Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 12. ИСТОРИЯ КАМНЕРЕЗНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ



 

В истории материальной культуры камень занимает осо­бое место как материал, отличающийся большой прочностью, что позволяет использовать его в строительстве и для созда­ния предметов бытового и декоративного назначения. Прида­ние куску камня правильной формы, шлифовка и полировка его поверхности, выявляющие цвет и природный рисунок камня, всегда требовали значительных усилий мастера.

Камнерезный промысел — достаточно неоднозначное явле­ние в истории русского декоративно-прикладного искусства. Становление и активное развитие этого промысла относится к началу XVIII столетия, времени заложения и строительства но­вой российской столицы — Санкт-Петербурга. С момента изда­ния указов царя Петра I в уральских горах начинается разработ­ка собственных месторождений полудрагоценных, драгоценных и поделочных камней. Таким образом, можно сказать, что до начала XVIII в. на территории России собственные драгоцен­ные и полудрагоценные камни не добывались. Но огромнейшее число предметов прикладного искусства, особенно времен Ки­евской Руси, насыщены камнями, которые разнообразны не только по размерам, но и по виду, типу. Поскольку большая часть этих изделий принадлежит культу, то наличие драгоцен­ных камней в украшении изделий весьма символично.

К числу драгоценных камней относятся твердые минера­лы, прозрачные и полупрозрачные, обладающие природной красотой окраски и приобретающие блеск и игру в огранен­ном виде.

Драгоценные камни в ювелирном искусстве древней и средневековой Руси воспринимались, в основном, как кра­сочные пятна. В них ценились не яркий блеск, которого в то время и не могла дать их неровная поверхность, не качество, а главным образом, цвет. Не придавалось значения и тому, что камни часто обладали естественными пороками, что они были неправильной формы, неровные, имели трещины или

неровную окраску. Основную ценность представлял цвет камня, предназначенного для украшения того или иного из­делия. Поднятый в высоком гнезде, камень гармонично соче­тался с мягким блеском металла, эмалью или чернью. Поэто­му интерес к форме каста вполне обоснован. В различные времена в зависимости от интереса к тому или иному камню в ювелирных украшениях наблюдаются модные стилистиче­ские изменения.

Толстостенные касты в изготовлении более трудоемки, но и более эффектны. Один из наиболее ярких представителей таких кастов носит название «серебристый». Это традицион­ный русский каст; он изготавливается, в основном, под брил­лианты из драгоценных металлов белого цвета — белого золо­та, платины, серебра (откуда и получил свое название). В XVIII и XIX вв. бриллианты закрепляли в серебряные оп­равы именно для создания впечатления большего их блеска.

Семантика камней уходит в глубокую древность, в исто­рию еще Древнего Востока и Египта и много значила и для царя Ивана Грозного. Большей частью драгоценные камни прибывали с Востока, в основном, из Индии, где и по сей день добывается львиная доля всех драгоценных камней. Со­гласно персидским поверьям, бирюза — это кости тех людей, которые умерли от любви. Янтарь, как повествуют легенды разных народов, был когда-то горючей слезой по погибшим героям. На Востоке считалось, что обладание чистым про­зрачным камнем сулит человеку всевозможные блага, а кам­ни с пороками навлекают болезни, несчастья, изгнание и ни­щету. Изумруд почитался как камень мудрости. Сапфиру приписывалось свойство «измены открывать, страхи отго­нять», «а того, кто его в перстне при себе носит, чинит его спокойным и в людях честным, набожным и милостивым». В литературе многих народов сапфиру и изумруду, ассоции­ровавшимся в сознании человека с цветом синего неба и цве­тущей природы, приписывалось целебное воздействие на зре­ние, на них рекомендовали смотреть по утрам. Особыми ма­гическими силами наделяли красный яхонт, как называли в Древней Руси рубин. Он, по словам Ивана Грозного, «врачует сердце, мозг, силу и память человека». «Бечета есть камень (мелкие сорта гиацинта), сердце обвеселит и кручину и непо­добные мысли отгоняет, разум и честь умножает» (А. Е. Ферсман. Очерки по истории камня. — Т. 1, — М., 1954. С. 225). В старину верили, что бирюза и коралл, поло­женные на руку смертельно больного, тускнеют, что алмаз укрощает ярость и сластолюбие, дает воздержание и целомуд­рие, и если воин носит его в своем оружии на левой стороне, то не будет убит.

Поскольку драгоценные камни, так же как и другие мате­риалы, подвержены разрушительному воздействию времени и краски их выцветают, самоцветы стали считать живыми су­ществами, которые стареют и умирают.

Горячей любовью к яркому нарядному самоцвету прони­зано все русское искусство. В Древней Руси при описании вещей, хранящихся в царской казне, их (самоцветы) с боль­шой тщательностью «по счету» вносили в книги, отмечали все отсутствующие камни.

«Венец золот с городы... у венца в городах и меж городов 96 алмазов до 109 лалов» (Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии. - М., 1872. С. 59.)

При этом часто указывалась форма самоцвета: «яхонт ла­зоревый кругол», «перстень золот... и в нем четыре алмаза остры», «яхонт лазорев продолговат», характер его закрепле­ния — «два яхонта лазоревы, опуповаты в гнездах», «перстень золот... а в нем алмаз большой четвероуголен гранен, гнездо в ногтях», «запона золота, а в ней семь каменей, да три камня на спиях, изумруды и яхонты».

Отмечалось не только огранен камень или нет, но и ха­рактер огранки: «запона золота, а у ней... внизу камень яхонт лазорев, гранен, грани мелкие».

До конца XVII в. на Руси не было своего самоцвета. Но по сведениям крупнейших греческих историков Плиния и Тацита, у скифов и сарматов, населявших юг нашей страны с VII в. до н. э. по IV в. н.э., уже бытовали цветные камни, ко­торые они получали с далеких Рифейских гор, по-видимому, с Урала, в Древней Руси в ранние века добывался лишь ян­тарь, позднее — лишь аметисты и ряд мягких пород камня.

Самоцветы привозились на Русь с Востока: из Византии греческими и бухарскими торговцами, из Средней Азии и Китая или из западных стран, куда их доставляли ганзейские купцы, генуэзские и венецианские мореплаватели. Из Ин­дии, Бирмы, Цейлона шли на Русь камни горячих красных тонов: алые как кровь рубины Сиама и провинции Пегу (Бирма), вишнево-красные гранаты и бурые сердолики Ин­дии, розово-красные турмалины. В отрогах Памира и в Кита( добывалась густо-красная шпинель. Индия была единственным поставщиком сверкающих прозрачных алмазов. На Цей­лоне в XIII в. добывали рубины, гранаты, аметисты, топазы столь любимые на Руси в ранние века чистые, цвета василька, сапфиры. Персия — родина голубой бирюзы, родиной зеленого камня — изумруда — были Египет и Аравийский по луостров.

Достаточно важным можно назвать и то, как эволюционирует драгоценный камень в истории декоративно-приклад­ного искусства России. В начале это камень без огранки, ес­тественной скругленной формы — кабошон, вставленный в такой же по форме глухой каст. Как правило, в это время драгоценные камни были закреплены на изделии россыпью, как будто чья-то невидимая рука сделала случайное движе­ние. Затем они начинают крепиться в сквозные касты, в каж­дом камне ищется его собственная привлекательность через гранение, шлифовку, гармоничное сочетание с другими кам­нями или драгоценными металлами. Немаловажным шагом Bf истории эволюционирования камня является его огранка, позволившая впустить внутрь темного сердца твердого материа­ла весь солнечный свет. На сегодняшний день насчитываются; десятки видов огранки драгоценных камней. Простая сумма; граней камня равна 12—20.

Бриллиантовая форма представляет собой сочетание двух пирамид, из которых верхняя усечена. Грани обеих частей рас­полагаются в несколько рядов. Распространена тройная брил­лиантовая огранка, т. е. трехрядное размещение граней.

Классическая огранка — 56 граней. Грани располагаются таким образом, чтобы параллельный пучок света, падающий на поверхность камня, подвергался полному внутреннему от­ражению. Для различных камней используют при бриллиан­товой огранке разные углы наклона граней к плоскости осно­вания в зависимости от показателей преломления. При полу­бриллиантовой огранке сумма граней на верхней и нижней частях — 18.

Огранка розой — сходство с бутоном розы. Для вставок в подвески, серьги, кулоны используют камни, ограненные двой­ной розой, т. е. в форме соединенных основаниями двух роз.

Ступенчатая огранка — система граней, расположенных; рядами в виде ступеней.

Огранка клиньями — все боковые и угловые грани делают треугольной формы, а боковые грани комбинируют. Этот вид огранки позволяет образовать четырехгранные пирамиды с трапецией в основании.

Огранка кабошоном придает верхней части камня выпук­лую поверхность.

Существуют специальные формы огранки: маркиза (эл­липсоидная), пендолок, бриолетт, груша.

По форме огранки камни делятся на круглые, овальные, квадратные, ромбовидные, грушевидные, каплевидные, спе­циальные формы.

Не менее изысканны способы закрепок вставок в ювелир­ные изделия. Конструкция оправы подчеркивает красоту, удерживает вставку, служит связующим звеном между изде­лиями и камнем.

Глухая — чашечка с плоским дном, на которое укладывают камень. Крепление вставки производят обжатием металла сте­нок справа. Подсвет камня происходит только сверху (непро­зрачные камни).

Ободковая — из ленты по форме камня: круглая, прямо­угольная, квадратная, овальная. Вставку укладывают на опор­ный поясок внутри оправы и закрепляют обжатием металла по периметру. Подсвет камня и сверху, и снизу.

Крапановая — камень закрепляют с помощью выступаю­щих приливов металла, напоминающих лапки, называемые крапанами.

Гризантная — обжим верхней части оправы вокруг камня и отделка ободка металла мелкой насечкой (гризантом).

При закрепке кернерами камень крепят в само изделие, в поверхности которого высверливают отверстие, вставляют камень и специальным резцом надвигают по ободку частицы металла на вставку, за счет чего образуется удерживающий ободок.

Клеевая закрепка — крепление вставок из пластмассы, граненого стекла; закрепка на штифтах с клеем — для вставок из жемчуга и коралла, которые при креплении не имеют по­лых отверстий в зернах.

Возвращаясь к периоду зарождения камнерезных промы­слов, следует сказать, что XVIII в. становится периодом особо­го расцвета русского камнерезного дела, причиной тому стало появление Санкт-Петербурга. Для этого города были органи­зованы поиски залежей строительного, поделочного и декора тивного камня. В Алтайском крае и на Урале нашли обширные месторождения, разработка которых определила создании здесь государственных фабрик по добыче и обработке различных пород камня. Однако первое такое производство было организовано вблизи Петербурга, куда привозили добываемый разных местах страны камень. К середине XVIII в. открывается шлифовальная фабрика в городе Екатеринбурге, а затем, й 1780-х гг. — Колыванская гранильная фабрика на Алтае.

Опыт работы на государственных фабриках по обработка камня позволил мастерам самостоятельно заниматься поиска­ми камнесамоцветного сырья и изготовлением художествен­ных изделий по своему вкусу. В моменты спада производств или временного закрытия фабрик мастера организовывали на дому свои маленькие мастерские. Так во второй половине XIX в. складываются камнерезные промыслы, которые акаде­мик А. Е. Ферсман назвал «кустарной, народной каменной- промышленностью». Делали мастера не только полуфабрика; тызаготовки, но и законченные вещи: шкатулки, подсвечни ки, прессы для бумаг, лоточки для ювелирной мелочи. Эти предметы украшали мозаика из камней различного цвета и ри­сунка, рельефные натюрморты из ягод и листьев.

Несмотря на высокие ремесленные навыки, мастера по­стоянно испытывали трудности в работе с твердым камнем. Поэтому переход кустарей к обработке камня мягких пород облегчал их труд, давал больше возможностей для изготовле­ния очень широкого ассортимента изделий. И уже к концу XIX в. начинают складываться промыслы по художественной обработке мягкого камня. В группу мягких камней входят разновидности гипсового камня, селенит, кальцит, серпен­тин, талько-хлорит и некоторые другие. Блоки такого камня легко распиливать ножовкой или циркульной пилой. Резьба его производится стамесками разного по сечению профиля, ножами, обрабатывается он рашпилями. Мягкий камень из-за недостаточной твердости и хрупкости не всегда прора­батывается детально. Традиционными способами отделки яв­ляются шлифование стеблями хвоща и полировка гашеной! известью и мыльной пеной. Для окончательной отделки при­меняют парафин или лаки, с помощью которых лучше выяв­ляется природный рисунок камня.

Один из самых необычных камней, добываемых на западе России, — янтарь. Издавна этот природный камень, который когда-то был древесной смолой, привлекал внимание челове­ка своими особыми свойствами (статическое электричество) и невероятно разнообразным и тонким цветовым решением: от светло-желтого до насыщенного красного цвета. Это один из древнейших материалов, известных в употреблении чело­века на территории России, и, как многие из камней, был на­делен определенной семантикой. На сегодняшний день ян­тарный промысел Балтии — один из самых крупных и из­вестных в мире, имеющий глубокие традиции.

Различают янтарь прозрачный, дымчатый (с замутнения- ми), костяной (непрозрачный, напоминающий слоновую кость). Янтарь хорошо распиливается, поддается шлифовке и полировке, но из-за хрупкости требует определенной осто­рожности при обработке.

Художники и мастера предыдущих столетий использовали янтарь разнообразно. Известны табакерки, шахматы, флако­ны, миниатюрные скульптуры. Его применяли для инкруста­ции мебели, отделки кабинетов.

Новые направления в ювелирном искусстве, начиная с 60-х гг. прошлого столетия, определили более эффективные подходы к использованию янтаря в ювелирных украшениях. Все чаще в композицию вещи стали включать такие металлы, как серебро и мельхиор. В самом янтаре мастера выявляли его природные данные, сохраняли различные включения, ранее считавшиеся дефектом. Форму янтарных вставок в оправу из металла перестали подвергать существенной обработке. Кон­траст со строгой оправой подчеркивал оригинальность и не­стандартность янтарной вставки. Постепенно художники стали обогащать оправу орнаментальной разработкой, которая де­монстрировала возможности ювелира.

Несмотря на всю недоступность драгоценного камня вплоть до XVII в., русскому мастеру все-таки удавалось соз­давать великолепные образцы ювелирного искусства. А с по­явлением собственного самоцвета русские камнерезы доказа­ли свою индивидуальность и великолепное чувство вкуса. Это и сегодня подтверждают мастера-камнерезы Сибири и Урала, которые, используя современные технологии и методы, соз­дают великолепные художественные изделия из поделочных, драгоценных и мягких камней.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь