетий XVI в., разгром Рима ослабили Италию. Именно в это время, когда над страной нависла угроза её полного порабощения иноземными завоевателями, раскрываются силы народа, вступающего в борьбу за национальную независимость, за республиканскую форму правления. Огромный общественный подъём послужил основой расцвета мощной культуры Высокого Возрождения. Отличительной особенностью было необычайное расширение общественного кругозора её создателей, их представлений и масштабов о мире и космосе. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Браманте - не только люди огромной, универсальной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя. В центре их искусства, обобщённого по художественному языку, - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, наполненного жизнью, внутренней силой, титанической мощью самоутверждения. Одной из важнейших тем в искусстве становится образ Богоматери (Мадонны), который наполняется глубоким жизненным содержанием, возвышенностью чувств. Важнейшими очагами нового искусства наряду с Флоренцией вначале XVI в. становятся папский Рим и патрицианская Венеция. С 30-х годов в Средней Италии нарастает феодально-католическая реакция, а вместе с ней распространяется упадочное направление в искусстве, получившее название маньеризма (подражание). Позднее Возрождение
Вторая половина XVI в. — сложный период в искусстве Италии, отмеченный переплетением самых различных тенденций. Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознаётся зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания. Этот период связывается с творчеством венецианских мастеров Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто). Их живопись отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров изобразительного искусства. Идеальные прекрасные образы соседствуют с яркими характерами; трагические конфликты - со сценами ликующей радости. Образы наделяются индивидуальной яркостью, подчас портретной неповторимостью. Излюбленные темы произведений - изображения торжественных пиров и празднеств, которыми славилась в то время аристократическая Венеция. Обозначились черты бурной эмоциональности, многофигурных композиций, блестящего колорита, предвосхищающие искусство барокко XVII в. Более поздние работы отличает сложная атмосфера взволнованного чувства, мечта о моральном возрождении человека, глубокие раздумья. 5.4. Искусство Возрождения в СевернойЕвропе
Своеобразным очагом искусства Возрождения XV-XVI вв. были Нидерланды - одна из самых богатых и передовых стран Европы. Однако процесс формирования ренессансной культуры протекал в Нидерландах медленнее, чем в Италии, и сопровождался компромиссами между средневековыми традициями и новыми веяниями. Главными центрами нового искусства и культуры были вольные города южных провинций - Фландрии и Брабанта. Нидерландское искусство имело более народный характер, чем итальянское. В нём сильны черты фольклора, но главной его особенностью было отображение жизни различных слоев общества, глубокое чувство национального своеобразия. В изображении человека художников интересует сфера духовной жизни; восторженно запечатлевают они красочное богатство природы; тонко чувствуют поэзию обыденного, уютность обжитых интерьеров. Для нидерландского искусства характерно выражение органической связи человека и окружающей его среды, восприятия действительности такой, какова она есть. Эти особенности находят отражение в бытовом жанре, портрете, интерьере, пейзаже (Ян ван Эйк, П. Брейгель, Босх). Величайшее достижение в живописи связано с возникновением в Западной Европе станковой картины, которая приходит на смену настенным росписям романских церквей и готическим витражам. Для нидерландских художников главное средство художественного выражения - колорит, что вызвало переход от темперы к масляной краске, позволившей более детализировано и красочно воспроизводить материальность мира. К концу XV в. - первой трети XVI в. искусство Возрождения развивается и в Германии. Немецкие художники обращаются к сокровенной духовной жизни человека, его переживаниям, психологическим конфликтам. Портрет - наиболее значительное достижение немецких художников. Однако то синтетическое развитие архитектуры, пластики и живописи, которое сопровождает расцвет итальянского Возрождения, где часто крупный художник работает в различных видах искусства, немецкому Возрождению не свойственно. Оно несёт на себе печать дисгармоничности и трагизма. Причина сложности путей развития искусства коренится в особенностях исторического развития страны. Великая крестьянская война знаменовала подъём творческих сил общества, так были созданы условия для всестороннего, но кратковременного расцвета немецкой культуры £ Дюрер, Гольбейн). 1 Культура эпохи Просвещения
Восемнадцатый век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. Это столетие принято называть веком Просвещения. Эпоха стала называться так потому, что передовые мыслители, учёные, писатели считали, что переустройство общества возможно в том случае, если народу дать образование, просветить его. Во славу человеческих познаний и труда возводится величественный памятник - многотомная Энциклопедия французских просветителей. Возникают объединения в разных странах, которые определяют направления философского, просветительского и культурного развития стран Западной Европы. Выделяются четыре центра просветительского движения: Англия, Франция, Германия и Россия. Вождями просветительского движения стали Вольтер, Дидро, Руссо. Анализируя произведения искусства, они давали им оценку с точки зрения общественной значимости, реалистической цельности и демократической направленности. В изобразительном искусстве возрастает значение реалистического отображения жизни. Искусство наполняется злободневностью, обличает пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества (Шарден, Хогарт). Главный носитель реалистических тенденций - портрет (Гейнсборо, Рейнольде, Левицкий, Боровиковский, Рокотов). К концу века в искусство входят новые образы. В них усиливается монументальная и героическая патетика, обозначаются параллели между событиями античной истории и современности. Искусство революционного классицизма характеризует антифеодальная направленность, прославление героической личности (Гудон, Фальконе, Ж. Давид). Новые проблемы выдвигаются и в архитектуре: падает значение церковного строительства, возрастает роль гражданской архитектуры, на первое место ставится планировка городов капиталистического общества, создаётся тип жилого дома, возникают городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем искусство XVIII в. утрачивает синтетическое восприятие и полноту охвата жизни предшествующих эпох, предметом особого культа становится искусство быта, декоративных форм, «галантных празднеств». Получает распространение стиль «рококо» (причудливый, капризный, в переводе с французского «раковина»)(Ватто, Буше, Фрагонар). РАЗДЕЛ 6
ОБЩЕСТВА
На протяжении XIX века капитализм становится господствующей формацией не только в Европе, но и на других континентах, обостряется борьба прогрессивной демократической и реакционной культур. Критический реализм - наиболее ценный вклад в художественную культуру эпохи. Демократическое искусство проходит несколько этапов развития. Первый этап, от Великой французской революции 1789-1794 гг. до 1815 г. (времени национально-освободительной борьбы народов против наполеоновской агрессии), - это период расцвета революционного классицизма и зарождения романтического и реалистического искусства. Второй этап, от 1815 до 1849 г., приходится на время утверждения капиталистического строя в большинстве стран Европы. Это -период наивысшего расцвета революционного романтизма и формирования искусства критического реализма. Высочайших вершин достигает мировая литература (Гюго, Байрон, Бальзак, Стендаль), музыка (Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Вагнер). В архитектуре получает дальнейшее развитие проблема городского ансамбля, сооружаются общественные здания, утверждаются простые ясные конструктивные формы. Во время империи Наполеона в архитектуре господствует тяжеловесный и торжественный стиль «ампир» (поздний классицизм). Художественные особенности этого стиля - в применении ордерной системы, в прямолинейности всех очертаний, массивности геометрических объемов. После подъема, определившего стиль «ампир», архитектура и прикладное искусство переживают кризис (происходит распад монументальных форм и стилевого единства). Наиболее полное развитие получают станковые формы живописи, графика и отчасти скульптура. В изобразительном искусстве при национальном своеобразии усиливаются общие черты: критическая оценка явлений жизни, историзм мышления, т.е. более глубокое объективное понимание движущих сил общественного развития. Широкое распространение получают все виды портрета, историческая картина, бытовой жанр, пейзаж с ярко выраженным национальным характером. Расцвет переживает сатирическая графика. Искусство ХК столетия проходит ряд этапов развития: от романтизма, критического реализма до символизма и импрессионизма в последней трети века. Поиски средств наибольшей выразительности образного решения, красочного многообразия, богатства форм и движений, точности психологических характеристик становятся основным лейтмотивом искусства XIX века. РАЗДЕЛ 7 Реалистическое искусство
В противоположность формалистическим направлениям XX века развивается Новый реализм, приобретающий всё большую политическую и эмоциональную заострённость. Реализм XX века -очень неоднородное явление, предстающее в различных модификациях - это и социальный реализм, и неореализм, романтический реализм, так называемый социалистический реализм и т.д. Огромную роль в развитии реалистического изобразительного искусства сыграла графика (Кольвиц, Мазерель). Острота социального обличения, демократический, революционный пафос, обобщённость художественных образов, борьба за мир - все эти черты отличают их произведения. Реалистический метод сохраняется и в скульптуре, вплоть до Второй мировой войны. Крупнейшие завоевания реалистической скульптуры принадлежат Бурделю, Майолю, Деспио, Манцу и др. Монументализм, динамика крупных пластических масс соседствует с античной красотой, цельностью и ясностью, совершенством пластики. Острые противоречия искусства XX века наиболее ярко сосредоточились в творчестве П. Пикассо, проникнутого беспокойными исканиями от формалистических решений к выразительности реалистических образов. Реалистическая линия с перерывами и отступлениями сохраняется на всём протяжении его творческого пути. В картинах «голубого» и «розового» периодов звучит глубокое сочувствие страданиям простых людей. Сила психологического проникновения, острая и точная наблюдательность, обличение сил реакции, протест против жестокости войны, художественное воплощение больших проблем эпохи делает искусство этого художника ярчайшей страницей мировой культуры. К прогрессивному искусству XX века относится творчество Марка Шагала, охватывающее почти всё XX столетие. Оно стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи. Невозможно с точностью определить его принадлежность к какому то ни было направлению. Скрипач, парящие над землёй любовники, коровы, лошади, покосившиеся деревянные домики Витебской окраины - эти мотивы сопровождают произведения всех этапов его творческой жизни. Он творил для всего мира и в самых разных жанрах. Большую роль в развитии реализма сыграли художники Американского континента - группа «Восьмёрка» (Слоун, Лаке). Картины, разоблачающие американское «процветание» (жалкие жилища бедняков, трущобы, задворки) вызвали озлобление буржуазной публики и «Восьмёрка» получила прозвище «Школы мусорного ящика». Представителями социального реализма являются художники Мексики (Ороско, Сикейрос, Ривера). Основные идеи их монументальной живописи - борьба против национального угнетения, за социальное освобождение трудящихся. Архитектура. XX веха
Значительных успехов в XX веке достигла архитектура. Технические открытия, новые материалы и конструкции изменили и методы строительства. Камень и дерево уступили место сталии железобетону, алюминию и стеклу. Зародившиеся в конце XIX века идеи рационализма и конструктивизма получили мощные стимулы и развились в новое направление - функционализм. Признавая только утилитарность, т.е. пользу и целесообразность, функционализм считал излишним декоративные мотивы, отвергал национальные традиции. Простые и прямолинейные формы современных зданий потребовали обобщённых форм, связанной с ними скульптуры. Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства. Разрабатывается универсальная классификация улиц и принципы их сочетания, создаются сети городских магистралей. Техническим условием для новой архитектуры было использование стальных и бетонных конструкций. Одним из главных принципов проектирования зданий стало их соответствие своему назначению, т.е. функции, отсюда и название такой архитектуры - функционализм. Европу опередили Соединённые Штаты Америки, где уже в конце XIX века были возведены первые небоскрёбы. Видную роль в развития современной архитектуры и прикладных искусств сыграла деятельность крупного центра, так называемого функционального направления в Германии - Баухауз, во главе с архитектором В. Гропиусом. На первый план выдвигаются инженерно-технические принципы и ясно выраженный конструктивный каркас здания. Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье - глава конструктивизма. Его идеал - простота и точность ясных геометрических объёмов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможностии для экономики, и для принципиально новых объёмно-пространственных композиций и форм. Пять его принципов легли в основу профессиональных приёмов новой архитектуры: дом на столбах; сад на плоской крыше; свободный план; горизонтально протяжённые окна; свободная композиция фасада. Крупнейшим произведением западноевропейской архитектуры является Дом ЮНЕСКО в Париже (1958), выстроенный из Железобетона, алюминия, пластических масс и стекла архитекторами различных стран, декорированный живописью, скульптурой, керамикой. Помимо функционализма, XX век знает и другие архитектурные стили. К числу основателей нефункционалистской архитектуры принадлежит американец Фрэнк Ллойд Райт. Он стремится к установлению тесной связи архитектуры с природой, строит коттеджи, особняки, виллы, включающие множество террас, галерей, окружённых садами.
ВВЕДЕНИЕ В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВО 1.1. Понятие культуры Современной наукой культура понимается как совокупность достижений человеческого общества в результате его материального и духовного развития на определённом историческом этапе. Понятие культуры включает три важных аспекта: систему материальных и духовных ценностей человечества; деятельность человека по созданию этих ценностей; потребление этих ценностей, означающее развитие самого человечества, усвоение им культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Культура выступает в двух формах: материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и её результаты. Духовная культура выступает как результат духовной деятельности людей, включая науку, нравственность, воспитание, философию, религию, искусство, т.е. сферу сознания. Она существует в форме духовного мира каждого отдельного человека и его деятельности по созданию духовных ценностей, а также в форме самих этих духовных ценностей: научных работ, художественных произведений, законов и т.д. Важнейшей областью духовной культуры является культура художественная, выступающая как совокупный способ и продукт художественной, творческой деятельности людей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1445; Нарушение авторского права страницы