Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тренировка поперечных мышц носа
(Располагаются они по обеим сторонам краев носа. Эти мышцы обычно мало подвижны, их роль - при выражении презрения и отвращения.) Тренировать - активно и длительно: сомкнув губы (не слишком плотно), энергично вытягивать носогубные складки кверху, постепенно добиваясь все большего их подъема (остальные мышцы остаются в покое). Точки приложения усилия находятся у крыльев носа. При сокращении поперечных мышц носа на боковых его поверхностях образуется ряд продольных складок. Тренировка круговой мышцы рта (Эта мышца окружает рот. При сокращении она изменяет форму губ: вытягивает их вперед («надутые губы») или подтягивает («поджатые губы»).) Сначала следует натренировать активное вытягивание губ вперед (хоботком). Затем производить маятниковые движения в обе стороны, с вытянутыми губами, а после - круговые движения в обе стороны поочередно. Голова неподвижна. Вытянув губы до предела вперед, энергично раскрывайте их наподобие распускающихся лепестков цветка. Поджав губы (не очень плотно), энергично направляйте их углы в левую и правую стороны. Поджатые губы помогают передавать разные оттенки выражения надменности. Тренировка треугольной мышцы рта (Эта мышца, сокращаясь, опускает углы рта.) Энергично, при сомкнутом рте, направляйте углы губ книзу. Следите за тем, чтобы нижняя губа не выворачивалась. Добившись большой подвижности обоих углов рта, тренируйте раздельное опускание левого и правого углов. В этом движении активное участие принимают и сильные мышцы шеи, берущие свое начало на груди и оканчивающиеся в углах рта и щек. Прикоснувшись пальцами к горлу, проследите действия этих мышц. Тренировка четырехугольной мышцы нижней губы (Эта мышца, сокращаясь, опускает книзу и выворачивает нижнюю губу.) Следует, выпятив нижнюю губу, энергично вывернуть ее, как бы отваливая книзу. Далее делайте то же самое, но раздельно левым и правым краями губ /при участии мышц шеи/. Вывернув губу, произведите маятниковые движения из стороны в сторону. Важна регулярность занятий.
Развитие мимической выразительности
Работа над этюдами: 1. Придумайте короткие этюды на возбуждения, поступающие через рецепторы пяти органов чувств. Например, увидел: птенца на дороге, милого ребенка, хорошего знакомого, человека вам неприятного, красивым цветок в поле, волка и т.п.; услышал: соловья, кукушку, неожиданный оклик, звук приближающегося поезда, крик о помощи, свисток милиционера и т.п. 2. (Можно усложнить этюды) например: вы увидели в цирке выступление воздушных гимнастов, любуетесь ими. Вдруг один из них срывается и падает... Вы - «болельщик» на футбольном матче. Ваша команда (проигрывает) выигрывает... Вы - мотогонщик и участвуете в международных состязаниях, вас нагоняет соперник и т.п.
Придумывая этюды, следует обращать внимание на то, чтобы они были чисто мимическими, без жестов. Вера и видение уберегут вас от наигрыша, 3. (Более сложные мимические этюды) например, возбуждение, вызванное написанным словом, воспоминанием, рождением мысли; этюды на переходы от одного состояния в другое.
Действия в условиях вынужденного молчания Когда слова являются помехой 1. Придумайте и выполните несколько этюдов на «общение в условиях вынужденного молчания». 2. В комнате находится тяжелобольной. 3. Двое должны о чем-то условиться так, чтобы не знал третий. 4. Люди находятся в размолвке. 5. «Разговор» через окна вагона. 6. Вам необходимо объяснить иностранцу, который не знает вашего языка, как пройти в зоопарк, к врачу... 7. Рот занят полосканием. 8. Человек, застигнутый врасплох, засовывает в рот какой-то предает, видеть который у него не должны, а необходимо отвечать на вопросы. 9. Диалог жестов двух арестантов при строгом конвоире. 10. Учащиеся и педагог. 11. Двое влюбленных при третьем лишнем.
Говорить - не говорить... Встречаются случаи, когда беззвучное произнесение текста возможно и даже необходимо. Например, когда миму требуется нарисовать портрет человека, для которого публичное выступление является профессией; лектор, адвокат, конферансье и т.п. В процессе создания образа говорящего человека: 1. Пользоваться подлинным текстом /исполнитель сам составляет его/ и отрабатывает со звучащей речью; 2. Когда речь «улеглась», найдены ее оттенки, верный тон, можно отброситьтекст и произносить его мимически; 3. Нарисуйте комические портреты различных докладчиков и лекторов, портрет конферансье (незадачливый остряк), судьи, прокурора, адвоката, подсудимого, истца, свидетеля; 4. Отработайте мимический разговор льстеца-подхалима, наглого грубияна, сплетницы, паникера, мимический разговор с двумя несуществующими партнерами; 5. Выразить различные темпераменты ораторов: холерик флегматик и другие индивидуальности персонажа.
Допускается «допуск» - преувеличение, так как это, как правило карикатурный образ. Воображаемый партнер Общение с несуществующим партнером должно быть подчинено следующим требованиям: 1. Необходимо так драматургически строить пантомимические действие, чтобы молчание было органичным и не требовало произнесения слова. 2. Общаться с вымышленным партнером, как с реально существующим. 3. На события, происходящие на сцене, реагировать, как на подлинные и впервые воспринимаемые. 4. В общении с условным партнером применять обязательные приемы: уточняющий взгляд», «поясняющий жест», «мимическое переспрашивание». 5. Все происходящее на сцене должно быть абсолютно понятно зрителю. Владеть всем богатством технических приемов, вдумчиво отбирать выразительные средства. Этюды: 1.«Оклик»:
например, мим шагом «вразвалочку» идет по фойе, в зубах воображаемая папироса. Остановился. В чем дело? Окликнули. А) выслушал замечание с нагловато-снисходительной улыбочкой: «подумаешь, порядки...»; Б) мим с сожалением взглянул на папироску - уточняющий взгляд; выкинул папиросу на пол, пригасив небрежным жестом - поясняющий жест. 2.«Действие» - «Толчок»:
например, мим трясет бутылку с кефиром, но кефир загустел и не течет. Мим тясет бутылку, взбалтывает, вращает, бьет ладоней по дну... бутылка выскочила из рук и... вдруг последовал толчок (прием «неожиданный рывок») в плечо. Выражение лица мима показывает в каком состоянии был человек, толкнувший его («уточняющий взгляд»). Тогда мим со смущенным видом, присев на корточки, принялся счищать пятна с брюк пострадавшего («поясняющий жест»). 3.«Вход в кадр»:
например, мим фотограф, который устало склонился над ванночками. Скрип двери. На лице у мима: «Опять кого-то нелегкая принесла. Придется идти». Клиентов двое: папа и сын. Присутствие сына определяется так: взгляд из-под очков сверху вниз («уточняющий взгляд») и поглаживание малыша по головке («поясняющий жест») и приветливая улыбка; мим может и сам ввести «в кадр» партнера. Например, в чайхане, на ковре, скрестив ноги, сидит, попивая чай из пиалы, любитель игры в кости. Играть не с кем. Одного поманил пальцем - отказался, второго кивком - занят. Третий подсел. Идет игра с партнером, Мим активно вводит партнера в действие (увидел, поманил, пригласил, взял за руку, потянул за собой). Общаясь с несколькими партнерами, нужно наделять каждого контрастной, индивидуальной чертой. Нельзя шептать слова или беззвучно шевелить губами. В начальном репетиционном периоде обращаться к тексту (импровизация). Вместо воображаемого партнера вводить реального. Закрепив находки, разыграть пантомимически.
4. Общение с партнером на отдаленном расстоянии: например, такая ситуация может возникнуть у двух людей, находящихся на противоположных сторонах улицы, реки. Здесь важен отбор жестов, длина взгляда, его целенаправленность.
5. «Мимическое переспрашивание»: например, разговор по телефону. Этот прием помогает сделать понятными «неслышимые» реплики партнера. Дополнительные выразительные средства пантомимы Музыка. Шумы, Свет Музыка: 1. В идеале - написана специально для спектакля. 2. Классика и советских композиторов. 3. Использование музыкальных акцентов, когда подчеркивается какое-либо движение: музыкальных пауз. 4. Чешский театр «На забрадли» вводят в свои спектакли не только музыку, но и песенки. Шумы 1. Шумовые эффекты, сопровождающие /акцентирующие/ действие мима. Осуществляются партнером перед микро фоном за кулисами: звонок будильника, грохот падающих предметов, или жужжание пчелы с помощью включенной электробритвы. 2. Театральные шумы, записанные на пластинке. Свет: 1. Луч «пистолета» акцентирует фигуру мима, либо одни его глаза. 2. Цветной луч усиливает атмосферу, настроение. 3. С помощью света отделяются друг от друга два параллельно развивающихся действия на сцене (две «пушки»). 4. Световые транспаранты для конферансных объявлений. 5. Использование света в сочетании с тюлевым экраном. Источники света за тюлевой «стеной», постепенно вводимые и выводимые реостатом, позволяют добиваться кинематографического эффекта.
Нужен ли миму реквизит? Реквизит: В пантомимах восточного театра вводится реквизит-деталь: меч, весло, плетка. 1. Многофункциональное использование реквизита (у японских и среднеазиатских мимов): веер превращается то: в подзорную трубу, то во флейту, то становится щитом в боевом поединке, то книгой, то кистью, то кубком вина; тюбетейка у изобретательного масхарабоза превращается в пиалу, котел для варки лапши, в сито (а сложенная трубкой в ложку), клистир. Две тюбетейки, подвешанные на нитках к палке - весы, а сложенные особым образом и укрепленные на голове, они могут превратиться в рога или ослиные уши; у народов севера у мима постоянно присутствует атрибут - посох: весло, острога, ружье, лом. Несколько посохов – в пирамиде образуют чум, а сложенные кучкой - костер. 2. Как средство характеристики: ожерелье, кресла различных стилей и пр. (указание на место действия). 3. Реквизит-декорация: проволочный реквизит – контур стойки бара, мольберта художника, кресла, зеркала.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы