Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественное сознание и массовая коммуникация в Испании.



Начнем с исторической справки. Так будут понятнее тенденции, проявляющие себя в испанской коммуникавистике.

В 711-718 гг. почти вся территория Пиренейского полуострова была завоевана арабами и берберами, вторгшимися из Северной Африки. Приход арабов или мавров, как их называли позже, лишь несколько видоизменил формировавшийся феодальный строй Испании. Светским и церковным магнатам, изъявившим покорность, завоевателями была оставлена часть принадлежавших им ранее земель с сидевшими на них крестьянами. Значительные угодья перешли в руки новой знати из среды завоевателей. Наиболее плодородные земли юга и юго-востока заняли сами арабы. В центральных и северных частях страны арабы расселили входившие в их войска многочисленные племена берберов.

Еще в VIII веке на севере полуострова возникли центры сопротивления арабскому завоеванию. Так было положено начало Реконкисте, отвоеванию народами Пиренейского полуострова территорий, захваченных маврами. В 1492 году Реконкиста завершилась взятием Гранады - последнего оплота мусульман на Пиренейском полуострове. Арабо-берберское население, оставшееся в Испании, насильственно обращалось в христианство. В 1492 году из Испании были изгнаны евреи, в 1502 году - мавры, не принявшие христианства.

С окончанием Реконкисты особую остроту для королевской власти и испанского дворянства приобрел вопрос о новых источниках доходов. Испания и Португалия первыми среди европейских стран использовали достигнутый уровень науки и мореплавания для организации далеких путешествий в поисках морских путей в Индию. С этой целью в Испании была предпринята экспедиция трех каравелл " Санта-Мария", " Пинта" и " Нинья", которую возглавил генуэзец Христофор Колумб. Вслед за открытием Х.Колумбом Америки (1492г.) начались захват и колонизация

-184-


испанцами в первой половине XVI в. Мексики, Перу, Боливии и ряда других земель Центральной и Южной Америки. Тем самым были заложены основы Испанской колониальной империи. В Испанию хлынул из Америки поток золота и серебра, добытых грабежом и дешевым трудом рабов. В XVI в. Испания значительно расширила свои владения в Европе. В 1504 году она овладела Неаполитанским королевством и Сицилией. В 1512 году в состав Испании была включена Верхняя Наварра. Больше полувека Испания вела войны с Францией за обладание землями на территории Италии (так называемые Итальянские войны 1494-1559 гг.). В их результате под власть Испании попал ряд земель в Северной и Средней Италии. В 1516 году к Испании были присоединены Нидерланды. Позднее — Португалия.

Колонизация Америки сначала благоприятно отразилась на экономическом развитии Испании. Торговым центром европейского значения стала Севилья. В первой половине XVI в. наметились подъем и хозяйственное оживление, приведшие к зарождению капиталистической мануфактуры. Испанская промышленность получала в изобилии рабочую силу из деревни, где в это время шел процесс обезземеливания крестьян, вытесняемых Местой - союзом феодалов-овцеводов. Но, вступив на путь первоначального накопления с очень слабой буржуазией и сильным дворянством, Испания быстро пришла к экономическому краху. Для дворянства и королевской власти приток драгоценных металлов из колоний явился мощным источником доходов, не связанных с ростом производства в стране, и господствующий класс Испании оказался мало заинтересованным в развитии национального хозяйства. Упадок страны усугубляла и деятельность инквизиции, созданной в 1480 году и ставшей в Испании главным религиозно-политическим судилищем. Закрывались ре­месленные мастерские и капиталистические мануфактуры, сокращалась внутренняя торговля. Упадок распространился даже на такую привилегированную отрасль, как овцеводство. Войны с Англией XVI -ХУПв. привели Испанию к потере морского господства. Испания вынуждена была признать независимость Голландии. В 1668 году она признала независимость Португалии.

В XIX в. произошло пять незавершенных буржуазных революций: в 1808-1814 гг., 1820-1823 гг., 1834-1843 гг., 1854-1856 гг., 1868-1874 гг. В 1890 году большинство испанских колоний перешло к США в результате испано-американской войны и к Германии.

После первой мировой войны в стране усилилось рабочее движение. В 1920 году была основана Коммунистическая партия Испании. В 1923 году установилась военно-монархическая диктатура, свергнутая 14 апреля 1931 года. Это положило начало Испанской революции 1931-1939 гг.

17-18 июля 1936 года в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж. Начался 32-х месячный период гражданской войны, принявшей характер национально-революционного движения (июль 1936 - март 1939 гг.). Руководитель мятежа Ф.Франко 1 октября 1936 года был

- 185-


провозглашен главой государства и правительства. В марте 1939 года власть генерала Франко была распространена на всю территорию страны.

Во время второй мировой войны Испания объявила " нейтралитет", но направила против СССР так называемую " голубую дивизию". В 1947 году Испания была объявлена королевством, но престол оставался незанятым. В ноябре 1975 года, после смерти Франко, королем был провозглашен Хуан Карлос. В Испании широко развернулось антифашистское движение. Политическая жизнь страны стала активно демократизироваться. На нынешнем этапе зарегистрировано рекордное число политических партий и общественных организаций - 250.

Первая типография в Испании была основана в 60-х гг. XV века, а первой напечатанной книгой считается " Грамматика" Бартоломе Матеса (1468 г.). В январе 1661 года, т.е. почти через 200 лет, вышел первый номер газеты " Гасета нуэва де Мадрид" с подзаголовком: " Сообщение или газета о политических и военных событиях, имевших место в большей части света до конца декабря 1660 гоца". В течение двух лет вышло 20 номеров, каждый из которых содержал в себе 8 страниц.

Жесткий контроль инквизиции над духовной жизнью страны сдерживал развитие периодической печати. В этом отношении Испания отставала от европейской практики. С февраля 1758 года начала выходить первая ежедневная газета " Диарио де Мадрид" (" Мадридская газета" ). Яркие публикации в ней появлялись редко. Зато регулярно печатались стихотворения читателей, объявления с приглашениями на работу, сообщавшие о продаже вещей, животных и т.д.

В 90-х годах XVII века ежедневные газеты появляются в Барселоне -" Диарио де Барселона" (1792г.), в Валенсии - " Диарио де Валенсия" (1790 г.), в Севилье - " Диарио историке и политике де Севилья" (1792 г.), в Мурсии - " Диарио де Мурсиа" (1792 г.), в Сарагосе - " Диарио де Сарагоса" (1794 г.).

В октябре 1837 года бы принят закон о печати. Он отменил предварительную цензуру. Вместе с тем правительство обязывало издателя перед реализацией тиража доставлять два экземпляра газеты местным властям, которые могли запретить распространение номера, если он " представлял опасность общественному спокойствию"

Большой известностью в Испании пользовался публицист Марьяно Хосе де Ларра (1809-1837 гг.). Он первым дал толчок развитию критического реализма, стал знаменем революционного демократизма в испанской журналистике.

В 70-х гг. XIX века в Испании появилась газета " Ла Эмансипасьон". Она пропагандировала социалистические идеи. В XX веке возникает новая печать — коммунистическая. 1 мая 1920 года вышел первый номер газеты " Эль коммуниста" (" Коммунист" ). Она выходила на четырех полосах, сначала один раз в две недели, а спустя месяц - еженедельно. Газета была неугодна властям. Некоторые ее номера конфисковывались, доставка тиража задерживалась, в редакции проводились обыски. Второй

-186-


коммунистической газетой являлась " Ла Анторча" (" Факел" ), которая стала печататься с 1921 года. В ноябре 1931 года была создана еженедельная рабочая газета " Мундо обреро" (" Рабочий мир" ). В 1936-1939 гг. в газетах и журналах КПИ сотрудничали выдающиеся публицисты - Хосе Диас, Долорес Ибаррури, Висенте Урибе, Маргарита Нелькен и другие.

С поражением республиканского режима в стране установилась жесточайшая фашистская диктатура, которая на протяжении почти сорока лет душила малейшие проявления инакомыслия, ликвидировала прежние свободы печати, слова, уницифировала всю прессу. КПИ была вынуждена уйти в подполье. Численность и влияние ее значительно снизились. Газета " Мундо обреро" с 1939 по 1976 гг. издавалась нелегально, несколько раз в месяц на четырех страницах и лишь в 1978-1980 гг. стала выходить ежедневно.

Существующие ныне Испанские газеты можно разделить на три большие группы: государственные, " независимые" (частные), партийные.

Государственные газеты достались правительству в наследство от франкистского режима: " Болетин офисиаль де лас кортес эспаньолас" (" Официальный бюллетень испанских кортесов" ), " Болетин офисиаль дель эстадо" (" Официальный государственный бюллетень" ), основанные в 1936 году.

Как правило, контрольный пакет акции частных газет принадлежит банкам или монополиям, которые и оказывают влияние на такие издания.

Большую часть частной прессы Испании контролируют 6 групп, в том числе: " Пренса Испаньола", " Эдиторалъ католика", " Конте Годо", " Иглесиа", " Опус Дэй", " Мундо".

Большинство политических партий имеют свои газеты и журналы. Часть из них являются официальными партийными органами. Например, у Испанской социалистической рабочей партии есть еженедельный журнал " Сосиалиста" (" Социалист" ), основанный в 1886 году. Другие издания не афишируют связей с какими-либо партиями, но придерживаются определенного политического направления. Такой была " Камбио-16" (" Перемена-16" ), основанная в 1972 году, как газета правоцентристской ориентации. В середине 1997 года она объявила о своем банкротстве, а в 1998 году была продана с молотка.

В послефранкистский период в автономных областях появились газеты на национальных языках, чего не было ранее. В Барселоне с 1976 года стала выходить ежедневная газета на каталонском языке " Авуи" (" Сегодня" ). В Стране Басков появилась газета " Эхин".

Профсоюзное движение в Испании раздроблено, соперничество в основном ведут два профцентра. Профсоюзная конфедерация Рабочих комиссий (ПКРК), образованная в 1977 году и насчитывающая 800 тысяч человек, издает " Газету синдикаль" (" Профсоюзную газету" ). Всеобщий союз трудящихся (ВСТ), возникший в 1888 году и объединяющий 700 тысяч человек, имеет журнал " Уньон" (" Союз" ).

-187-


Собственными изданиями располагают и многочисленные молодёжные организации. Правоконсервативная организация " Новые поколения" издает журнал " Аль Лоро", Социалистическая молодежь -журнал " Реновасьон".

В Испании ныне выходит 2235 еженедельных и ежемесячных журналов. Отдельные из них специализируются на политике, экономике, медицине, культуре, литературе, искусстве.

Печать страны носит ярко выраженный элитарный характер и ориентирована преимущественно на культурную, финансовую, промышленную и политическую лидирующие прослойки общества. Чтение газет не является столь необходимым атрибутом повседневной жизни, как, например, в скандинавских странах. Средний испанец уделяет чтению газет 12 минут в день, а книга вообще малопопулярна в стране. Неоднократно предпринимавшиеся попытки издания массовой газеты типа " Бильд цайтунг" в Германии, тираж которой превышает общий совокупный тираж всех испанских газет, заканчивались, как правило, крахом. Это, однако, отнюдь не говорит об отсутствии у испанцев обывательского интереса к светской хронике, скандалам, сплетням, сенсациям.

Большое значение имеют региональные и провинциальные издания. Более сотни из них выходят ежедневно, хотя всего таких газет насчитывается 115. Общий разовый тираж региональных и провинциальных газет превышает тираж общенациональных газет. Их отношение как 56 к 44 процентам. Для сравнения в Германии это соотношение выступает как 30 к 70 процентам.

Региональная и провинциальная печать как по содержанию, так и внешнему оформлению мало в чем уступают национальным периодическим изданиям. Такие газеты, как " Ла Вангвардиа", " Эль Коррео Эспаньол - Эль Пуэбло Баско", " Ла Вое де Галисия", вполне сопоставимы по уровню исполнения с качественной европейской печатью. Провинциальная газета " Эль Аделантадо Де Сеговия" издается и в электронном варианте, распространяется через Интернет. В планы ее издателей входит не только передача новостей и информация для испаноговорящей аудитории всего мира, но и оказание любых других культурных услуг на испанском языке.

Региональные и провинциальные газеты, несмотря на малые тиражи (две трети из них выходят тиражом, не превышающим 15 тыс. экземпляров, а средний тираж - около 5, 5 тысяч экземпляров), играют исключительно важную роль в информационной среде Испании. Об этом свидетельствуют как их относительное финансовое благополучие, так и рост спроса, что в свою очередь обусловлено следованием маркетинговой стратегии, разработанной европейскими странами в области издательской деятельности.

Среди общих характеристик, присущих региональной и провинциальной периодике, следует отметить также и такие, как

-188-


малочисленные штаты, примерно одинаковый объем печатной площади (в среднем около 36 страниц), использование преимущественно местной рекламы, тесная связь с местными властями и финансовыми промышленными организациями.

Испанские газеты за редким исключением являются акционерными или " семейными" предприятиями, что применительно к региональной, провинциальной периодике означает устойчивую идеологическую и издательскую ориентацию. Большинство из них заявляют себя, как это выше подчеркивалось, " независимыми изданиями". Из трех десятков провинциальных газет, исследованных французскими и баскскими учеными, 11 считают себя " независимыми", 4 - " католическими", христианскими, 7 - " защитниками интересов своих автономных сообществ", 9 - " сторонниками свободного предпринимательства", 3 -" защитниками конституции", 2- " сторонниками демократического плюрализма".

Лидером испанских ежедневных газет считается " Эль Пайс" (1463 тыс. читателей" ). Ее постепенно доганяет " Эль Мундо" (1007 тыс. чита­телей). За ними следует " Эль Периодико" (998 тыс. читателей). Далее - " Ла Вангвардиа" (663 тыс. читателей), " Эль Коррео Эспаньол -Эль Пуэбло Баско" (576 тыс. читателей).

В 1997 году ряд изданий отметили свои юбилеи. Так, 15 июля 1937 года вышел в свет первый номер теоретического органа ЦК КПИ - журнала " Нуэстра Бандера" с подзаголовком: " Испанская секция Коммунистичес­кого Интернационала". В 1997 году, спустя 60 лет, он уже выпускается как " журнал политической дискуссии" с подзаголовком " Утопиас" (" Утопии" ). Периодичность выхода - раз в три месяца Ежемесячником стал журнал " Мундо Обреро".

В 1997 году тридцатилетие ответила спортивная газета " АС". С 1996 года она перешла в собственность концерна " ПРИСА". Главный редактор " АС" Альфредо Реланьо подчеркнул, что за это время газете удалось увеличить тираж на 40 процентов и тенденция его роста сохраняется. Штаты " АС" составляют 110 человек, печатается она в семи городах Испании.

В структуру СМИ Испании входит и электронная пресса. Каковы ее особенности? Прежде всего о радио. Начало экспериментальному радиовещанию в Испании было положено в 1918 году. В 1923 году правительство принимает декрет о радиовещании, устанавливающий государственную монополию и одновременно предусматривающий выдачу лицензий для частного радиовещание под контролем министерства внутренних дел. Закон о создании государственного радиовещания был принят в 1934 году. К началу гражданской войны (! 936г) в стране насчитываясь 68 радиостанций. В 1937 году Франко основывает Национальное радио Испании, которое в 1939 году превращается в официальную правительственную службу. В 1938 году Франко издает декрет о печати, регулирующий также и деятельность радиовещания.

-189-


К 1975 году, т.е. сразу после смерти диктатора, в испанском эфире функционировали как бы три подсистемы:

> государственное радиовещание, включающее две сети -Эмисорас де Радио Насьональ де Эспанья с 12 передатчиками и Эмисорас де Радио Пенинсулар с 7 передатчиками; > негосударственное вещание, представленное четырьмя радиосетями - Кадена Асуль де Радиодифусьон (30 передатчиков), Кадена де Эмисорас Синдикалес (27 передатчиков), Каденас де Ондас популарес де Эспанья (45 передатчиков), Ред де Эмисорас де Мовимьенто (16 передатчиков);

> частные сети и радиостанции, в числе которых Компаниа де Радиодифусьон Интерконтиненталь (6 передатчиков), Сосьедад Эспаньола де Радиодифусьон (54 передатчика), Радио Эспанья, вещающая главным образом в Мадриде и Барселоне, ряд других менее значительных радиостанций.

На первый взгляд кажется, что доля государственных радиостанций, а следовательно, и степень вмешательства государства и области вещания, его удельный вес в эфире не столь уж и велики: из 197 действовавших радиостанций только 19 принадлежали государству. Но это не так.

Во-первых, негосударственные и частные радиостанции за редкими исключениями располагали маломощными передатчиками (от 1 до 5 кВт), в то время как государственные - от 50 до 200 кВт. Этот " технический" аспект предопределял, естественно, и радиус воздействия, численность аудитории слушателей негосударственных и частных радиостанций. Во-вторых, имел место полный информационный и содержательный диктат государства и его радиостанций над передачами негосударственных и частных радиостанций. Давала себя знать жесточайшая государственная цензура. Фашистское тоталитарное государство монопольно контролировало национальное радиовещание независимо от форм собственности,

С установлением демократии в Испании, и особенно с принятием новой конституции 1978 года, ситуация в области радиовещания значительно изменилась. Конституция гарантирует свободу идеологии, признает и охраняет права на свободное выражение и распространение взглядов, идей, мнений устно, в письменной форме или иными средствами, на свободное распространение и получение информации. Закон запрещает любую предварительную цензуру.

В январе 1980 года испанскими кортесами был принят новый закон о радио и телевидении. В соответствии с этим законом на испанском радио и телевидении устанавливается контроль со стороны общественного мнения в форме Административного совета, члены которого избираются кортесами по шесть от каждой палаты - конгресса депутатов и сената. Административный совет одобряет план и основные направления

-190-


деятельности государственного радио, ежегодно заслушивает отчеты о работе администрации, обсуждает и рекомендует кандидатуры директоров радиосетей Кроме того, существуют и так называемые исполнительные советы, наблюдающие за деятельностью Радио Кадена и Национального

радио.

В настоящее время, т.е. спустя почти 40 лет после смерти Франко, в Испании сложилась следующая структура радиовещания.

2.

1. Государственное радиовещание представлено Национальным радио в составе которого станции Радио-1, Радио-2, Радио-3, Радио-4 и Радио-5. Оно охватывает практически всю территорию Испании, число ее слушателей колеблется от 3, 6 до 4 млн. Лидерство в этой сети принадлежит Радио-1, имеющее аудиторию в 2, 6 млн. человек. В государственную структуру, т.е. в Радио Насиональ, входит и иновещание, получившее в последнее годы мощный импульс в своем развитии. С июля 1991 года Радио Экстерьер де Эспанья открыло Всемирную службу новостей на испанском языке, которая ведет трансляцию 24 часа в сутки, также как английская Би-би-си и Французское Франс Интер. Оно охватывает своим вещанием Европу, Южную Америку, Ближний Восток, Африку, Японию, Филиппины и Австралию. Иновешание ведется на четырех языках Испании (испанском, каталонском, баскском, галисийском), английском, французском, немецком, русском, арабском, ряде других. Аудитория радио Экстерьер де Эспанья, по официальным данным, колеблется в пределах от 80 до 100 млн. человек. Ведущее место в частном радиовещании занимает одна из старейших радиовещательных компаний СЭР -Сосьедад Эспаньола де Радиодифусьон - с 248 радиостанциями, разбросанными по всей территории Испании. Число ее постоянных радиослушателей составляет 7, 5 млн. человек. В нее входят Радио Конвенсьональ (2, 9 млн. слушателей), 40 Принсипалес (3, 6 млн. слушателей), Минуто (около 300 тыс.) и Диаль (около 600 тыс.). В 1982 году в эфир вышла новая частная радиосеть Антенна-3. В ее составе радиостанции Антенна-3, Радио-80 и Радио Оле. Общее число постоянных слушателей Антенны - 3 около 3, 5 млн. человек.

Под контролем испанского епископата находится частная радиосеть КОГО (Каденас де ондас популарес де Эспанья), включающая Конвенсьональ - КОГО и Формула- КОПЭ с 1, 8 млн. и 0, 7 млн. радиослушателей соответственно.

И, наконец, последнее место по значимости и влиянию занимает частная радиосеть Онда Серо с общим числом радиослушателей свыше 700 тыс. человек. Впрочем, эта радиосеть принимает меры к тому, чтобы не быть в роли аутсайдера. В 1991 году она перекупила у КОПЭ одного из веду-

-191 -


щих радиожурналистов страны Луиса дель Ольмо, назначив ему не слыханный до сего времени оклад в размере 600 млн. песет в год. И это не считая процентов от рекламы во время его передачи. Луис дель Ольмо превратился в самого высокооплачиваемого журналиста за всю историю испанского радиовещания.

3. Местное радиовещание представлено радиостанциями автономных сообществ и муниципалитетов. Следует заметить, что радио автономных сообществ не пользуется большой популярностью. Так, из 1 млн.40 тыс. радиослушателей Страны Басков радиопередачи на эускера слушает всего лишь 62 тыс. человек.

Иная ситуация сложилась с муниципальным радиовещанием. В последние годы оно получило настолько бурное развитие, что парламент был вынужден принять в 1991 году закон " Об организации и контроле муниципальных радиостанций". Закон легализовал постфактум деятельность около 500 муниципальных радиостанций и предусмотрел возможное открытие еще 600. Но был подвергнут критике со стороны частного радиовещания в силу того, что предполагал возможность двойного финансирования муниципальных радиостанций как за счет рекламы, так и общественного бюджета.

Государственное или общественное радио после долгих лет монопо­лизма существенно сдало свои позиции в пользу частного радио. До 1980 года оно в своей деятельности не претерпело сколько-нибудь заметных изменений. Лишь в 1980 году, когда руководителем Испанского нацио­нального радио стал Эдуарде Сотильос, произошли некоторые перемены. Он ввел цифровое обозначение в Национальном радио и содержательную специализацию для каждой радиостанции. Так, Радио-1 - это ведущая общественная радиостанция, где появились крупные ежедневные информационные блоки; Радио-2 -это классическая музыка; Радио-3 -культура и популярная музыка. Позже появились Радио-4 и Радио-5.

Однако эти попытки оживления общественного радио мало что дали. Уже в 1991 году Фернандо Дельгадо, новый директор Национального радио, с горечью заметил, что испанское радио превратилось " в кухню коммунальной квартиры, где слишком много кричащих женщин". Да и в художественном отношении Национальное радио потеряло очень много, слепо копируя практику частного радио. В итоге Национальное радио оказалось в кризисном положении. Правительство было вынуждено в 1993 году выделить 62 млрд. песет для погашения задолженности за 1992 год и финансирования вещания, оркестра и института РТВЭ.

Если когда-то основной " приманкой" испанского радио были глав­ным образом " мыльные" оперы, то сегодня оно притягивает слушателей новостями, разговорными шоу, музыкой. Возможно, что это связано с осо-

- 192-


бенностями национального характера испанцев, для которых процесс говорения и слушания составляет одну из важнейших потребностей. Вероятно, этим же объясняются привязанности и симпатии испанских радиослушателей не столько к конкретной радиостанции, сколько к конкретному журналисту, работающему на ней.

Завидное постоянное лидерство в испанском эфире держат три ведущих радиожурналиста:

> Иньяки Габилондо (радиосеть СЭР) в программе " В настоящий момент" (1204 тыс. радиослушателей),

> Луис де Ольмо (КОПЭ) - " Главные действующие лица" (1055 тыс. радиослушателей)

> Хосе Мария Гарсия (Антенна - 3) — Супергарсия (1026 тыс.

радиослушателей).

Их успех объясняется, в частности, тем, что, с одной стороны, они
прекрасно улавливают настроения своих радиослушателей, а с другой -
сознательно " облегчают" содержание своих программ. Юмор и
популяризаторство - вот две основные составляющие их личного успеха.
Популярнейший Иньяки Габилондо в ежедневной программе " В
настоящий момент" 15 мин. отдает пародистам Луису Фигерола-Феретти и
Хавьеру Капитану, которые в своей минипрограмме " Кабинет
перманентного кризиса" ловко пародируют известных политических
деятелей, талантливо изображают придуманных действующих лиц типа
Олегарио, туристического гида, или абсолютно несведущего в географии,
неграмотного африканского поэта и т.п. Популярность этих артистов
обусловлена не только высоким имитаторским мастерством, но и
действенной актуальностью их выступлений. Трудно представить себе, что
всего за 40 мин. до выхода в эфир они знакомятся с содержанием
утренних газет и на их основе создают ситуации, имитируя голоса, стиль,
манеру выражаться реальных политических деятелей от папы римского до
члена кабинета испанского правительства. Многие радиосети Испании
рассматривают юмор в качестве " оживляющего элемента" подавляющей
части программ, особенно утренних. Неизменный интерес вызывают у
радиослушателей художественное вешание (радиопостановки),
спортивные передачи, сводки о погоде.

Испанское радио исключительно динамично и оперативно. В практику все больше внедряется прямой эфир, максимально активизируется обратная связь с радиослушателями. Радиопередачи становятся все более живыми и непосредственными. Если принять во внимание, что почти 40 процентов испанцев ничего не читают и тенденция эта продолжает сохраняться, то легко представить, что радио принадлежит значительная роль в общественной и частной жизни населения страны.

Телевидение в Испании появилось в 1956 году. Испанцы восприняли его скептически. Но вскоре положение изменилось. Лет десять назад известный испанский критик Г. Сан-Сегундо заявил на страницах попу-

-193-


лярного тогда журнала " Камбио -16": " Телевизор - король культуры у нас в стране". Но, разумеется, не только культуры, а также политики и идеологии. Достаточно сказать, что примерно 70 процентов населения формируют свои политические взгляды и симпатии исключительно по передачам телевидения. Явление вполне логичное, если учесть что 98 процентов испанских семей имеют телевизор в доме. Просмотру телепередач испанец уделяет в среднем 3, 5 часа в день.

Испанское телевидение включает в себя как бы три независимые подсистемы. Оно представлено прежде всего государственным телевидением, охватывающим всю национальную территорию. Государственное, или общественное телевидение, включает два национальных канала: первый, который регулярно смотрят 40 процентов зрителей, и второй- 15 процентов.

Региональное телевидение, второй компонент системы, представлено семью региональными каналами: ТВ-3 Каталони, Эускади телебиста Басконии, телевидением Галисии, Валенсии, Андалузии, Мурсии, Телемадрида. Право открытия местных каналов органы управления автономных регионов получили согласно закону о радио и телевидении, который был принят в 1980 году.

И, наконец, третьим элементом системы является коммерческое, или частное телевидение, становление и развитие которого проходило крайне болезненно и трудно. И левые, и правые, и центристские силы боя­лись частного телевидения, ибо усматривали в нем возможности усиления позиций и влияния крупного национального капитала и транснациональных корпораций.

Первую брешь в испанском законодательстве о частном телевидении пробивает королевский декрет от 6 июня 1986 года, разрешивший принимать в Испании иностранные передачи со спутника. Затем в том же году правительство утверждает законопроект о частном ТВ и направляет его в парламент. Попыткой наладить частное телевидение в Испании явилось открытие в Лондоне " Канала 10", что стало возможным в результате указанного королевского декрета. Уже в начале 1988 года передачи " Канала-10" транслировались спутником Интелесат из Лондона. Отметим, что в 1987 году в Испании насчитывалось около 3 тыс. антенн -" тарелок" для приема передач со спутника. " Канал-10" был платным. Абонентная плата составляла около 24 долларов в месяц. Новый канал планировался как телеслужба, работающая 24 часа в сутки. Служба новостей исключалась, как и собственные передачи. Предусматривались в основном кинофильмы, сериалы, музыка, домоводство, кулинария, уроки иностранного языка, аэробика и т.д. " Канал-10" организовал передачи на главные города Испании: Мадрид, Барселону, Валенсию, Бильбао, планируя охватить вещанием затем и другие города страны. Но восемь месяцев спустя " Канал-10" прекратил свое существование по причине финансового краха, огромных долгов.

-194-


В 1988 году правительство утверждает национальный план технического развития ТВ страны. В следующем году принимаются законодательные нормы функционирования частного (коммерческого) телевидения. В соответствии с этими нормами планировалось, что частные лицензии будут выдаваться правительством с 1990 года. Срок лицензии -десять лет с последующим продлением. Владелец ее может вести передачи на всю страну. Лицензию нельзя передавать третьей стороне, но с разрешения правительства владельцы получают право продавать свои вклады. Получившая лицензию компания должна быть инкорпорирована в Испании с минимальным капиталом в 10 млн. долларов. Участие иностранного капитала ограничивалось 25 процентами. Вводились квоты на программирование: 15 процентов эфирного времени отводилось собственным передачам компании, 40 - передачам, произведенным в странах ЕЭС, 55 процентов должны были иметь звуковую дорожку на испанском языке. Для кинофильмов устанавливались следующие правила: 40 процентов кинофильмов в любой месяц обязаны иметь местом своего происхождения страны ЕЭС, половина дублированы или изначально произведены на испанском языке. Реклама должна занимать максимум 10 процентов эфирного времени или десять минут в любой данный час.

С установлением юридической базы частного телевещания опреде­лились и сами компании, рискнувшие открыть новое для Испании дело, не побоявшиеся вложить крупные капиталы в крайне неустойчивую сферу рынка - коммерческое телевидение. В течение 1990 года взяли старт сразу три коммерческих канала: " Теле-5" (25 процентов капитала принадлежит итальянцу Берлускони), " Антенна - 3" и " Канал плюс". В первый год зона вещания коммерческого телевидения составила четверть всей территории, т.е. в основном районы Мадрида и Барселоны. По плану в 1993 года частное ТВ должно было распространиться на 4/5 территории, а в 1995 году - на всю страну.

Среди трех каналов, коммерческого телевидения наибольший успех выпал на " Теле-5" , который в сущности представляет собой канал Берлускони, запущенный в эфир в марте 1990 года. " Теле-5" уже в 1992 году собирал 20, 8 процентов зрителей. На него приходилось 22, 3 процента ассигнований на рекламу. Удельный вес импортных передач в программировании канала " Теле-5" весьма значителен - 55 процентов. Весомая часть импорта поступает из хранилищ " Фининвест" Берлускони. Как правило, это игры, эстрада, американские фильмы. Но в основном в программировании " Теле-5" господствующее положение занимают опять же импортируемые " мыльные оперы", минисерии и телефильмы.

Как правило, программа передач на неделю выглядит так. Два раза в неделю - кинофильмы. Это самый любимый жанр в Испании. Раз в неделю - сериал. В два других вечера идут передачи собственного производства, т.е. оригинальная продукция. Доходы от рекламы составили в 1992 году свыше 40 млрд. песет. Сегодня " Теле-5" по размерам аудитории в испанском телевидении вышел на второе место. " Теле-5"

- 195-


больше предпочитают смотреть женщины, чем мужчины. Программы этого канала нацелены на наиболее молодую и наиболее старшую по возрасту часть телезрителей. " Теле-5" более всех в структуре испанского ТВ занят разработкой собственных телесериалов.

Вторым по значимости частным каналом является " Антенна-3", который вышел в эфир в январе 1990 года сначала в Мадриде и Барселоне, затем и в других городах. " Антенна-3" предлагает телезрителям новости, общественно-политические передачи и " ток-шоу". Новостям в " Антенне - 3" уделяется особое внимание, о чем свидетельствует тот факт, что в его отделе информации самый большой штат. Канал собирает 14, 7 процентов зрителей и 13, 5 процентов рекламных доходов телевидения. Четверть капитала принадлежит одному из магнатов информационных комплексов Хавье де Годо. Его группа контролирует 23 газеты, 8 журналов, 2 радиостанции. Время работы канала с 8 утра до 2часов ночи.

Набирает силу и третий канал коммерческого телевидения " Канал плюс". Он запущен в сентябре 1990 года и уже весной 1992 года отвоевал 12 процентов аудитории. Основные владельцы его - французская компания " Канал плюс" ( 25% капитала) и издательский комплекс " Эль Пайс". Базу для программирования составляют американские и испанские кинофильмы, трансляции футбольных матчей. Это единственный платный канал в Испании. Число его абонентов превышает 665 тыс. По этому показателю он занимает третье место в Европе среди платных частных каналов. По характеру своих передач канал отдает явное предпочтение молодой в возрастном отношении аудитории от 15 до 44 лет.

Перспективно для ТВ страны развитие космического вещания. С запуском испанского спутника " Испасат 1Б" в июле 1993 года (первый спутник " Испасат 1А" был запущен в сентябре 1992 года французской ракетой " Ариан" ) правительство выставило на аукцион для частного телевидения три канала.

Частное ТВ сумело завоевать симпатии зрителей страны за счет широкого использования развлекательной функции телевидения: показа кинофильмов, сериалов, телеигр, спонсором которых был иностранный капитал, трансляции зрелищных мероприятий, чего общественное телевидение и национальные кинофабрики, находящиеся на голодном пайке, позволить себе не могли.

Аналогичная ситуация наблюдается и в региональном коммерческом телевидении. Телевидение автономных сообществ, а его бюджет на 70 процентов зависит от государственных дотаций, как и РТВЭ, также не располагает ни эффективной материально-технической базой, ни достаточными средствами, ни жизненно необходимым притоком рекламы, чтобы серьезно конкурировать с ресурсами и возможностями частного телевидения. В сущности, и РТВЭ, и региональное ТВ уступили телерьшок и эфир страны без упорных сражений. Хотя именно региональное телевидение предпринимало и, разумеется, в дальнейшем будет продолжать осуществление мер по сдерживанию натиска частного ТВ.

-196-


Одной из них является создание ассоциации региональных станций " ФОРТА", которая, по мнению правой Народной партии, стала " фактически государственным каналом" .

В 1992 году 'Теле-5" и " Антенна- 3" вынуждены были совместно подать в суд на ассоциацию " ФОРТА", которая приняла решение о совместной продаже рекламного времени всеми региональными станциями. Такое положение дел грубо нарушает принцип конкуренции и принцип государственного субсидирования регионального телевидения. " ФОРТА" явно стремится к тому, чтобы стать третьим государственным каналом.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь